В наркотическом мире



страница1/36
Дата15.11.2016
Размер2.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
игумен Евмений


ЛУЧ НАДЕЖДЫ

В НАРКОТИЧЕСКОМ МИРЕ

Слеза за слезой, за раною рана,

Моя жизнь вытекает как вода из-под крана.

Хорошо, если кто-то из друзей или близких,

Подставит ладонь или собачью миску.
Слеза за слезой, за раною рана

Моя жизнь вытекает как вода из-под крана.

Она кончится каплей последнего дня,

Она вернется назад чистой силой дождя.
Дельфин
Любовь сыщет слова, коими может созидать ближнего. Она представит способ и ум, и язык твой направит, и дело сие не требует красных речей, единого напоминания требует.

Святитель Тихон Задонский

Предисловие


Ежечасно, ежеминутно в мире, в нашей стране, в каждом ее городе, с геометрической прогрессией увеличивается число подростков и взрослых, которые, попробовав наркотик, весь свой внутренний мир, свои ценности, убеждения, способности, внешние рамки своего существования перестраивают в угоду одному-единственному увлечению, страсти, разрушающей в их жизни ВСЕ. Это увлечение — наркотик. С какого-то момента наркотику посвящается весь человек, без остатка.

Этих людей называют наркоманами. Они занимаются наркотиками профессионально: употребляют, распространяют их, посвящают им самые глубинные стороны своей, Богом созданной, души.

Слово “наркомания” происходит от греческих слов narcosis — сон, оцепенение, онемение и mania — страсть, безумие, влечение. Это общее название болезни, проявляющееся во влечении к постоянному приему наркотических средств со стойкой физической и психологической зависимостью от них.

Наркотические вещества употребляются различными способами: глотанием, вдыханием, внутривенной инъекцией с одной-единственной целью: уйти от сложного и не принимаемого мира с его требованиями, проблемами и задачами.

На сегодняшний день наркомания многогранна, ее формы непосредственно зависят от свойств наркотика, который употребляет человек. Некоторые специалисты считают, что в ближайшие годы счет людей, постоянно употребляющих наркотики, в нашей стране может пойти уже не на миллионы, а на десятки миллионов. Но дело даже не столько в статистике, сколько в динамике роста, в атмосфере, возникающей и формирующейся вокруг людей, употребляющих наркотики.

Курение анаши в городских парках и двориках, на пришкольных участках, в подвалах, на чердаках, в высших и средних учебных заведениях, даже в армейских частях, поначалу было признаком доблести и геройства, а сегодня уже стало обыденностью. Курят даже те, кто не хочет. Ведь лучше себя заставить, чем прослыть среди своих друзей и сверстников трусом и слабаком.

Рассказы о “кайфе” и “приходе” — ныне одна из будничных тем в разговорах молодежи XXI века. Этот фон является как бы задником для бесед на любые иные темы.

Наркоманию можно назвать новым культом, новой псевдокультурой, формирующей свои обычаи, традиции, язык. От многих подростков 12-14 лет можно услышать: “Героин — это крутизна!” А о тех сверстниках, которые употребляют спиртное, они с презрением говорят: “Да это же синяки!

Если из нижеприведенных слов вы сможете объяснить значение хотя бы половины, могу предположить, что вы знакомы с этой проблемой не по научным диссертациям и не по брошюрам с заголовками, наподобие “Как помочь наркоману”, внутри которых, возможно, по недоразумению редактора, напечатаны Акафист Неупиваемой Чаше и Канон мученику Вонифатию.

Благочестивые читатели вряд ли поймут, о чем идет речь, когда произносятся слова типа: “разбодяжить, глюки, гера, замолодиться, вмазаться, галюны, шмаровоз, пробивуха, передозняк, катать колеса, чмо, лайба, шоркнуться, высадиться на измену, центряк, недогонок, обторчаться, кумар, отходняк”...

Я знаю одну православную маму, которая несколько лет просто игнорировала “этот кошмар”, стараясь “не задумываться” о том, на каком языке разговаривает по телефону ее чадо... Но наступило время, когда она уже не смогла закрывать глаза на происходящее. Слишком многое вокруг нее вдруг неузнаваемо изменилось...

— Что мне делать? Я потеряла своего сына!

Все это время она знала о том, что происходило с ее любимым батюшкой, правила с акафистами ежедневно вычитывала, даже к старцу ездила регулярно и все делала по благословению... Жаль, что очень поздно с ужасом поняла, что передавать в разные монастыри и храмы деньги “на сорокоуст о заблудшем Димитрии (или Сергии, или Алексии, или Романе...)” куда проще, чем искать со взрослеющим сыном общий язык.

О наркомании написано немало различных работ в Наркологической и в психотерапевтической литературе. Причем прослеживается тенденция изменения как в отношении взгляда на больных наркоманией, так и на перспективы излечения этой болезни. Изменяются и формы употребляемых наркотических веществ. Но, несмотря на это, с каждым годом тьма недоумения вокруг этих вопросов все сгущается и сгущается. Наркомания, если смотреть на нее глазами медика и психолога, становится все более и более неразрешимой загадкой и все более трудноизлечимой болезнью.

В надежде люди обращаются за помощью к слу­жи­телям Церкви.

— Может, вы нам поможете, растолкуете, побеседуете с ребятами об этом? — участливо спрашивает батюшку учительница из Православной Гимназии.

— ...

А что батюшка может сказать подрастающему поколению на эту тему? Сказать, что употреблять наркотики — это грех? И что это изменит?



В Духовных Семинариях будущих батюшек учат многому: догматике, гомилетике, литургике, церковно-славян­скому языку, умению разбираться в Типиконе, еще многим интересным вещам. Но их, к сожалению, НЕ УЧАТ ТОМУ, КАК ПОМОЧЬ НАРКОМАНУ.
* * *

Три предлагаемые книги адресованы как пастырям, так и христиански ориентированным социальным работникам, педагогам, преподавателям, миссионерам, которым, несмотря на огромное желание заниматься исключительно вопросами веры и благочестия, сегодня не удастся проигнорировать эту проблему. Если не произойдет чудо, то окажется, что в XXI веке наркоманы — это наши будущие ученики, наша будущая паства!..

Мы проследим, как наркотик овладевает личностной и психической сферами человеческой жизни, расскажем о том, почему человек оказывается бессильным перед наркотиком, не может сказать ему "нет", опишем то, что кроется за явлением, которое называется "зависимостью", расскажем о "работающих" и "неработающих" подходах к наркотической зависимости.

Мы рассмотрим суждения об этой непростой проблеме пастырей и психологов, помогающим наркотически зависимым людям. Здесь же читатель ознакомится с откровениями самих наркоманов. Кроме того, мы предложим нашему читателю море цифр, проще говоря, статистику, без которой было бы трудно представить всю серьезность обсуждаемой проблемы.

Возможно, наш опыт будет интересен пастырям, которые пожелают взяться за такое нелегкое и, скажем прямо, не всегда благодарное дело — помощь людям, желающим освободиться от наркотической зависимости.

Нам кажется, что “мистико-аскетическая” или “бого­словско-антро­по­­ло­­ги­чес­кая” оценка нарко­­ма­нии как грехов­ной страс­ти может пред­став­лять интерес для каби­нет­­ного богослова-теоре­­тика, и вряд ли хоть в чем-то будет полезна для прак­тика. Мы убеждены также и в том, что навешивание ярлыков типа: “бесовский дурман”, “нарко­маны — служители са­та­ны”, “пора­бо­щенные дьяво­лом”, ко­то­рые сегодня нередко можно встретить в некоторых изданиях, вряд ли поможет принятию и пониманию людей, многие из которых, подобно древним прокаженным, отвержены обществом, родителями, самыми близкими, поскольку больны тяжелой, непонятной, смертельной болезнью.



В первой книге “Луч надежды в наркотическом мире”, которую вы держите в руках, мы постарались дать описание контекста проблемы, ее масштабы, при этом, не стараясь его “упаковывать” в привычные для воцерковленного человека термины и формулировки. Современный пастырь должен иметь достаточно подробное описание природы и характера наркотической зависимости, представление об особенностях психического устроения наркомана. Итак, первая книга ответит читателям на вопросы “Что?” и “Почему?”, в ней мы расскажем о том, что такое наркотик, дадим описание природы наркотической зависимости, поведаем причины ее возникновения.

Во второй книге “Батюшка, я наркоман!” описаны родившиеся в процессе практической работы формы и методы помощи наркозависимым людям, даны практические рекомендации, основанные на нашем непосредственном опыте. В написании этой книги мы руководствовались принципом: предлагать к практическому применению можно только то, что легко и просто освоить, что может быстро дать ощутимый результат и, прежде всего, будет нести в себе потенциал христианских ценностей. Эта книга ответит на вопрос “Как?”, т.е. как конкретно можно оказать деятельную практическую помощь наркоману со стороны пастыря.

В третьей книге “Собранные во Имя Мое” описаны несколько практически работающих подходов, которые, несмотря на их разность, объединяют один-единственный принцип: полное восстановление личности невозможно без обретения Высших Ценностей, без восстановления живых и глубоких отношений с Богом.

Книги лучше читать последовательно, однако каждая из них в отдельности несет в себе законченную авторскую идею. Однако, если читатель всерьез занимается помощью наркозависимым, лучше найти возможность приобрети все три, поскольку в первой книге изложен минимум теоретических знаний для работы с проблемой, вторая — излагает практический опыт, личнос­тно-ориентированный “алго­ритм” работы, в третьей — можно почерпнуть знания о создании структуры по оказанию такой помощи на основе уже работающих и хорошо зарекомендовавших себя подходов.

Возможно, некоторым читателям будет трудно признать, что мы, взрослые, — часть того проблемного пространства, в котором возникла наркомания наших детей.

Мы и не сомневаемся в том, что многим современным пастырям некогда заниматься “еще и наркоманами”. Хотя бы успеть окормить тех, кто уже во множестве пришел в храмы.

Родителям наркоманов будет непросто согласиться с тем, что они являются спонсорами наркомании собственных детей. Ведь они кормят, одевают, лечат (“реабилитируют”), дают деньги на карманные расходы практически взрослым людям, которые без труда находят огромные суммы на наркотики.

И будет вполне нормально, если некоторые читатели скажут: “С чем-то можно согласиться, а с чем-то и поспорить”. В этих книгах нет “правильных” ответов, здесь изложен только опыт. А опыт невозможно рассматривать в категориях “правильное — неправильное”. Им можно или воспользоваться, или не воспользоваться. Пусть каждый читающий возьмет только то, что подходит лично ему.

Автор будет рад, если наш опыт хоть в какой-то мере будет практически полезен человеку, который сейчас держит в руках эту книгу и уже готов перевернуть следующую страницу.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница