Урок по теме «Вода на Земле»



Скачать 83.06 Kb.
Дата01.05.2016
Размер83.06 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Ясный



План конспект урока


Жданова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №2», г.Ясный

Окружающий мир

УМК «Гармония»

2 класс

Обобщающий урок по теме «Вода на Земле»

Урок занимает место в разделе «Красота и разнообразие неживой природы».

Основная задача урока: донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения.

Урок посвящён общей классификации водоёмов. При обобщении темы систематизировались следующие знания:

-Виды природных водоёмов (океаны, моря, реки, озёра, болота).

-Искусственные водоёмы (водохранилища, пруды, каналы).

-Красота водопадов, гейзеров, фонтанов.

-Проблема загрязнения водоёмов.

В процессе знакомства с объектами неживой природы учащиеся получили начальные географические знания, повысили свою экологическую культуру, приобрели навыки систематизации и классификации, познакомились с некоторыми правилами безопасной жизнедеятельности.


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, используя ИКТ.

Цели и задачи:

Образовательные: закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле; обобщить и систематизировать полученные ранее знания о разнообразии естественных и искусственных видов водоемов и источников питьевой воды.

Развивающие: развивать речь, логическое и экологическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, умение работать с картой.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к чистоте водоёмов, экологически грамотного поведения в природе.
Оборудование: компьютер + проектор, СД.

Глобус, карта полушарий, физическая карта.

Карточки для индивидуальной работы.


Ход урока.

I. Сообщение темы урока.

«Всё хорошо в природе, но вода – краса всей природы.

Вода жива; она бежит или волнуется ветром;

она движется и даёт жизнь и движение всему окружающему».

С.Т.Аксаков
II. Знакомство с этапами урока.

1. Вода и её значение для всего живого на Земле.

2. Разнообразие естественных водоёмов.

3. Искусственные водоёмы.

4. Охрана вод.

5. Водоёмы нашего края.

6. Подведение итогов.
III. Постановка учебной задачи совместно с учащимися.

IV. Высказывания детей о значении воды для всего живого на Земле.

Рассказать о «добрых» делах воды.
Вывод: Люди издревле любили селиться по берегам рек, потому что река для них была и источником воды для питья, стирки, и дорогой среди тогда густых, труднопроходимых лесов (летом по рекам плавали на лодках и кораблях, зимой – ездили по льду на санях). Греческая богиня здоровья изображалась с плошкой, наполненной водой, потому что древние греки справедливо считали, что питьё чистой воды и чистота тела – это важнейшие условия здоровья человека.

Вода - одно из самых важных для человека веществ. Его организм больше чем наполовину состоит из воды. Потеря воды опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.

Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она ещё и кормит. Её воды богаты разнообразными организмами, которых человек использует в пищу.

Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки – ничего не сделаешь без воды.

Вот, она, какая наша вода!



V. Работа с глобусом.

Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что большая часть земной поверхности покрыта водой. (показ слайда )

- Утолим ли мы жажду?

Почему я задаю этот вопрос? Разве человечеству не хватит воды?

Если бы всю воду распределить равномерным слоем, то наша планета окуталась четырёхкилометровым водным покрывалом. И всё же человечество начинает испытывать жажду. Ведь 98% этих гигантских запасов приходится на солёную воду и только 2% - на пресную.
Пресная вода распределена неравномерно. Например, в восточных районах нашей страны, там, где протекают такие реки, как Обь, Енисей, Лена, Амур, где находиться глубочайшее озеро мира Байкал, воды более чем достаточно, а вот в центральных и южных районах её не хватает.

Более половины нашей планеты находится сегодня на жёстком водном пайке. Воды недостаёт Нью – Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам.

Так что вопрос: утолим ли мы жажду? – как видите, не случаен.
VI. Водоёмы с солёной водой.
Загадка. Кругом вода, а с питьём – беда.

Кто знает, где это бывает?


Самые большие водоёмы на Земле – это океаны. Все океаны соединены между собой, образуя единый Мировой океан. Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу (проследить на глобусе).

Океаны Земли

Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.
Работа в парах

Показать на карте полушарий 4 океана (показ слайдов)

Части океанов, примыкающие к суше, называются морями.

- Кто из вас бывал на море? Что особенного можете рассказать про него?

Есть моря с «цветными» названиями – Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое. Есть моря, названные в честь животных – Коралловое (самое большое из морей – расположено в Тихом океане; его площадь 4,8 млн. км 2),в честь горных пород – Мраморное, названные именами выдающихся российских путешественников – Берингово, Лаптевых.
Загадка. Пенятся, бугрятся,

В берега стучатся ( Волны)



Грамзапись (Шум волны)
Выставка репродукций картин художника И. К. Айвазовского.

Художники, рисующие море, называются маринистами.

-Какие краски потребуются художнику, чтобы нарисовать море?

Нависнет над морем гроза, и станет море мрачным и чёрным. Солнце проглянет – снова всё лазоревое и весёлое. Красным становится под багровым закатом. И золотым, если восход золотой…

(лазоревый – светло – синий, багровый – тёмно – красный)

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным,

С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово – сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчиво светло – синим,

Просто светлым и просто синим.


Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в час прилива.


Море может быть голубое,

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, то ли море.


Работа по карте.
Показать моря, омывающие Россию.


VII. Воды суши.

Воды суши – это реки, озёра, болота, ледники и подземные воды.

Большая часть вод суши – пресные, но среди озёр и подземных вод встречаются и солёные.
Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной. Они играют большую роль в жизни всех народов. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга - матушка, Амур – батюшка, Енисей –богатырь, Ока - красавица.

В Тверской области есть село Волговерховье. Недалеко от села, в болотистой низине, среди густых трав и кустарников бьёт родник. Здесь берёт начало великая русская река Волга.


Физминутка
На пути к морю реке приходится преодолевать разные препятствия. Совершенно неожиданно перед нею может оказаться ущелье. Что делать? Перепрыгнуть? Но вода слишком тяжела. Сворачивать с дороги река тоже не любит. И вот, как смелый пловец, она ныряет в глубину. Такое падение реки мы называем водопадами.


Ниагарский водопад – один из самых мощных в мире. Два бурных потока падают в озеро с огромной высоты – 48 метров. Представьте себе стену воды, которая обрушивается с крыши шестнадцатиэтажного дома! А брызги поднимаются ещё выше – на целых 100 метров. Шум падающей воды слышен на расстоянии 25 км.

Ниагара расположена на территории двух соседних государств – США и Канады. Учёные смогли определить возраст гигантского водопада -12 тысяч лет. В наше время мощную энергию водопада и в США, и в Канаде используют для получения электричества.
Озёр на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывается десятки тысяч. В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нём не течёт.

Ледник – скопление пресного льда на суше.

Это не тот лёд, который зимой покрывает реки и озёра. Ледники образуются из снега. Если снега длительное время выпадает больше, чем успевает растаять, то он накапливается, уплотняется и превращается в прозрачный, голубоватый лёд.

Все ледники суши делятся на: горные и покровные.

Высоко в горах температура воздуха низкая и выпадающие в виде снега осадки не успевают стаивать.

Самый крупный покровный ледник находится в Антарктиде.

Толщина льда местами достигает 4 км. Под действием своей массы ледяной щит Антарктиды медленно сползает в океан и, обламываясь, образует айсберги. Они иногда достигают в длину более 100 км. Высота айсберга 600 – 700 м, причём большая часть его находится под водой

Каждый айсберг – неповторимое произведение воды, ветра, мороза и солнца. Моряки, встречавшие айсберги в океане, рассказывают, что издалека в солнечных лучах он переливается разными цветами. Вершина его горит золотисто – оранжевым цветом, ниже идёт полоса нежно – лимонного цвета, а внизу темнеют мрачные фиолетовые тона. Вблизи видны на айсберге полосы из песка и камней, которые образовались за время его долгого сползания по каменистым склонам самого большого на Земле плоскогорья.


Небольшие тепловые источники встречаются довольно часто и почти во всех частях Земли. Вода таких источников не освежает. Наоборот, - она горячая. В Исландии, где их особенно иного, их назвали гейзерами. Воду гейзеров используют для отопления домов, теплиц. В нашей стране гейзеры встречаются на Камчатке.

VIII. Самостоятельная работа.

Работа по индивидуальным карточкам.

Укажи стрелками водоёмы и источники с пресной и с солёной водой.

Родник Море

Река Пресная Ледник

Океан Солёная Болото

Колодец Озеро


IX. Искусственные водоёмы (показ слайдов)
X. Самостоятельная работа Работа по индивидуальным карточкам.

Подчеркни водоёмы разным цветом.

Искусственные – красным.

Естественные – синим.

Море, пруд, болото, водохранилище, река, озеро, бассейн, океан.
XI. Игра «Отгадай водоём».

Один ученик загадывает водоём, другие дети пытаются узнать, задавая разные вопросы.


Вопросы для отгадывания: Вода в нём солёная или несолёная?

Размер большой или маленький?

Сообщается с океаном или морем?

Вода подвижная или стоячая?

Какое животное живёт в водоёме?

XII. Охрана вод.
XIII. Проверка творческого домашнего задания.

Сочинить экологическую сказку.


XIV. Водоёмы нашего края.

Защита детского проекта.


XV. Подведение итогов.

Какое значение имеют водоёмы? Какие утверждения верны?

Cоглашаемся – хлопаем.
XVI. Рефлексия.

На партах рисунки солнышка, тучки. Оценить работу на уроке, подняв карточку.

Своей работой на уроке я:

- доволен (солнышко);



- не совсем доволен (солнышко за тучкой);

- недоволен (тучка).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница