Урок по теме: «Исследование модели криволинейного движения тела в среде программирования Delhi 0»



Скачать 85.63 Kb.
Дата30.10.2016
Размер85.63 Kb.




Урок по теме: «Исследование модели криволинейного движения тела в среде программирования Delhi 7.0»

Учитель: Беспалова Н.С.

Класс: 11

Место проведения: ОГКОУ КШИ «ТКК», кабинет информатики № 209

Время проведения: 26 января 2012г.

Продолжительность занятия: 2 урока

Цели урока:

  1. Сформировать представление о модели и моделировании.

  2. Выполнять компьютерный эксперимент.

  3. Анализировать математические модели и полученные экспериментальные данные.

Задачи учителя:

Учебные:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей;

  2. . Научиться создавать и исследовать информационные модели;

Развивающая:

Развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия).



Воспитательная:

Развитие познавательных способностей кадет, средствами компьютерного моделирования в среде программирования Delhi 7.0.


План 2 уроков: 90 мин.

  1. Орг.момент.-3 мин.

  2. Объявление темы и цели урока – 2мин

  3. Текстовые ситуации, как следствие повторения изученного-10мин.

  4. Повторение схемы исследования -3мин.

  5. Проблемная задача и её обсуждение – 5мин.

  6. Выполнение лабораторной работы №1. – 57 мин.

  7. Итог лабораторной работы (со слайда)-(5мин.)

  8. Итог урока (3мин.)

  9. Домашнее задание (3мин.)

  10. Общий итог урока - выставления оценок (3мин.)


Ход урока:


  1. Организационный момент – рапорт(3 мин.)

  2. Вступительное слово учителя – объявление плана и целей урока(2 мин.)

Здравствуйте!

Тема нашего урока сегодня «Исследование модели криволинейного движения тела в среде программирования Delhi 7.0»

Цель: Сформировать представление о компьютерной модели и моделировании, а также научиться исследовать информационные модели, снимать и обрабатывать экспериментальные данные.

Хочу пожелать всем хорошего настроения и достижений поставленной цели.
III. Текстовые ситуации, как следствие повторения изученного

(Работа по презентации) (10 мин.)

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека.

Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили. И случилось непоправимое...

О каких «несерьёзных» опытах идёт речь?

IV Выполнение лабораторной работы

(Учитель формулирует исследовательскую задачу:

Описание задачи (полет барона Мюнхгаузена на пушечном ядре)

Некий господин Р. Э. Распе утверждает, что барон Мюнхгаузен использовал пушечное ядро в качестве транспортного средства. Однако многие подвергают это сомнению и попросту не верят в возможность существования такого факта. Необходимо провести исследование, насколько этот факт достоверен, т.е. подтвердить или опровергнуть следующие гипотезы:

1. Действительно ли существует возможность использования пушечного ядра для полета на облако или для полета в соседнее государство?

2. Если же барон летал на облако (облако находится в 600 м от поверхности Земли) или в соседнее государство (расстояние до границы примерно 5000 м), то при каких условиях?



(Учитель с использованием презентации совместно с обучающимися проводится обсуждение и выстраиваются цели, задачи, математические задачи)

Цели моделирования

    • Исследовать криволинейное движение тела, брошенного с определённой начальной скоростью под углом к горизонту с помощью компьютерной модели криволинейного движения.

    • Подобрать начальные значения скорости и угла бросания так, чтобы брошенное тело долетело до цели.

Учебные задачи

  1. изучить принцип работы компьютерной модели;

  2. провести экспериментальное исследование криволинейного движения тела, брошенного с определённой начальной скоростью под углом к горизонту.

Инструмент исследования

Компьютерная программа «Исследование полета тела, брошенного под углом к горизонту» (…\КомпьютерноеМоделирование \Обеспечение\Лабораторная№1\Модель\Model.exe), реализующая математическую модель криволинейного движения тела, брошенного с заданной начальной скоростью под углом к горизонту.



Математическая модель

Математическая модель, описывающая траекторию криволинейного движения материальной точки в момент времени t, выпущенной под заданным углом к горизонту и с заданной начальной скоростью (см. рис. 5.1) определяется следующим образом:





(1)


В данном случае мы пренебрегаем сопротивлением воздуха .

Движение происходит в условиях гравитации, . Пренебрегаем кривизной поверхности Земли и ее вращением вокруг собственной оси.



группа 37

(Далее обучающиеся приступают к компьютерному эксперименту, у каждого ученика в электронном формате представлен сценарий лабораторной работы (без выводов, сравнительных характеристик, закономерностей)ученики в процессе выполнения компьютерного эксперимента выполняют задания и формируют отчёт по выполненной работе, после чего отправляют выполненный отчет в папку учителя на проверку).

Исследование модели криволинейного движения тела

Выполнил: кадет 11 класса _______________________________________________________Ф.И.


Ход исследования

1. Компьютерная модель.

1.1. Откройте папку \КомпьютерноеМоделирование\Обес-печение\Лабораторная№1\Модель и запустите файл Model.exe.

1. 2. Ознакомьтесь, используя меню Справка, с функциональным назначением каждого элемента интерфейса программы.

2. Компьютерный эксперимент № 1. Исследование движения тела.

Проведите компьютерный эксперимент при заданных начальных значениях параметров модели.

Что в данной задаче является объектом моделирования? ________.

Сделайте предположения, от чего может зависеть высота и дальность полета? _________________________________________________

_____________________________________________________________.

3. Компьютерный эксперимент № 2. Исследование движения тела при изменении начальной скорости.

3.1. Пусть угол бросания не изменяется (например, пусть ). Исследуйте изменения высоты и дальности полета тела при разных значениях начальной скорости. Полученные данные занесите в таблице

 = °



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

, м/с

100

120

140

160

180

200

220

240

260

300

h, м































d, м































3.2. По данным таблицы 5. 1 постройте два графика

группа 19

3.3. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

На какую элементарную функцию похожи зависимости , ? ______________________________________________________

Как изменяются высота и дальность полета тела при изменении начальной скорости и неизменном угле бросания? ___________________

_____________________________________________________________.

4. Компьютерный эксперимент № 3. Исследование движения тела при изменении угла бросания.

4.1. Пусть начальная скорость полета не изменяется (например, пусть м/с). Исследуйте изменения высоты и дальности полета тела при разных значениях угла бросания. Полученные данные занесите в таблице

м/с



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

, °

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

h, м































d, м































4группа 1
.2. По данным табл. 5.2 постройте два графика (рис. 5.3):

, .

4.3. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

На какую элементарную функцию похожа зависимость , ? __________________.

Как изменяется высота и дальность полета тела при изменении угла бросания (при неизменной начальной скорости)? ________________

_____________________________________________________________.

5. Компьютерный эксперимент № 4.

Используя математическую и компьютерную модели, подберите тактико-технические характеристики пушки так, чтобы барон Мюнхгаузен улетел:

на облако (минимальная высота облаков над Землей 600 м) _____;

в соседнее государство на расстояние 5 км ___________________.

Подведение итогов

Подтвердите или опровергните гипотезы, выдвинутые в начале лабораторной работы. __________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________.



V. Тестирование

      1. Итог урока: выставление оценок, выражение благодарности детям за участие в уроке.(3-4 мин.)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница