В данном исследовании речь пойдет об истории становления торговли в нашей Республике, о нашей родной земле, о делах наших



Скачать 266.08 Kb.
Дата01.11.2016
Размер266.08 Kb.
Введение







В данном исследовании речь пойдет об истории становления торговли в нашей Республике, о нашей родной земле, о делах наших предков. Новая эпоха началась в нашем крае в XVI веке, когда башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. С середины XVIII века развертывается массовое переселение русских, татар, чувашей, марийцев и других народов в Башкирию и она превращается в многонациональный край. Башкиры, русские и другие народы вместе развивали хозяйство, торговлю и культуру нашей республики. Наш святой долг сохранить и еще больше упрочить благосостояние нашей Республики.

Особенный интерес для нас – студентов Уфимского торгово-экономического колледжа представляет становление и развитие торговли в нашем крае.

Опыт, накопленный в сфере внешнеэкономической и торговой отрасли Республики, помогает решать проблемы и показывает перспективы развития. В настоящее время наша республика Башкортостан готовится к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. В нашем колледже проводится много мероприятий, посвященных этой знаменательной дате, в частности конкурс студенческих исследовательских проектов, посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России.




Торговля Башкортостана с древнейших времен и до начала рыночных отношений




Первые сведения о зарождении торговых отношений в нашем крае относятся к концу III тысячелетия до н. э. Человек в это время вступает в бронзовый век (конец III-II тысячелетия до н. э.), и в это же время был раскрыт секрет изготовления бронзы – сплава меди, олова и других металлов. Потребность в металле заставила искать богатые залежи медной руды – так началось освоение рудных месторождений Урала. Первые на Южном Урале крупные рудники - Каргалинский, Ташказганский, Еленовский, Бакр-Узякский и другие становятся центрами добычи медной руды, изготовления различных медно-бронзовых изделий и торговли.

Впервые на южном Урале появляются крепости-городища, которые являются самыми древними на территории нашей страны. Сейчас их известно около 20 в южных районах Челябинской области, Башкортостана и Оренбургской области. Наиболее известным считается городище Аркаим, расположенное примерно в 60 км, от г. Сибая. Здесь останавливались купцы из дальних стран, закупали металлы и изделия из них, торговали привезённым товаром. Но основной задачей этих крепостей была защита рудников от захвата и разрушения их со стороны враждебно настроенных соседей.

Около Х – IX вв. до н. э. человек повсеместно освоил металлургию железа и начал изготавливать из него орудия труда, оружие и украшения. Применение железа многократно повысило производительность труда в земледелии, обработке дерева, горном деле. Это, в свою очередь, ускорило рост богатства, усиление обмена между племенами, населяющими нашу Республику. В начале раннежелезного века бурными темпами развивалось и скотоводческое хозяйство.

Таким образом, это было шагом вперед по сравнению с предшествующими веками. Труд стал более продуктивным, появилось много излишков скотоводческой продукции – мяса, шерсти, молока, шкур, усилился обмен между земледельческими и скотоводческими районами. А постоянное общение степных народов между собой, общее хозяйство, единый образ жизни привели к сближению (унификации) культуры всех евразийских степных племён.



О достаточно высоком уровне торговых связей населения Урала в VIVIII вв. свидетельствует появление здесь первых кладов южных монет. Такие клады открыты на реке Урал в местности Бартым в Пермской области. Эти находки показывают, что в обиходе были деньги и их высоко ценили местные племена.

Археологический материал даёт многочисленные примеры существования у башкирских племён IX – XII вв. активных торговых связей со своими отдалёнными соседями. Убедительно, в частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получали роскошные согдийские шелка. Их остатки найдены археологами во многих памятниках этого времени, а в Ямашитауском кургане близ с. Исянгулово – сразу пять их сортов.

Большой приток ювелирных изделий, роскошных тканей южного происхождения однозначно указывает, что башкиры поддерживали тесные торгово-экономические связи с южными странами. Имеются указания средневековых письменных источников о том, что через территорию Исторической Башкирии проходил международный торговый путь, связывавший народы Сибири и Восточной Европы.

Культурно – экономические отношения башкирских племён IX – XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных. На эту мысль наводит продолжающийся массовый приток. На Южный Урал монет, доказательством чего служат многочисленные находки в могильниках IX – XI вв. и случаи обнаружения на Южном Урале кладов Сасанидских монет. В частности, клад из 69 дирхемов был открыт в 1874 году на реке Дёма. Другой клад из 50 таких же монет известен и на Среднем Урале: найден в 1860 году недалеко от г. Чердыни.

Яркий отпечаток в материальной, торговой и духовной культуре башкир оставила Эпоха Золотой Орды. Сближение народов этого обширного региона произошло в рамках единого государства Золотая Орда и является результатом существования тесных торгово-экономических связей. Следует подчеркнуть, что в непосредственной близости от Южного Урала татаро–монголы создали многочисленные города, которые становятся центрами различных ремесленных производств (гончарное, ювелирное, оружейное и т. д.).

В курганах Южного Урала XIV в. находят много серебряных монет, отчеканенных в столицах Золотой Орды имени её ханов. Клады монет всегда свидетельствуют о существовании у местного народа денежного обращения и об относительно высоком уровне развития его общественной жизни.

После разгрома Казанского ханства Русским государством 2 октября 1552 Башкиры добровольно вошли в состав России, что первоначально способствовало развитию торговых отношений. Однако Царское правительство в 1675 г. запретило башкирам заниматься кузнечным делом, производить и покупать огнестрельное оружие, порох. Такая политика отрицательно влияла на развитие всего ремесленного производства, торговлю и башкиры скрытно от властей продолжали заниматься кузнечным делом.

У башкир в это время господствовало натуральное хозяйство. Все необходимые для труда и жизни вещи производились в каждом хозяйстве. Но существовала и торговля. Башкиры торговали между собой мёдом, пушниной скотом, солью, одеждой, обувью и т. д. Оживлённо торговали они со своими русскими, татарскими, марийскими соседями, продавая им мёд, воск., соль, скот, покупая ткани, украшения из серебра, золота, а также запрещённые властями товары – ружьё, порох, свинец. В Уфу и башкирские волости с конца XVI в. стали приезжать с товарами купцы из соседних русских городов, Казани, а также из среднеазиатских городов. Постепенно появляются и башкирские купцы. О приезде башкирских купцов со своими товарами в соседние русские города известно со второй половины XVII в.

В зависимости от природно-климатических и иных условий большое значение у башкир приобретают лесные промыслы, бортничество, охота.



Заметное развитие получает торговля. Расширилась сеть ярмарок и базаров. В 1850 г. было 149 ярмарок. Торговля находилась в руках купцов (в 1850 г. их было 692, в т.ч. около 200 татар) и крестьян, имеющих свидетельства на право торговли. Крестьян-торговцев в губернии насчитывалось 140 человек. Представим небольшую картинку торговой жизни Уфы XVIII — начала XX веков. В 1838 году (через 13 лет после начала строительства Гостиного двора) в Уфе насчитывалось 120 лавок. Особенно в Башкирии того времени было развито бортничество.

Мед - продавали преимущественно башкиры, для которых пчеловодство издревле составляло одно из основных занятий. Исследователь края П.И. Рычков писал: «... едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах».

Бортью («солок») называлось старое дерево, в дупле которого жили дикие пчелы. Позже башкиры научились делать искусственные борти. На дуплистых деревьях ставили свой родовой знак («тамгу»). Затем перешли к пасечному хозяйству. Мед продавался чаще всего в специальных выдолбленных из дерева емкостях — «батманах». Батман являлся и мерой веса — в него входило около одного пуда меда.



Средние цены в Уфимской губернии в 1882 году: на мед — от 7 до 10 руб. за пуд, вощину — 8 руб., воск — от 21 до 30 руб.

После отмены крепостного права в 1861 г. Россия стала развиваться по капиталистическому пути. А в условиях Башкирии развитие капитализма вширь привело к усиленной её колонизации, широкому расхищению башкирских земель. Так, законом правительства от 10 февраля 1869 г. «О новом размежевании башкирских земель» была разрешена свободная продажа башкирских земель, под видом «излишних». В крае после этого указа, как писала газета «Оренбургский листок», «возникло что-то вроде поземельной горячки, напоминающей золотую лихорадку в Калифорнии». А законом 1871 г. было разрешено продавать отставным чиновникам и офицерам созданные за счёт ограбления башкир «запасные земли» на льготных условиях. В крае началась невиданная земельная спекуляция, о чём сообщал известный русский публицист Н. В. Ремезов в своей книге «Очерки из жизни дикой Башкирии» (М., 1887).

Сельское хозяйство в Башкирии в пореформенный период всё больше приобретает товарный характер. Расширились посевные площади, росло поголовье скота. По Уфимской губернии посевные площади увеличились за 1878 – 1897 гг. с 824 тыс. до 1557 тыс. десятин, т.е. почти в 2 раза. Соответственно увеличился сбор хлеба: так, в Уфимской губернии с 1864 г. по 1895 г. сбор зерна вырос в 2 раза, а в Оренбургской – почти в 3 раза. Значительная часть урожая вывозилась из Башкирии на внутренние и внешние рынки. России. Только в 1855-1857 гг. из Уфимской губернии было вывезено 57418 тыс. пудов хлеба. Особенно ценилась за рубежом оренбургская пшеница, которая вывозилась в Германию, Англию и другие страны. Животноводство в пореформенный период тоже стало товарным. С 1865 по 1900 г. в Уфимской губернии поголовье крупного рогатого скота выросло почти в 2 раза; с 387 тыс. голов до 782 тыс. голов. Мясо, сало, шкуры животных поступали на местные рынки и ярмарки, значительная часть их вывозилась в другие губернии России. Так, через Уфимскую губернию в 70-80-х годах ежегодно проходило 25 тыс. голов крупного рогатого скота.

Пореформенный период ознаменовался оживлением и кустарных промыслов. У коренных жителей наибольшее распространение получали лесные промыслы. В ряде волостей были распространены кожевенные, овчинные сапожные, шорные, гончарные, кирпичные промыслы. Имела место и специализация по отдельным волостям и деревням. Так, в д. Кармаскалы Стерлитамакского уезда 21 двор производил кирпич, а в селе Бураево Бирского уезда 14 дворов были заняты сапожным делом. В д. Тикеево Уфимского уезда 103 двора занимались выработкой обручей для кадок и бочек, и т. д.

В начале 70-х годов в Оренбургской губернии быстро развивалось производство изделий из козьего пуха – изготовление знаменитых оренбургских пуховых платков. Этим промыслом преимущественно занимались казачки и башкирки. Оренбургские пуховые платки в 80-х годах появились даже за границей: в Берлине, Париже, Нью-Йорке и т. д.

Рост промышленного производства, развитие торговли способствовали положительным сдвигам в области транспорта. В 1870 г. было учреждено Бельское пароходное общество (пароходство) и по р. Белой установилось регулярное пароходное сообщение, которое связывало города Башкирии – Стерлитамак, Уфу, Бирск с Казанью, Нижним Новгородом и другими городами Поволжья. К концу XIX в. по Белой курсировали 57 товарно-пассажирских пароходов.

В 1873 году началось строительство Самаро-Оренбургской железной дороги, которое завершилось в 1876 г.

В пореформенный период в условиях подъёма промышленности и сельского хозяйства значительно окрепли и развились товарно-денежные отношения, рыночные связи как внутри самой Башкирии, так и со всеми губерниями и регионами Российской империи. Из Башкирии вывозились хлеб, пушнина, металл, лес и лесные изделия, продукты животноводства. А в наш край поступали мануфактура, чай, сахар, нефтепродукты, земледельческие орудия труда и другие товары.



В торговой жизни края по-прежнему большую роль играли ярмарки, хотя роль их с конца 80-х годов стала падать, что было связано с развитием постоянной торговли в магазинах, ларьках лавках и т. д. В 1868 году на ярмарках Уфимской губернии было продано товаров на 4291 тыс. рублей, а в 1880 г. – на 12692 тыс. рублей. В то же время к 1898 г. оборот ярмарочной торговли снизился почти в 3 раза.

Наиболее крупные ярмарки Башкирии располагались в таких населённых пунктах, как Мензелинск, Буздяк, Абдуллино, Берёзово. Регулярно проводились ярмарки в Уфе, Бирске, Стерлитамаке, Белебее. Большой популярностью в крае пользовались, прежде всего, Буздякская ярмарка, обороты которой значительно опережали другие ярмарки.

В связи со строительством железных дорог, началом судоходства по р. Белой развивалась постоянная торговля. Её обороты к концу XIX в. намного определили обороты ярмарочной торговли. Росло производство товарного зерна. Оренбургская и Уфимская губернии относились к району торгового земледелия. Товарность Оренбургского хлеба составляла 36,6 %, Уфимского - 40,3 %, что пре­вышало общероссийский уровень вывоза хлеба (34-35 %). 35 млн. пудов вывозилось из губернии в другие районы страны и продавалось за границу. Особенно высоко ценилась оренбургская пшеница.

Строительство железных дорог, связывающих наш край с Центральной Россией, Сибирью, Казахстаном и Средней Азией, привело к усилению товарооборота. Купцы и промышленники края торговали зерном, мукой, лесом, скотом, продуктами животноводства, сельскохозяйственным инвентарем. Уфа, Оренбург, Челябинск и другие города края превращались в крупные торгово-промышленные центры. С 1901 по 1913 г. общий торговый оборот Уфы возрос с 16,8 млн. рублей до 25,6 млн. рублей. В городе было около 1 500 торговых заведений. Самым известным торговым местом Уфы являлся Гостиный двор. В торговле возросло значение крупных акционерных обществ. «Торговый дом И.Г. Стахеева» играл ведущую роль в торговле хлебом и керосином, московское товарищество по торговле чаем «Караван» сосредоточило в своих руках почти всю оптовую торговлю чаем, «Торговый дом бр. Каримовых» монополизировал торговлю мануфактурными товарами. Для крупных торгово-промышленных предприятий, отделений банков, бирж и магазинов возводились прекрасные каменные здания.

Первая мировая война, а затем Великая Октябрьская социалистическая революция, породили много негативных явлений в усло­виях жизни рабочих и всего городского населения, а также и в развитии торговых отношений. В 1928-1929 гг. была введена карточная система сначала на хлеб, а потом на другие важнейшие виды продовольствия и на все предметы первой необходимости. В 1930 г. рабочие крупных заводов и фабрик г. Уфы получали по 600 г хлеба или 1,4 кг муки в день, а члены их семей - вдвое меньше. Карточная система на продовольственные товары была отменена лишь в 1935 г., а на товары первой необходимости - в 1936 г. Отмена карточек повлекла за собой новое повышение цен.

Большой урон хозяйству нашей Родины, в том числе и торговле, был нанесен Великой отечественной Войной. Обстоятельства требовали самой жесткой экономии в расходовании продовольствия и промышленных товаров. Поэтому советское правительство и Государственный Комитет Обороны ввели чрезвычайные меры. Продовольственные и промышленные товары стали распределяться нормировано по карточкам.

Осуществлялось также нормированное снабжение населения промышленными товарами первой необходимости. Нормировалась продажа одежды, обуви, головных уборов, тканей, мыла и. т. д. К концу апреля 1942 г. карточки на промтовары были введены во всех городах и рабочих поселках. Основной формой торговли и снабжения населения стала система закрытого распределения. Магазины системы Наркомторга перешли на торговлю по карточкам. В Башкирской АССР, как и по стране в целом, сначала была организованна закрытая торговая сеть в системе Наркомторга. В Уфе магазины находились в ведении 1-го и 2-го горторгов, Сталинского смешанного райторга. В других городах и рабочих поселках были созданы отделения Башторга. В систему Наркомторга перешла и торговая сеть Башкоопромсовета и Башлеспромсоюза.

С середины апреля 1944 г. наряду с нормированным снабжением в крупных городах страны была введена свободная продажа продовольственных, позже и про­мышленных товаров по более высоким ценам - так называемая коммерческая тор­говля. В июле 1944 г. в Уфе были открыты продовольственный магазин и ресторан, работающие по коммерческим ценам. В сельских районах были открыты 32 коммер­ческие столовые. Коммерческая торговля послужила подготовительной ступенью при переходе к открытой торговле по единым ценам.

Уровень государственной и кооперативной торговли и сети общественного пита­ния - яркий показатель материально-бытового положения населения. В республике за 1941-1945 гг. количество предприятий розничной торговли (магазинов и ларьков) уменьшилось на 1 156 единиц и составило 4 756 в 1945 г. Общий объем розничного товарооборота по продовольственным товарам увеличился с 86,4 млн. рублей в 1940 г. до 125,4 млн. рублей в 1945 г., по промышленным товарам - снизился с 53 млн. рублей до 36,7 млн. рублей. Рост торговли по продовольственным товарам составил 16,2 %, продажа промтоваров сократилась на 30,8 %.



За годы войны индекс розничных цен на продовольствие, не считая алкогольных напитков и табака, повысился лишь на 11 %. Но в бюджете рабочих и служащих не­малую роль играли и рыночные цены, повысившиеся на ряд продуктов питания в 15-18 раз. Это учитывалось при определении государственной политики в облас­ти заработной платы.

В послевоенные годы расширяется сеть предприятий общественного питания, государственной и кооперативной торговли, увеличивается товарооборот в государ­ственной и розничной сети. За 1945-1950 гг. товарооборот в городах и рабочих по­селках вырос в 2,7 раза. Тем не менее, уровень благосостояния советских людей в 1945-1953 гг. оставался низким.

Постоянно росла реализация товаров населению. Мяса и птицы было продано в 1965 г. в сравнении с 1958 г. в 2 раза больше, молочных продуктов – 2,3; трикотажных изделий – 1,8; кожаной обуви – в 1,5 раза. Но особенно быстро росла продажа современных товаров народного потребления.

Несмотря на общие позитивные изменения в процессе потребления, следует от­метить, что по качеству потребления, особенно по мясу, молоку, овощам и фруктам республика к середине 80-х гг. еще отставала от научно-обоснованных норм и пока­зателей как средних, так и по целому ряду ведущих регионов страны. Отмечая достижения торговли, общественного питания, бытового обслужива­ния, все же следует заметить, что эта система еще не успевала за растущими запро­сами населения. Было много жалоб на растущий дефицит товаров и услуг, на их низ­кое качество, на недостатки в режиме работы и культуре обслуживания.

Экономический потенциал республики недостаточно использовался. К середине 80-х гг. Башкортостан занимал 53 место по объему товарооборота на душу населения.

В 1986-1989 гг. впервые темпы роста выпуска товаров народного потребления в 3,2 опередили темпы производства средств производства. Экономические реформы предусматривали широкое развитие кооперативного движения. В Башкирской АССР на 1 апреля 1989 г. действовало 1 224 кооператива. Однако производственных кооперативов было мало – лишь 6 % от общего их числа.





Торговля Республики Башкортостан в условиях рыночных отношений


Начало 90-х гг. стало для России периодом экономических реформ, переходом к рынку. В конце 1991г. для выхода страны из кризиса президентом РФ был выбран путь так называемой шоковой терапии. Правительство приступило к либеральным реформам. К этому времени в стране сложилось крайне тяжелое положение: только за 1991год розничные цены возросли в 11 раз, валовой национальный доход сократился на 20%. В сложившейся обстановки в начале января 1992г. правительство РФ освободило цены на большинство товаров от государственного контроля, ввело новый порядок внешнеэкономической деятельности. За всеми этими мерами последовали неудержимая инфляция, взаимные неплатежи предприятий. Свобода торговли при неразвитости рыночной инфраструктуры породила самые дикие формы торгового обмена. Политика либерализации цен зашла в тупик, в стране нарастало недовольство политикой правительства.

В то же время в нашей республике начался процесс поэтапной приватизации торговых предприятий. Процесс разгосударствления ускорился в 1993 году. За январь-ноябрь 1993 года была осуществлена приватизация 393 предприятий (76,2%), в том числе полностью в частную собственность через акционирование перешло 31 предприятие Республики. На конец 1994 г. удельный вес негосударственного сектора приблизился к 34%. Всего в 1995 году в Республике Башкортостан изменило форму собственности 1054 предприятия. Важным достижением суверенного Башкортостана является оживление его внешнеэкономической деятельности.



Продукцию предприятий республики стали получать почти 60 стран мира, в том числе Австрия, Германия, США, Япония, Великобритания, Швеция. Львиную долю экспорта составляли топливо, продукция химической промышленности, черной и цветной металлургии. Внешнеторговый оборот РБ с 1991 по 1995 годы вырос в 4,5 раза. Рыночные механизмы, используемые в Республике Башкортостан для развития и совершенствования торговых отношений дали свои положительные результаты. И сегодня торговлей нашей Республики Башкортостан и многими торговыми предприятиями мы можем гордиться.

В настоящее время среди наших деловых партнеров представители 86 стран мира и 83 субъектов РФ.

В торговле, где занято свыше 15% экономически активного населения, по итогам только прошлого года зафиксирован более чем 20% рост объемов розничного товарооборота.

Среди городов-миллионников по обороту розничной торговли Уфа занимает 5 место после Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Перми и Казани.

В Уфе сегодня работают более четырех тысяч торговых предприятий, из них 312-построены и реконструировано в 2005 году. Объем привлеченных на эти цели инвестиций составил около 2 млрд. рублей. Открытиями 2005 г. стали гипермаркет «Метро Кэш-энд-Керри» вторая очередь Центра торговли и развлечений «Мир», ТСК ООО «Стройдом», новые магазины торговых сетей «Техно», «Эльдорадо». А всего введено в эксплуатацию 90 тысяч торговых площадей.

Потребительский рынок в 2006 г оставался стабильным. Оборот розничной торговли составил 239,1 млрд. рублей, или 124,8% (в сопоставимых ценах) к уровню 2005 г. По абсолютному показателю оборота розничной торговли РБ стабильно входит в первую десятку регионов РФ. Продовольственных товаров населению продано на 114,1 млрд. рублей, или 122,6 % к 2005 г., непродовольственных товаров соответственно 125 млрд. рублей, или 126,2 %.

Активно развивается сетевой метод организации торговли. Большой популярностью у населения пользуются сетевые магазины «Матрица», «Эльдорадо», «Техно», «Ветвяна», группы компаний «Даско», фирмы «Фурор». Особое внимание уделяется развитию сети социально ориентированных предприятий торговли «Пятерочка» и «Полушка», которые придерживаются политики низких цен на товары первой необходимости. Продолжается поэтапная, планомерная работа по упорядочению рыночной торговли. Рынки, не соответствующие современным требованиям, ликвидируются. В большинстве случаев на их месте появляются современные предприятия торговли.



Состояние розничной торговли в 2006 г. характеризовалось следующими основными итогами :

  • Оборот розничной торговли по сравнению с 2005 г. увеличился на 24,8%;

  • Сохранялась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их оборот по сравнению с 2005 г. возрос на 27,1%, тогда как прирост продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 15,6%;

  • Как и в последние несколько лет субъекты малого предпринимательства обеспечили более половины оборота розничной торговли (54%);

  • В макроструктуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров, которую можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения, стабильно занимает более половины (52,3%);

  • Стабильным ростом реальных располагаемых денежных доходов населения. В расчете на душу населения оборот розничной торговли в 2006 г. составил 58,8 тыс.рублей, или 125% к 2005 г.;

  • В течении года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в розничной торговле (60 дней торговли), что являлось косвенным подтверждением стабильно высокого потребительского спроса.



Изменение оборота розничной торговли по формам торговли характеризуется следующими данными :






2006г.

Декабрь 2006г. в % к

Справочно:

Млн. руб.

В % к 2005г.

Ноябрю 2006г.

Декабрю 2005гю

2005г. в % к 2004г.

Декабрь 2005г. в % к

Ноябрю 2005г.

Декабрю 2004г.

Всего

239124

124,8

108,0

126,7

121,3

107,1

135,9

Оборот розничной торговли торгующих организаций



194581



127,1



109,7



129,0



120,3



107,2



135,7

Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках



44543



115,6



108,3



117,6



125,4



106,8



136,8

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2006 г.



составил 47,7%, непродовольственных товаров – 52,3%. Продовольственных товаров населению продано на 114,1 млрд.рублей или 122,6% к 2005 г., непродовольственных товаров соответственно 125 млрд.рублей или 126,2%.


Структура формирования розничной торговли в 2006 г. в % к общему объему оборота розничной торговли.






В 2006 г. из основных продуктов питания и непродовольственных товаров наиболее существенно выросла по сравнению с 2005 г. розничная продажа телевизоров, видеомагнитофонов, морозильников, сотовых телефонов, персональных ЭВМ, медикаментов, кондитерских изделий, сыров, круп и т. д.

По данным выборочного обследования, проведенного органами государственной статистики, в ассортиментной структуре продажи продуктов питания в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в объеме продажи мяса и птицы увеличилась доля мяса, птицы; колбасных изделий, рыбной продукции, молочных изделий, кондитерских изделий и т. д.

В 2006 г. на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 29 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах составляет 123,3% к 2005 г. Удельный вес продажи алкогольных напитков в объеме розничной торговли составил 12,1%.

На 1 января 2007 г. объем товарных запасов в организациях розничной торговли составил 4,8 млрд.рублей, в днях торговли 60 дней.



По результатам проверок, проведенных органами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в 2006 г., продовольственные товары отличались более высоким качеством, чем непродовольственные товары, по многим из которых процент забраковки составил 25% и более. Было проведено 4,4 тыс. проверок торгующих организаций. В ходе проверок было выявлено 332 административных нарушения, из них каждое второе нарушение – по статье «нарушение правил продажи отдельных видов товаров»; 25,3% - «нарушение иных прав потребителей»; 3,9% -«продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин»; 1,5% - «нарушение правил продажи спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и 9,3% - «обман потребителей». К административной ответственности привлечено 325 правонарушителей. Наложено штрафов на общую сумму 440,1 тыс.рублей.

На 1 января 2007г. число организаций розничной торговли составило более 5,5 тысяч, число индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, прошедших государственную перерегистрацию в налоговых органах - более 44 тысяч.

Торговля является наиболее привлекательной сферой деятельности для индивидуальных предпринимателей, они формируют около половины оборота розничной торговли Республики Башкортостан. Предприниматели без образования юридического лица стали ведущими субъектами на рынках многих товаров и услуг, оказывают заметное влияние на общий объем производства валового регионального продукта, способствуют развитию конкуренции.


Современная торговля г. Уфы глазами ее жителей

(по данным социологического исследования)


Развитие потребительского рынка в г. Уфе, оценка населением уровня развития торговли, проблемы, тормозящие процесс внедрения новых современных технологий продаж – знание этих вопросов необходимо для разработки программы государственного регулирования процессов развития потребительского рынка, поддержки малого бизнеса.



Для характеристики перечисленных проблем по заказу администрации г. Уфы преподавателями и студентами Уфимского торгово-экономического колледжа было проведено социологическое исследование «Развитие торговли и обслуживания населения г. Уфы». Целью данного исследования является изучение проблем торговли в г. Уфе, и на этой основе выработка практических рекомендаций, направленных на улучшение построения различных форм торговли, качества обслуживания населения и разрешение имеющихся проблем в развитии данных сфер экономики города.

В ходе исследования были поставлены следующие основные задачи:

- рассмотрение динамики процессов развития отраслей торговли и общественного питания в г. Уфе;

- актуальные проблемы отношения населения к организации торговли, общественного питания в г. Уфе;

- разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование работы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, регулирование отношений между органами местной власти и представителями бизнеса.



Объект исследования - предприниматели г. Уфы, представители органов местной власти, население г. Уфы старше 18 лет.

Выборочная совокупность предполагала опрос 1950 респондентов. Из них: 500 человек – предприниматели, 1400 – население г. Уфы и 50 – эксперты. Таким образом, исследование велось на трех уровнях: опрос населения г. Уфы, опрос экспертов и анкетирование предпринимателей.

В качестве экспертов опрашивались руководители и сотрудники государственных структур и муниципальных органов власти, а также представители общественных объединений предпринимателей (Ассоциации, Советы, Союзы предпринимателей).

Опрос предпринимателей осуществлялся по предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Субъекты малого предпринимательства в сфере торговли были опрошены в торгово-сервисных комплексах («Сипайловский», «Центральный рынок», «Ильинский», «Октябрьский»), владельцы магазинов у дома, павильонов, киосков. В опросе представителей крупных предприятий города приняли участие менеджеры таких предприятий как:

ОАО ТДК «Гостиный двор»

ОАО Торговый центр «Башкортостан»

ООО «УниверсалТрейдинг супермаркет «Матрица»

Сетевые магазины «Пятерочка», «Патэерсон», «Полушка», «Эльдорадо», «Техно», «М.Видео» и др.

Руководители ТСК «Сипайловский», «Октябрьский», «Колхозный рынок» и «Центральный рынок».

Результаты проведенных опросов позволяют оценить:

  • во-первых, отношение общественности к уровню развития торговли, основные проблемы предпринимательства в г. Уфе с точки зрения населения, исполнительной власти и самих предпринимателей;

  • во-вторых, дать характеристику состояния и перспектив развития торговли.

Ожидаемый фундаментальный результат исследования:

характеристика потребительского рынка г. Уфы в динамике, характеристика состояния и характера взаимоотношений власти и бизнеса, восприятие населением г. Уфы современных технологий продаж и инновационных форм организации торговли.



Ожидаемый прикладной результат исследования – это выработка научно – практических рекомендаций, направленных:

1. На совершенствование отрасли торговли.

2. На создание условий для дальнейшего внедрения современных форм торговли. 3. На формирование коммерческого и социального партнерства администрации города и предпринимателей в области развития данных отраслей экономики города.

Совершенствование организации торговли в г. Уфе

«Каковы Ваши предложения по совершенствованию организации торговли г. Уфы?». С таким вопросом интервьюеры обратились ко всем категориям респондентов.

Жители города ответили на этот вопрос следующим образом:

36,8% респондентов из предложенных направлений по совершенствованию организации торговли в г.Уфе отметили « расширение сетей магазинов эконом-класса в г.Уфе»;

30,3% опрошенных предлагают усилить контроль за выполнением правил торговли на предприятиях г.Уфы;

27,2% отмечают дальнейшее расширение сетевой торговли - ретейлеров по продаже радиоэлектронной аппаратуры, мебели, товаров для дома, товаров для спорта и отдыха, одежды и обуви;

24,5% предлагают насытить потребительский рынок всеми группами товаров, преимущественно отечественного производства;

22,4% указывают на дальнейшее развитие сетей супермаркетов и гипермаркетов по продаже продуктов питания;

меньший процент опрошенных жителей (от 8 до 15%) предлагают дальнейшие строительство и реконструкцию рынков, увеличение независимых магазинов таких как торговый центр «Башкортостан» и «магазинов у дома».

Предприниматели выбрали следующие направления, из предложенных по совершенствованию организации торговли г.Уфы.

Наибольший процент респондентов(32,9%) выбрали дальнейшее развитие сетевой торговли в г.Уфе, открытие крупных супер- и гипермаркетов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров;



28,2% опрошенных указали на необходимость разработки и реализации мер, направленных на сдерживание цен на социально-значимые товары и услуги;

25,1% предпринимателей указывают на сохранение насыщенности потребительского рынка всеми группами товаров, преимущественно отечественных производителей;

20,8% предлагают повысить качество услуг и культуру обслуживания, а 10,9%-дальнейшие строительство и реконструкцию ТСК.

Эксперты предложили следующие направления совершенствования организации торговли г. Уфы:



56% указали на разработку и реализацию мер, направленных на сдерживание цен на социально значимые товары и услуги;

48% респондентов указывают на повышение культуры и качества торгового обслуживания;

По 44% опрошенных - за сохранение, насыщение рынка всеми группами товаров, преимущественно отечественных производителей, и усилением контроля за выполнением правил торговли;



36% экспертов считают необходимым расширение сетей дискаунтеров - магазинов эконом - класса;

24% выступают за увеличение «магазинов у дома», 20% - за увеличение независимых магазинов таких, как торговый центр «Башкортостан»;

12-16% опрошенных предлагают расширять сеть супермаркетов и гипермаркетов по продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, а также ТСК.

Итак, предложения всех категорий респондентов по совершенствованию организации торговли в г. Уфе распределились следующим образом:



  • наибольший процент опрошенных предлагают сохранить насыщение потребительского рынка всеми группами товаров преимущественно отечественного производства (93,6%);

  • на усиление контроля за выполнением правил торговли на предприятиях г. Уфы указывают 74,3%;

  • расширение сети магазинов дискаунтеров - магазинов эконом класса предлагают 72,8% респондентов;

  • за повышение культуры и качества обслуживания высказываются 68,8%;

  • развитие торговой сети за счет увеличения «магазинов у дома» предлагают 67,3%;

  • с предложением увеличить количество независимых магазинов как торговый центр «Башкортостан» выступают 34,8%;

  • за дальнейшее строительство и реконструкцию крупных стационарных рынков розничной и оптово-розничной торговли в г. Уфе высказываются 30,9% опрошенных.


Заключение
Взгляд в прошлое необходим, чтобы лучше представить, что сделано, на каком отрезке пути мы сегодня находимся и что нас ожидает в будущем. «Прошлое – Родина души человека», - сказал Генрих Гейне. И предстоящая знаменательная дата – 450 лет добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства лучший повод, чтобы проанализировать историю торговли нашей Республики. История, в том числе и история торговли, вершится людьми через их судьбы. Серьезной вехой в жизни более 25 тысяч специалистов отрасли торговли и общественного питания стали годы учебы в Уфимском торгово-экономическом колледже. Мы гордимся тем, что выпускники нашего колледжа востребованы сегодня на рынке труда Республики Башкортостан. За 35 лет существования колледжа не было ни одной рекламации на наших выпускников. Мы уверены в том, что студенты, получившие профессию в нашем учебном заведении, сделают еще много для развития и процветания торговли в Республике Башкортостан.


Список использованной литературы


  1. Акманов И.Г., Касимов С.Ф, Кульшарипов М.М, Ямалов М.Б «История Башкортостана с древнейших времён до наших дней», Уфа 2006 г. 599 с.

  2. Валиди Туган А. История башкир. История тюрков и татар. Уфа 1994 г.

  3. Декларация о государственном суверенитете Башкирской ССР//Советская Башкирия.

  4. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).М.,1995.64с.

  5. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР: Стат. Сб. Уфа, 1964. 290 с.

  6. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: Сб. док. и материалов. Уфа, 1959.

  7. Республика Башкортостан. Стат. Ежегодник. 1996 год.

  8. Тухватуллин Ф. Материалы по истории Башкирии. Уфа.1928 год.

  9. Юлдашбаев Б. Х. Новейшая история Башкортостана.

  10. А.Зайченко, Т.Зайченко, С.Широкова. «Большой потенциал уфимской торговли» «Новости Торговли» № 3-4, 2006 год.

  11. Ф.Ямалетдинов, А.Морозов, Д.Идиль. «Гостиный двор» в Уфе. – Уфа 1999 г.

  12. Кузбеков Ф. Т. «История культуры башкир» Уфа, 1997 г.

  13. Ямалов М. Б. «Индустриальное развитие непромышленных отраслей Республики Башкортостан в 60-80-е гг. Уфа, 1997 68 с.

  14. По пути самостоятельности и реформ. Выступление Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова на торжественном собрании, посвящённом 7-й годовщине подписания Декларации о государственном суверенитете республики. 10 октября 1997 г. \\ Советская Башкирия. 1997. 14 октября.

  15. З.Х. Рахимов, Т.О. Якимова, Н.Н. Фёдорова, Н.В. Резун, В.М. Сулейманова, Н.Б. Маркевич «Уфимский торгово-экономический колледж» XXX лет. Уфа – ИПК при АП РБ 2002 г. 122 с.

  16. Основные характеристики социально-экономической ситуации Республики Башкортостан за 2006 г.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница