Урок-размышление «В человеке всё должно быть прекрасно…»



Скачать 69.46 Kb.
Дата18.11.2016
Размер69.46 Kb.
Урок-размышление

«В человеке всё должно быть прекрасно…»

Библиотекарь: Здравствуйте ребята. Тема нашей сегодняшней встречи: «В человеке всё должно быть прекрасно». Мы попытаемся представить образ совершенного человека и сравнить его в какой-то мере с собой. А помогут нам в этом классики русской литературы.

Что, по-вашему, является составляющей совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом? Конечно, нет. Однако далеко не все люди обладают совершенными чертами лица: греческим носом, длинными пушистыми ресницами, красивым разрезом глаз.

Что же делает наше лицо красивым? Как вы считаете?

(ответы ребят)

Вот как описывает своих героев М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»: «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское.

Его кожа имела какую–то женскую нежность: белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и вероятно обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства.

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке, так как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?..

Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться.

То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проникновенный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

«…Хорошенькая княжна обернулась и подарила оратора долгим любопытным взором. Выражение этого взора было очень неопределённо, но не насмешливо с чем я внутренне от души его поздравил: «Эта княжна Мэри прехорошенькая», - сказал я ему.

У неё такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего»…


Кто из этих героев вам более симпатичен и близок и почему?

(ответы ребят)

Библиотекарь: Красота бывает броской, требовательно- навязчивой. Но может быть тихой, спокойной.

Однажды поэт Николай Заболоцкий увидел некрасивую девочку. Её лицо было лишено тонкости, гармоничности. Но она была беспечной, радостной. Поэт написал такие строки:


Мальчик:

Некрасивая девочка
Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая

рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен,

зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь

к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу,

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди

подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот

пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий

камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить

воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?
Библиотекарь: Следующая составная часть совершенного человека это одежда. Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она украшает человека, подчёркивает преимущества его внешнего вида и скрывает его недостатки.

Элегантность всегда индивидуальна: то, что идёт одному человеку, не всегда смотрится на другом, и наоборот. Ваш гардероб должен соответствовать той роли, которую вы играете в жизни. И не думайте, что элегантность – это всего лишь вопрос денег. Отнюдь нет: хорошо воспитанный человек, скромно, но со вкусом одетый, выглядит более привлекательно, чем тот, кто одевается в дорогих магазинах, но при этом развязно двигается и употребляет в речи чересчур свободные выражения.

Такой человек может произвести приятное впечатление лишь издали, при условии, что он молчит и не двигается…

А что, по-вашему, является главным признаком вкуса у человека?



(ответы детей)

Обратимся вновь к классической литературе М. Лермонтов «Герой нашего времени».

«В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса ничего лишнего. На второй было закрытое платье серо-жемчужного цвета, легкая шелковая косынка вилась вокруг её гибкой шеи. Ботинки красновато-бурого цвета стягивали у щиколотки её сухощавую ножку так мило, что даже не посвящённый в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя бы от удивления. Её лёгкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины».

Итак, главный признак вкуса у человека - это чувство меры.

Когда-то модные вещи со временем устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры.

Без чего ещё невозможно обойтись человеку?

Очень часто в разговоре о людях мы слышим фразу «Душевный человек», «добрая душа», и мы понимаем, о чём идёт речь. Мы чувствуем состояние своей души; «душа не на месте», «душа ушла в пятки» и т.д.

Воспитать в себе культуру чувств, душу, над этим человек работает не год и не два, а всю свою сознательную жизнь.

Каждый человек нуждается в конкретной заботе и внимании.

И очень важно окружить этой заботой его вовремя, пока он жив.


Девочка:

Спешите делать добрые дела

Мне с отчимом не весело жилось,

Все ж он меня растил-

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Все чаще вспоминал меня

«Вот Шурку бы…

Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил мол, так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал….

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошёл я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить

бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла….

Спешите делать добрые дела

Яшин А.
Библиотекарь: И последней составляющей человека совершенного по высказыванию А. П. Чехова являются мысли.

Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что придумал ум человеческий.

Народная мудрость воплотилась в пословицах, поговорках и крылатых выражениях.

Как вы понимаете эти выражения?

«Чего нет в мыслях, не будет и в глазах»

«Не гляди высоко, запорошишь око»

«Кто аккуратен, тот людям приятен»

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе». (Ответы ребят)



Библиотекарь: Вот мы и построили с вами с помощью А.П.Чехова образ совершенного человека.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа и мысли»

Осталось совсем немного стараться соответствовать ей.

А сейчас проведём практическое задание.

Скажите соседу по парте хорошие слова о его внешности.

(Ребята говорят друг другу комплименты)

А теперь, приглашаю вас, принять участие в игре « Я смотрю в зеркало».

Ежедневно каждый из вас по несколько раз смотрит в зеркало, оставшись наедине сам собой.

Ответьте письменно на вопросы:

1) Что я вижу?

2) Что вам хочется исправить в себе?

3) Кого вам было бы приятно увидеть в «зеркале» из класса и почему?

4) Кого бы вам не хотелось видеть и почему?

5) Какими бы вам хотелось выглядеть в глазах других?

Данная анкета послужит основой для нашего следующего занятия «Человек среди людей»




Литература:
1. Книга для юных джентльменов. - Ростов н/Д: Владис, 2005. - 544 с., с ил.

2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени: Роман. - М.: Дет. лит., 2006. - 186 с.

3. Энциклопедия этикета. - М.: Олма – Пресс, 1999. - 480с.

4. Я познаю мир: Тайны красоты. – М.: АСТ., 2004. –. 397с.









База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница