Урок музыки. Моя семья. Мои друзья. Любимые игрушки и игры. Вспоминаем и повторяем



Скачать 154.42 Kb.
Дата03.05.2016
Размер154.42 Kb.
Поурочное планирование по музыке
1 класс

Список тем:

 

  1. Азбука Познания. Моя Родина.

  2. Азбука Познания. Моя Родина.

  3. Школа – золотая колыбель.

  4. Урок музыки.

  5. Моя семья.

  6. Мои друзья.

  7. Любимые игрушки и игры.

  8. Любимые игрушки и игры.

  9. Вспоминаем и повторяем.

  10. На зарядку становись!

  11. Старших нужно уважать, младшим надо помогать!

  12. Музыкальное путешествие.

  13. Мы – юные натуралисты. Экскурсия в зоопарк.

  14. Праздник букваря.

  15. Музыкальные загадки.

  16. Ура! У нас каникулы! Новый год!

  17. Может ли музыка передать настроение человека. Веселое настроение. Грустное настроение.

  1. Может ли музыка передать настроение человека. Веселое настроение. Грустное настроение.

  2. Может ли музыка передать настроение человека. Веселое настроение. Грустное настроение.

  3. Может ли музыка передать настроение природы.

  4. Музыкальные звуки.

  5. Музыкальные звуки.

  6. Может ли музыка подражать звукам животных.

  7. Моей любимой маме подарки в день весны...

  8. Моей любимой маме подарки в день весны..

  9. Здравствуй, Наурыз.

  10. Народные песни и инструменты.

  11. О чем поет домбра.

  12. Древние звуки кобыза.

  13. Мелодичные звуки шанкобыза, шертера, жетыгена.

  14. Духовые и ударные инструменты.

  15. Наш оркестр.

  16. Вспоминаем, повторяем.

2 класс

Список тем:

 

  1. Здравствуй, школа! Музыкальное настроение.

  2. Здравствуй, школа! Музыкальное настроение.

  3. Музыкальные картинки.

  4. Музыкальные картинки.

  5. Музыкальные краски.

  6. Музыкальные краски.

  7. Столица моей Родины - Астана.

  8. Столица моей Родины - Астана.

  9. Вспоминаем, повторяем.

  10. Танцевальные ритмы народной музыки.

  11. Танцы джигитов и девушек.

  12. Инструментально-танцевальная песня.

  13. Инструментально-танцевальная музыка.

  14. Песенно-танцевальная музыка.

  15. Подарки Деда Мороза.

  16. Вспоминаем, повторяем.

  17. Обрядовые песни и кюи.

  1. Обрядовые песни и кюи.

  2. Традиционные казахские народные игры в музыке.

  3. Современные кюи.

  4. Колыбельная песня мамы.

  5. Той жыры.

  6. Игровые песни о домашних животных.

  7. Игровые песни о домашних животных.

  8. Картины родной природы.

  9. Картины родной природы.

  10. Праздничные кюи и песни.

  11. Образ человека в музыке.

  12. Картины природы в музыке.

  13. Музыка и песни о животных.

  14. Музыка и песни о животных.

  15. Праздник весны в музыке.

  16. Праздник весны в музыке.

  17. Вспоминаем, повторяем.

3 класс

 Список тем:

 

  1. Как развивает музыку композитор.

  2. Как развивает музыку композитор.

  3. Исполнительское развитие музыки.

  4. Исполнительское развитие музыки.

  5. Исполнительское развитие музыки.

  6. Регистровое и тембровое развитие в музыке.

  7. Регистровое и тембровое развитие в музыке.

  8. Регистровое и тембровое развитие в музыке.

  9. Вспоминаем и повторяем.

  10. Песенный характер музыкальной речи.

  11. Песенный характер музыкальной речи.

  12. Маршевый характер музыкальной речи.

  13. Маршевый характер музыкальной речи.

  14. Танцевальный характер музыкальной речи.

  15. Танцевальный характер музыкальной речи.

  16. Музыка рассказывает о нашей жизни.

  17. Вспоминаем и повторяем.

  18. Кюй – инструментальная музыка.

  19. Кюй о родном крае.

  1. Образы птиц и животных в кюе.

  2. Кюй о быте народа.

  3. Кюй о быте народа.

  4. Кюй-легенда, кюй-посвящение.

  5. Кюй-легенда, кюй-посвящение.

  6. Кюй-состязание (тартыс).

  7. Праздник весны в музыке.

  8. Состязание кюев.

  9. Жыр «Алпамыс». Земля Жидельбая. Поездка Алпамыса к Тайшик хану.

  10. Жыр «Алпамыс». Земля Жидельбая. Поездка Алпамыса к Тайшик хану.

  11. Пожелание мудрецов-терме. Войны-жырау (Бухар жырау. Махамбет)

  12. Мудрость жыр-термеши (Базар жырау. Жиенбай жырау. Нуртутан).

  13. Искусство слов. Виды айтысов.

  14. Обрядовый айтыс «жар-жар». Айтыс джигита и девушки.

  15. Вспоминаем и повторяем.

4 класс

Список тем:

 

  1. Инструменты симфонического оркестра.

  2. Инструменты симфонического оркестра.

  3. Инструменты симфонического оркестра.

  4. Мир балета и оперы.

  5. Мир балета и оперы.

  6. Казахская народная музыка в опере Кыз Жибек, Толеген, Биржан, Сара.

  7. Казахская народная и инструментальная музыка.

  8. Казахская народная и инструментальная музыка.

  9. Айтыс в опере.

  10. Музыка – страна звуков.

  11. Музыка – страна звуков.

  12. Музыка – страна звуков.

  13. Природные и механические звуки.

  14. Природные и механические звуки.

  15. Музыкальные звуки.

  16. Вспоминаем, повторяем.

  17. Кюй-легенда.

  18. Кюй-легенда.

  1. Спор животных.

  2. Спор животных.

  3. Празднования Наурыз.

  4. Празднования Наурыз.

  5. Язык музыки – язык дружбы.

  6. Русская народная музыка.

  7. Русская народная музыка.

  8. Музыка славянских народов.

  9. Музыка славянских народов.

  10. Музыка кавказских народов.

  11. Музыка кавказских народов.

  12. Музыка народов Средней Азии и стран Балтии.

  13. Музыка народов Средней Азии и стран Балтии.

  14. Музыка народов Средней Азии и стран Балтии.

  15. Музыка татарского народа.

  16. Музыка уйгурского народа.

5 класс

 Список тем:

 

  1. История народной музыки (вокальная, инструментальная).

  2. История народной музыки (вокальная, инструментальная).

  3. История народной музыки (вокальная, инструментальная).

  4. Жанровые разновидности (песня, кюй, дэкко, терме, жыр и т.д).

  5. Жанровые разновидности (песня, кюй, дэкко, терме, жыр и т.д).

  6. Жанровые разновидности (песня, кюй, дэкко, терме, жыр и т.д).

  7. Народные инструменты.

  8. Народные инструменты.

  9. Народные инструменты.

  10. Вспоминаем, повторяем.

  11. Музыкальное искусство.

  12. Музыкальное искусство.

  13. Жанровые разновидности (симфония, опера и др).

  14. Жанровые разновидности (симфония, опера и др).

  1. Традиционные исполнительские школы (Западный, Северный Казахстан и др.)Территориальные отличия (Мухит, Ахан, Суйенбай и др.)

  2. Территориальные отличия (Мухит, Ахан, Суйенбай и др.)

  3. Территориальные отличия (Мухит, Ахан, Суйенбай и др.)

  4. Музыкальное искусство народов Европы.

  5. Музыкальное искусство народов Европы.

  6. Жанровые разновидности.

  7. Жанровые разновидности.

  8. Традиционные исполнительские школы.

  9. Региональные особенности (шертпе, токпе).

  10. Региональные особенности (шертпе, токпе).

  11. Музыкальное искусство народов Америки.

  12. Музыкальное искусство народов Африки.

  13. Искусство танца.

  14. Виды танцев.

  15. Виды танцев.

  16. Песни, терме, эпические поэмы.

  17. Песни, терме, эпические поэмы.

  18. Песни, терме, эпические поэмы.

  19. Легенды, циклические кюи.

  20. Легенды, циклические кюи.


6 класс

Список тем:

 

  1. Первые спектакли народных мастеров.

  2. Оркестры.

  3. Инструментальные ансамбли.

  4. Открытие театров, музыкальных учебных учреждений.

  5. Вспоминаем, повторяем.

  6. Камерно-инструментальные сочинения.

  7. Камерно-инструментальные сочинения.

  8. Современная музыка.

  9. Вспоминаем, повторяем.

  10. Оркестр казахских народных инструментов.

  11. Симфонический оркестр.

  12. Музыкальное искусство 14-18 вв. И.С.Бах.

  13. Г.Ф.Гендель. И.Гайдн.

  14. Г.Ф.Гендель. И.Гайдн.

  15. В.А.Моцарт. Л.В.Бетховен.

  16. В.А.Моцарт. Л.В.Бетховен.

  17. Песни, романсы (Л.Хамиди, Н.Тлендиев)

  1. Песни, романсы (Л.Хамиди, Н.Тлендиев)

  2. Хор, кантата, оратория (Б.Байкадамов, С.Мухамежданов).

  3. Хор, кантата, оратория (Б.Байкадамов, С.Мухамежданов).

  4. Творческая деятельность известных музыкантов.

  5. Жанровые разновидности (симфония, опера)

  6. Жанровые разновидности (симфония, опера)

  7. Ф.Лист.

  8. Э.Григ, Ф.Шопен, М.Глинка, П.Чайковский.

  9. Э.Григ, Ф.Шопен, М.Глинка, П.Чайковский.

  10. Э.Григ, Ф.Шопен, М.Глинка, П.Чайковский.

  11. Становление оперного искусства.

  12. Становление оперного искусства.

  13. Композиторы Е.Брусиловский, М.Тулебаев, Б.Джуманиязов, А.Еспаев.

  14. Композиторы Е.Брусиловский, М.Тулебаев, Б.Джуманиязов, А.Еспаев.

  15. Искусство балета (К.Кожамьяров, Г.Жубанова).

  16. Искусство балета (К.Кожамьяров, Г.Жубанова).

  17. Киномузыка.



Пример разработки урока:


Инструменты симфонического оркестра.



Ход урока:



1. Организационный момент

2. Формирование новых знаний

    Что такое оркестр?  Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии  и комедии.  Шли годы, погибла Великая  античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам «союз музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу ХVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:

10 первых скрипок  2 флейты  2 валторны  2 литавры

8 вторых скрипок   2 габой   2 трубы

6 альтов           2 кларнета

5 - 6 виолончелей  2 фагота

3 - 4 контрабаса                 



Струнные смычковые

         Как уже известно из предыдущего история музыки считает, что скрипка возникла и вполне «определилась» как оркестровый голос в ХVI столетии. В симфоническом оркестре смычковые инструменты представляют собою наиболее многочисленную группу, а скрипки, если только исчислить их по признаку наибольшего представительства, обычно принятого сейчас, составит ровно половину. Это значит, что в оркестре первых и вторых скрипок вместе будет столько, сколько альтов, виолончелей и контрабасов. Альт занимает промежуточное место между скрипкой и виолончелью, но он ближе примыкает к скрипке, чем к виолончели.

         Около 1640 года в оркестр начали постепенно проникать виолончели и контрабасы. Трудно с достоверностью сказать, когда возникла современная виолончель  Но что же все-таки представляет собою современная виолончель и на что она способна в оркестре? Этот инструмент, также как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны. Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания.

Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.  В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством.



Слушание Симфонии №40 В.Моцарта

Деревянные духовые инструменты.

         К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов.

    Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит, несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на  флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной» флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo.

   Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку – свирель

    Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов - кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.

    Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот. Фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.



Слушание Симфонии №6 «Пасторальная» Л.Бетховена

Медная духовая группа включает также четыре основ­ных инструмента: трубу, валторну, тромбон, тубу.

Голоса у медных духовых инструментов сильные, звонкие, они могут пробиться сквозь самое плотное звучание всех ос­тальных инструментов. Пожалуй, самое мягкое звучание среди медных духовых инструментов - у валторны. Её название про­изошло от слияния двух немецких слов «вальд горн», что означа­ет «лесной рог». Валторну легко узнать по внешнему виду. Она похожа на улитку или свернувшуюся кольцом блестящую змею.



Слушание Симфонии №5 П.И.Чайковского

В последнем ряду симфонического оркестра располага­ются инструменты ударной группы.

Постоянный ударный инструмент в симфоническом оркестре - литавры.

Внешне они похожи на большие котлы с натянутой сверху ко­жей. В «Фантастической симфонии» французского композитора Г. Берлиоза литавры имитируют отдалённые раскаты грома.



Слушание «Фантастическая симфония», «Сцена в полях» Г.Берлиоза

Кроме литавр в оркестре могут применяться тарелки, треугольник, малый барабан, ксилофон, челеста.

Слово «челеста» означает «небесная». Так назвали этот инструмент за нежный прозрачный звук.

Композитор А. К. Лядов в симфонической картинке «Кикимо­ра» с помощью звучания челесты изобразил хрустальную колы­бельку, в которой баюкают Кикимору.



Слушание «Кикимора» А.К.Лядов

Ещё в симфонический оркестр могут вводиться такие инструменты, как арфа, фортепиано или рояль, орган.



@ Вопросы и задания

  1. Что такое оркестр?

  2. Струнные смычковые инструменты.

  3. Послушать Симфонию №40 В.Моцарта.

  4. Деревянные духовые инструменты.

  5. Послушать Симфонию №6 «Пасторальная» Л.Бетховена.

  6. Медные духовые инструменты.

  7. Послушать Симфонию №5 П.И.Чайковского.

  8. Ударные инструменты.

  9. Послушать «Фантастическая симфония», «Сцена в полях» Г.Берлиоза.

  10. Послушать «Кикимора» А.К.Лядов.

Домашнее задание

Нарисовать музыкальные инструменты симфонического оркестра.




Урок  "Празднование Наурыза"

Цели:

 


  1. Познакомить учащихся с традициями казахского народа

  2. Развивать навыки выразительного исполнения песни.

  3. Воспитывать чувство уважения к казахской национальной культуре.

 

Ход урока:


1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания


3. Формирование новых знаний
 

       Наурыз – древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей.

 

       Великий поэт и ученый Омар Хайям в 11" веке в правление султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн



Али-Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана – ''Летоисчисление Малики", который был основан на природном начале года – на день, когда солнце вступает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия. Это – день, когда небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь – круг. 
 

       Наурыз называется у казахов также "Улыстын улы купи" (Великий день народа). Но по

используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта.

Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово "наурыз" восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу "новый" + роуз "день". 


 

       Слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений: 


 

  1. название первого дня Нового года,

  2. название первого месяца каждого года животного цикла,

  3. название праздника Нового года,

  4. название угощений, приносимых в этот праздник,

  5. название жанра стихов и песен.

 

       По древним представлениям казахов и их предков – тюрков каждый год делился на 6 месяцев лета

и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года «Наурыз» день весеннего равноденствия. 
 

       Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние – отрицательный, соответственно,

они обозначали добро и зло. Символически Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом. 
 

       Наурыз – день обновления природы и соответственно у людей это – праздник обновления и

очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов Он призывает людей к очищению их души, очищению от ненависти, к прощению людям их грехов и зла. В этот день открывают

и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. 


 

       По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходить счастье, поэтому

эта ночь называется «Кызыр тулии» (Ночь счастья), это также "день прихода добра на землю", "день прилета грачей", "начало года", "день, когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза", "день спуска на Землю Года", "День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются, и они дают молоко", "День, когда растает синий камень Самарканда", «День, когда на земле устанавливается добро» и т.д. 
 

       Древние тюрки – предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды,

белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует

казахское выражение "Одежда, словно белый снег Наурыза". Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: "Одна лучина не станет светом". "Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от

болезней и зла". Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет

обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года. 


 

       Существуют также немало ритуалов праздника, направленные на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальное угощение "Уикыашар" (Развеюшее сон), а парни в свою очередь дарят девушкам зеркало, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту. 


 

       Наурыз – Праздник Единения. В этот день готовят главное угощение праздника «Наурыз кожe» – специальную праздничную пищу из семи продуктов. Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавив свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Огромный котел для наурыз коже – также символ единства.

 

       С единением народа связаны пословицы и поговорки, которые часто употребляются в этот праздник: «Если родственники не встречаются хоть раз в месяц, они становятся чужими», (дословно) «Давайте из одного воротника выведем наши головы, а из единого рукава – наши руки», «Если мы вчетвером едины, к нам придет даже то, что в небесах, если нас шестеро, но мы разъединены, уйдет даже то, что у нас уже во рту». В этот день соединяются единокровные, единоверцы, одноаульцы и т.д. 


 

       Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. В этот день молодые стараются больше общаться

с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний, кто первым стрелой сбивает золотую бляху на шесте, становится царем в этот день и т.д. 
 

       В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба Это – день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это – праздник уважения к старшему, любви к младшему. 


 

       Наурыз – Праздник прощения – Добро прощает зло. Это – праздник милосердия, он призывает

людей к любви и прощению грехов и обид. Помощь сильного слабому, богатого бедному особенно престижно в этот праздник. На Наурыз прекращались войны между враждующими. Много пословиц и поговорок, связанных с прощением, на устах людей в этот праздник, например: «Если кто побьет тебя камнем, угости его пищей» и т,д. В этот день проводится много благотворительных деяний имущими. По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово -благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: ''Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!".
 

       Наурыз – вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов – Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество. Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома – планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди – прежде всего дети единой Матери-Природы, этот праздник станет всеобщим.


Исполнение песни «Наурыз – біздін жаңа жыл».

Вопросы и задания
 

1. Что такое Наурыз?


2. Ритуалы праздника
3. Исполнить песню.

Домашнее задание


Нарисовать картинку к празднику Наурыз.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница