В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина, 2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008



страница1/19
Дата11.11.2016
Размер3.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………4



Урок 1. Вводный ……………………………………………………………………………….. 5

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 8



Урок 2. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древне-

русской литературы ……………………………………………………………………………. 8



Уроки 3—4. «Слово» как высокопатриотическое и высоко-художест-

венное произведение (идея, образная система, пейзаж «Слова», влия-

ние фольклора) …………………………………………………………………………………11

Урок 5. «Вечные образы» в «Слове о полку Игореве» (внеклассное

чтение) ………………………………………………………………………………………….15

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА …………………………………………………………….. 19

Урок 6. Литература ХVIII века (общий обзор). Гражданский пафос

русского классицизма ……………………………………………………………………….. 19



Урок 7. Ж.-Б. Мольер — представитель французского классицизма ХVII в. ……………..22

Урок 8. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» ………………………………………… 25

Урок 9. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» …………………………………………….27

Уроки 10—11. Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонви-

зина «Недоросль» (урок-семинар) ……………………………………………………………29



Урок 12. М. В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского

литературного языка …………………………………………………………………………..32



Урок 13. Ода «На день восшествия...» — типичное произведение

русского классицизма ………………………………………………………………………….36



Урок 14. Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина …………………………38

Урок 15. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»

Г. Р. Державина ……………………………………………………………………………….. 39



Урок 16. Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга

в Москву» (внеклассное чтение) …………………………………………………………… 41



Урок 17. Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» ..............................43

Урок 18. Н. М. Карамзин — писатель и историк ………………………………………….. 45

Урок 19. Итоговый урок по I и II разделам ………………………………………………….48

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА …………………………………………………..50



Урок 20. А. С. Грибоедов. Личность и судьба ……………………………………………… 50

Урок 21. «К вам Александр Андреич Чацкий...» (анализ 1 действия) …………………… 55

Урок 22. «Век нынешний и век минувший...» (анализ II действия) ………………………..57

Урок 23. «Безумный по всему...» (анализ III действия) ……………………………………. 59

Урок 24. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству

уголок...» (анализ IV действия) ……………………………………………………………… 60



Урок 25. «...Картина нравов, и галерея живых типов, ... и комедия»

(по статье А. И. Гончарова «Мильон терзаний») ……………………………………………62



Урок 26. Обучающее сочинение-рассуждение по комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума» …………………………………………………………….. 65



Уроки 27—28. Золотой век русской поэзии ……………………………………………….. 66

Урок 29. А. С. Пушкин: жизнь и судьба …………………………………………………… ..69

Урок 30. «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика

А. С. Пушкина) ……………………………………………………………………………… 72



Урок 31. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина …………………………………………. 75

Урок 32. «Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика

Пушкина) …………………………………………………………………………………...… 78



Уроки 33—34. Обучающее сочинение-рассуждение по лирике

А. С. Пушкина …………………………………………………………….……………….…. 81



Урок 35. Поэты ХХ века о Пушкине (внеклассное чтение). Урок-

концерт ……………………………………………………………………………………...... 83



Урок 36. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История

создания. Замысел и композиция. «Онегинская» строфа …………………………………. 84



Урок 37. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет ………………………….. 86

Урок 38. Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина ……………………………………. 90

Урок 39. М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. два поэтических

мира: Пушкин и Лермонтов ………………………………………………………………… 94



Урок 40. Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермон-

товской лирики ……………………………………………………………………………….. 96



Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ

стихотворения «Родина» ……………………………………………………………………. 98



Урок 42. Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотно-

шений человека и природы …………………………………………………………………. 100



Урок 43. Судьба поколения 30-х гг. в лирике Лермонтова. Под

готовка к классному сочинению …………………………………………………………….102



Уроки 44—45. Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова

«Дума» и «Бородино» (классное сочинение) ……………………………………………….105



Урок 46. «Герой нашего времени»: первые впечатления. Свое-

образие поэтики ………………………………………………………………………………105



Урок 47. Век Лермонтова в романе ………………………………………………………… 107

Урок 48. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань») ……………………………….. 109

Урок 49. Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова ……………………………. 111

Урок 50. Страницы жизни и творчества Н. В. Гоголя ……………………………………..116

Уроки 51—52. Семинарское занятие по циклу «Петербургские

повести» ……………………………………………………………………………………… 118



Урок 53. «Мертвые души»: история создания, особенности сюже-

та, система образов ………………………………………………………………………….. 121



Урок 54. Художественная деталь как средство создания образа …………………………123

Урок 55. Образ Чичикова (урок с элементами диспута) …………………………………. 125

Уроки 56—57. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева,

А. А. Фета ……………………………………………………………………………………. 128



Урок 58. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его

предшественники о поэте и поэзии» ……………………………………………………… 131



Урок 59. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок» …………………………………..134

Урок 60. Работа с текстом драматического произведения. Основ-

ной конфликт комедии ……………………………………………………………………….136



Урок 61. Любим Торцов — главный герой пьесы ………………………………………….137

Урок 62. Ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества.

Повесть «Белые ночи» ………………………………………………………………………. 138



Уроки 63—64. Тема одиночества человека в странном мире белых

ночей. Петербург Достоевского ……………………………………………………………..140



Урок 65. Личность Л. Н. Толстого. Автобиографическая трило-

гия. Обзор содержания ……………………………………………………………………….141



Уроки 66—67. Подлинные и мнимые ценности жизни (глава

«comme il faut»). Приемы психологического самоанализа героя

(глава «Я проваливаюсь») ……………………………………………………………………143

Уроки 68—69. Как писать сочинение-очерк. Сочинение-очерк

«Мой современник» …………………………………………………………………………..147



Уроки 70—71. Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство

Чехова-рассказчика ………………………………………………………………………… 147



Уроки 72—73. «Маленькая трилогия» Чехова. Рассказ «Анна на шее» .......................... 151

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА ………………………………………………… 153



Уроки 74—75. Русская литература ХХ века: многообразие жанров

и направлений ………………………………………………………………………………. 153



Урок 76. И. А. Бунин. Новелла «Темные аллеи» …………………………………………..154

Уроки 77—78. М. А. Булгаков: жизнь и судьба. Художественные

особенности повести «Собачье сердце»…………………………………………………… 156



Уроки 79—80. «Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие

лирики А. А. Блока ………………………………………………………………………… 158



Уроки 81—82. Литературно-музыкальная композиция, посвящен-

ная Сергею Есенину ………………………………………………………………………… 161



Уроки 83—84. Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «гро-

мада-ненависть» ………………………………………………………………………………166



Уроки 85—86. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ миро-

зданья» в лирике Заболоцкого …………………………………………………………….. 168



Уроки 87—88. «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..»..................................170

Уроки 89—90. Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой.

«Дневник Психеи» ……………………………………………………………………………177



Уроки 91—92. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бы-

вать...». Ранняя лирика А. Ахматовой ………………………………………………………181



Уроки 93—94. Поэма Анны Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш,

жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица...» ……………………………………….. 185



Уроки 95—96. М. А. Шолохов. «Судьба человека» ……………………………………… 188

Уроки 97—98. Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского ………………………….. 190

Уроки 99—100. Классное сочинение «Герои и проблемы совре-

менной литературы» ………………………………………………………………………….192

Литература …………………………………………………………………………………….193

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие представляет собой поурочные планы, составленные в соответствии с учебником-хрестоматией по литературе для 9 класса под ред. В. Я. Коровиной (Литература: 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. В. Я. Коровина и др.)

Задачей автора было максимально облегчить учителю подготовку к уроку и работу на уроке. Педагог может заимствовать из пособия как полные разработки уроков, так и использовать их частично, добиваясь того, чтобы работа была окрашена творческим отношением к своему делу и любовью к литературе.

Автор данного пособия попытался учесть и объединить все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях. В него включены фрагменты оригинальных, как кажется автору, уроков И. И. Аркина (Уроки литературы в 9 классе.: практ. методика: книга для учителя / И.И. Аркин. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2001), Золотаревой И. В., Беломестных О.Б., Корнеевой М.С. (Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 3-е изд. испр. и доп.), Макдотовой Л.Г. (Конспекты уроков по литературе. 11 класс: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч.).

В школе девятый класс занимает особое место: для части учеников этот завершающий этап систематического литературного образования. Поскольку именно этот класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, важно оставить в сознании ребят представление о лучших произведениях родной литературы. С этой целью автор предлагает сценарии литературно-музыкальных композиций, посвященных творчеству Грибоедова, Пушкина, Есенина, дискуссии по произведениям Гоголя, Достоевского, Толстого, Шолохова.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в пособии предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения:

- работы, проверяющие знакомство учащихся с текстом произведений, знания по предмету;

- работы, проверяющие глубину освоения и понимания литературных произведений;

- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Все работы в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему.



Урок 1
ВВОДНЫЙ
Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

2. Какие из них было трудно читать? Почему?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).

Беседа по статье.

— Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»? Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

— Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?

— Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?


III. Обзор курса литературы 9 класса.

Учитель. Основная задача курса литературы 9 класса познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью: «Древнерусская литература» (составляющие курса конспектируем в тетради).

1-й ученик-ассистент (разворачивая «грамотку»).
Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его

В похвалу трудам его и ранам

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.


Учитель. Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце ХII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.

«Слово...» — драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.



Открывается вторая страница «календаря»: Литература ХVIII века. Классицизм. Сентиментализм (запись в тетради).

2-й ученик-ассистент.
Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.


Учитель. Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова — реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал:

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития — путь сближения литературного языка с языком народным».



3-й ученик-ассистент
О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


Учитель. Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского Митрофанушки?
Инсценировка действия IV, явл. VIII «Недоросля» (учебник-хрестоматия, с. 63—64).
Учитель. Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой — Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.
Учитель. Перед нами — «Шедевры русской литературы ХIХ века».

Открывается новая страница на доске. «Литература ХIХ века. Романтизм. Реализм (запись в тетради).

Учитель. А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

4-й ученик-ассистент.
Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...


Учитель (открывает последнюю страницу — «Литература ХХ века»). ХХ век — век военных и революционных потрясений — вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

1-й ассистент. До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе — И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

2-й ассистент. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

3-й ассистент. В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

4-й ассистент. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

5-й ассистент. В литературе 50—70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

6-й ассистент. Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
IV. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным намеком.

Язык искусства совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.

Бывают, конечно, случаи, когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание писателя это вхождение в его художественный мир, заключенный в произведении. Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного неодолимо. Имени нет, биография забыта — след остался. Глубокий, своеобразный, неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и жизнеописания не сгинули во тьме веков.


Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4—6.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Урок 2
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цели: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».
Ход урока
I. Повторение изученного в 5—8 классах.

1. Беседа по статье «Древнерусская литература».

1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)

2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила», «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)
2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».

- Какие жанры древнерусской литературы вы помните?



Поучение — это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)

Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского».)

— Дайте определение слову «жанр».



(Жанр — исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.)

— Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, помогшим Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись.

Летопись — повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Вопросы викторины:

1) «И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».)

2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».)

3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».)

4) «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».)

5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница