Устьянцева Светлана Павловна 243-577-658 Куколева Елена Владимировна 233-190-450 Страхова Людмила Викторовна 243-578-476 Левина Вера Андреевна 244-139-638 Екатеринбург 2011



Скачать 150.08 Kb.
Дата09.05.2016
Размер150.08 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Методическая разработка внеклассного занятия для студентов

«СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО НАШЕ СВОБОДНОЕ!

Из истории Российских гимнов.»

Левина Ирина Анатольевна 243-577-129

Устьянцева Светлана Павловна 243-577-658

Куколева Елена Владимировна 233-190-450

Страхова Людмила Викторовна 243-578-476

Левина Вера Андреевна 244-139-638


Екатеринбург

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, формируются новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально – ролевые функции и т.п. Проблема формирования гражданского самосознания подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Гражданское самосознание способствует объединению народов. Это очень значимо сегодня для России. Социализация личности невозможна без гражданского образования, ибо гражданская компетенция выходит в настоящее время среди основных компетенций на первый план.



Гражданская компетенция -

  • базируется на знании понятий демократии справедливости, равенства, гражданства и гражданских прав;

  • включает знание как современных событий, так и основных событий и тенденций национальной и мировой истории;

  • подразумевает сформированность представлений о целях, ценностях и политике общественных и политических движений;

  • связана со способностью эффективно взаимодействовать с другими в публичной сфере и демонстрировать солидарность и заинтересованность в решении проблем, влияющих на местные и более широкие сообщества;

  • включает проявление чувства ответственности, уважение к демократическим принципам, полное уважение прав человека.

С развитием информационных технологий система гражданского образования приобрела особый характер, определилась специфика информационных средств и технологий, дидактических принципов и закономерностей обучения.  Таким образом, гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая формирование нравственной гражданской позиции, гражданской и информационной компетентности и обретения опыта гражданской и информационно-коммуникационной деятельности в системе непрерывного образования.

С целью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» одним из приоритетных направлений Концепции воспитательной политики ГБОУ СПО « Свердловский областной медицинский колледж» является патриотическое воспитание студентов.

Одним из внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию студентов колледжа является литературно-музыкальная композиция «Славься, Отечество наше свободное, из истории Российского гимна».

Цель внеклассного мероприятия: способствовать укреплению чувств патриотизма, гражданственности, формированию гражданской компетенции, оказывать влияние на процесс становления социально-активной личности, патриота, гражданина.
Специальности: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-профилактическое дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика»;

Курс: первый, второй, третий;

Продолжительность занятия: 1 час;

Место проведения занятия: актовый зал колледжа.

Задачи занятия:

Дидактическая


  • активизация познавательной деятельности студентов;

  • привитие интереса к историческому прошлому России;

  • развитие понимания исторических и культурных ценностей своего народа;

Воспитательная

  • воспитание любви к родному краю, Родине;

  • привитие чувства принадлежности к своей местности, стране;

  • воспитание информационной культуры.

Развивающая

  • развитие готовности уважать ценности и частную жизнь других людей;

  • стимулирование конструктивного участия в общественной деятельности;

  • помощь в определении своей роли в возрождении и развитии России.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие – «Информатика», «Литература»;

Обеспечиваемые – «История», «Обществознание».

Материальное обеспечение:


  • презентация «Из истории российских гимнов»;

  • изображения герба и флага Российской Федерации;

  • музыкальные фрагменты;

  • компьютер, проектор, экран;

  • красочное оформление зала.

Методическое обеспечение занятия:

  • методическая разработка для преподавателя;

  • сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной государственному гимну Российской федерации;

  • тест по теме «Государственная символика России» в программе Аist-3;

  • электронное учебное пособие «Государственная символика России: герб, флаг, гимн»;

  • вопросы и задания по теме;

  • программа для индивидуального тестирования Aist-3.


Опережающие задания студентам:

В период подготовки к мероприятию студенты могут поработать с электронным учебно-методическим пособием «Государственная символика России: герб, флаг, гимн», ответить на вопросы теста (всего 50 вопросов в пособии и 24 вопроса в программе Аист), по истории символики РФ. Подготовка к сдаче теста предусматривает самостоятельную работу студентов с дополнительной литературой, периодической печатью и другими информационными ресурсами; Студентам также предоставляется библиография и список Интернет-ресурсов по теме.


Сценарий литературно-музыкальной композиции
Музыка: «Коль славен наш Господь в Сионе» (оркестр) “уходя” под текст.

     Слайды1-3


   Первый ведущий:  Добрый день! Прежде чем мы обратимся к истории российских государственных гимнов, необходимо уточнить — что означает название “Гимн”?

В переводе с греческого «Имнос» — это хвалебная песнь в честь богов, героев и победителей. Понятно, что восхваление общественно значимых лиц предполагает исключительно торжественный характер гимна. Отсюда — неразрывная связь поэтического текста и музыки, причём каждое из этих начал выполняет свои задачи. Поэтический текст должен в яркой и художественно возвышенной форме сообщать о том, за что именно надлежит почитать того, кого воспевают в гимне. Музыка же призвана придать тексту торжественную величественность, накинув на канву официального восхваления наряд эмоциональной убедительности.


     Есть гимны церковные и гимны светские. В нашей сегодняшней беседе речь пойдёт об одной из разновидностей светского гимнотворчества — о гимнах государственных.
Музыка: «Коль славен наш Господь в Сионе» (оркестр) “выходя” из-под текста.

     Второй ведущий: Наряду с Государственным Гербом и Государственным Флагом, Государственный Гимн является одним из официальных символов страны. Его принято исполнять при официальных церемониях внутриполитического и международного характера. В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей. Но, во-первых, это были сугубо церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах. Во-вторых, в таких песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда — страна и её предводители. В-третьих, пока Государство Российское не доказало миру свою мощь и не обрело прочного международного признания, утвердив свои Флаг и Герб, как равноправные в ряду государственных символов других стран, до тех пор сама мысль о собственном Государственном Гимне была невозможна.



Слайды 4-7

Музыка: “Преображенский марш” (оркестр) “уходя” под текст.

    Первый ведущий: Первое появление на Руси светских музыкальных произведений официально-гимнического характера наблюдается в начале 18-го века. С Указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Пётр I принял на себя титул «Императора и Самодержца Всероссийского», а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания российского Государственного Гимна. Однако вплоть до конца 18-го века встречи коронованных особ, победы в войнах и праздники общегосударственного значения отмечались панегирическими песнопениями и хвалебными песнями, перемежавшимися пением «Многая лета».


Музыка: “Преображенский марш” (оркестр) под текстом.

    Второй ведущий: Особо следует упомянуть о произведении, популярность которого была так велика, что оно стало восприниматься как своеобразный музыкальный символ могущества России. Это — «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка», созданный в 20-е–30-е годы 18 века неизвестным автором. В его напеве любопытным образом соединены интонации петровских кантов и прусского марша. Первый текст на музыку «Преображенского марша», сочинённый в 1805 году флигель-адъютантом Александра I, поэтом и переводчиком Сергеем Никифоровичем Мариным, начинался словами «Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!» Позже, уже во второй половине 19-го века, появился другой текст, начинавшийся словами «Знают турки нас и шведы». «Преображенский марш» никогда не был Государственным Гимном России. Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов. А к концу 19-го века он стал главным маршем Российской Империи.


Музыка: «Преображенский марш» (хор) “уходя” под текст
Слайды 8-12
 Первый ведущий: И ещё одно произведение приобрело в конце 18 века широкую известность. 11 декабря 1790 года русские войска под командованием Суворова штурмом взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил. По этому поводу светлейший князь Потёмкин устроил 28 апреля 1791 года в Петербурге грандиозный праздник, на котором присутствовала сама Екатерина II. Музыку к этому празднику сочинил Осип Козловский, а стихи — Гаврила Романович Державин. Один из 4-х торжественных полонезов, звучавших под сводами громадной галереи Таврического дворца, сразу покорил присутствующих. Вскоре уже вся Россия с гордостью повторяла: «Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый росс!» И хотя полонез этот никогда не был, да и не мог стать Государственным Гимном России, однако он навсегда остался блестящим символом величественной екатерининской эпохи.
Музыка: «Гром победы, раздавайся!» (хор) “уходя” под текст.
Слайды 13-18
    Второй ведущий: С воцарением императора Павла I полонез «Гром победы» надолго исчезает из музыкального обихода России. Господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полу-официальным символом российской государственности.
     29 ноября 1798 года в Петербурге состоялась грандиозная церемония. В Зимнем дворце, в присутствии всего Двора и находившихся в России мальтийских рыцарей, папский нунций Лоренцо Литта возложил на российского императора Павла I корону и другие регалии Великого Магистра Ордена Святого Иоанна. Желая подчеркнуть значение Ордена, Павел I включил свой новый титул в общий Императорский титул. Мальтийский крест был включён в государственный Герб и государственную Печать. Именно тогда, на церемонии в Зимнем дворце, прозвучал гимн, происхождение которого на редкость любопытно.
Музыка: «Коль славен наш Господь в Сионе» (хор) “уходя” под текст.
    Первый ведущий: Стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе» написано куратором Императорского Московского университета Михаилом Матвеевичем Херасковым. Известный в 18 веке поэт и драматург, Херасков был видным деятелем русского масонства, — этим и объясняется наличие в тексте «Коль славен» образов масонской обрядовости.
     Автором музыки гимна «Коль славен» принято считать Дмитрия Степановича Бортнянского. Однако этот напев (с указанием авторства Бортнянского и недостоверной датой сочинения музыки — «1822 год») по сей день присутствует в песенных сборниках Немецкой Евангелической церкви, но — с другим текстом: «Ich bete an die Macht der Liebe» («Я молюсь силе Любви»). Эти стихи были написаны немецким поэтом Герхардом Тэрстэгеном в 1751-57 годах. При сравнении оказывается, что русский текст Хераскова является вольным пересказом стихов Тэрстэгена. Но самое интересное — то, что напев, приписываемый Бортнянскому, был известен в немецкой церковной музыкальной практике ещё до того, как Бортнянский появился на свет.
    Второй ведущий: В короткий срок гимн «Коль славен» стал в России, говоря современным языком, общенациональным «шлягером». И хотя он не был и не мог быть Государственным Гимном, поскольку в тексте его отсутствуют присущие тому времени официально значимые образы и постулаты, однако его знали и пели буквально все. Вплоть до 1917 года гимн этот бытовал наравне с позднее созданными официальными Государственными Гимнами. Его пели и играли, в концертах и на церемониях, его мелодию вызванивали карманные, настольные, настенные и напольные часы, а ещё — куранты Петропавловской крепости и башенные часы других городов России.
Музыка: «Коль славен наш Господь в Сионе» (хор) “выходя” из-под текста.
Слайды 18-21
   Первый ведущий:  В 19 веке потребность в Государственном Гимне Российской Империи стала очевидной. И вскоре Россия обрела музыкальный символ государственности.
     После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз — России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы.
     Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном был избран Гимн Великобритании. В 1816 году Александр I повелел исполнять в России английский гимн как государственный.
    Второй ведущий: Английский гимн «Боже, спаси Короля», — один из старейших европейских государственных гимнов. Он был создан в первой половине 18 века. Честь его сочинения долгое время приписывалась Генделю, но в действительности его автор — английский поэт и композитор Генри Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский. Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами — «Боже, Царя храни!» С текстом Жуковского английский гимн был музыкально-поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по 1833 год.

Музыка: «Боже, храни короля!» /английский/ (хор).
Слайды 22- 28
    Первый ведущий: Летом 1833 года император Николай I, через графа Бенкендорфа, предложил Алексею Фёдоровичу Львову «попробовать» написать народный гимн. «Я чувствовал, — вспоминал Львов, — надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, годный для войска, годный для народа — от учёного до невежды». Текст к мелодии будущего гимна подписал всё тот же Жуковский, мудро повторив в начале первую строчку существующего гимна — «Боже, Царя храни!»
Музыка: «Боже, Царя храни!» (оркестр) под текстом.
    Второй ведущий: 23 ноября Император с Императрицей и Великим Князем Михаилом Николаевичем приехали в Певческий корпус — слушать новый гимн, приготовленный на весь хор Придворной Капеллы и 2 оркестра военной музыки. Прослушав гимн несколько раз, Николай подошёл к Львову, обнял его и, поцеловав, сказал: «Это — великолепно!»
Музыка: «Боже, Царя храни!» (оркестр) “выходя” из-под текста.

    Первый ведущий:  11 декабря в Москве, в Большом театре состоялась своеобразная «презентация» будущего гимна. В афише значилось: «В заключение спектакля дан будет „Праздник в лагере“, большой военный разнохарактерный дивертисмент, в котором господин Бантышев будет петь в первый раз народную русскую песню с хором „Боже, Царя храни!“, слова В. Жуковского, музыка г. Львова». После исполнения зал встал и потребовал повторения. Под гром оваций Гимн был пропет ещё трижды.


     25 декабря 1833 года, в годовщину изгнания французов из России, в Зимнем дворце, в присутствии войск и Двора, при разводе караула во время обряда окропления знамён, был дан Именной Указ о введении «Гимна» Львова-Жуковского в качестве Государственного. Так в России появился первый в её истории собственный Национальный Гимн.
Музыка: «Боже, Царя храни!» (хор).

    Второй ведущий: Вплоть до 1917 года в официальных и неофициальных праздниках, кроме «Гимна» Львова-Жуковского, нередко звучали также: молитва «Спаси, Господи, люди Твоя» и хор «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за Царя». Но они никогда не подменяли собой Государственного Гимна.


Слайды 28-32

Первый ведущий: В феврале 1917 г. в России произошла революция. «Боже, царя храни!» был отменен 1 марта 1917 г. и уже на следующий день – 2 марта – Временным правительством был утвержден новый государственный гимн: им стала «Марсельеза». Решающим фактором в выборе «Марсельезы» было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность союзникам, в первую очередь Франции.

Музыка: «Марсельеза» (хор и оркестр) “уходя” под текст.


Слайды 33-39
    Второй ведущий: В 1918 году Государственным Гимном Республики Советов стал пролетарский гимн «Интернационал».
     Напомню, что текст «Интернационала» был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, а опубликован в его сборнике «Революционные песни», в 1887 году. В 1888 году французский композитор-любитель Пьер Дегейтер сочинил музыку на стихи Потье, а в июне того же года «Интернационал» впервые прозвучал на рабочем празднике в Лиле. Русский перевод «Интернационала» написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц. «Интернационал» был Государственным Гимном СССР до 1944 года.

Музыка: «Интернационал» (хор и оркестр) “уходя” под текст.
Слайды 40-46
     Первый ведущий: В ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио впервые прозвучал новый Гимн Советского Союза. Его, по-своему уникальная, судьба — отражение изломов истории нашего государства. Автор гимна — композитор и дирижёр, народный артист СССР, генерал-майор Александр Васильевич Александров. Это он был организатором и руководителем уникального коллектива — Дважды Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Но мало кто знает сегодня, что Александров — автор прекрасных песен, среди которых и гениальная «Священная война», — был последним регентом хора Храма Христа Спасителя. Не отсюда ли в его музыке столько русской мощи и раздолья?..

Музыка: Гимн СССР (хор и оркестр) “выходя” из-под текста.
     Второй ведущий: Не все знают, что первоначально Гимн Александрова назывался «Гимн партии большевиков». Рождённый в адском пекле сталинских репрессий, он воплотил в себе дух тех лет. Достаточно вчитаться в стихи Василия Лебедева-Кумача, где есть и такие строки о правящей Партии:

«Изменников подлых гнилую породу
Ты грозно сметаешь с пути своего.»

     Теперь-то мы знаем — о каких «изменниках» говорится в этих стихах. Это были сотни тысяч невинных жертв красного террора.


     Решением Советского Правительства гимн Александрова — с новым названием и новым текстом, написанным Михалковым и Эль-Регистаном, — был утверждён к повсеместному исполнению с 15 марта 1944 года в качестве Государственного Гимна. Так в России появился второй в её истории собственный Государственный Гимн.
Слайды47-49

Второй ведущий: Впоследствии, вследствие политических эволюций, музыка Александрова была заново переоркестрована Андреем Петровым, а текст — вторично отредактирован Сергеем Михалковым.
Музыка: Гимн СССР (хор и оркестр) “уходя” под текст.
Слайды 50-51
   Первый ведущий:  Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. Но поменять герб и флаг оказалось куда как легче, чем сменить гимн. Ведь Государственные Герб и Флаг, их иносказательность воспринимаются зрением и трактуются сознанием. С Государственным же Гимном дело обстоит намного сложнее: его музыка апеллирует непосредственно к эмоциям человека, воздействуя на его чувство. И каким бы ни был текст, но если музыка вызывает отклик в человеческих сердцах, её невозможно изъять из этих сердец, т.е. запретить. А если эта музыка холодна и национально безлика, то никакими постановлениями невозможно заставить людей полюбить её. Именно так произошло с приписываемой М.И. Глинке «Патриотической песней», ставшей на несколько лет Гимном России. Причём, — редкий случай! — Гимном без текста.
Музыка: «Патриотическая песня» (оркестр) “уходя” под текст.

     Второй ведущий: Чего только не говорили об этом произведении, чтобы заставить общество поверить, что перед ним — гениальное творение великого русского композитора. Говорили, что это — законченное произведение, — а это всего лишь незаконченный набросок. Говорили, что автор его — сам великий Глинка, — а никто даже не атрибутировал почерк Глинки в автографе. Говорили, что Глинка написал это произведение в 1833 году, для проводившегося «Конкурса Гимнов», — а никакого Конкурса не было, да и Глинка в то время уже который год находился за границей. Говорили, что, мол, Глинка сам называл это произведение национальным гимном, — а в действительности речь шла о мелодии неизвестной национальной принадлежности. Само название «Патриотическая песня» родилось в 1944 году, а в 1947 году, к 800-летию Москвы, и оно было изменено — «Москва (Патриотическая песня)». Интереснее же всего то, что в музыке этого наброска нет ничего русского. Мало того: записанный Глинкой напев нота в ноту повторяет мелодию польского католического гимна конца 16 века — «Христос — день нашего просветления»!


     

Слайды 52-56
    Первый ведущий: Все эти несуразности породили вопрос: какая уважающая себя, а тем более — именующая себя «великой» нация может позволить себе — использовать в качестве музыкального символа нерушимой государственности незавершённый набросок, авторство которого спорно, а музыкальный стиль сомнителен?.. По этой ли или по другим причинам, но в декабре 2000-го года в официальный обиход России был возвращён Гимн Александрова. Для такого случая текст был переписан в третий раз, и вновь — Сергеем Михалковым.

Второй ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие в историю российской государственной музыкальной символики. Но история Государственного Гимна России продолжается. Она получит своё развитие тогда, когда в сознании общества созреет и оформится высокая государственная идея. А когда такая, всех объединяющая государственная идея появится, тогда придёт время сочинять новый государственный гимн. Любой государственный гимн — это всенародно признанное, художественно совершенное, законченное музыкально-поэтическое произведение.
     Именно таковы гимны — Львова и Александрова: величественные, могучие, российские по духу, всенародно любимые. И да прославляет Великую и независимую Россию Государственный Гимн, достойный её славного прошлого и прекрасного будущего!
Музыка: Гимн России (хор и оркестр).
Литературно-музыкальная композиция составлена по материалам радиопередачи.

Автор текста Игорь Ушаков.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница