Урок открытия нового знания в 5 классе «Бактерии, их строение и жизнедеятельность»



Скачать 47.19 Kb.
Дата12.11.2016
Размер47.19 Kb.
Урок открытия нового знания в 5 классе

«Бактерии, их строение и жизнедеятельность»,

разработанный учителем биологии МБОУ СОШ №4

Арзамасцевой Е.Н.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Урок начинается с того, что учитель говорит о продолжении изучения живой природы и обращается к классу с вопросом:

-На какие царства делят живую природу?

Предлагает определить, каким организмам принадлежит описание, которое зачитывает учащимся: эти организмы на протяжении почти миллиарды лет были единственными живыми существами на нашей планете. Они проникают даже туда, где жизнь почти невозможна. (Учащиеся дают правильный ответ, что описание принадлежит бактериям)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

На данном этапе повторяются только необходимые для этого урока знания. Обращается к учащимся с вопросом:

-В чем заключается главное отличие в строении клеток животных, растений, грибов и бактерий?

Для того чтобы учащиеся поняли какова их цель на уроке учитель дает задание на пробное учебное действие. На выполнение задания выделяется 1 минута.

Дайте определение понятию «бактерии», используя слова из списка:

древние, безъядерные, одноклеточные, живая природа, клеточная стенка, неподвижная, жгутики, микроорганизмы, цитоплазма, ворсинки, простые, защитный слой, выносливы, клеточная мембрана, объект.

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель обсуждает с учащимися вопросы:

- У кого нет ответа?

-Что вы не смогли сделать?

-Что вы делали, какие знания применяли?

-Что вы не смогли сделать?

-Где возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?



4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Учитель: «Сформулируйте цель своей деятельности». ( Узнать определение понятия «бактерии»)

Ученики называют тему урока.

Намечают план своих действий для реализации цели урока в процессе беседы по вопросам:

- Почему вам было трудно воспользоваться данным списком? (очень много слов)

-Что надо сделать с этим списком слов? (надо уменьшить количество слов, выявить ключевые слова, выявить второстепенные слова)

- Отличаются ли бактерии от других организмов?

-В связи с этим отличием, что еще надо сделать? (отметить главные отличия бактерий, назвать части клетки бактерий)

-Как доказать, что бактерии являются живыми организмами? (рассмотреть, как идут процессы жизнедеятельности)

Учитель дает задания по группам. Время выполнения задания -3 минуты, на предоставление работы-1 минута.

Группа 1: найти ключевые слова, связанные с признаками, по которым бактерии объединяют в царство.

Группа 2: найти основные части клетки бактерий.

Группа 3: опустить второстепенные слова.



5.Реализация построенного проекта.

После выполнения задания каждая группа представляет результат своей работы.

1 группа: одноклеточные, безъядерные, микроорганизмы.

2 группа: неподвижная цитоплазма, клеточная мембрана, клеточная стенка, защитный слой (капсула), нет оформленного ядра, ворсинки, жгутики.

3 группа: древние, объект живой природы, выносливы, простые.

На данном этапе урока учитель говорит о разнообразии форм бактерий, о существовании двух групп организмов: прокариоты и эукариоты (карточки с рисунками бактерий растений, животных, грибов укрепляются на доске).

Учитель просит учащихся сформулировать определение понятия «бактерии».

Согласованный вариант фиксируется на доске:

Бактерии - одноклеточные микроорганизмы, являются прокариотами.

Учащиеся делают запись в тетради.

Для рассмотрения процессов жизнедеятельности бактерий учащиеся выполняют самостоятельную работу в течение 7 минут с текстом и рисунками учебника с последующим озвучиванием, обсуждением информации и выводами.

6.Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Учащиеся дают ответы на вопросы:

-Что позволяет бактериям двигаться?

-Какие типы обмена веществ наблюдаются у бактерий?

-Как размножаются бактерии?

-Какие типы питания характерны для бактерий?

7.Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу. Указывает время выполнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Задание. Закончите предложения.

1.Организмы, имеющие ядро с ядерной оболочкой…

2.Клетки организмов, не имеющих хлорофилл…

3.Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ…

4. Безъядерные организмы …

5.Бактерии, в клетках которых находится хлорофилл…

После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу (правильные ответы выводятся на экран).

8. Включение нового в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

На данном уроке учащиеся отвечают на следующий вопрос:

-Почему вирусы, как и бактерии, являются микроорганизмами, но считаются неклеточной формой жизни?



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Учащиеся принимают участие в обсуждении вопросов:

-С чем вы сегодня познакомились?

-Как вы открывали новые знания?

-Вы реализовали поставленную цель?

-А как вы думаете, полезными или вредными организмами являются бактерии? На следующем уроке вы рассмотрите роль бактерий.

-А теперь оцените свою работу на уроке?

-Какие у вас возникли трудности?

-А что у вас хорошо получилось?

-Кто из одноклассников был для вас примером?

Выставление оценок за урок.

10.Домашнее задание (слайд11)

На обязательном уровне: изучить текст § 9учебника.



Творческое задание: подготовить сообщение «Почему надо изучать бактерии?»


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница