В главной роли – симферополь полная версия!



Скачать 128.5 Kb.
Дата09.05.2016
Размер128.5 Kb.


В ГЛАВНОЙ РОЛИ – СИМФЕРОПОЛЬ

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ!

Одной из причин превращения США в мировую кинематографическую державу стало верное размещение объектов киноиндустрии: главные студии страны находятся не в Вашингтоне или Нью-Йорке, а в пригороде Лос-Анджелеса — Голливуде с его благоприятным климатом и природным многообразием. «Русским Голливудом» мог (и должен был!) стать Крым. До сих пор существует студия в Ялте (с 2003 г. ЗАО «Ялтинская киностудия», являющееся собственностью российской компании «ПоликомВест»), основанная еще в 1920 году на базе кинофабрик продюсеров, первых русских кинопредпринимателей, И. Н. Ермольева (1889 — 1962) и А. А. Ханжонкова (1877—1945). К началу «перестройки» (1985) здесь, на «южной базе» кинематографии СССР, ежегодно выпускалось 4 – 5 фильмов собственного производства и 30 – 40 картин, формально считавшихся продукцией других киностудий.

Единственный крупный город, расположенный рядом с базой советского кино, — Симферополь – стал «южным полигоном», местом, где снималась городская натура для большинства фильмов. Этому способствовало не только местонахождение столицы Крыма, но и особенности её облика: уникальная полифония городских стилей — от средневекового восточного городка (бывша\ татарская Акмечеть между Центральным универмагом и телевышкой) до «спального района» мегаполиса (многоэтажки «московских проектов» на пересечении проспекта Победы с Объездной дорогой, близ остановки «Бородина»). Именно поэтому Симферополь изображает на киноэкране — за редким исключением — не самого себя, а либо «город вообще», либо другие географические объекты, вплоть до Москвы.

Один из немногих фильмов, действие, которого происходит в Симферополе не «по умолчанию», а «по оглашению», — картина режиссера Георгия Натансона (р. 1921) «Они были актерами» («Мосфильм», 1981). Снимавшийся осенью 1980-го на улицах столицы Крыма фильм делался не симферопольцами, с чем связаны многие недоразумения. Другие вызваны слабой материально-технической базой отечественного кино и недостаточным вниманием к исторической достоверности. Время действия ленты — период оккупации города нацистами (1941-44 гг.), что потребовало воспроизведения реалий 40-х годов. В отличие от Голливуда, «Мосфильм» не имел собственного парка ретро-автомобилей, поэтому за помощью обратился к местным автолюбителям, наняв их самих в качестве статистов. Сцена совещания в штабе оккупантов снималась вечером на улице Шмидта. Жители могли наблюдать припаркованные у одного из домов архаичные автомобили, на капотах которых краснели флажки со свастиками. За баранками гордо сидели люди в немецкой униформе с популярными тогда наручными часами «Электроника» и длинными, по моде 80-х, волосами. В последний момент второй режиссер картины велел автомобилистам снять электронные часы. На то, чтобы отправить подопечных в парикмахерскую, времени не оставалось. Впрочем, вряд ли бы участники согласились принести свои причёски в жертву высокому искусству. Правда, пеших солдат противника в массовке изображали курсанты Симферопольского высшего военно-политического училища с короткими армейскими стрижками...





«Они были актёрами». Расстрел главных героев в районе улицы Мате Залки (на самом деле эта акция проходила в совсем другом месте – в совхозе «Красный», позднее имени Дзержинского).

Чаще, впрочем, Симферополь играл роль «города вообще». Типичный пример — «Сумка инкассатора» режиссёра Августа Балтрушайтиса. («Ленфильм», 1978). Картина рассказывает о страшном преступлении: по дороге в аэропорт убита инкассаторская бригада, ее автомобиль сожжён (он по-голливудски живописно пылает в первых кадрах), а сумка с астрономической по тем временам суммой в 250.000 рублей бесследно пропадает.

Злодеяние раскрывают два следователя, одного из которых играет Георгий Бурков (1933 — 1990), второго — Донатас Банионис (р. 1924), но в роли здания прокуратуры, где они работают, снято строение по бульвару Франко, 11, где тогда находился отдел охраны Крымского областного УВД, ныне снесённое.



«Сумка инкассатора». Отдел охраны МВД на бульваре Франко, 11 (ныне снесён). Чуть левее – здание СБУ (тогда КГБ)

Разумеется, кинематографический преступник к концу экранного времени разоблачён и арестован. Между тем, в основу сюжета легло подлинное злодейство. Оно было совершено 10 ноября 1974 г. (как раз в День советской милиции), но в другом месте, у села Вилино Бахчисарайского района, где при налёте на автомобиль со 150.000 рублей были убиты шофёр Виктор Салин и инкассатор Лидия Сурвизова, и до сих пор не раскрыто, хотя и легло в основу одной из серий документального проекта Леонида Каневского «Следствие вели»…

Для фильмов, снимавшихся на улицах Симферополя, вообще характерно использование административных зданий не в их реальной «роли». Если в «Сумке инкассатора» отдел милицейской охраны «играет роль» прокуратуры, то в ленте «Нежность к ревущему зверю» здание городского управления внутренних дел (тоже бульвар Франко, но уже № 44, гораздо выше, где, по сути, улица бульваром уже не является) изображает больницу. Фильм был поставлен в 1982 году на киностудии имени А. Довженко режиссёрами Владимиром Попковым (1941 — 2007) и Станиславом Третьяковым (р. 1929) по одноимённому роману известного российского писателя Александра Бахвалова, родившегося в 1927 году в крымском посёлке Симеиз. Кинематографистам на время съемки пришлось не только удалить милицейские автомашины с площадки перед УВД, но и нагнать вместо них кареты скорой помощи. А поскольку жители столицы Крыма не были осведомлены о съемках, это породило слухи о случившемся якобы в управлении ЧП не то бунте в следственном изоляторе, не то нападении гангстеров на штаб-квартиру симферопольской милиции.



«Нежность к ревущему зверю». Герой-лётчик едет на «волге» по улицам Симферополя

Скажем несколько слов о самом фильме. Он был посвящён лётчикам-испытателям и на экраны вышел в сильно отцензурированом виде. В первоначальной версии герои картины летали на бомбардировщике-ракетоносце Ту-22КД, но органы военной цензуры посчитали его показ на широком экране нарушением государственной тайны, в результате чего кинематографисты вынуждены были переснять полётные сцены, используя гражданский учебный самолёт Ту-134УБЛ.





«Нежность к ревущему зверю». По «просьбе» военной цензуры вместо бомбардировщика Ту-22 снят гражданский Ту-134…

С авиацией связано действие и другого фильма, «Куда исчез Фоменко?», снятого режиссёром «Ленфильма» Вадимом Гаузнером (1933 — 1982) в 1981 году. Последняя картина безвременно скончавшегося художника – не детектив, как можно предположить исходя из названия, а бытовая драма. Герой, авиационный инженер, не выдержав конфликтов в семье и на работе, уходит в горы пасти лошадей, не предупредив ни родственников, ни коллег. Сколь это ни удивительно, однако аэропорт, где служит «исчезнувший» Фоменко представлен именно Международным аэропортом «Симферополь», а не каким-либо иным объектом крымской столицы. Помимо авиапредприятия на экране появляется живописная панорама микрорайона улицы Мате Залки, амфитеатром расположенного на склоне горы, в эффектном утреннем освещении. Кроме сугубо эстетической, картина рассвета над холмами Симферополя играет и «служебную» роль. Дело в том, что, в отличие от США, в советском кино не практиковалось указывать точное место и время действий субтитрами. Поэтому для того, чтобы сказать «Прошли еще одни сутки с того момента, как пропал без вести инженер Фоменко», авторам ленты приходилось повторять пейзажную «картинку» с восходящим светилом.





Кадр из фильма «Куда исчез Фоменко?». Улица Мате Залки (где в том же году «расстреливали» героев-патриотов из фильма «Они были актерами»)…

Последний в советский период всплеск киносъемочной активности на улицах Симферополя пришелся на конец 80-х. 24 февраля 1989 года было по-весеннему теплым и ясным. Солнце село. Город озарился мягким сумеречным освещением, которое кинематографисты называют «режимом»: они любят снимать в это время лирические сцены. Одна из таких сцен разыгрывалась с 17:04 по 17:39 около дома №37 по улице Набережной. Это четырехэтажное здание с ротондой построили в 30-е годы для руководящего состава НКВД Крыма, но тогда, разумеется, киносъемки возле него не проводились. Между прочим, высокопоставленные чины спецслужб жили в доме №37 и в сравнительно недавнее время.





«Не сошлись характерами». В кадре характерный металлический столб, оставшийся от симферопольского трамвая (1914 – 1970)

Тогда снималась одна из сцен бытовой кинодрамы «Не сошлись характерами», поставленной на ТО «Экран» Николаем Александровичем (1920 — 2008). Харизматичная блондинка в ярко-красном пальто и черной шляпке, с зонтиком в одной руке и журналом в другой, вышла из подъезда 37-го дома, рассеянно посмотрела по сторонам, сунула в наплечную черную сумку зонт и зашагала по направлению к проспекту Кирова. Героиню играла Народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко (р. 1942).

В том же 1989 году на улицах Симферополя шла работа еще над несколькими фильмами. Режиссёр «Мосфильма» Рудольф Фрунтов (р. 1942) снимал картину под рабочим название «Рядом с оборотнем». Фабула странным образом предвосхищала появившийся 8 лет спустя «культовый» американский боевик «L.A. Confidential» («Секреты Лос-Анджелеса») режиссёра Кёртиса Хэнсона по одноимённому роману Джеймса Эллроя (р. 1948): «честный коп», расследуя убийство, устанавливает, что начальник отделения оказывается главарем шайки гангстеров. Основное отличие вызывалось к жизни сугубо идеологическими соображениями. В «Секретах Лос-Анджелеса» «хороший полицейский» — в соответствии с нравами «дикого Запада» — «мочит» «плохого», а у нас разоблачённый предатель, как и положено советскому человеку, сам кончает с собой на почве угрызений совести. В остальном награжденный «Оскаром» «L.A. Confidential» производит впечатление добросовестного плагиата, вплоть до совпадения сюжетной линии, повествующей о романе «честного полисмена» с раскаивающейся «девушкой легкого поведения».



Так выглядят «честные копы» в «Секретах Лос-Анджелеса»…

а так «честные менты» в «Дураки умирают по пятницам»…


Уличные сцены фрунтовской ленты снимались в различных общественных местах крымской столицы, а интерьеры органов правопорядка — в нескольких симферопольских райотделах. В качестве одного из консультантов пригласили полковника милиции Бориса Бабюка, в те годы возглавлявшего УВД Симферополя, кстати, в 1974 году участвовавшего в неудачном расследовании дела об ограблении виленских инкассаторов.



Полковник Бабюк не смог раскрыть дела об убийстве виленских инкассаторов, но отлично консультировал фильмы о милиции…
Что же до фильма Р. Фрунтова, то его ключевая сцена — разговор «хорошего копа» с «плохим» — снималась в известном симферопольцам месте — у входа в парк имени Т. Г. Шевченко на улице Севастопольской. Арка, под которой беседовали герои, да и сам парк тогда были достаточно безопасным, чистым и благоустроенным местом. Чтобы придать ему мрачный «гангстерский» колорит, авторы обратились за помощью к симферопольским «неформалам». Те в считанные минуты покрыли белокаменную колоннаду граффити. Единственное условие «мосфильмовцев» — никаких «ненормативных» выражений и иллюстрирующих их рисунков! Местные представители субкультуры выполнили требование, в чём и можно убедиться при просмотре фильма.


Вход в парк Шевченко, где и состоялся эпохальный разговор «хорошего копа» с «плохим»…

Поскольку в 1989 году «перестройка» разгулялась в полную силу и экраны Страны Советов оказались буквально забитыми разного рода «чернухой», грамотный кинематографист, Р. Фрунтов понял, что зритель устал от «негатива», и по мере работы над картиной изменил её колорит, сделав его менее мрачным. Соответственно, изменилось и название. «Рядом с оборотнем» вышел на экраны как «Дураки умирают по пятницам».

Другая полицейская драма, снимавшаяся в том же году и тем же «Мосфильмом» на улицах столицы Крыма, - «Авария дочь мента». Её поставил режиссёр Михаил Туманишвили (1935 — 2010), ранее специализировавшийся на боевиках о десантниках и лётчиках морской авиации. Картина повествует о жизни одного из офицеров московской милиции и его непутёвой дочери по прозвищу «Авария». Интерьер отделения, где служит отец, снимался в том же, пожалуй, вошедшем в историю благодаря кино, здании Симферопольской городской милиции, что фигурировало в «Нежности к ревущему зверю». Сцены в «спальном районе» Москвы на самом деле снимались в Симферополе, на пересечении Проспекта Победы и ул. Ковыльной. Шестнадцатиэтажный дом (проспект Победы, №218), ставший знаменитым благодаря фильму, известен ещё и тем, что здесь жил первый и последний президент Крыма Юрий Мешков (р. 1945). В инновационном когда-то доме отсутствует газ, вместо газовых плит в нём — электроплиты (таков был замысел архитектора). Поскольку проект здания разрабатывался одним из институтов «Первопрестольной», симферопольцы прозвали 16-этажку «Московским домом».



«Авария, дочь мента». В кадре 9-этажный дом в Лермонтовском микрорайоне Симферополя и ГАЗ-24-24 отряда спецсопровождения ДПС Крыма (200-сильный 8-цилиндровый двигатель от «чайки», коробка-автомат)



А это Симферопольская школа №25 (Проспект Победы, 58), где «училась» главная героиня…



А вот «мент» Николаев (Виктор Ильин) разыскивает свою дочь Леру в районе симферопольской улицы Бела Куна…

Кроме «Аварии, дочери мента», в конце 80-х на улицах столицы полуострова снимались еще несколько фильмов. Наиболее сложна судьба одного их них, первоначально называвшегося «Сапожник», снятого на «Ленфильме» режиссёром Вячеславом Сорокиным. Впервые за историю Симферополя на его улицах пытались воспроизвести трюковую сцену с участием трёх автомобилей: УАЗ-469, РАФ-2203 и ГАЗ-21. Её съемка проходила вечером 19 ноября 1990 г., с 16:56 по 17:51 на пересечении улиц Толстого и Розы Люксембург. При этом организация съёмок была неудовлетворительной, что ставило под угрозу безопасность не только участников съёмок, но и посторонних лиц, несмотря на то, что работники милиции осуществляли перекрытие движения по названным улицам. При этом сам факт перекрытия вызывал массовое возмущение граждан, поскольку оно проводилось в час «пик», когда большинство симферопольцев возвращалось с работы, и привело к перебоям в движении автобусов и троллейбусов.

Вследствие известных событий, связанных с развалом СССР, фильм вышел на экраны лишь в 1991 году и под другим названием – «Меченые». Он примечателен тем, что в нём впервые в одной из главных ролей снялся Алексей Нилов (р. 1964). До этого он играл лишь в эпизодах. В 1990-е гг. Нилов стал чрезвычайно популярен благодаря роли оперативника Ларина в сериале «Улицы разбитых фонарей» и его многочисленных продолжениях. Между тем, «Меченые» - фильм не менее, а, быть может, более сильный, чем сага о питерских ментах. Однако он остался практически незамеченным, поскольку вышел в «смутное время», когда широким слоям населения было не до кино. В нём Алексей Нилов играет некоего Максима, совладельца мастерской по ремонту обуви (откуда и первоначальное название), который вместе с другом на свой страх и риск пытается бороться с местными бандитами. После гибели напарника Максим проникает на базу к преступникам и расстреливает их всех до единого, мстя за друга. Стилистически сцена возмездия предвосхищает эпизод расправы над бандитами Данилой Багровым в культовом фильме 2000 года «Брат 2». Правда, в отличие от героя Сергея Бодрова, Нилов в «Меченых» перед расстрелом уголовников не читает детское стихотворение «Родное» симферопольского поэта Владимира Орлова (1930 —1999).



Будущий «опер Ларин», тогда ещё совладелец сапожной мастерской…

В постсоветские годы практика использования улиц Симферополя как съёмочных площадок под открытым небом, после небольшого перерыва, продолжилась. Владимир Пендраковский (р. 1951), уроженец Батуми, выпускник одной из школ столицы Крыма — известный московский кинорежиссёр, а в 1999 – 2005 гг. он одновременно являлся директором Ялтинской киностудии. Как-то раз кинематографисту подвернулась под руку ранняя повесть Владимира Войновича (р. 1932) «Два товарища». Это лирическое произведение о том, как два друга в провинциальном городке середины 60-х оканчивают школу, и у них остается несколько месяцев до службы в армии. За это время они проходят испытания «женщиной, подлостью, выбором жизненного пути». В 1995 году работа над фильмом началась... и вскоре приостановилась из-за отсутствия средств. Пять лет спустя Госкино РФ нашел нужную сумму. Проект возобновили, однако исполнители, игравшие школьников, из 17-летних юношей превратились в зрелых молодых людей. Пендраковскому пришлось находить новых актеров и переснимать ленту на российской студии «Василиса» с самого начала.

Легендарный «Дом на Набережной» вновь привлёк к себе внимание кинематографистов. Около него, на проспекте Кирова, за считанные часы выросла капитальная, каменная, выдержанная в строгом стиле 60-х годов, троллейбусная остановка. Чтобы в интервалах между съёмками кто-либо не использовал сооружение «не по назначению», его огородили натянутой верёвочкой, на которой болталась табличка с текстом, извещающим о съемке. 10 октября 1999 года здесь сняли две сцены. В одной из них герои садятся в троллейбус (между прочим, Симферополь — один из немногих городов Украины, где сохранились в эксплуатации машины 9Тр, распространённые в 60-е годы), в другой — «два товарища» запрыгивают на ходу в кузов грузового автомобиля ГАЗ-63.



«Два товарища» в «Горсаду»

Ещё один эпизод снимался в «Горсаду» — так жители столицы Крыма неофициально именуют городской парк культуры и отдыха. Здесь устроили цветочную клумбу, также в стиле 60-х, и поставили несколько рекламных щитов тех лет, в том числе и знаменитый «Летайте самолетами Аэрофлота!».

Но самые парадоксальные события развернулись не в центре города, а в пригородном посёлке «ГРЭС», во дворе дома по улице Кржижановского, 14.

Требовалось отснять сцену около отделения милиции, действие которой происходит в 1966 году. Кинематографисты установили, что из всех подразделений внутренних дел города помещение постройки 60-х гг. занимает только отделение «ГРЭС». К нему и подъехала вечером 15 ноября 1999 года колонна студийных автобусов и автофургонов.

Однако поиски «правды жизни» сыграли с кинематографистами злую шутку. Дело в том, что отделение «ГРЭС» существует только с 1992 года. Прежде микрорайон «своего» подразделения не имел, а обслуживался Железнодорожным РОВД, что на улице Павленко, 1. Появление нового отделения было обусловлено исключительно сложной криминогенной обстановкой в микрорайоне. А во время времени действия «Двух товарищей», (1966 год) в будущем отделении милиции микрорайона располагался... цветочный магазин.

Дмитрий Синица,

Кандидат филологических наук,

Доцент Крымского институт бизнеса
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ КРЫМСКОЙ АССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О депутатском запросе народного депутата Крымской АССР Лещенко В. Г. к начальнику УВД Крымской АССР Гамиеву Н. И.

Рассмотрев депутатский запрос Лещенко В. Г., народного депутата Крымской АССР от ГРЭСовского избирательного округа N 52, о ходе выполнения данного ему наказа избирателей о создании при ГРЭСовском поселковом Совете народных депутатов отделения милиции, Верховный Совет Крымской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет:

1. Поручить начальнику УВД Крымской АССР Гамиеву Н. И. до 01.01.92 г. создать отделение милиции в поселке ГРЭС г. Симферополя, укомплектовав его согласно штатному расписанию и обеспечив необходимыми средствами.

2. Председателю Симферопольского городского Совета народных депутатов Юрову В. Л. для размещения отделения милиции выделить помещения в пос. ГРЭС по адресу: ул. Кржижановского, 14 и в с. Комсомольском по адресу: ул. Советская, 17а.

3. О принятых мерах сообщить Президиуму Верховного Совета Крымской АССР и народному депутату Крымской АССР т. Лещенко В. Г. в месячный срок.

Председатель

Верховного Совета

Крымской АССР

Н. БАГРОВ
г. Симферополь,

25 октября 1991 г.



N 187-I




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница