Урок-память «люблю всех, кто жив. Только не расставаться давайте …»



Скачать 112.51 Kb.
Дата15.11.2016
Размер112.51 Kb.


УРОК-ПАМЯТЬ,

ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ

БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ

Урок-память подготовила

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 11

станицы Кирпильской

Усть-Лабинского района

Краснодарского края

ПОНОМАРЕВА ЛЮДМИЛА

ВЛАДИМИРОВНА

2011 год


УРОК-ПАМЯТЬ

«ЛЮБЛЮ ВСЕХ, КТО ЖИВ. ТОЛЬКО НЕ РАССТАВАТЬСЯ ДАВАЙТЕ…»
Люблю всех, кто жив. Только не расставаться давайте,

сквозь слёзы смотреть и нижайше дивиться друг другу.

Белла Ахмадулина
1.Вступительное слово учителя: «Люблю всех, кто жив…» - так написала Белла Ахмадулина в стихотворении «За что мне всё это?» в 1975 году. Стихотворение посвящено Андрею Вознесенскому. Поэту, умершему в один год с Беллой Ахмадулиной… В интервью журналу «Огонёк» ( № 15,апрель 1997 г) Белла Ахатовна говорила: «Мне кажется, что в искусстве всегда ценно то, что называется уникальным явлением. Шестидесятые годы я не обсуждаю. Люди приходили в Лужники, в Политехнический музей не за тем, чтобы послушать стихи. Это был какой-то угол между временем и временем. Но время – это большая величина. Эти люди, которые на наших вечерах хотели что-то услышать».

2. Ученица: «Потом я вспомню, что была жива…»

Потом я вспомню, что была жива,

зима была и падал снег, жара

стесняла сердце, влюблена была –

в кого? во что?

Был дом на Поварской

(теперь зовут иначе)… День-деньской,

ночь напролет я влюблена была –

в кого? во что?

В тот дом на Поварской,

в пространство, что зовется мастерской

художника. Художника дела

влекли наружу, в стужу. Я ждала

его шагов. Смеркался день в окне.

Потом я вспомню, что казался мне

труд ожиданья целью бытия,

но и тогда соотносила я

насущность чудной нежности – с тоской

грядущею… А дом на Поварской –

с немыслимым и неизбежным днем,

когда я буду вспоминать о нем…

-2-


3. Ученица: «Ночь перед выступлением»

Сегодня, покуда вы спали, надеюсь,

как всадник в дозоре, во тьму я глядела.

Я знала, что поздно, куда же я денусь

от смерти на сцене, от бренного дела!

…Но что-то творится меж вами и мною,

меж мною и вами, меж всеми, кто живы.

Не проще ли нам обойтись тишиною,

чтоб губы остались свежи и не лживы?

Но коль невозможно, коль вам так угодно,

возьмите мой голос, мой голос последний!

Вовеки пребуду добра и свободна,

пока не уйду от вас сколько-то- летней…

4. Первый ведущий: «Слово о поэтессе. Белла Ахмадулина пришла к читателю на рубеже 50-60-х годов прошлого века, на волне массового интереса к поэзии, во многом связанного с творчеством стихотворцев нового поколения, которых впоследствии назовут шестидесятниками. Первый же сборник стихотворений Беллы Ахмадулиной «Струна» (1962 г) привлёк внимание критиков к молодой поэтессе. Последующие сборники только упрочили её положение в литературе: стало понятно, что отечественная словесность обрела самобытного автора, со своим голосом, своим художественным миром. В «Литературной газете» Ахмадулина дебютировала в 1967 году и с тех пор стала одним из самых любимых авторов газеты».

5. Второй ведущий: «Андрей Битов в предисловии к книге стихотворений Беллы Ахмадулиной, вышедшей в Москве (издательство «Олимп», «Издательство АСТ». -2001), написал: «Едва ли не впервые в истории русской поэзии имя стало ёмче фамилии – БЕЛЛА. И это не фамильярность со стороны читателей и почитателей. Белла Ахатовна – вот фамильярность…И читатели твои, и почитатели… Их нет у тебя. Это ты у них».
6. Ученица: «Лирические герои поэзии Ахмадулиной – Пушкин, Лермонтов, Блок, Мандельштам, Цветаева, Ахматова… Кажется, поэтессам Серебряного века Цветаевой и Ахматовой она посвятила лучшие свои лирические произведения. Например, стихотворение «Уроки музыки», написанное в 1963 году, Белла Ахмадулина посвятила Марине Цветаевой. В нем поэтесса написала:
А ты – одна. Тебе – подмоги нет.

И музыке трудна твоя наука –

не утруждая ранящий предмет,

открыть в себе кровотеченье звука.

В заключительных строках Ахмадулина признается:

Марина, это всё – для красоты

придумано, в расчёте на удачу

раз накричаться: я – как ты, как ты!

И с радостью бы крикнула, да – плачу!

-3-


7. Ученица: «В 1966 году написано ещё одно стихотворение, посвященное Марине Цветаевой. Называется оно «Четверть века, Марина, тому…»

Четверть века, Марина, тому,

как Елабуга ластится раем

к отдохнувшему лбу твоему,

но и рай ему мал и неравен…

Как любила! Возможно ли злей?

Без прощения, без обещанья

имена их любовью твоей

были сосланы в даль обожанья.

Среди всех твоих бед и плетей

только два тебе есть утешенья:

что не знала двух этих смертей

и воспела два этих рожденья.

8. Ученик: «Через год Ахмадулина напишет стихотворение «Биографическая справка», посвященное Марине Цветаевой. В 1968 году – снова посвящение Марине под названием «КЛЯНУСЬ». В нем поэтесса пишет:

Твоим печальным отдыхом в раю,

где нет тебе ни ремесла, ни муки, -

клянусь убить елабугу твою.

Елабугой твоей, чтоб спали внуки,

старухи будут их стращать в ночи,

что нет её, что нет её, не зная:

«Спи, мальчик или девочка, молчи,

ужо придёт елабуга слепая».

Слово «Елабуга» поэтесса пишет почему-то с маленькой буквы!

9. Ученица: «В 1974 году Белла Ахмадулина написала стихотворение «Я завидую ей – молодой…», посвятила она его Анне Ахматовой.

Я завидую ей – молодой

и худой, как рабы на галере:

горячей, чем рабыни в гареме,

возжигала зрачок золотой

и глядела, как вместе горели

две зари по-над невской водой…

Я завидую ей – молодой

до печали, но до упаданья

головою в ладонь, до страданья,

я завидую ей же – седой

в час, когда не прервали свиданья

две зари по-над невской водой…

-4-
10. Ученик: «Очень много стихотворений Белла Ахатовна посвятила своему другу, защитнику, мужу БОРИСУ МЕССЕРУ. Одно из них – «Как никогда, беспечна и добра…»

Как никогда, беспечна и добра,

я вышла в снег арбатского двора,

а там такое было: там светало!

Свет расцветал сиреневым кустом,

и во дворе, недавно столь пустом,

вдруг от детей светло и тесно стало…

11. Ученица: «НИ СЛОВА О ЛЮБВИ

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,

не водятся давно в гортани соловьи.

Там пламя посреди пустого небосклона,

но даже в ночь луны ни слова о любви!

…Так долго я жила, что сердце притупилось,

но выжило в бою с невзгодой бытия,

и вновь свежим-свежа в нем чья-то власть и милость.

Те двое под луной – неужто ты и я?





12. Ученица: «Пожалуй. Самое известное стихотворение Беллы Ахмадулиной – «ЗАКЛИНАНИЕ». Оно написано в 1968 году.

Не плачьте обо мне – я проживу

счастливой нищей, доброй каторжанкой,

озябшею на севере южанкой,

чахоточной да злой петербуржанкой

на малярийном юге проживу.

Не плачьте обо мне – я проживу

той хромоножкой, вышедшей на паперть,

тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,

и этим, что малюет Божью Матерь,

убогим богомазом проживу.

-5-
Не плачьте обо мне – я проживу

той грамоте наученной девчонкой,

которая в грядущести нечёткой

мои стихи, моей рыжея чёлкой,

как дура будет знать. Я проживу.


Не плачьте обо мне – я проживу

сестры помилосердней милосердной,

да под звездой моею и пресветлой

уж как-нибудь, а всё ж я проживу.

13.УЧИТЕЛЬ: Вам известен романс на стихи Беллы Ахмадулиной. Называется он «ПРОЩАНИЕ». В кинофильме «Жестокий романс» звучат строки:

А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет

тебе прощения. Живо тело

и бродит, видит белый свет,

но тело моё опустело.

Работу малую висок

ещё вершит. Но пали руки,

и стайкою, наискосок,

уходят запахи и звуки.

14. Ученица: «Своим друзьям Белла Ахмадулина посвятила очень много стихотворений. Самое известное, на мой взгляд, - «По улице моей который год…»

По улице моей который год

звучат шаги – друзья мои уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.
-6-
Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и – мудрая – я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.


И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислоняясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.


И вот тогда – из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

15. Ученик: «Белла Ахмадулина – поэт уникального дарования. Она популярна и любима не только в кругу знатоков поэзии, но и у широкого читателя. В «Литературной газете» ( № 49, 1-7 декабря 2010 г) опубликована статья народного артиста России Александра Белинского «Рифмы Беллы Ахмадулиной». В ней он пишет: «Прозу Беллы Ахмадулиной я люблю. В каждом образе она ни на мгновение не перестает быть поэтом. В сборнике «С любовью и печалью» она в стихах и прозе пишет о своих друзьях:

…Начну издалека, не здесь, а там,

начну с конца, но он и есть начало.

Был мир, как мир. И это означало

всё, что угодно в этом мире вам…

Сурово избегая встречи с ним,

я шла в деревья, в неизбежность встречи,

в простор его лица, в протяжность речи…

Но рифмовать пред именем твоим?

О нет.


Это стихотворение Белла Ахмадулина посвятила Борису Пастернаку.
16. Ученица: «В 1977 году Белла Ахатовна написала «Шуточное послание к другу». Думаю, что это стихотворение она посвятила Булату Окуджаве.

Покуда жилкой голубою

безумья орошен висок,

Булат, возьми меня с собою,

люблю твой лёгонький возок.

Ямщик! Я, что ли, - завсегдатай

саней? Скорей! Пора домой,

в былое. О Булат, солдатик,

родимый, неубитый мой.

А остальное - обойдется,

приложится, как ты сказал.

Вот зал, и вальс из окон льется.

Вот бал, а нас никто не звал.

А всё ж - войдем. Там, у колонны…

Так смугл и бледен… Сей любви

не перенесть! То – Он. Да Он ли?

Не надо знать, и не гляди.

Зачем дано? Зачем мы вхожи

в красу чужбин, в чужие дни?

Булат, везде одно и то же.

Булат, садись! Ямщик, гони!
-7-

Как снег летит! Как снегу много!

Как мною ты любим, мой брат!

Какая долгая дорога

из Петербурга в Ленинград.
17. УЧИТЕЛЬ: «Моё любимое стихотворение Беллы Ахмадулиной – «Я вас люблю, красавицы столетий…»

Я вас люблю, красавицы столетий,

за ваш небрежный выпорх из дверей,

за право жить, вдыхая жизнь соцветий

и на плечи накинув смерть зверей.

Ещё за то, что, стиснув створки сердца,

клад бытия не отдавал моллюск,

открыть и вынуть – вот простое средство

быть в жемчуге при свете бальных люстр.

Как будто мало ямба и хорея

ушло на ваши души и тела,

на каторге чужой любви старея,

о, сколько я стихов перевела!

Капризы ваши, шеи, губы, щёки,

смесь чудную коварства и проказ –

я всё воспела, мы теперь в расчёте,

последний раз благословляю вас!

Кто знал меня, тот знает, кто нимало

не знал – поверит, что я жизнь мою,

всю напролёт, навытяжку стояла

пред женщиной, да и теперь стою.

Не время ли присесть, заплакать, с места

не двинуться? Невмочь мне, говорю,

быть тем, что есть, и вожаком семейства,

вобравшего зверьё и детвору.

Наскучило чудовищем бесполым

быть, другом, братом, сводником, сестрой,

то враждовать, то нежничать с глаголом

пред тем, как стать травою и сосной.

Машинки, взятой в ателье проката,

подстрочников и прочего труда

я не хочу! Я делаюсь богата,

неграмотна, пригожа и горда.

Я выбираю, поступясь талантом,

стать оборотнем с розовым зонтом,

с кисейным бантом и под ручку с франтом.

А что есть ямб – знать не хочу о том!

Лукавь, мой франт, опутывай, не мешкай!

Я скрою от незрячести твоей,

какой повадкой и какой усмешкой

владею я – я друг моих друзей.

Красавицы, ах, это всё неправда!

Я знаю вас – вы верите словам.

Неужто я покину вас на франта?

Он и в подруги не годится вам.

Люблю, когда ступая, как летая,

проноситесь, смеясь и лепеча.

Суть женственности вечно золотая

всех, кто поэт, священная свеча.

Обзавестись бы вашими правами,

чтоб стать, как вы, и в этом преуспеть!

Но кто, как я, сумеет стать пред вами?

Но кто, как я, посмеет вас воспеть?

-8-

18. Заключительное слово. «Величайший из всех великих поэтов когда-то написал, что «слух обо мне пройдёт по всей Руси великой». Он не ошибся. Владимир Маяковский утверждал: «Мой стих дойдёт через хребты веков и через головы поэтов и правительств». Это ещё предстоит проверить.

Марина Цветаева скромно заметила: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». Настал.

А вот Белла Ахмадулина «не проживёт»:

ни счастливой нищей,



доброй каторжанкой,

ни хромоножкой,



вышедшей на паперть…

ни грамоте наученной девчонкой…

Она живёт:

сестры помилосердней милосердной



В военной бесшабашности предсмертной

Да под звездой своею и ПРЕСВЕТЛОЙ…

«Хороший поэт является СОКРОВИЩЕМ нации. Тем более, если такой поэт женщина». Это сказал об Ахмадулиной Иосиф Бродский.




СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Ахмадулина Б.А. Стихотворения. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ». – 2001.

  2. «Литературная газета»( 1-7 декабря 2010 г. № 49(6303), стр. 6 «Рифмы Беллы Ахмадулиной».

  3. «Огонёк», № 15, апрель 1997 г Олег Шишкин. «Белла Ахмадулина. Новые стихи».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница