Усть-Абаканская сош №2



Скачать 176.46 Kb.
Дата02.05.2016
Размер176.46 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение

Усть-Абаканская СОШ №2

Республики Хакасия пос. Усть-Абакан
Формирование всесторонне развитой личности в скаутском отряде



Автор работы:

Оганисян Екатерина Алексановна

Руководитель:

Шихова Галина Михайловна

Усть-Абакан, 2011 г.


Содержание.

Стр.


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.Скаутинг: основание и методы воспитания в организации…………..…4

1.1.Основание скаутинга…………………………………………………………....…4

1.2.Методы воспитания в скаутской организации…………………………...……....4


ГЛАВА 2. Всесторонне развитая личность…………………………………………...6

2.1.Всесторонне развитый человек……………………………………………………6

2.2.Анализ цели и задач скаутского отряда. Сравнение с качествами, вырабатываемыми в скаутском отряде………………………………..6

2.3. Отзывы скаутов разных возрастов и обычных людей об отряде………...…......7


ГЛАВА 3. Влияние участия в скаутских программах на формирование

личности ребенка………………………………………………………………………10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..12
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..13


ВВЕДЕНИЕ.
Скаут – это слово мы слышим не так часто, но когда слышим, задумываемся, а что значит это слово? Как человек существует с этим званием? Что дает ему скаутская система воспитания? Нужна ли эта система нынешней молодежи? Воспитывает ли она всесторонне развитую личность? Моя задача доказать, что это именно так. Скаут – это не просто звук, это звание с которым гордо идешь по жизни. И я говорю это не просто так, ведь я сама скаут.

Существует такая гипотеза, что скаутский отряд формирует всесторонне развитую личность и развивает лидерские качества, которые помогают в дальнейшей жизни.

Объектом исследования моей работы являются: деятельность скаутских организаций в пределах Российской федерации, скаутов, являющихся членами отряда в данный момент и состоявших в отряде ранее, процесс развития различных качеств у человека, вступившего в отряд. Цель моей работы: выявить взаимосвязь между определением, найденным в толковом словаре о всесторонне развитой личности, требованиям к таким личностям и качествами, которые формирует скаутский отряд. В соответствии с целью, задачи, которые я ставлю:

1. проанализировать законы скаутов, положения Торжественного обещания и другие документы, подтверждающие выдвинутую гипотезу;

2. описать, как меняется мировоззрение ребенка, изменился ли он за несколько лет в отряде;

4. рассмотреть новые формы взаимодействия в детской организации;

5. определить, не вредит ли скаутский отряд ребенку;

6. обобщить все изученное.



Методы исследования:

1. Изучение источников, где можно найти что-то о скаутах;

2. Ознакомление с историей скаутского отряда;

3. Осмысление собранного материала: сравнение, обобщение, анализ;

4. Проверка фактов: уточнение сделанных выводов, корректировка.

ГЛАВА 1.Скаутинг: основание и методы воспитания в организации.

1.1. Основание скаутинга.

Скаутинг как движение возник в 1907 г. в Англии и очень быстро обрел популярность в подавляющем большинстве стран мира, так как соединил в себе потребности ребенка и общезначимые человеческие качества. Сейчас скаутинг существует более чем в 150 странах мира и насчитывает около 17 млн. детей. [2. Бондарь Л.А. Что есть скаутинг.]

Организатором и шефом мировой организации скаутов по праву считается английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден – Пауэлл, человек, избравший военную карьеру и всю свою основную жизнь проведший в походах английских колониальных войск. В 1899 году началась Англо-Бурская война. По долгу службы он оказался в маленьком слабоукреплённом городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, патрульными, наблюдателями. Внезапно Баден-Пауэлл стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Баден-Пауэлл возвращается в Англию, убеждается в недостатках английской воспитательной системы и делает попытку создать свою. В программу первого скаутского лагеря входили различные игры, физические упражнения, соревнования, беседы об армии и военной жизни. На основании полученного опыта Баден - Пауэлл написал программную книгу «Искусство скаутов для молодых». [1. Бондарь Л.А. Введение в Скаутинг]

Возникновение скаутских организаций в дореволюционной России относится к 1909. Военные чиновники царского происхождения, изучив систему подготовки молодёжи для армии в Англии, Франции и других европейских странах, организовали первые отряды русских скаутов в Царском селе. В 1914 в России было учреждено общество содействия русским скаутам – «Русский скаут». С этого времени скаутские отряды создаются во многих губерниях. [8. Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика.]

В 1917 в 143 городах России насчитывалось 50 тысяч скаутов и гёрлскаутов. Один из идеологов русского скаутизма И. Жуков утверждал что «организация скаутов не военная и не преследует каких-либо партийно-политических целей». [8. Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика.]

После 1917 под влиянием революционных событий в рядах русских скаутов произошёл раскол. 2-й съезд РКСМ (1919), признав скаутскую систему чисто буржуазной, счёл необходимым распустить все существующие в Советской России скаутские организации. 3-,4- и 5-й (1920-1922) съезды комсомола подтвердили своё отрицательное отношение к скаутским организациям. Однако, отвергая буржуазную сущность скаутов, его цели и задачи, отдельные представители РКСМ отрицали и некоторые полезные методы работы скаутов. Н. К. Крупская в работе «РКСМ и бойскаутизм» (1922), отмечая отрицательные стороны бойскаутизма, указывала на целесообразность использования некоторых бойскаутских методов в условиях детской и юношеской комунестической организации в нашей стране. « … В бойскаутизме есть что-то такое, - писала Н.К.Крупская,- что неудержимо влечет в его ряды молодежь…, что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации. Это что-то – методы подхода к подростку». [8. Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика.]


1.2.Методы воспитания в скаутской организации.
Как правило, низовой скаутской организацией является звено (патруль), состоящее из 6-8 скаутов. Несколько звеньев (до 5) образуют отряд, которым руководит совет звеньевых во главе со старшим звеньевым и скаут-мастером. Скаут – мастер (мужчина или женщина не моложе 21 года) рекомендуется группой граждан или учреждением (церковью, школой), общественной организацией, при которых организуется отряд. В помощь скаут-мастеру создается совет отряда из 3 взрослых – представителей этого же учреждения, а также нередко советы родителей. [3. Воздвиженский С. Скаутский метод в развитии международного молодежного сотрудничества.]

В ряде стран имеются национальные советы скаутских организаций, которые избираются из числа наиболее активных деятелей скаутского движения. (Приложение 1)

Идейная и моральная программа воспитания мальчиков и девочек – скаутов выражена в специальной клятве и законах.

Лозунг скаутов: «Будь подготовленным!». Девиз: «Хороший поступок – каждый день!».

В программу скаутских групп входит: закалка здоровья детей и подростков, привитие им навыков самообслуживания, развитие склонностей к технике, искусству, воспитание в духе идеалов, провозглашённых скаутизмом. Свою программу скауты осуществляют через сборы, соревнования, экскурсии, походы, ежегодные лагери, участие в благотворительной деятельности. [7. Шишлянников С.М. Жизнь в природе: справочник скаута-разведчика.]

В жизни скаутских групп широко используются методы игры, торжественные красочные церемонии. Программа скаутов разделена на несколько стадий - рангов продвижения, каждая из которых соответствует разным возрастным группам детей и подростков.

Гёрлскаутские организации стремятся привить девочкам навыки будущих домашних хозяек и матерей: их учат готовить пищу, оборудовать жилище, расчётливо вести домашнее хозяйство, ухаживать за детьми и др.
ГЛАВА 2. Всесторонне развитая личность

2.1.Всесторонне развитый человек
Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.



2.2.Анализ цели и задач скаутского отряда.
Цель скаутского отряда:

- развитие в молодых людях полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала; [6. Черных В.Е. Твой скаутский путь.]

Соответственно целям главные задачи в скаутской организации:

- защищать права и интересы детей и подростков;

- развивать взаимопонимание и лидерство путем работы в микрогруппах;

- развивать терпимость, чувство справедливости и чести;

- поощрять стремление к самостоятельности;

- заботиться об окружающем мире;

- приобретать новый опыт и развивать новые навыки и интересы;

- развивать милосердие и сострадание к проблемам и нуждам других

- развивать творческий потенциал и активизировать общественную деятельность детей и подростков, стимулировать потребность здорового образа жизни;

- привлекать общественное внимание к проблемам детского движения. Прежде, чем произнести клятву, скауты должны убедиться, что хоро­шо понимают значение каждого из ее положений. [4.Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком.] Честным словом обещаю...Давая слово чести, скаут обещает всю свою жизнь ру­ководствоваться высокими идеалами, провозглашен­ными в обещании. Честь для скаута -понятие священное. Не допускается уронить также достоинства другого че­ловека. Ко всем людям следует относиться с уважением: нельзя остаться благородным человеком, унизив словом или делом другого человека.



... сделать все, что в моих силах...Скаут максимально использует свои возможности и талант на благо окружающих, не останавливаясь на достигнутом, если чувствует, что может добиться лучших результатов. Став скаутом, приобретаешь большие возможности для того, чтобы на­учиться помогать людям.

...чтобы исполнить мой долг перед Богом, Росси­ей и окружающими людьми... По мере изучения истории нашего Отечества скауты уз­нают имена многих людей, которые своим трудом пре­вратили Россию в великую державу. Многие из них до­бивались этого повседневным кропотливым трудом. Другие пожертвовали собственными жизнями, чтобы видеть свою страну счастливой и процветающей. Согласно обещания, следует уважать и исполнять законы страны, делать все воз­можное, чтобы жизнь близких и соотечествен­ников была счастливее. Земля, на которой мы живем - часть национального богатства России. Беречь ее, способствовать сохранению природных ресурсов, учить малышей с уважением относиться к родному краю - задача каждого скаута.

...постоянно работать над собой... Без работы над собой, без постоянного самосовер­шенствования и самообразования человек даже с са­мыми благородными намерениями не будет успевать за сегодняшним ритмом жизни, и в конце концов ока­жется слабее обстоятельств, не сможет исполнять свой долг служения

... жить по закону скаутов... Законы скаутов определяют основные жизненные правила, которых должны придерживаться юноша или девушка, решившись вступить в ряды данной органи­зации. Признание этих законов – персональный, добровольный выбор каждого ребенка. У скаутов не существует массовых приемов в отряд, погони за количеством. Если ребенок сдружился со своим отрядом, потерять комфортную среду ему не захочется. Поэтому самодисциплина заставит его подчиняться основным правилам, которые постепенно превратятся в привычку. Сравнивая качества, вырабатываемые у воспитанников скаутского отряда и качества, которые должны быть присущи всесторонне развитой личности, мы убеждаемся в справедливости выдвинутой гипотезы.

Всесторонне развитый человек: Скаутский отряд:

1. культурное поведение 1. интеллектуальный потенциал

2. милосердие 2. лидерские качества

3. стремление служить людям 3. терпимость

4. поддержка порядка и дисциплины 4. самостоятельность

5. патриотизм, самостоятельность 5. забота об окружающем мире

6. культура межнациональных отношений 6. милосердие, сострадание

7. уважение к родине 7. здоровый образ жизни

8. интеллект, здоровый образ жизни 8. справедливость

9. лидерские качества, но скромность 9. культурное поведение

10.терпимость, справедливость 10. культура межнациональных отношений

2.3. Отзывы скаутов разных возрастов и обычных людей об отряде

Наш отряд существует уже 16 лет, и за это время в нём установились такие крепкие дружественные отношения, каких нет ни в одной компании. Даже те, кто учится в ВУЗах или уже закончил их, приходя в отряд, общаются с нами как лучшие друзья. Воспитанники скаутского отряда и выпускники отряда ответили на вопросы о том, каким образом они попали в отряд и как он влияет на их дальнейшую жизнь.



Даренская Юлия, 11 класс, 17 лет 1996 году моя старшая сестра вступила в отряд скаутов «Жарки». Она практически выросла в отряде. Глядя на неё, я тоже захотела посещать отряд. Будучи маленькой, я выполняла все требования, которые полагались ребятам моего возраста. Вот я - вожатая в скаутском отряде. Мне нравится работать с детьми, проводить для них игры, тренировки. А еще, я - инструктор по прохождению пещер. Скаутской традицией является проживание в лагере. Каждое лето наш отряд едет на природу, где разбивает палаточный лагерь. В лагере ребята учатся готовить еду на костре, ходят в походы, занимаются скалолазанием и спелеологией, играют в игры, показывают миниатюры, по вечерам собираются у костра и поют песни под гитару. Жизнь в скаутском отряде не только носит развлекательный характер, но и раскрывает ребёнка как личность. Воспитываясь в отряде, подростки учатся общаться, находить общий язык с людьми, независимо от того, на каком языке говорит собеседник. Ярким примером служит международный слёт скаутов в Великобритании. Наш отряд неоднократно посещал данный слёт. В 2010 году нас посетила большая делегация скаутов из Англии.

Лобанов Максим, студент 2 курса СФУ О скаутском отряде я узнал от сестры, которая в свою очередь уже состояла в нем! По ее искрометным впечатлениям от поездок и повседневных занятий, которые были не менее увлекательными, было нетрудно догадаться, что отряд представлял из себя дружелюбную сплоченную группу ответственных, но в то же время веселых людей! В третьем классе мне предложили вступить в скаутский отряд "Жарки", от столь заманчивого предложения было невозможно отказаться - так я попал в нашу незабываемую компанию! Рассмотрим плюсы, которые внес скаутский отряд в нашу жизнь: 1. Огромное количество друзей, которые помогут в любую трудную минуту, несмотря на твой возраст и статус! 2. Скауты могут раскрепостить самого зажатого и стеснительного члена отряда! 3. Уроки актерского мастерства, приобретенные нами, казалось бы, в шуточных сценках и играх, помогают не бояться сцены и большой публики! 4. Умение вязать узлы и оказывать первую медицинскую помощь, безусловно, пригодятся в бытовой жизни! 5.Спелеология, скалолазание это отдельная тема, про которую можно писать вечно! 6.Туристические знания, которые мы получили, не раз использовались за пределами поездок отряда! Скаутские навыки, приобретенные со временем, значительно сказываются и до сих пор влияют на мою жизнь.

Аржанова Олеся, студентка 2 курса ИКИТ СФУ

Именно благодаря скаутингу я смогла полностью раскрыть себя как личность. После жизни в скаутском отряде я с любым могу найти общий язык, для меня не составляет проблемы познакомиться с любым человеком: я учусь второй год в университете, и буквально, спустя две недели после начала занятий, я уже была знакома с огромным количеством людей, с которыми по сей день нахожусь в дружеских отношениях. Причем с преподавателями у меня тоже нет проблем в общении, что немаловажно, когда ты студент!!! А сколько полезного для будущей жизни мы извлекали из туристических походов? Теперь я с легкостью могу сама организовать любой поход, четко распределить обязанности между группой, показать им много нового и, что самое главное, возвратить их домой в целости и сохранности. На мой взгляд, знать основы первой медицинской помощи должен каждый человек. Никогда не знаешь, где тебе может это пригодиться, зато так приятно осознавать, что от твоих правильных в данной ситуации действий, пострадавший человек избежал возможных осложнений.



Шихова Анастасия, студентка 2 курса ИППС СФУ

Сколько всего произошло, за то время, пока я училась в школе, но, пожалуй, самое незабываемое – это, когда проходили занятия по скаутингу. Именно в отряде прошла полноценную школу жизни. И выходи из родных стен школы, не боялась попасть в «большую» жизнь. Сейчас я студентка, староста в группе и здесь мне пригодились качества лидера, умение общаться и понимать других, умение организовать других – все эти навыки я получила именно благодаря скаутингу. Есть выражение: «Если скаут – значит навсегда!». Это правда, так как и сейчас, я продолжаю поддерживать связь с отрядом, радуюсь за их успехи, стараюсь быть в курсе всех событий. Мы – семья, большая и дружная, где «взаимопомощь», «сплоченность», «ответственность друг за друга» - это не пустые слова. А когда ты знаешь, что у тебя за плечами была отличная школа жизни – двигаться в будущее совсем не страшно! Спасибо отряду



Ольга Байтлер

О скаутском отряде я узнала, учась в начальных классах, и подумала: «Это - мое!» С тех пор скауты для меня стали важной частью жизни. Благодаря отряду, у меня появилось много друзей. Мы побывали в таких местах, о которых до сих пор вспоминаешь с чувством восторга. Учились выживать в разных ситуациях, помню, были и такие случаи, что не хватало еды, но ничего, выжили! Даже сейчас, замужем, выезжая на природу, я без труда организую лагерь! И так же аккуратно его соберу, не оставив за собой мусора!

Были опрошены более 30 граждан, не участвовавших в деятельности скаутского отряда, не являющихся родителями скаутов. Высказывания обычных людей о скаутском отряде показаны на диаграмме (Приложение 3). В процессе работы над темой были опрошены скауты разных возрастов, а также абсолютно посторонние люди. Удалось выяснить, что абсолютно все отзывы скаутов об отряде были положительными и то, что многие люди очень мало знают о скаутском отряде, либо имеют неточную информацию. Это свидетельствует, что при правильном подходе к формированию качеств всесторонне развитого человека, совет отряда недостаточно уделяет внимания разъяснению своего подхода. В этом случае моя работа может быть достаточно полезна.

ГЛАВА 3. Влияние участия в скаутских программах

на формирование личности ребенка
Расширение круга общения путем участия в региональных, российских и международных скаутских программах, знакомство с различными моделями и подходами к организации жизнедеятельности, неформальное общение со своими сверстниками из разных городов и стран помогают скауту:

-оценить исключительность, самобытность и своеобразие народных традиций и обычаев стран-участниц проекта,

-получить представление о разнообразии существующих в мире ценностей,

-стать на путь преодоления национальных противоречий,

-осознать суть интернациональной общечеловеческой культуры взаимных отношений и взаимного уважения.

Участники получают навыки общения и работы в коллективе, отдыхают в экологически чистом районе, получают знания, умения и навыки по основным скаутским дисциплинам.

Программы предоставляют уникальную возможность для подростков и взрослых принять участие в самых настоящих лагерных вечерних общениях, дают толчок в развитии, поддерживают знакомства и контакты, дарят друзей, близких по духу людей и опыт открытости. У детей меняется ощущение внешнего мира, расширяются его границы, они становятся мягче и терпимее, получают новые возможности. Время, проведенное в неформальной обстановке у костра, способствует установлению дружеских отношений как между руководителями и организациями, так и между участниками. В атмосфере спортивного азарта и творческого вдохновения молодежного лагеря все с удовольствием играют в русскую лапту, поют песни, смеются над шутками. Причем возраст участников таких лагерей колеблется от 12 до 60 лет. Организация и проведение международных встреч стала в отряде скаутов хорошей доброй традицией. Международные молодежные лагеря могут по праву считаться самым лучшим местом для завязывания дружеских отношений между молодыми представителями разных народов. В неформальной обстановке палаточного лагеря забываются политические разногласия, рождаются совместные проекты. Одним из таких проектов стал обменный визит отряда скаутов из графства Стаффордшир в Хакасию в 2010 году. [9] Посмотреть на Россию «изнутри», увидев Сибирь – один из самых красивых и загадочных уголков страны – было мечтой для всех ребят из города Экльшол.

По замыслу организаторов, в течение почти трех недель подростки разных национальностей участвовали в различных мероприятиях программы международного обмена. Игры и тренинги, спортивные соревнования и фестивали должны послужить развитию лидерских качеств у детей и подростков. Особая атмосфера дружеского тепла, понимания и уважения помогла избавиться от психологического барьера перед общением на английском языке, формированию осознанной потребности к изучению иностранных языков, приобретению некоторой разговорной практики и развитию интереса к иностранным языкам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что, система «скаутинг» направлена на то, чтобы «захватить» характер ребенка в тот момент, когда в нем еще не охладел энтузиазм, поощрять и развивать его индивидуальность так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Скаутинг включает множество факторов, способствующих наиболее полному становлению индивида, но он не заменяет семью, школу, религию и др. социальные институты воспитания, а дополняет их воспитательную деятельность. Скаутский метод – это прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, работу в малых группах и стимулирующие программы, выполняемые в непосредственном общении с природой. Развитие внутреннего мира ребенка обеспечивается добровольным выполнением им Скаутского Обещания и Скаутских Законов, которые очень просты для понимания и содержат проверенную временем систему гармоничного становления личности. Для того, чтобы качественно помогать другим, подросток должен обладать не только желанием помочь, но и необходимыми в данном виде деятельности качествами, умениями, и навыками. Этому он учится, осваивая разнообразные скаутские специальности. Бывшие скауты составляют от 70 до 80% топ-менеджмента развитых стран и стран «третьего мира». Подавляющее большинство руководителей крупнейших корпораций мира, военачальников, политических деятелей, не говоря уже о членах королевских семей, имеют самое непосредственное отношение к Скаутскому Движению. Ни в одной стране мира число охваченных скаутскими программами детей не превышает 2-3% от общей численности детского населения. Исключение составляют Великобритания (4,5%) и США (около 6%). Вот и получается, что из 3% детей вырастают 70-80% национальных лидеров. Странно? Для тех, кто знает, как устроена педагогика скаутинга, — нет. Скаутское Движение отбирает определённый тип людей и формирует определённый тип личности.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Бондарь Л.А. Введение в Скаутинг, Книга для родителей и других взрослых. – Женева, Всемирная Организация Скаутского Движения, 2006. – 252с.

  2. Бондарь Л.А. Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера. – Женева, Швейцария: Всемирная Организация Скаутского Движения, 1992. – 96с.

  3. Воздвиженский С. Скаутский метод в развитии международного молодежного сотрудничества. Петрозаводск, ТАСИС, 2004

  4. Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком. Москва, Нар. Образование, 2004

  5. Черных В.Е. Скаутский лагерь. Практическое руководство по организации скаутского лагеря. – М.: Изд-во «ИП», 2000. – 96 с.

  6. Черных В.Е. Твой скаутский путь. – М.: компания «Вокруг света», 1996. – 206 с.

  7. Шишлянников С.М. Жизнь в природе: справочник скаута-разведчика. – Воронеж, 1999. – 214 с.

  8. Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. Омск: Изд-во госпедуниверситета, 1995

  9. http://eccleshallscouts.org.uk/ сайт скаутской группы-партнера в Великобритании

  10. http://www.scouts.ru/modules/news/ сайт скаутов России

  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Организация_Российских_Юных_Разведчиков



ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

1.1



1.2

Приложение 2. Результаты опроса.








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница