В поисках солидарности краткий обзор



страница1/9
Дата11.11.2016
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Неофициальный перевод на русский

ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ В МИРЕ:
В ПОИСКАХ СОЛИДАРНОСТИ

КРАТКИЙ ОБЗОР



Обзор


В данной публикации представлен синопсис основной публикации УВКБ ООН «Положение беженцев в мире: в поисках солидарности». Книга была подготовлена в 2011-2012 годах и написана с точки зрения УВКБ ООН, опираясь на опыт последних семи лет. Она разделена на восемь тематических глав, которые в совокупности описывают положение беженцев в мире.
Рост числа людей, лишенных защиты государства

Во-первых, в книге описывается возрастающее число людей, лишенных какой-либо защиты со стороны своего государства. Десятки миллионов людей во всем мире, включая 33.9 миллионов «лиц в ведении УВКБ ООН» вследствие этого находятся в особенно уязвимом положении. На большую часть таких людей распространяется риск вооруженных конфликтов и политического насилия в их сообществах и в странах происхождения: это гражданские лица в зонах конфликта, беженцы, лица, ищущие убежища, беженцы, находящиеся в состоянии перемещения на протяжении длительного времени, и внутренне перемещенные лица (ВПЛ). В последние годы ВПЛ превратились в самую большую группу лиц, пользующихся защитой и помощью УВКБ ООН – по состоянию на 2011 год их число составляет 14,7 миллионов человек в 26 странах, хотя общее число ВПЛ в результате конфликтов может достигать 27 миллионов человек. УВКБ ООН также заботится о 10,4 миллионах беженцев, которые стали ими, в основном, из-за конфликтов.


Еще одна категория лиц в ведении УВКБ ООН те, кто меньше пострадал в результате конфликтов, но при этом оказался в таком же уязвимом положении, не имея защиты со стороны своих государств. Сюда относятся лица без гражданства, беженцы и перемещенные лица в городских районах, а также люди, перемещенные в результате стихийных бедствий и экологических факторов. В целом 12 миллионов человек могут являться лицами без гражданства. Возрастающее число беженцев, ВПЛ и возвращающихся лиц проживают в городских районах, которые можно сравнить с лагерями. В последние годы увеличилось число лиц, перемещенных в результате стихийных бедствий, при этом оно явно превышает количество перемещенных лиц в результате конфликта. Изменение климата может привести к увеличению этой цифры на многие миллионы в последующие десятилетия.
Глобальные социальные и экономические тенденции показывают, что в результате роста численности населения, урбанизации, стихийных бедствий, изменения климата, роста цен на продовольствие и конфликтов за ограниченные ресурсы масштабы перемещения будет продолжать расти в течение следующего десятилетия.
Международная защита под давлением

Во-вторых, в книге описываются система международной защиты беженцев, которая находится под значительным давлением со стороны растущего числа и категорий лиц, нуждающихся в защите. Международная система защиты беженцев, основанная в 1951 году на основе принципов государственной ответственности и международной солидарности, должна обеспечить защиту и помощь лицам в ведении Агентства, а также решать вопросы, связанные с меняющимися моделями вынужденного перемещения. В частности, на УВКБ ООН и его партнеров по гуманитарной деятельности оказывается возрастающее давление, связанное с удовлетворением потребностей в защите в конфликтных зонах мира, несмотря на растущие угрозы для безопасности сотрудников гуманитарных организаций и ограничение в доступе к нуждающемуся населению.

Давление на международную систему защиты усугубляется угрозами институту предоставления убежища и сокращением традиционных способов решения проблем беженцев. Люди, ищущие убежище в другой стране, сталкиваются с разнообразной защитной средой, характеризующейся наличием стран, применяющих разные подходы, непоследовательную практику, барьеры против смешанной миграции и ограничение прав. Люди, которые перемещаются через границы вследствие стихийных бедствий и под воздействием климатических изменений, сталкиваются с потенциальным правовым пробелом в защите, так как они не подпадают под Конвенцию 1951 года. В то же время, беженцам становится труднее изыскивать традиционные способы решения своих проблем, при этом около 7,2 миллионов человек оказались в «затяжном» изгнании. Принимающие страны, страны происхождения и страны-доноры, возможно, не способны в достаточной мере сотрудничать в деле поиска решений, так как принимающие страны сопротивляются интеграции на местах, в то время как другие страны предлагают слишком мало мест для переселения.
Инновационные практики УВКБ ООН

В-третьих, в книге освещаются новые методы и принципы, разработанные УВКБ ООН и партнерами, работающими с государствами, в плане реагирования на эволюционирующие проблемы вынужденного перемещения в мире:



  • Для удовлетворения потребностей гражданских лиц в период вооруженных конфликтов УВКБ ООН и его партнеры изменили свой подход, перейдя от «избежания рисков» к «управлению рисками». Данный подход ориентирован на принцип «как остаться» вместо принципа «когда уйти», а также на продвижение принципа «благожелательного отношения» со стороны местного населения.

  • Для того, чтобы защитить беженцев в рамках смешанных миграционных потоков, в 2006 году УВКБ ООН и партнеры разработали «Десятикомпонентный план действий по защите беженцев и смешанной миграции». Он направлен ​​на то, чтобы поощрять государства к интегрированию защиты беженцев в более широкую миграционную политику, и обеспечить достойное обращение со всеми мигрантами.

  • Для того, чтобы защитить институт предоставления убежища и сделать государства ответственными за соблюдение своих обязательств в рамках Конвенции 1951 года, УВКБ ООН увеличило количество исков, подаваемых в национальные и региональные суды, для достижения большей согласованности в принятии решений по ходатайствам о предоставлении убежища.

  • Для того, чтобы разрешить затянувшиеся ситуации с беженцами, УВКБ ООН пытается утвердить комплексные стратегии, включающие три вида традиционных долгосрочных решений – добровольную репатриацию, интеграцию на местах и переселение.

  • Для того, чтобы привлечь беженцев, возвращающихся лиц и ВПЛ в более масштабную деятельность по планированию восстановления и развития при добровольной репатриации и местной интеграции, УВКБ ООН и ПРООН вместе с Мировым Банком в 2010 году запустили Программу принятия промежуточных решений.

  • Для того, чтобы учитывать личные приоритеты беженцев при поиске решений их проблем, УВКБ ООН заявило, что «мобильность» может сыграть важную роль в достижении долгосрочных решений для беженцев, и приступило к изучению возможностей миграционных каналов для содействия долгосрочным решениям.

  • Для того, чтобы решить проблему безгражданства, УВКБ ООН призвало государства подписать Конвенцию 1961 года «О безгражданстве» и привести свое национальное законодательство в соответствие со нормами, содержащимися в Конвенции.

  • Для того, чтобы удовлетворить потребности беженцев в городских районах, в 2009 году УВКБ ООН приняло новую «Политику в отношении защиты беженцев и решений в отношении беженцев в городских районах», и начало перемещать свою деятельность в городские районы, а также накапливать сведения о наилучших практиках.

  • Для того, чтобы повысить доступность и качество защиты, УВКБ ООН в 2011 году организовало совещание на уровне министров, направленное на повышение ответственности государств и международной солидарности в отношении беженцев и лиц без гражданства. Более 100 государств приняли конкретные обязательства по широкому кругу вопросов, касающихся вопросов защиты беженцев и лиц без гражданства.


Императив солидарности

В-четвертых, в книге последовательно утверждается, что укрепление международной солидарности необходимо для решения проблемы вынужденного перемещения в мире. Как ответственность государства, так и международная солидарность являются важными для эффективного функционирования режима международной защиты, для решения растущих проблем перемещения в мире и снятия напряженности, связанной с управлением международной защитой. Глобальная солидарность – принцип, согласно которому глобальные проблемы решаются таким образом, что издержки и бремя распределяются справедливо – является особенно важной , когда малое число государств принимают большинство беженцев в мире, в основном в силу своей географической близости к странам, пострадавшим от конфликтов.


Солидарность требуется от основных заинтересованных сторон в системе международной защиты. Более того, солидарность требуется от государств, включая страны происхождения и принимающие страны, которые должны действовать ответственно, чтобы защищать права всех людей на своей территории, а также выполнять свои обязательства по отношению к беженцам, перемещенным лицам и лицам без гражданства. Солидарность также требуется от международного сообщества для поддержки принимающих государств с целью эффективного исполнения своих обязательств посредством финансовой помощи, технической поддержки, предоставления мест для переселения, участия в управлении и других видов содействия. Солидарность также требуется от организаций гражданского общества, сообществ и заинтересованных лиц, которые формируют внешние условия защиты и часто вносят наиболее значимый вклад в дело улучшения положения беженцев в мире.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница