Урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И. С. Баха. Задачи



Дата07.11.2016
Размер48 Kb.
Великий Бах, ты – музыка Вселенной!

Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха.

Задачи:

  • формировать понятия полифония, фуга;

  • научить определять многоголосие в фуге;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;

  • выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха;

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Тип урока – изучение нового материала.

Жанр урока – тематический.

Оборудование: музыкальный центр,доска, компьютер с проектором, презентация,словарь эстетических эмоций

Музыкальный материал: И.С.Бах.Органная фуга соль минор.

ХОД УРОКА

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!

Б.Дубровин

1. Оргмомент

2. Новый материал

Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству великого композитора – И.С.Баха. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке. (Приложение 1,слайд 1)
Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман.Вот как он обратился к Баху в стихотворении«Господину капельмейстеру И.С.Баху»:

«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей


Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца,скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию,брат обучал его игре на органе и клавире.

Много лет И.С.Бах прожил в немецком городе Лейпциге. Среди достопримечательностей г. Лейпцига особое место занимает церковь св.Фомы. (Приложение1, слайд 2) Много лет тому назад во время богослужения управлял в нем хором и оркестром великий немецкий музыкант И.С.Бах.Служба в церкви была не легкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих – учеников церковной школы –и каждую субботу сочинять по новой кантате. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства,а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти.
Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах все время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он все равно продолжал писать такую,какую ему подсказывало сердце – человечную,одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами
Какие это чувства, ребята? Назовите.

Учащиеся: Любовь, дружба, верность, милосердие, взаимопомощь, доброта.

Учитель: Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли.И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею»,музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
Самым любимым инструментом Баха был орган (Приложение 1, слайд 3)

Рассказ об органе. (Приложение1, слайды 4-5 )

Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха «Органную фугу соль минор». С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения?



Звучит органная Фуга соль минор. Ответы учащихся.

Учитель: Фуга (от лат.) означает «бег»,«движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает»один голос, мы называем его темой (Приложение 1, слайд 7).

Учитель наигрывает тему. Вокализация темы.

Тема в начале звучит в одном регистре, затем в другом, затем в следующем… но это не значит, что первый голос прервался.


Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент.Такой тип музыки называется полифонией.(Приложение 1, слайд7). Таким образом, полифония – вид многоголосия,где все голоса ведут свои самостоятельные,одинаково выразительные мелодии. Вершиной полифонического искусства является фуга (Приложение 1, слайд 7)

Повторное слушание фуги, отмечая начало каждой темы поднятием руки.

Учитель: Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать,пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам.Существуют следующие полифонические жанры –мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.
У всех его произведений есть характерные черты. Какие?

Учащиеся называют характерные черты.Обобщение ответов. (Приложение1, слайд 8)

3. Итог урока

П.Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль (тему) и проводит её все глубже,вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души».

Великий Бах, ты – музыка Вселенной,


Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.

– Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха.Я благодарю вас за сотрудничество.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница