Урок в 7 классе. Тема урока: Народы Африки. Цели и задачи урока



Скачать 74.91 Kb.
Дата09.05.2016
Размер74.91 Kb.
Урок в 7 классе.

Тема урока: Народы Африки.
Цели и задачи урока:

Образовательные – Познакомить учащихся с особенностями коренного населения Африки, с расовым и этническим составом материка, выявить взаимосвязь природных зон и плотности населения, взаимосвязь рас и природных зон.

Развивающие – Закрепить и развить общие понятия в процессе их применения, дальнейшее совершенствование приёмов учебной работы с картой, умения применять теоретические знания для приобретения новых сведений.

Воспитательные - Сформировать у учащихся научное мировоззрение.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: Частично – поисковый.

Оборудование: Физическая карта Африки, карта природных зон, карта народов Африки, атласы.

Ход урока:

Сердце Африки пенья полно

и пыланья

И я знаю, что если мы

видим порой

Сны, которым найти не умеем

названья,

Это ветер приносит их,

Африка, твой!

I.Организационный момент.



I Блок. Актуализация знаний.

Мы закончили изучение природных зон Африки.

1.Перечислите природные зоны материка.

2. Отметьте существенные признаки растительности зоны экваториальных лесов.

3.Какова главная причина образования этой зоны?

4. Зона саванн и редколесий. Что характерно для этой зоны?

5.Какие два периода характерны для саванн и почему?

6.Зона пустынь и полупустынь. Где расположена? Что характерно для данной зоны?

Вывод: Природа Африки своеобразна.

Цель нашего урока - узнать, что же за люди живут в таких необыкновенных условиях, познакомиться с особенностями коренного населения материка, с расовым и этническим составом и выявить взаимосвязь размещения населения и природных зон. Откройте тетради, запишите тему урока.



II Блок. Плотность населения.

Население Африки составляет более 700 млн. человек. В 1650 г. здесь проживало всего 100 млн. человек. За 250 лет, к 1900 году население увеличилось всего на 29 млн.

Вопрос классу: Почему численность населения росла так медленно? Вспомните, что вы проходили в курсе истории.

В последнее время отмечается большой рост численности населения.



Работа с картой плотности населения.

- Что такое плотность населения?

Цвет карты показывает плотность населения на 1 квадратный километр.

- Как распределяется население по материку? Равномерно, неравномерно?

- Какие территории наиболее заселены?

- Где наименее заселённые территории?

- С чем связана неравномерность распределения населения по территории?

- Каким природным зонам соответствуют наиболее заселённые территории?



III Блок. Расы.

Многие учёные считают Африку прародиной современного человека. В 1994 году в Эфиопии учёные установили возраст останков древнейшего человека – 5 млн. лет. Имеется интересная версия, что около 6 млн. лет назад на прародине человека произошло событие, изменившее наследственные свойства обезьян. Что же произошло?

- Вспомните, какие процессы происходили на Земле в раннюю эпоху её развития?

- Чем интересен северо-восток Африки? (Проходит рифтовая зона)

- Какие полезные ископаемые залегают там? (Урановые руды)

И рифт, и вулканизм и землетрясения могли стать причиной появления человеческого предка. В результате землетрясений обнажились урановые руды. Обезьяны ходили по свежевыпавшему радиоактивному вулканическому пеплу. А радиация, как известно, влияет на наследственность. Вот почему только здесь у обезьян стало рождаться не похожее на них самих потомство. Известный учёный Илья Мечников пришёл к выводу, что человек является чем-то вроде «обезьяньего урода», как необыкновенное дитя человекообразных обезьян.

Итак, человек современного типа появился в Африке 11 тысяч лет назад. Предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы, питался растительной пищей. И уже с того момента на материке начали формироваться различные расы.

- Вспомните, какие расы вы знаете?

В Африке проживают представители всех трёх рас.

- Как вы считаете, почему предок один, а расы разные? С чем это связано?

(С климатом, с территорией, на которой они проживают). Расовые признаки помогают людям приспособиться к условиям окружающей среды, они закрепились в генах и передаются из поколения в поколение.

- Опишите представителей европеоидной расы.

- Где в Африке будут проживать представители этой расы? И почему?

Работа с учебником. Стр. 117, второй абзац.

Перед вами листочки с заданиями. По ходу урока заполняйте таблицу народов. Итак, на севере проживают арабы: алжирцы, египтяне, ливийцы; берберы.

Опережающее задание. Сообщение об арабах.

- Вспомните представителей экваториальной расы. Какими внешними признаками они обладают?

В Африке проживают несколько подгрупп этой расы: 1.Нилоты, тутси, хими; 2. Эфиопы; 3. Пигмеи; 4.Бушмены и готтентоты. И все они очень разные.

Задание. Послушайте сообщения и определите, в какой природной зоне проживает каждый народ и почему?

Сообщения. 3 ученика. (Пигмеи; Нилоты, тутси, хими; Бушмены, готтентоты)

Справка. Маленький рост пигмеев объясняется нехваткой питательных веществ и микроэлементов, тяжёлой многовековой жизнью. У бушменов и готтентотов под влиянием окружающей среды появились сходства с монголоидной расой. А развитие мощного подкожного жирового слоя в области бёдер и ягодиц помогает в пустыне некоторое время обходиться без еды и воды.

И на острове Мадагаскар живут представители монголоидной расы.

- Как вы думаете, как они туда попали?

IV Блок. Жилища.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища.

- Какие жилища вы знаете?

- У русских? – Избы.

- У украинцев? – Мазанки.

- У чукчей? – Чумы.

- У эскимосов? – Иглу.

- Почему жилища разные? Что положено в основу постройки жилья? (Строительный материал, дерево у русских, глина у украинцев, лёд у эскимосов.

Так и у африканских народов, главным критерием постройки жилья служат практические и культурно-бытовые соображения.

Задание. На доске 3 вида африканских жилищ. Я кратко расскажу об их особенностях, а вы определите, жителям каких природных зон они принадлежат? Какие природные условия определили материал, из которого сделаны хижины?

(Методическое пособие. О.В.Крылова, стр. 69.)

Итак, подведём итоги.

- Когда появились первые люди в Африке?

- Почему они разделились на расы?

- Представители, каких трёх рас проживают на материке?

- Где проживают народы европеоидной расы? Перечислите их.

- Где проживают народы экваториальной расы? Перечислите.

- Представители монголоидной расы?

- Как размещается население на материке?

- Какая взаимосвязь существует между природными зонами и размещением населения?



V Блок. Творческая группа провела небольшую исследовательскую работу – социологический опрос жителей микрорайона «Машиностроитель».

(Выступление творческой группы).



VI Блок. Домашнее задание. Параграф № 20; На контурную карту нанести народы Африки. Докончить таблицу.

Выставление оценок.

НАРОДЫ АФРИКИ


Народы

Расы

Природная зона

Арабы (алжирцы, египтяне, ливийцы), берберы.

?


?


Нилоты, тутси, хими.

?

?

Пигмеи

?

?

Бушмены, готтентоты

?

?

Эфиопы

?

?

Мальдиши

?

?



Социологический опрос по микрорайону «Машиностроитель».

Было опрошено 92 человека.

Возраст: от 10-20 лет – 28 человек

от 20-40 лет – 36 человек

от 40-60 и старше – 28 человек.

Предлагались вопросы:

1.Ф.И.О.

2.Возраст

3.С чем ассоциируется слово Африка?

4.Каким представляете себе коренного жителя Африки?

5. Какие народы Африки вы знаете?

6. Хотели бы там побывать?

Обработав анкеты, мы попробовали сделать выводы:

I Вопрос. С чем ассоциируется слово Африка?

У 20 человек Африка ассоциируется с жарой.

У 7 человек – с бананами.

У 3 человек – с обезьянами.

У 10 чел. – с пустынями.

У 15 чел. – с неграми.

У 4 чел. – с пирамидами.

У 5 чел. – со скорпионами.

У 9 – с рекой Нил.

У 8 – с жирафами и слонами.

У трёх чел. – с оазисами.

У 2 чел. – со сникерсами

У одного чел. – с пением.

ВЫВОД: Африка, по мнению населения, это – жара, пустыни, негры, Нил, бананы, скорпионы, жирафы, слоны, обезьяны, оазисы, сникерс и пение.

На 2 вопрос, каким вы представляете себе коренного жителя Африки, мы получили следующие ответы:
25 человек представляют себе его чернокожим.

15 чел, – высоким.

7 чел. – низким, коренастым.

10 человек представляют его голым.

5 человек – бестолковым, без жизненных принципов.

3 человека – волосатыми.

5 человек – с повязками на бёдрах, с бусами, с ожерельями.

4 человека – с белыми зубами, с голливудской улыбкой

2 человека считают, что они похожи на жителей Кавказа.

20 человек считают их кудрявыми.

И 2 человека считают их работящими, сильными духом людьми, раз они живут в таких необычных природных условиях.

Вот такие разные мнения о жителях Африки.

На вопрос, какие народы Африки вы знаете, мы получили следующие ответы:
25 человек знают египтян.

15 человек – арабов

7 человек – эфиопов.

7 человек – народ Банги.

15 человек – пигмеев.

4 человека знают зулусов.

2 человека – туарегов

1 человек считает, что там живут американцы

16 человек не знают ни одного народа Африки.

Выводы: Более всего населению известны арабы и египтяне, скорее всего из-за близости проживания с Европой; на втором месте – пигмеи, наверное, они известны населению из-за своего малого роста.

И очень жаль, что 18% опрошенных не знают ни одного народа. Скорее всего, эти люди мало читают, не смотрят познавательные передачи или плохо учились в школе.

На вопрос, хотели ли бы вы побывать в Африке, мы получили следующие ответы:
Утвердительно ответило 30 % опрошенных, отрицательно -55 %, затруднились ответить -15 %

Выводы: Утвердительно ответили молодые люди, так как им хочется узнать, что- то новое, а отрицательно в основном люди пожилого возраста. Они не хотят ехать в Африку из-за жары, пустынь, боязни различных тропических болезней.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница