В сегодняшнем эфире мы возвращаемся к теме американского фолк возрождения. Это уже четвертый эфир, посвященный данной теме в рамках программы



Скачать 80.29 Kb.
Дата02.05.2016
Размер80.29 Kb.
В сегодняшнем эфире мы возвращаемся к теме американского фолк возрождения. Это уже четвертый эфир, посвященный данной теме в рамках программы «Ойкумена». Но если предыдущие эфиры были посвящены главным образом группам – “The Weavers”, “Peter, Paul and Mary”, «The Kingston Trio, “The Brother Four”, то в сегодняшнем, и, возможно, следующем эфире мы поведем речь о сольных исполнителях.
Итак, конец 50-х годов, Соединенные Штаты Америки. Студенческие городки и кофе-шопы бурлят политической и социальной активностью. Молодежи нужна новая музыка, музыка, в которой есть смысл и слово, нечто большее, чем может предложить современная молодым людям поп-музыка. В поисках таких песен поколение 50-х годов обнаруживает музыку корней и истоков, так в частности темнокожее население приходит к своим истокам. Приходит не сразу, препозицию «да ну их, эти скучные и слезные песни рабства, старьё, да и только» помогают разрушить исполнители, которые наглядно показывают, что эти песни и эта музыка – это то, что помогало их предкам идентифицировать себя в мире, сохранить свою идентичность и преодолеть любые трудности. Таким вестником была героиня нашего сегодняшнего эфира – Одетта.
01 Odetta - Cotton Fields.mp3
Хотя творчество Одетты часто ассоциируется с американским фолк возрождением, она записала свой первый альбом задолго до взлета «The Weavers» на вершины чатов (Одетта дебютировала на сцене в 1949 году), и продолжала активную музыкальную деятельность еще долго после того, как фолк-бум сошел на «нет». В 2007 году, за год до смерти Одетты, ее «Gonna Let It Shine» номинировался на Grammy как "Лучший альбом года в жанре традиционной фолк-музыки".
При этом Одетта пробовала себя во множестве стилей (фолк, спиричуэлз, джаз, блюз, как минимум) и активно сотрудничала с огромным числом как современных ей, так и более молодых авторов.
Но факт остается фактом: фолк-волна 60х вдохновлялась её творчеством, достаточно часто упоминаемая байка утверждает, что Боб Дилан, услышав её пластинку, немедленно отправился в магазин и обменял свою электрогитару и комбик в придачу на акустическую.
В том, что Одетта оказала влияние на их творчество, огромное влияние признавались множество музыкантов: Дженис Джоплин, Боб Дилан, Джоан Баэз, Тадж Махал, Трейси Чэпмен список можно продолжать достаточно долго.
02 Odetta - Gallows Tree (Gallows Pole).mp3
Джоан Баэз описала в своих мемуарах свою первую встречу с Одеттой: «Я так распереживалась, готовясь к встрече с ней, что превратилась в настоящую развалину. Я сидела в баре, ожидая её, и вдруг я её узнала. Минуту я её разглядывала. Она была большая как гора и чёрная как ночь. Её кожа выглядела как бархат. Она носила тяжёлые кольца в ушах, которые болтались, раскачивались и звенели. Её платье выглядело как плывущий вышитый шатёр. Между её передними зубами был зазор, который был всегда виден, потому что её лицо между выражениями озабоченности, удивления, внимания и ироничной сердитости постоянно сдвигалось в улыбку, своей огромностью соответствующую всему остальному в ней. Её подбородок кругло выступал вперёд, а когда она смеялась, появлялись многочисленные ямочки, и я думала, что она – самый величественный человек из всех, которых я когда-либо видела. Пытаясь преодолеть панику, стонущую у меня в груди, я подошла к ней и спела плоскую имитацию её «Another Man Done Gone».
Она выглядела сначала удивлённой, потом польщённой, потом она обняла меня своими огромными руками. Я чувствовала себя шестилетней девочкой, моё сердце не могло вернуться на своё нормальное место ещё целую неделю».
03 Odetta - Another Man Done Gone.mp3
Певица, актриса, правозащитник, и легенда фолк музыки – Одетта (полное имя Одетта Холмс) - родилась в Бирмингеме, штат Алабама, 31 декабря 1930 года в канун Нового года. Когда ей было 6 лет (после смерти отца), ее семья переехала в Лос-Анджелес. В возрасте десяти лет у нее обнаружились недюжинные вокальные способности, и в 13 лет она начала брать уроки вокала с прицелом на дальнейшую карьеру оперной певицы. Девочка также активно и не без успехов занималась фортепьяно, т.е. можно сказать получила классическое музыкальное образование.
После окончания средней школы в 1947 году, Одетта начал посещать вечерние занятия в городском колледже Лос-Анджелеса, закончив его, как по классу музыкальной комедии, так и классической музыки. Учебу и работы в качестве прислуги Одетта успешно совмещала с театральной деятельностью: уже 1944-ом году Одетта получила работу в кукольном театре 'Турнабо', где проработала четыре года, в 1949-ом году она гастролировала с мюзиклом 'Finian's Rainbow'.
03 Odetta - Gallows Tree (Gallows Pole).mp3
Но зарождающаяся фолк-волна вскоре положила конец ее театральной карьере. "Школа научила меня считать и складывать предложения вместе", вспоминала Одетта "А природу человека и его деяний я познавала через народную музыку". С 1949 года Одетта начала выступать в фолк-клубах Западного побережья США с, главным образом, блюзовым репертуаром (при этом, Одетта сама аккомпанировала себе на гитаре, замечая при этом: «когда я играю на гитаре, могу быть настолько серьезной, что с трудом сдерживаю смех»).
04 Odetta - Joshua.mp3
В 1953 году она приехала в Нью-Йорк, где в течение двух недель выступала на сцене клуба «Blue Angel». Вспоминает Пит Сигер: "В первый раз, когда я услышал пение Одетты, она пела "Take This Hammer", я пришел к ней после выступления и сказал, о том, что очень жалею, что Лидбелли не дожил до этого дня, чтобы услышать ее".
05 Odetta - Take This Hammer.mp3
Начиная с этого времени, Одетта активно работает над расширением своего репертуара, с тем, чтобы в полной мере использовать то, что она именовала своим основным "инструментом". Когда она только начала петь, она считали обладателем колоратурного сопрано. По мере того, как она становилась старше, голос стал ближе к меццо-сопрано. Фактически, ее опыт пения народной музыки позволял ей продемонстрировать вокальный диапазон, от колоратурного сопрано до баритона.
06 Odetta - Pastures Of Plenty.mp3
Как Пит Сигер так и Гарри Белафонте, еще один герой нашего эфира, оказывали Одетте всемерную поддержку, и во многом при их содействии в 1954 году она при участии Ларри Мора записала альбом «Tin Angel”. Поднабравшись смелости и опыта, первую свою сольную пластинку, «Sings Ballads and Blues», Одетта записала спустя еще два года. Фактически, именно этот диск подвиг Боба Дилана на смену музыкального арсенала. Пактически одновременно с ним вышел концертный альбом «Gate of Horn», записанный в чикагском клубе народной музыки. Эти два альбома-то и задали те самые стандарты, которым в плане подхода к фолк-музыке и музыке в целом и следовали множество исполнителей, называвших Одетту своим педагогом.
07 Odetta - Timber.mp3
К середине 50-х певица уже зарекомендовала себя профессионалом высочайшего класса и успешно гастролировала по США и Канаде. Она принимала участие в Ньюпортском джазфолк-фестивале (центральное событие в музыкальной жизни Америки тех лет) в 1959, 1969, 1964 и 1966 годах.
Пик музыкальной карьеры пришелся на 60-е, когда Одетта выпустила 16 альбомов, а кроме того, пела на множестве демонстраций и акций против расовой сегрегации.
На протяжении всей своей жизни, Одетта полагала необходимым использовать свой успех на музыкальном поприще для продвижения перемен в социальной сфере. Значительный резонанс имело её выступление на марше борцов за гражданские права в Вашингтоне в 1963 году, где ее выступление на ступенях Мемориала Линкольна в 1963 году представлял сам Мартин Лютер Кинг. В ответ она исполнила композицию «O, Freedom».
07 Odetta - Freedom Trilogy.mp3
Сама певица, говоря о своём участии в движении за гражданские права, называла себя «рядовым одной большой армии». Одетта выступает адрессно для президента Джона Ф. Кеннеди по национальному телевидению в рамках шоу "Ужин с президентом." Она яростно протестовали против участия Америки в войне во Вьетнаме.
В начале 60-х Одетта провела первые европейские гастроли, она выступала в Северной Африке, Японии, Австралии Новой Зеландии, Индии. Ею было предпринято несколько концертных турне с Каунтом Бейси, Питом Сигером, Фрэнком Синатрой, Сонни Терри, с трубачом Баком Клейтоном, Бобом Диланом, Рочестерским филармоническим оркестром и рок-н-ролльным пианистом Сэмми Прайсом.
Одетта снялась в таких художественных картинах, как «Последний раз, когда я был в Париже» (с Элизабет Тейлор) и «Убежище» а также в нескольких телесериалах, где она участвовала не только как певица, но и как драматическая актриса
В 1961 году песня «There’s a Hole in My Bucket», записанная ею с Гарри Белафонте, поднялась до #32 в UK Singles Chart. В том же году Мартин Лютер Кинг назвал Одетту «Королевой американской фолк-музыки». Альбом Odetta Sings Folk Songs стал одним из фолк-бестселлеров 1963 года.
08 - Odetta - The Car-Car Song.mp3
Гарри Белафонте, признававший, что Одетта и на него сильно повлияла, написал комментарий к одному из её альбомов. Беллафонте писал о том, что дело не в словах и не в мелодии, но в том, что исполнение песни становится драмой, драматическим событием.
Одетта: «Я не помню, чтобы было такое – я кого-то слушала и он на меня не повлиял. На меня влияли все, хотя бы в том смысле, что я избегала делать того, что делал тот или иной певец, та или иная певица. Самое большое влияние на меня оказал Лидбелли... и тюремные рабочие песни. Дело в том, что когда я попала в сферу фолк-музыки, я пустилась во все тяжкие, распевая тюремные песни. Я чувствовала столько напряжения, ненависти и ярости, что я могла всё это выпустить из себя только с тюремными песнями. Никто не знал, где кончаются заключённые и начинаюсь я, и наоборот. И никто не мог сказать, что это я была злой, безумной и тому подобное.
09 - Odetta - Sometimes I Feel Like A Motherless Child.mp3
А дальше произошло вот что – некоторые песни просто взяли и ушли от меня. «John Henry» была первой, которую я больше не смогла петь. Дело в том, что когда я была Джоном Хенри и вся эта ярость выходила из меня, и так в течении многих лет, когда я во всё это погружалась, это вылечило меня, и теперь я должна была исполнять, играть Джона Хенри – а я не знаю, как его изображать».
09 - Odetta - John Henry.mp3
Одетта: «Нет никакого сомнения, что эту музыку понимают везде. Мне кажется, что тяжёлые времена – они и есть тяжёлые времена, неважно как именно ты попал в такую ситуацию. Ты должен преодолеть трудности, и одна из вещей, которую фолк-музыка говорит – это то, что мы сильны, мы растём. Ботинок общества давил нам на горло, и мы нашли способ, как сделать песню, как сделать проповедь, как сделать стихотворение, как спеть колыбельную младенцу... это не меняло твоей ситуации, но это помогало тебе преодолеть текущий день и начать новый. Я называю эту область музыки историей нас как граждан, как людей живущих ежедневным усилием. В школьных учебниках мы читаем о героях, и кажется, что у героев были в распоряжении все деньги, деньги, заработанные нашим временем, нашим потом, нашим страданием. Судьи, политики и прочие – вот кого расхваливали в школе. Но нам не рассказывали, откуда мы пришли, кто наши предки, как они жили? Ты должен знать, откуда ты пришёл, чтобы не повторять тех же самых ошибок снова и снова».
Одетта: «И юмор, я нашла в фолк музыке и юмор, это тоже часть комплекта средств для выживания».
Одетта: «Я считаю, что простота – это самое сложное, чего можно достичь».
Многие песни, которые поёт Одетта, сегодня называемые фолком, то есть народными, звучат для нас нейтрально, просто как старые песни. Их поют и дети, почему бы и нет. Одетта говорит, что дети не знают, что скажем «Ring Around The Rosie» – песня об эпидемии чумы, неспроста в этой песне сыпется пепел. Песни привязаны к специфическим ситуациям, к судьбам конкретных людей – скажем, есть песни, связанные с работой на хлопковых плантациях, или песни людей, скованных одной цепью, – в этих песнях передавались новости вдоль цепи. Существовали песни, в которых был закодирован план побега – по какой дороге идти, где свернуть, где спрятаться. «The Midnight Special» – песня о беглом заключённом, пропустившем поезд, на котором он должен был уехать.
Одетта: «Я никогда не была в рабстве, но я могу представить себе, как мои предки себя чувствовали. Я проникаюсь этим чувством, когда я думаю над тем, что выражают слова и что рассказывает мелодия. Конечно, было бы хорошо, если бы я могла стать ребёнком, который поёт песню, а иногда – и мужчиной. И в самом деле, когда я пою, у меня нет пола».
10 - Odetta - Hush, Little Baby.mp3
Одетта замечает, что её пение требует от неё полного погружения в энергию песни, это необычное переживание: «Именно поэтому я веду себя странно, даже может быть экстравагантно перед концертами. Я заявляю окружающим, что больше я не человек. Я как бы надеваю шоры, так что всё, что произошло в этот день, исчезает из моей головы, я становлюсь как бы чистым холстом, на котором теперь можно что-то написать или нарисовать. И когда я попадаю в такое состояние, я чувствую энергию, идущую из мест, названия которых мы не знаем. Эта энергия захватывает публику и объединяет нас, и это в полном смысле слова исцелительно».
11 - Odetta - Ain't No Grave Can Hold My Body Down.mp3





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница