В настоящее время резко возросло негативное антропогенное воздействие на окружающую природную среду



страница1/17
Дата09.05.2016
Размер3.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Введение
В настоящее время резко возросло негативное антропогенное воздействие на окружающую природную среду. В связи с этим, возникла необходимость в создании такого научного направления, которое бы интегрировало широкий круг экологических проблем на различных уровнях исследования. Таким научным направлением явилась геоэкология. Зародившись в недрах естественных наук, на стыке географии и экологии, геоэкология, как научное направление характеризует их фундаментальную основу, явившись логическим завершением процесса экологизации географии.

Именно в недрах этих наук оформилось немало научных идей и концепций, направленных на изучение характера взаимоотношения природы и общества. При этом сам характер этих взаимоотношений не может быть изучен и охарактеризован одним показателем, а требует комплексного исследования с учетом географических и экологических закономерностей. Учет этих закономерностей опирается на опыт исследования интеграционных геосферных процессов такими учеными как: Э.Б. Алаев, Л.С. Берг, В.И. Вернадский, И.П. Герасимов, А.Г. Исаченко, Б.И. Кочуров, Ф.Н. Мильков, Н.К. Мукитанов, В.А. Николаев, B.C. Преображенский, В.Б. Сочавы и др. В своих исследованиях они обращали внимание на то, что решение геоэкологических проблем требует не столько наращивания технической мощи, сколько воздержания от таких видов деятельности, которые, не будучи обязательным условием существования людей, могут быть прекращены или существенно ограничены. При этом сами эти ограничения должны быть согласованы с экологическим императивом, который в той или иной мере будет, стабилизирует потреблением природных ресурсов. Ведь запасы природных ресурсов не безграничны, а это значит, что для предотвращения их истощения, прежде всего, необходимо установить такой характер взаимоотношения природы и общества, который позволит с оптимизмом смотреть в будущее. Прежде всего, необходимо осуществить рациональное и комплексное природопользование, найти новые источники сырья, топлива, энергии, которые позволят уменьшить деградационные процессы окружающей природной среды.

Изучение и исследование проблем деградации систем жизнеобеспечения геоэкосфер - основной вопрос геоэкологии, в которой она опирается на учение о биосфере и ноосфере (Вернадский, 1926, 1944), концепцию географической оболочки (Григорьев, 1932), концепцию экосистемы (А. Тенсли, 1935), учение о биогеоценозе (Сукачев, 1941), геосистемную концепцию (Сочава, 1963) и концепцию геотехнической системы (Преображенский, 1972).

Интеграция географии и экологии, прежде всего, обусловлена характером исторического развития этих наук, которые на протяжении длительного времени неразрывно связаны тесными узами с самой жизнью человеческого общества. В геоэкологии человек рассматривается не только в качестве разрушителя природы, но и жертвы ее воздействия как неизмененной (стихийные явления), так и, в особенности, измененный им же самим. Геоэкология предусматривает сочетание двух научно-исследовательских подходов: географического (пространственного) и экологического (системного: субъект-среда). Она призвана решить проблемы гармонизации взаимодействия природы и общества.

География на протяжении своего развития претерпевала различные коллизии: менялся объем накопленных фактов, которыми ей приходилось оперировать, менялось её содержание и методы исследования, менялись теоретические взгляды и идеи многих ученых, которые занимались её изучением. Так А. Г. Исаченко показал, что путь, пройденный географией, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности; изучение отдельных элементов ее природы; установление взаимных связей между элементами; исследование географических комплексов, или геосистем. [Исаченко,1971].

Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественные науки, включая географию, которая на основе экологических знаний осуществляет исследование взаимодействия геоэкосистем различных иерархических уровне при помощи геосистемного анализа. Геосистемный анализ, представляет собой комплексное географо-экологическое направление, которое в своей исследовательской практике использует данные многих смежных наук, но, прежде всего традиционных географических изысканий, являющиеся в дальнейшем необходимой основой экологических характеристик изучаемых территорий. Так как именно география по-прежнему сохраняет главные черты своего комплексного научного метода: системность, территориальность, конкретность, сравнительность, глобальность. [Антипова, 2011]. Кроме того, география внесла в геоэкологию - представление об единых существующих в природе взаимосвязях, роли отдельных геокомпонентов в развитии географической оболочки, понятия устойчивости геосистем, а экология принесла с собой экологический подход, понятия о биосфере и ноосфере, определение понятий популяция и биогеоценоз, изучение биогеохимического круговорота вещества, энергии и информации. Образно говоря, геоэкология – это результат вхождения более «молодой» науки экологии в более «старую» географию, с динамикой её развития на различных этапах исторического исследования. Так как именно в историческом аспекте можно отразить весь характер этого интеграционного процесса, сочетающего в себе био - и антропоцентричность экологии с полицентричностью и территориальностью географии. Тесная связь этих двух наук направлена на оптимизацию, гармонизацию взаимоотношений общества и природы, на поиски путей сбалансированного развития конкретных разномасштабных территорий и Земли в целом.

Современная геоэкология несет в себе, также аспект и общенаучного, философского осмысления, так как философия есть знание о мире, пропущенное через душу человека, и в ней отражается не только сам окружающий мир, но и мир человека [Петров К.М., 2005]. Этот мир философского осмысления природы должен формироваться на основе геоэкологической культуре, которая ведет к обновлению понимания принципа гуманизма, человечности. Не человек сам по себе, замкнувшийся в себе и ориентирующийся только на себя, а человек в среде, обменивающийся и воспроизводящий жизнь вокруг себя становится основой, безусловной ценностью [Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н., 2001]. Философско-мировоззренческая направленность геоэкологии, способствует становлению нового геоэкологического мышления в процессе изучения взаимоотношения системы «природа - общество» на современном этапе исследования, как природных, так и социальных процессов.

Существует предположение, что геоэкология как новый уровень интегральных наук в ближайшее время будет исследовать проблемы части Космоса, затронутого человеческой деятельностью, и может стать одной из главных наук в XXI столетии.



Глава 1. Формирование геоэкологических представлений в географической науке
1.1. Становление и развитие географии в древнем и античном мирах.
География как наука, зародилась на заре развития человеческого общества, а её истоки уходят в глубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Возникновение географии в глубокой древности связано, прежде всего, с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Зачатки географических знаний появились еще у первобытных людей, само существование которых зависело от способности ориентироваться в пространстве и отыскивать естественные убежища, источники воды, места для охоты, камни для орудий и т.д. Судить о них сейчас можно по отдельным «следам» прошлого, например по наскальным рисункам, или по артефактам различных археологических древних раскопок, которые также позволяют сделать некоторые выводы о географических знаниях в далеком прошлом.




Рис.1.1. Первобытные люди

(Б.В.Ляпунов «Из глубины веков», 1953)


Мир, в котором жили первобытные люди, вмещал в себя тот «островок» обитания, где им приходилось жить и охотиться (рис.1.1). В поисках пищи им приходилось совершать передвижения на различные расстояния, тем самым, обживая неизвестные районы. Путешествия эти носили локальный характер, т.к. по большей части племена вели оседлый образ жизни. В те очень далекие времена миропонимание первобытного человека формировалось в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В основе такой географии лежало понятие «места» или топоса, что в переводе с греческого – место, участок земли. Оно формировало у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах. Первобытному человеку необходимо было знать место своего обитания. Это диктовалось необходимостью выживания и сохранения вида. Стихийно создавалась система взаимоотношений с тем пространством, в котором приходилось обустраивать свою жизнь. В это время сформировался, по словам В.С.Преображенского, «бытийный» географизм, т.е. знания определялись земным бытием [189].

«После эпохи первобытности началась гораздо более короткая по времени эпоха древних цивилизаций» - отмечает В.П. Максаковский в одной из своих работ и далее указывает, что само слово цивилизация вошло в научный обиход в XVIII веке для обозначения грани между дикостью и варварством и появлением более развитого общества. Постепенно сложилась и теория цивилизации, большой вклад в создание которой внесли такие западные ученые, как немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и социолог А. Тойнби, американский политолог С. Хантингтон и такие русские ученые, как Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, О.Я. Яковец. В их работах упоминается разное количество цивилизаций, которое объясняется различиями в критериях выделения цивилизаций [135].

В ходе эволюции термина обнаружилась его многозначность, смысловой плюрализм, сохраняемые до наших дней. Ни одна из представленных в научной литературе концепций и типологий цивилизации не может быть признана в качестве единственно верной и бесспорной. Дело в том, что по своему происхождению и структуре цивилизация является феноменом собирательным, многофакторным. Цивилизацию образуют и характеризуют особенности природной среды (климатические условия, географический и демографический фактор), достигнутый уровень потребностей, способностей, знаний и навыков человека, экономико-технологический способ производства и строй социально-политических отношений, этнический и национальный состав сообщества, своеобразие культурно-исторических и религиозно-нравственных ценностей, характер и степень развития духовного производства [236]. «Цивилизации являются крупными и сложными культурами, которые обычно отличаются от более простых большим контролем над окружающей средой, включая распространенную практику сельского хозяйства и одомашнивание животных» - отмечает Кигли. [255].

Мелко, сделав обзор литературы, приходит к заключению, что существует «разумное согласие» относительно двенадцати важнейших цивилизаций, из которых семь уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центрально-американская, андская), а пять продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская и западная) [259]. К этим пяти цивилизациям целесообразно добавить православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизации, добавляет С.Хантингтон [239].

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций (рис.1.2), по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации. Историческое пространство древнейших цивилизаций – это, главным образом, долины крупных рек Северной Африки и Азии: Нила (египетская цивилизация), Междуречья Тигра и Евфрата (шумерская, вавилонская цивилизации), Инда и Ганга (индийская цивилизация), Хуанхэ и Янцзы (китайская цивилизация).

Рис. 1.2. Карта древних цивилизаций (По В.Хачатурян,2005)

Источник: (http://images.google.ru)


Эти цивилизации называют также архаическими и первичными; последнее определение подчеркивает, что они возникли, как естественное продолжение и в то же время преодоление первобытности в местах, наиболее благоприятных для жизни и деятельности человека [181].

Некоторые ученые исследователи называют эти цивилизации еще и «речными», так как реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. О географи­ческих познаниях представителей этих древних цивилизаций можно судить по письменным источникам, которые дошли до наших дней, в них также нашли свое отражение зачатки научных знаний в области математики, астрономии, механики, которые использовались затем для решения проблем географического характера. С развитием древних цивилизаций географические познания, начинают носить чисто утилитарный характер, так как многие путешествия были связаны, прежде всего, с торговлей.

В II-I тыс. до н.э. древний народ финикийцы в поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже — до Британских островов. Географ Страбон писал, что финикийцы «занимались научными исследованиями в области географии, астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима была мореходу и кораблевладельцу» [221].

В азиатской части света, древнейшими очагами культуры являлись в то время Индия и Китай, дошедшие до нас рукописные источники говорят о географических знаниях в этих странах. Письменные памятники древних индусов, так называемые «Веды», относятся ко II тысячелетию до н. э., в них помимо религиозных гимнов, содержатся этнографические сведения, описание природы и климатических условиях различных уголков страны, а также своеобразие гидрологического режима некоторых рек. В «Ведах» упоминаются реки Афганистана, описываются р. Инд и р. Ганг, даются развернутые описания времен года. Древние индусы уже в то время имели хороший календарь, а в трактатах по астрономии указывалось, что Земля вращается вокруг своей оси и что Луна заимствует свой свет у Солнца [252].

В одном из древнекитайских трактатов «Юйгуне» описываются горы, реки, озера, почвы, растительность Китая и районов, населенных другими народами. Китайские ученые уже тогда проводили географические исследования над скоростью течения воды и стока, описывали зависимость растений от почвы, грунтовых вод и некоторых других географических факторов. Кроме того, китайцы за 100-200 лет до нашей эры, уже имели приборы для определения направления ветра и количества осадков [78].

Расселение народов, войны и торговля расширяли географические знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам в далеких речных и морских путешествиях. Эти путешествия нашли свое отражение в мифах и легендах древней письменности, в частности у Гомера в его «Илиаде» и «Одиссеи».

В первой половине VI в. до н. э. в г. Милете (западное побережье Малой Азии) была основана первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии. Яркими представителями, которой были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.







Фалес

(ок.640-ок.562до н.э.)



Анаксимандр

(ок.610-ок.540 до н.э.)



Анаксимен

(ок.585-ок.525 до н.э.)



Милетские философы подытожили мифологическое, предфилософское мировоззрение в Древней Греции (Гомер, Гесиод и др.), заимствовав у них установку на большие проблемы, и через свои интеллектуальные занятия науками создали качественно новое интеллектуальное мировоззрение. Все милетские философы – стихийные материалисты; для них единая сущность ("первоначало") многообразных явлений природы заключается "в чем то определенно-телесном"[250] : для Фалеса эта сущность – вода, для Анаксимандра – неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена – воздух. Именно представителями этой школы указаны первоначальные, ещё чисто умозрительные попытки естественнонаучного объяснения географических явлений (смены суши и моря, землетрясений, разливов Нила и пр.). Зародившиеся в Милетской школе научные и философские идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции [236].

.




Парменид

(ок. 540-450 до н. э.)


Древнегреческий ученый Парменид, по-видимому, был первым, кто пришёл к выводу о шарообразности Земли, он же разделил Землю на климатические зоны и установил, что утренняя и вечерняя звезда являются на самом деле одной и той же планетой — Венерой [237].

В V-IV до н. э. развитие мореплавания и торговли привело к появлению первых географических описаний. Их называли периплами и периэгезами. Периплы описывали морские путешествия и морские плавания вдоль берегов, а периэгезы - сообщали знания о той или иной стране или достопримечательном месте посредством географических, топографических, исторических, и других экскурсов. В общем виде первые описывали берега и представляли собой прообраз современных лоций. Вторые - участки суши и являлись начальной формой страноведческих описаний. Авторов таких описаний называли логографами. В настоящее время все произведения логографов утрачены, но насколько можно судить по сохранившимся отрывкам, логографы писались простым языком и были понятны для чтения. Произведения логографов заложили прочный фундамент дальнейшего развития греческой историографии и географии [252].

Самым древним и знаменитым логографом того времени был древнегреческий ионийский историк, географ и путешественник, основатель описательной географии Гекатей Милетский (550 - 490 до н. э.). Сочинение Гекатея «Землеописание» - сохранились во фрагментах и пересказах в книгах позднейших античных авторов. При этом "Землеописания" позволяют наглядно судить о географических познаниях того времени. Гекатей обладал обширными познаниями в географии и много путешествовал. Описание земли (точнее «Объезд земли», «Кругосветные путешествия») состояло из двух книг, одна из которых была посвящена Европе, другая — Азии; к ним прилагалась географическая карта, где были впервые обозначены три части света — Европа, Азия и Ливия. Гекатей подробно описал берега Черного моря, сравнив его очертания со «скифским луком», показал находящиеся к северу от Скифии и вытянутые в широтном направлении Рифейские горы. Среди дискообразной суши Гекатей впервые выделил область обитаемых земель — ойкумену (рис.1.3).

Рис.1.3. Вид Земли по Гекатею Милетскому: 1 - Средиземное море; 2 - Чёрное и Азовское моря; 3 - Каспийское море; 4 - Красное море.

Источник: (БСЭ,1969-1978 гг.)
Карта не найдена, частично она восстановлена по описаниям Геродота и других авторов. Распределение географического материала в сочинении Гекатея - топографическое; страны и города в Европе, Азии и Африке следуют одни за другими, с замечаниями о жителях, реках и разного рода достопримечательностях. Описание мест сопровождалось картой, основанной на карте мира Анаксимандра, но расширенной и уточненной [57].

Географические воззрения и труды Гекатея послужили в дальнейшем одним из важнейших источников описания стран для Геродота.






Геродот

(ок.484-425 до н. э.)


Одним из первых страноведов можно считать Геродота. Он много путешествовал, посетил Ма­лую Азию, Вавилон, Египет, Финикию, Сицилию и многие другие места средиземноморья. Ему также удалось собрать и систематизировать много других сведений об Индии, Сахаре, Атласе. Именно в этот период в Греции родилось стра­новедение, понимаемое как географическое описание. Геродот явился автором «Истории в девяти книгах», в которой первым преобразовал традицию логографов, он соединил присущие логографам дескриптивные, т.е. описательные формы с нарративными, т.е. повествовательными формами. Одним из первых подчинил этнографические и географические элементы трактовке исторических событий. В четвертой книге его «Истории» содержатся сведения о географии Скифии (реках Истре и Танаисе, климате, рельефе, Каспийском море и даже реке Аракс или Амударье). Причем описание Ливии проводится с помощью районирования.

Он выделяет четыре широтные полосы: приморская населенная зона, зона «диких зверей», «песчаная полоса» (зона пустынь) и южная населенная зона (рис.1.4).



Рис.1.4. Вид Земли по Геродоту

Источник: (http://big-archive.ru/geography/)


Однако Геродот не избежал и мифологических объяснений. Солнце у него отклоняется к югу зимой под влиянием холодов и бурь. Ветры дуют из холодных стран, а в Азии теплее, так как она ближе к Солнцу. Но это ни сколько не умаляет его исследований как страноведа [57].




Э. Книдский

(480-355 до н.э.)


Первые истоки климатологии можно найти уже у Эвдокса Книдского, который обосновал идею о климатических поясах, положив в основу их формирования, наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты (отсюда с греческого «климат» означает «наклон»). Он впервые применил гномон (др. - греч. γνώμων — указатель) — древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет, позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца. для определения широтного положения географических объектов (рис.1.5). [252].

Рис.1.5. В полдень тень гномона всегда указывала на север.

Источник: (http://his.1september.ru/)





Аристотель

(384-322до н.э.)


В дальнейшем наука классической Греции нашла свое отражение в трудах Аристотеля. По его мнению, окружающий человека мир имеет четыре первичных элемента: огонь, воздух, воду и землю. Источником движения является эфир, слагающий небо. А это уже был, своего рода, подход компонентной географии. Сочетания названных элементов формируют сферы: внешнюю небесную, сферу огня (верхнюю атмосферу), нижнюю (воздушную), сферу воды и земли (в центре). Тем самым он признавал идею о шарообразности Земли. В своей знаменитой работе «Метеорологика», которая, к сожалению, не сохранилась, он дает описание основных сфер, используя все накопленные знания. Его «Метеорологика» - первый опыт общего землеведческого описания. В ней нижняя атмосфера рассматривается как сфера не только воздуха, но и воды (за счет «влажного испарения»), а причиной ветров служит «сухое испарение». Когда господствует первое, наблюдаются влажные годы, когда же наблюдается второе - сухие и ветреные годы. Аристотель указывает, что на земной поверхности большую роль играют реки, берущие начало в горах, а не в океане, как считали его предшественники. Аристотель также систематизировал взгляды своих предшественников относительно тепловых поясов. Ему же принадлежит идея о постепенном переходе от неодушевленных тел к растениям, а от растений - к животным («лестница существ») и первая классификация животных (описано 500 видов). При районировании поверхности Земли им выделяются 5 зон. При этом суша занимала лишь часть северной умеренной зоны. Ойкумена же простиралась с запада на восток от Геракловых Столбов (Гибралтара) до Индии, а с севера на юг - от Скифии до Эфиопии. Таким образом, Аристотель дифференцировал науки, и знание о природе приобрело форму естествознания. Он же стоял у истоков общего землеведения и компонентной географии [11]. С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы. В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции. Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание [29,237].




А. Самосский

(310-230 до н. э.)


Расцвет этой деятельности, прежде всего, связан с Аристархом Самосским. Из всех сочинений Аристарха Самосского до нас дошло только одно, «О величинах и расстояниях Солнца и Луны», где он впервые в истории науки пытается установить расстояния до этих небесных тел и их размеры. Он впервые предложил гелиоцентрическую систему мира и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров [86].

Гелиоцентрические взгляды Аристарха были чрезвычайно смелыми для его времени. Обвиненный в ереси, он был вынужден бежать из Афин. Аристарх был своего рода «Коперником» древнего мира. Причины, заставившие Аристарха выдвинуть гелиоцентрическую систему, а также причины, по которым гелиоцентризм так и не стал базисом для дальнейшего развития древнегреческой науки, до конца не ясны [252].






Эратосфен

(ок.275-194 до н.э.)


Если создателем первой карты считают Анаксимандра, то основоположником математико-картографического направления в географии стал Эратосфен Киренский - греческий математик, астроном, географ и филолог ввел термин "география", именно он заложил основы математической географии. Он впервые применил термин «широта» и «долгота» и при построении карты Ойкумены использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы (рис.1.6) .

Рис.1.6. Карта ойкумены Эратосфена.

(Реконструкция Э. Банбери).

Источник: (http://www.istorya.ru/book/skifia)


Его научные таланты удостоились высокой оценки современника Эратосфена, Архимеда, который посвятил ему свою книгу Эфодик (т.е. Метод). Сочинения Эратосфена не сохранились, мы имеем от них лишь фрагменты [87]. Его обширный труд «Географические записки» был первым, где упоминался термин «география» (вместо периплов и периогезов), который заменил более ранний термин "gēs periodos"-"объезд земли", введенный милетскими учеными - Гекатеем и Анаксимандром. Именно этим термином он назвал свое сочинение, которое носило название "Geographiká". Он включал в себя не только описание Ойкумены, но и вопросы математической и физической географии. Впервые были определены размеры Ойкумены и введена сетка меридианов и параллелей.

Сравнивая величины угла падения лучей полуденного солнца в Александрии и Сиене (Тропик Рака), Эратосфен первым определил окружность Земли по меридиану. Полученная величина равнялась 252 тыс. стадий (около 40 тыс.км.). Эратосфен также выделил «климаты», т. е. широтные полосы с разной продолжительностью дня, попытался разделить Землю на физико-географические области — сфагриды. Выделял он и сфагриды для описания географического районирования. Описание их начинается с выделения границ, которые проводились обычно по естественным рубежам (хребтам, рекам, морям), и включает номенклатурно-топографические данные о климате, народах и сельскохозяйственных культурах.

Тем самым «География» Эратосфена объединила в себе физическую, математическую (картографическую) и региональную географии. Дальнейшее развитие этого направления привело к возникновению геодезии и картографии. Эратосфена считают истинным “отцом” географической науки [252].




К. Мальский

(II век до н.э.)


Около 150 года до нашей эры Кратетом Мальским, жившим в Пергаме был изготовлена первая модель земного шара – глобус. Сама модель до наших дней не дошла. О глобусе упоминают очень кратко Страбон и древнегреческий математик, и астроном Гемин, который сообщает, что Кратет снабдил свой глобус системой кругов и поместил между тропиками океан (рис.1.7).

Рис.1.7. Глобус Кратета

Источник: (http://www.bc-monument.net/genese.htm)
Из некоторых указаний Страбона об океанах можно предполагать, что на глобусе Кратета был изображен главный экваториальный океан, от которого исходили два меридиональных океана, делившие в совокупности сушу на четыре части. Известные части света (Азию, Африку и Европу) Кратет назвал общим именем «Ойкумена». Континент, возможно, расположенный за Атлантическим океаном, получил имя «Периойкумена», а недосягаемые из-за экваториального пояса жары части света «Антойкумена» и «Континент антихтонов». С современных позиций трудно назвать этот образец настоящим глобусом, так как он был скорее теоретической моделью поверхности Земли, с учетом очертаний известных в ту пору европейцам материков и океанов.

Однако его значение велико, так как показывает, что уже в античные времена были выдвинуты предположения о шарообразности планеты Земля. Кратет также признавал, что времена года в южном полушарии должны быть противоположны временам года северного полушария [236, 252]. В его работах космогонический символ постепенно превращается в трехмерную географическую модель, мифология уступает место научно-практическому познанию планеты. В позднем средневековье это четвертное (гипотетическое) деление суши вновь появляется в работах европейских ученых и выводится как теоретическое обоснование существования Неведомой Южной земли.






Посидоний

(135-51до н. э.)


Идею широтной зональности в дальнейшем развивал Посидоний, причем пояса выделялись им не только по различию в освещенности, что было типичным для того времени, но и с учетом других особенностей. Например, севернее тропика он располагал «пояс сухих песчаных пустынь», здесь Солнце около месяца стоит над головой, нет рек, население жи­вет в «оазисах» и т. д. В качестве наиболее благоприятного для жизни населения им рассматривался «средний пояс», охваты­вавший Средиземноморье. На севере этот пояс граничил с «хо­лодным обитаемым поясом», который характеризовался особенно суровыми условиями, так как омывался Северным океаном, а на юге в него вхо­дила Скифия. Всего Посидоний выделял 13 поясов, т. е. столько же, сколько разграничивают и сейчас [252].

Конечно, рассматри­вать пояса Посидония и пояса, вычленяемые современными учеными, как идентичные нельзя. Ведь само представление о распределении суши и моря оставалось в античное время фантастическим. Особое внимание Посидоний обращал и на изучение других природных процессов, таких как, явления радуги, грома и молнии, природу ветра. Он обсуждал глубину океана, подъёмы уровня океана в связи с вулканической деятельностью, природу землетрясений. Посидоний наблюдал приливы и отливы в Гадире, на побережье Атлантического океана, и обсуждал их связь с фазами Луны. Его сочинения охватывали все области знания и дали завершающую форму античной натурфилософии, оказав всеобъемлющее воздействие на позднеантичную философию [220].






Страбон

(64 - 23до н.э.)


Завершение многих географических исследований того времени нашло свое отражение в трудах Страбона. Его творчество подвело итог эллинистической науке. Страбон собрал все, что знали в ту пору об обитаемой земле - ойкумене; он изложил все существующие мнения по так называемым теоретическим вопросам и споры о местонахождении того или иного пункта [13]. Придавая большое значение своему образованию, Страбон начал изучать географию с самого раннего возраста. В своей «Географии», он рассказывает о том, что постигал азы географии у Тираниона и вполне возможно, что Страбон под влиянием именно этого учителя, стремился к тому, чтобы стать самому географом. «Я считаю, - писал Страбон, - что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философией». Страбон в своих основных работах — «Географии» (17 томов) и «Исто­рии» (43 книги) — высказал немало интересных мыслей. Так, он считал, что перераспределение суши и моря является результатом периодических поднятий и опусканий морского дна, а Сицилия — это обломок Италии. Замысел труда его грандиозен, он задумал дать географическое описание всей ойкумены и исправить карту мира в соответствии с новыми научными данными, накопившимися со времен Эратосфена. Это — первая попытка сопоставить все географические сведения своего времени и дать их систематический обзор. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений - философам. Страбон полагал, что Земля – шар, вокруг которого обращаются Солнце и планеты. Суша, по его мнению, представляет собой единый, окруженный водой материк, образованный Европой, Азией и Африкой, вытянутый и сужающийся к востоку и западу. Большинство сведений Страбон черпает из доступных ему источников; по Средиземноморью и Ближнему Востоку их было немало, но по более отдаленным регионам эти источники весьма скудны. Страбон подчеркивает политическую и нравственную ценность географии, и есть основания думать, что он работал над книгой, имея в виду подготовку высших должностных лиц. Труд Страбона ценен также как источник сведений о трудах его предшественников. В конце введения изложены собственные взгляды Страбона на предмет землеописания и на необходимость для географа предварительного знакомства с физикой и математикой и т. д. От Страбона идет начало и геоморфологии, и палеогеографии [221]. "География" не только самое крупное из античных сочинений такого рода, она - одна из немногих, почти полностью дошедших до нас работ. Наконец, она сохранила выдержки из трудов более древних авторов, которые подчас известны только благодаря Страбону [13].

«География» является, по сути, своего рода энциклопедией древнего мира на рубеже нового тысячелетия и остается важным историко-географическим сочинением, без которого наши представления об античном мире были бы далеки от полноты.






Птолемей

(ок.87 - ок.165)


Дальнейшее развитие географической науки неразрывно связано с именем древнегреческого ученого Клавдия Птолемея. Хотя Птолемей был наиболее почитаемым авторитетом во всей античной науке, назвать его гениальным математиком, астрономом или географом вряд ли возможно. Его дар заключался в способности собрать воедино результаты исследований своих предшественников, использовать их для уточнения собственных наблюдений и представить все вместе как логическую и завершенную систему, изложенную в ясной и отточенной форме [34]. Птолемей был сторонником математической географии, и его сочинение «География» (восемь томов), представляет собой подробное руководство по составлению атласа мира, с указаниями точных координат каждого пункта. В данном труде он привел практически полный свод античных знаний о нашей планете. Птолемей первым описал Землю в виде шара, вокруг которого вращаются все небесные тела. Тем самым он определил основные географические понятия – линии горизонта, кривизны земной поверхности, а также определения местоположения по координатной сетке, образованной пересечением воображаемых линий долготы и широты. Любопытно, что за нулевой меридиан, определяющий всю систему координат, Птолемей принял меридиан Канарских островов. К труду «География» ученый приложил огромное количество координат для всех известных в то время населенных пунктов, а также сопроводил труд атласом из 27 карт: 10 региональных карт Европы, 4 карты Африки, 12 карт Азии и сводная карта всего известного к тому времени мира. Труд «География» Птолемея в своей области знания занимал первостепенное положение. По птолемеевым картам ориентировались мореходы и путешественники. Книга завоевала такой авторитет, что даже спустя столетие после путешествий Христофора Колумба и Магеллана, которые ниспровергли основные положения «Географии», все еще выходили карты в стиле Птолемея. Некоторые из его ошибочных представлений настойчиво повторялись на картах 17 и 18 вв., а что касается внутренней Африки, то его карта печаталась даже в 19 веке. Именно усилиями Птолемея геоцентрическая теория строения мироздания приобрела окончательную форму. Клавдия Птолемея, многие историки и специалисты считают последним географом античного мира [29].

Завершая обзор данного раздела, отметим, что наиболее важными достижениями (в основном в эпоху античности) были: появление натурфилософии с целостными естественнонаучными представлениями, которые базировались на мировоззрении единства мироздания; становление единой географии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны философии, истории, естествознания, этнографии и других направлений; появление описательно-страноведческого направления, которое способствовало накоплению географических данных о различных регионах Ойкумены. Кроме того, в античное время начались развиваться идеи о пространственной фигуре Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря. Это был яркий период в развитии науки вообще и географии в частности. Если начало этого периода можно считать про­должением предыдущей эпохи древних культурных народов, то завершение его, связанное с падением Западной Римской империи, ознаменовало собой конец античной науки. Она была забыта в средние века, и вспомнили о ней лишь в эпоху Возрождения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница