Утверждение о невозможности изменения Всевышнего Аллаха в сущности и атрибутах [2008-01-02]



Скачать 54.18 Kb.
Дата10.11.2016
Размер54.18 Kb.
Утверждение о невозможности изменения Всевышнего Аллаха в сущности и атрибутах

[2008-01-02]
автор Шейх аль-Азхари

Вопрос:


"Разве не является Всевышний Аллах Видящим сотворенное, а также Слышащим речь его и голоса? Почему в таком случае не относятся эти Видение и Слышание к "аль-хавадис" (постоянно обновляющееся сотворенное), которое располагается в божественной сущности? Разве не следует из этого, что атрибуты Слышания и Видения являются имеющим начало и конец сотворенным (аль-хаадис) и не являются безначальными, извечными качествами?

Ответ:


Достоверно подтверждено и утверждено в Куране, Сунне и "иджме" Уммы, что Аллах, да будет Свят Он и Возвышен, не изменяется, не прекращается и не переходит из одного состояния в другое. Ибо очевидно следует из этой подверженности изменению и переходу из состояния в состояние недостаток. Поэтому будет всегда мыслиться новое из двух состояний либо совершенством после недостатка, либо дополнительным совершенством после совершенства неполного, что все равно является, как в первом предполагаемом случае, совершенством после недостатка или изьяна. Все это, однако, есть по отношению к Аллаху, да будет Возвышен и Свят Он, невозможным.

Также согласилась исламская Умма в том, что необходимые атрибуты Всевышнего Аллаха –извечны и безначальны, не являются созданными. Отсюда всякий утверждающий, что Аллаху принадлежит знание, созданное по причине создания из небытия обьекта его, или что Он характеризуется созданным слышанием по причине создания из небытия слышымого, или что Ему принадлежит созданный "сифат" (атрибут) видения в виду сотворения из небытия видимого, или что Он характеризуется созданной волей по причине создания из небытия обьекта ее приложения, отрицает необходимые данные единодушного мнения мусульман ("иджма") в отношении утверждения извечности и безначальности "сифатов" Аллаха Тааля. Когда мыслит он эти атрибуты как созданные "сифаты", зависящие в своем бытии и назначении от сотворенных вещей. И вместо того, чтобы созданная вещь подчинялась Знанию Всевышнего Аллаха, само Знание здесь подчиняется сотворенному, так что становится бытие его (Знания) зависящим от бытия сотворенной вещи. Да будет Возвышен Аллах Тааля от сего изьяна!

Отсюда является обязательным для каждого мусульманина иметь непоколибимую веру в то, что Аллах Тааля в предвечности имел полное знание о вещах – какие они будут после создания – и постижение их до сотворения этих вещей, так что решительно должен он быть убежден в том, что с созданием сотворенного Всевышний не приобрел нового знания или нового слышания и видения.
Потому тот, в ком будет отсутствовать эта непоколибимая убежденость и уверенность – является неверующим и Ислам его недействителен. Ведь как может думать истинный мусульманин, что Аллах Тааля за час до наступленния настоящего мгновения не являлся Знающим о вещах, которые проявят бытие свое через час времени, затем после того как появились эти вещи узнал о них! Разве не обладает знанием Тот, Кто творит и Он есть Добрый, Сведующий?! Или как может думать истинный мусульманин, что Аллах Тааля за час до наступления настоящего мгновения не был Слышащим голоса и звуки, которые получили бытие свое через час времени, а затем, после того, как появились эти звуки и голоса, услышал их! Ибо, если допустить сей факт, то он будет значить, что Всевышний Аллах не переставал быть не Слышащим какие-то звуки или голоса, что необходимо ведет к тому, что через час времени обьектов Слышания Его стало больше, чем было их до истечения шестидесяти минут, а также следует из этого, что Слышание Его за час было неполным, потом увеличилось... Разве может говорить подобное истинный мусульманин? Тоже относится и к атрибуту Видения, в отношении которого нельзя утверждать какое-либо изменение...

Однако следует нам утверждать, что Аллах Тааля знал о сотворенных вещах, слышал, видел и желал их до их создания и не претерпел Всевышний малейшего изменения после акта сотворения этих вещей. Как не прибавилось ничего к Сущности и атрибутам Его по причине сотворения и существования их (вещей). Ибо созданные вещи являются созданными через создание их Всевышним Аллахом и не являются такие "сифаты" Его как Знание, Слышание и Видение сотворенными.


Кто же допускает возможность изменения в атрибутах Аллаха Тааля, должен признать, что Всевышний узнает о вещах постепенно, как слышит Он звуки постепенно и видит вещи, переходя от одной из них к другой, когда эта последняя активизируется в обьективном мире. Однако такова сущность атрибутов сотворенного, но не Творца. И если применить такой "куфрский", языческий подход к данному настоящему мгновению, то можно будет заключать, что Аллах не знает о вещах, которые произойдут через час, а также не слышит и не видит их, не говоря уже о том, чтобы знать, видеть и слышать вещи, относящиеся ко времени Судного Дня. Другими словами, следует тогда говорить, что Знание, Слышание и Видение его сейчас неполны. Да будет возвышен Он от этого изьяна великим возвышением! Ведь это есть "куфр", после которого о другом "куфре" нет смысла говорить...
Затем важно указать на то, что утверждение наше относительно того, что Слышание и Видение Аллахом Тааля вещей до их сотворения не ведет к утверждению того, что сотворенные вещи обладают качеством безначальной извечности. Как не следует из нашего утверждения того, что Знание Его обьемлет вещи до их появления, утверждение безначальной извечности их. Нет, извечны и безначальны Знание, Слышание и Видение Аллаха, но не обьекты их приложения.

Если скажут нам: нельзя помыслить себе, чтобы Аллах видел какую-либо вещь до сотворения ее. На что ответим мы: постигни сие по аналогии, как постигаешь ты возможность Знания Аллахом Тааля вещей до создания их. Ведь верующий необходимо убежден в том, что подобно тому, как Слышание и Видение Аллаха не ограничивает место, так что Он слышит и видит все вещи, где бы они не находились, будь-то в недрах земли, на небе, во тьме или в свету. Аналогичным образом следует ему быть убежденным в том, что атрибуты эти не ограничивает время, так что слышит и видит Аллах звуки, которые лишь в нашем сознании относятся к прошлому, настоящему или будущему. Поэтому как бы не изменялось и не властвовало над сотворенным время, оно никак не противодействует реализации таких атрибутов Всевышнего как Знание, Слышание и Видение. Но пространственные и временные ограничения, выражающиеся в категориях близкого или далекого, стоят преградой в виде завесы для проявления атрибутов слышания и видения сотворенных вещей, но не извечных "сифатов" Слышания и Видения Создателя... Отсюда, если является допустимым в обьективном мире факт видения спящим того или иного события так, что отчетливо слышит он сопровождающие это событие голоса и звуки, а также может созерцать видимые образы его, и все это до прявления вещей этих в реальности, когда будет человек – посредством нарушения естественных законов природы – слышать и видеть их в бодрственном состоянии, то что говорить тогда о Слышании и Видении Творца и Главного Нарушителя привычного течения вещей? Да будет славен Он! Ведь то, о чем мы сейчас говорим, не нуждается в своем доказательстве, в приведении текста Откровения! Поэтому либо "куфр", либо вера!



И возможно, что хадис, который мы сейчас приведем, будет в заключении отрадой для всякого думающего и истинно верующего мусульманина. Приводит ат-Табарани в книге "аль-Аусат" с "иснадом" от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал, что как-то раз, проходя мимо одного бедуина, Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и да приветсвует, услышал такую исходящую из уст его мольбу, которую произносил он в во время исполнения им "ас-салята": "О, Тот, Кого не могут видеть очи, не могут постигнуть мысли и не в состоянии описать описывающие, Которого не могут изменить происходящие события и вещи, и Который не боится превратностей, знает вес гор и морей, количество капель дождя и упавших с деревьев листков, число сокрытых ночью и освещенных днем вещей... Не сокроет от него небо – небо, земля – землю,море – то, что находится на дне его и горы – что прячется в расщелинах его. О, Аллах! Сделай лучшим периодом жизни моей самое последнее время ее, самое благое деяние в окончании отпущенного мне срока и лучший день мой, когда встречу я Тебя!" После того, как услышал Пророк, да благославит его Аллах и да приветствует, эти слова молитвы, послал человека к этому бедуину, сказав: "Когда закончит он "салят" свой, приведи его ко мне." И когда закончил бедуин "ас-салят", пришел он к Посланнику Аллаха, да благославит его Аллах и да приветствует, которому до этого было подарен золотой слиток. И когда пришел к нему этот бедуин, вручил Пророк, да благославит его Аллах и да приветствует, ему это золото, сказав: "Откуда ты, бедуин ?" Отвечал он: "Из племени Бану Аамир ибн Сасат, о Посланник Аллаха!" Сказал Пророк: "Понимаешь ли, почему я подарил тебе это золото?" Отвечал бедуин: "По причине имеющейся меж нами родственной связи, о Посланник Аллаха!" Сказал Пророк: "Поистине, родственные связи имеют на это право, однако подарил я тебе золото по причине твоего хорошего славословия Аллаха, да будет велик Он и славен."


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница