Урока по литературе в 6 классе



Скачать 117.32 Kb.
Дата07.05.2016
Размер117.32 Kb.
Конструкт урока

по литературе в 6 классе
Тема: «Светлана» - самое задушевное произведение В. А Жуковского. (Тематика, проблематика и символика баллады В. А. Жуковского «Светлана»)
Цель: познакомить обучающихся с особенностями баллады, развивать навыки анализа лирического произведения (тема, идея, условия раскрытия авторской позиции), побудить к размышлению о добре и зле, светлых и тёмных началах в жизни, особенностях национального колорита русских преданий и поверий, воспитывать заинтересованность в конечном результате литературного образования.
Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, осознания значения получения знаний для дальнейшего самоопределения.
Предметные: понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать философскую сторону произведения.
Метапредметные: решение проблем творческого и поискового характера, овладение способностью поиска средств осуществления учебной задачи; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивирование к учебной деятельности.

- Приветствие, настраивает на серьёзную, вдумчивую работу (Поприветствуйте гостей)

- Озвучивание проблемы: Добро и зло, свет и тьма, счастье и несчастье… Как часто мы встречаемся с данными понятиями в жизни? Что из них побеждает?

Хочу начать наш урок с небольшой лексической работы. Предлагаю группам составить ассоциативный ряд со словами «свет и тьма».

- Как вы думаете, почему мы начали разговор именно с этих понятий, какая связь прослеживается с тем материалом, который нам предстоит сегодня изучить?


- Приветствуют учителя, гостей.

- Группы составляют схемы – кластеры понимания озвученных слов и защищают их у доски.

П.о:

- Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность, радуга, любовь…

- Тьма – горе, смерть, несчастье, рок…
- П.о.:

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с балладой «Светлана». Возможно речь пойдёт о теме света, который противостоит тьме.


Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала

- Действительно, сегодня на занятии мы будем говорить о самом задушевном произведении Жуковского «Светлана». (Открываю тему, озвучиваю).

Эту балладу Жуковский посвятил своей племяннице Саше Протасовой, с которой его связывали годы дружбы и взаимного доверия, и он потом подарил её девушке на свадьбу. Сашу так и стали затем называть Светланой.

Сам поэт весьма скромно оценивал художественные достоинства своего творения. Если вы помните, то в самой балладе он написал: «В ней большие чудеса, очень мало складу». Так ли это? Решим, когда познакомимся с ней поближе.

Сегодня только первый урок по данной теме, разговор ещё будет впереди, а пока я предлагаю записать тему и сформулировать цели работы на нашем уроке (цель формулируется для того, чтобы урок прошёл успешно, продуктивно и интересно, т.е. формулировка познавательной цели и соотношение её с конечным результатом).


- С размышления о проблеме переходят на формулировку целей работы на занятии (используют глаголы познакомиться, проанализировать, выявить, дать и т.д.). Записывают тему в тетрадь и озвучивают цели.

- Познакомиться с балладой подробнее.

- Проанализировать своебразие баллады, её символику.

- Определить тему и сформулировать идею.

-Понять замысел поэта, понять особенности характера самого автора.

Решение данных целей работает на конечный результат литературного образования: сдача экзаменов по русскому и литературе, пригодится в жизни.



Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Итак, чтобы правильно проанализировать произведение, необходимо знать особенности жанра. С жанром баллады нам ещё не приходилось встречаться, поэтому прошу нашего литературоведа познакомить нас с тем, что такое баллада. Остальные внимательно слушают, находят ключевые особенности, по возможности фиксируют их в тетрадь.
- После ответа учащегося предлагаю посовещаться и назвать те особенности, которые услышали (остальные добавляют).
- А теперь давайте сравним с эталоном, всё ли вы правильно назвали (вывешиваю особенности).
Особенности:

  1. Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет, возмездие за бесчеловечность.

  2. Много символов.

  3. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

  4. Присутствие фольклорного начала.

  5. Трагическое восприятие жизни.

  6. Моралистический итог


- Можно ли утверждать, что баллада «Светлана» имеет признаки традиционной? Докажите.
- А вот есть ли отличие? Об этом мы скажем в конце сегодняшнего урока.

- Выступление заранее приготовленного ученика (ИОЗ).

Родина баллады – Прованс (Франция) В лирике трубадуров она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном. В английском и шотландском фольклоре сложился иной тип баллады, основанной на народных преданиях, на использовании героических страниц национальной истории.

В устном народно-поэтическом творчестве баллада – лиро-эпическое произведение с фантастическим колоритом.

Поэт воспринимает жизнь через призму исключительного, необычного, необъяснимого.. Он изображает события, восходящие к народным легендам, сказаниям и поверьям. В романтической балладе мир предстаёт как царство мистических, сверхъестественных сил. События обычно развёртываются в атмосфере таинственности. Действующими лицами оказываются призраки, мертвецы и т.п. В центре внимания романтика всегда человеческая личность, её судьба. Причём герой может быть носителем не только положительных, но и отрицательных моральных качеств, тогда наступает возмездие за его бесчеловечность. В балладах присутствует мораль.
- Много похожего (лиро-эпическое произведение с фантастическим колоритом, изображает события, восходящие к народным легендам, сказаниям и поверьям, тайна, мистика, мертвецы, призраки)

Построение проекта работы (способ, план, средство).


- Итак, вы уже догадались, что, с одной стороны, это лирическое произведение, а с другой – в основе лежит сюжет, т.е. событие. Это лиро-эпическое произведение. Предлагаю сегодня поработать над символикой произведения, чтобы частично понять идею всего произведения. Когда мы изучали стихи в 5 классе, каким алгоритмом мы пользовались?


- Смысл названия.

- Ключевые образы.

- Идея.

- Собственное отношение к прочитанному.

Реализация построенного проекта.

(Анализ лирического произведения)

.



1. Как вы думаете, почему баллада названа так? ( Предлагаю посовещаться и сформулировать каждой группе свою гипотезу)


- Попробуем доказать или опровергнуть вашу гипотезу. Скажите, как построено данное произведение?
2. Остановимся на этом и поработаем над двумя смысловыми частями. У вас на партах лежат конверты. Откройте их и посмотрите. На листах даны образы, которые присутствуют в балладе. Они перемешаны. Разделите их на две группы: сон и явь.

Образы:

- свеча

- церковь

- луна

- жених

- дорога

- петух

- ворон

- Избушка под снегом

- мертвец

- голубь

- вьюга

- огонёк
- Молодцы. Конечно, кроме данных образов можно выделить и много других сопутствующих им, и все они помогают нам понять замысел автора, его цель. Попробуем в него проникнуть. Для этого будем работать по группам (2 и 3 по сну, а 1 и 4 по яви). Не забываем про правила работы. Предлагаю заполнить таблицу, которая имеет несколько колонок. Во второй вы должны выписать из текста те характеристики, которые даёт автор данному образу - символу (действия, признаки, сравнения и т.п.), а в 3 колонку дать своё толкование данному образу (ваши ассоциации). Затем каждая группа озвучит свои мысли и у нас получится общая большая, т.е. все остальные должны записывать за отвечающими. Для чего она нужна? Чтобы понять идею всего произведения.

Итоговый вывод после совместной работы.

Подведём итоги нашей исследовательской деятельности. Ещё раз посмотрим на 3 колонку, а затем на схему композиции. Назовите ключевые толкования?

Как вы могли убедиться, в сюжете баллады всё мрачное и фантастичное, символизирующее несчастье, рок, смерть, трагедию, тревогу, злое пророчество, враждебное человеку – отнесено в область сна. К реальной же жизни относятся образы-символы, которые несут свет, надежду, радость ожидания, восторг от наступления нового дня, любовь, веру в Бога.

Какая же цель была у Жуковского? Что он хотел этим сказать? Какой приём использует автор?

- Начало и конец – свет, а середина – тьма. (Обратите внимание как вы сидите).

- Каков финал баллады? (Прошу прочитать наизусть, остальные следят по учебнику).

- Чем же отличается традиционная баллада от «Светланы»?

П.О:

- В заголовке заложена тема – судьба главной героини, речь пойдёт о ней + имя, обозначающее свет, значит есть и проблемао чем-то светлом пойдет речь, победа жизни, счастья (вспоминают начало урока)
- В балладе рассказывается о том, как Светлана стала гадать на своего суженого и уснула. Т.е. можно выделит две основные части – это реальный мир и сон.

-Учащиеся распределяют образы по группам и озвучивают и прикрепляют на доске.

Явь: свеча, огонёк, дорога, голубь, петух, жених.


Сон: луна, ворон, избушка под снегом, мертвец, вьюга, церковь (гроб).


- Выполняют исследовательскую, поисковую работу, затем публично защищают. Причём в том порядке, как они сидят: свет – тьма – свет.



Он специально хотел противопоставить эти части (Приём контраста).

Весь сюжет построен как движение от мрака к свету, от тяжкого ночного сновидения к солнечному, яркому утру.

- Финал баллады очень оптимистичный, светлый. ( Читает наизусть финал, остальные следят по учебнику). Все страхи – это только сон. Нужно только верить, любить, быть чистым душой и тогда Бог тебе поможет, благословит на счастливую жизнь. Как бы не испытывали тебя злые духи, верь в Творца и дорога твоя будет счастливой.

- В традиционных балладах – трагический финал, а здесь конец светлый. Вера Светланы в Бога, тот огонёк в её душе спас её от трагического конца, не дал погибнуть во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, к любимому суженому.


Включение в систему знаний и повторение.



-Итак, настало время подвести итоги. Вспомните ту гипотезу, которую вы сформулировали в начале. Подтвердилась ли она?
- Скажите, чему вас научил сегодняшний урок, добились ли мы тех целей, которые ставили?
- Действительно, разговор ещё не закончен. На следующем уроке мы поговорим с вами о русских святочных гаданиях, их роли в жизни человека. Для этого предлагаю следующее д/з.

1. Найти дополнительный материал по теме: «Святочные гадания на Руси». (ИОЗ)

2. Остальные выполняют лексическую работу: найти значение слов запона, зиждитель, лоно, налой, паникадило, перси, провиденье, тесовы, фимиам, ярый.



- Гипотеза подтвердилась. Свет побеждает тьму.

-Мы познакомились с балладой, с её жанровыми особенностями, охарактеризовали символы и сформулировали идею (частично)


Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Предлагает составить синквейн, где ключевое слово «счастье» и «тьма»








Пономарева Н.В. МАОУ «Артинский лицей»

Артинский городской округ




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница