Урок литературного чтения в 4 классе умк «Школа россии» Учитель: Васильева Анна Валерьевна Тема урока: А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Цель и задачи урока: Предметные



Скачать 177.82 Kb.
Дата26.10.2016
Размер177.82 Kb.
Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа РОССИИ»

Учитель: Васильева Анна Валерьевна

Тема урока: А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

Цель и задачи урока:

Предметные:

- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;

- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;

- Учить анализировать поступки героев;

- Отрабатывать навык осознанного чтения;

- Прививать любовь к животным;

- Создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении к животным),

-Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

- Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Метапредметные:


  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

  • способствовать развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

  • воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;

  • воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия художественный текст, рассказ, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение»

  • рабочая тетрадь, компьютер,

  • мультимедийный проектор, презентация: изображение Барбоса, Жульки, таблица для сравнения героев (общая для групповой работы и для самопроверки), портрет А.И.Куприна

  • толковый словарь Ожегова.




Этапы урока

Предметная деятельность

Формируемые УУД


I .Мобилизующий этап урока


Проверка готовности к уроку.

Мы знаем, что человек, чем больше читает, тем больше он знает. А читать нужно быстро, правильно, выразительно. Этому мы учимся на уроках литературного чтения.





Введение в ситуацию успеха, психологический настрой на работу







II. Мотивация учебной деятельности.

III.Работа по теме.

Определение темы урока.

Постановка учебных задач.

Актуализация знаний. Работа над значением слов.

Знакомство с произведением.


Анализ произведения.
Характеристика героев.

Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.


Работа над иллюстрацией к тексту.


Итог урока.

Рефлексия.

Оценки за урок.

Домашнее задание.


- Прочитай в соответствии с заданием:

Всё что окружает нас – растения, животные, вода, воздух, камни, песок, солнце, луна, звёзды,- это природа.
1)спокойно;

2)скороговоркой;

3)соблюдая логическое ударение.
Назовите раздел литературного чтения, который мы начали изучать .( Природа и мы)
- Назовите автора и название изученного произведения?

- Почему Мамин – Сибиряк назвал свой рассказ « Приёмыш»

-Почему Тарас решил приютить птицу?

-Почему старик назвал птицу особенной птицей?

- Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел?

- Почему старик отпустил лебедя?

Выполните задание:

-К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» нужную колонку.



№п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая










2

Умная










3

Лучший друг человека










4

Гуляка










5

Бобыль










6

Князь князем










7

Божья тварь










8

Гордая










9

Настоящая










10

Царская










11

Старый










12

Утомлённый










13

Дряхлый










14

Жалкий









Распредели части рассказа по порядку:

1)Как приёмыш оказался у Тараса.

2)Встреча автора с обитателем лесной избушки.

3) Прошлое Тараса.

Назови главную мысль рассказа?

«Мы в ответе за тех, кого приручили» А .Экзюпери.

Согласны ли вы с этим высказыванием?


-О каком писателе эти слова, назовите фамилию, имя, отчество.

Он был очень необыкновенным человеком. Ему было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, он одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолёте и чуть не погиб, когда самолёт начал падать.

Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.
Надеюсь, что наш урок не оставит вас равнодушными, научит быть внимательными к нашим братьям меньшим.

Настя выучила наизусть стихотворение



«Про тех, кто лает» С. Михалкова. Послушайте его. (1мин)

На свете множество собак –

И на цепи и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных –

Бродячих псов, всегда голодных.

Учитель:


В настоящее время ребята насчитывается 400 пород собак. Все породы собак делятся на три группы охотничьи, служебные и декоративные.
Сообщение темы и целей урока.

О чём мы узнаем сегодня на уроке ?

Мы сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Куприна, продолжим учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст, узнаем значения новых слов.
-О чём может быть это произведение?

-Кого автор мог так назвать?

- Какой представляете Жульку?

-А Барбоса?

Проверим в конце урока оправдаются ли наши ожидания.

Проблемный вопрос

-Попробуйте определить жанр произведения, его тему

-После чтения ответьте на вопрос, какие мысли возникли у вас, что вы ощущали?

Словарная работа

А) В словаре Ожегова



Барбос – большая дворовая собака.

Жулька – (жулик) – вор, мелкий мошенник.

В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях.



Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники – государственные служащие.

Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф – блестящий успех.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.)

Репяхами – репейник.

Искони – издавна.

Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Работа над текстом

А) методический приём «Чтение с остановками»



(чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися.)

-Почитаем произведение вместе, читать будем по абзацам.


-Что значит «носили на себе следы боевых схваток»?

-Каково происхождение Барбоса?

-Каков его характер?

-Какая основная черта Жульки?

-Как она вела себя с людьми?

-Как Барбос относился к другим собакам?

-Предположите, что случилось дальше. Чем могло всё закончиться?

-Как повёл себя Барбос в минуту опасности?

-Ожидали ли вы от него такого поведения?

-Как оцениваете его поступок?

-Почему он отступил?

-Можно ли поступок Жульки считать геройским?

-Переживал ли Барбос?

-Как все узнали о смерти Жульки?

-Кто лучше всех понимал собак?

-Как думаете, что хотел сказать автор?



Б). беседа по содержанию, анализ произведения.

-Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя)

- Назовите героев рассказа.( Барбоса и Жульку.) Проведём небольшую исследовательскую работу.

Давайте обратимся к тексту и сравним внешность и характер собак.



Охарактеризуйте собак.

  1. Внешность собак.

  2. Характер собак.

  3. Их поступки.

1 группа будет работать над описанием внешности Барбоса.

2 группа будет работать над описанием Жульки.

Работа с пословицей

Прочитайте пословицу.

Объясните её смысл.

К какой собаке – Барбосу или Жульке - подходит эта пословица? Почему?



Собака кусает не для сытости, а для лихости.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам?

(От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

-Кто ворвался во двор?

Бешеная собака – это больное животное. Настя подготовила сообщение об этом заболевании.

Бешенство — особо опасная вирусная инфекция, которая проникает в организм со слюной больного животного или при укусе. Если заболевшее животное в течение 10 дней не взбесится, укус не может привести к заболеванию. От укуса ранки до появления клинических признаков бешенства проходит от 14 суток до 3 месяцев. Болеют все теплокровные животные и человек. Заболевание всегда заканчивается гибелью.

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему все, даже Барбос, боялись бешеной собаки.

Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

- Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?

- Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности».

- Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

Работа над иллюстрацией к тексту.

- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?


  1. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

Обобщение анализа текста.

Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».)

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

Работа с пословицами.

Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Друг познаётся в беде.)


На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке мне запомнилось….



РегулятивныеУУД: постановка учебной задачи

Личностные УУД:

построение планов во временной перспективе



РегулятивныеУУД: использование знаний в предметной деятельности

Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели


РегулятивныеУУД: самопроверка, самоконтроль

Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели



Регулятивные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками




Познавательные УУД:

знание понятий



Личностные УУД:

формирование нравственных ценностей



Познавательные УУД:

знание понятий, умение проводить анализ



Познавательные УУД:

проведение анализа



Личностные УУД

Познавательные УУД

выбор наиболее эффективных способов решения задания



Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

контроль, коррекция, осознание того, что уже освоено и что предстоит освоить



Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД:

использование знаний в практической деятельности


Познавательные УУД

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД


Личностные УУД

Познавательные УУД

умение осознанно и произвольно строить высказывание



Коммуникативные УУД:

контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра



Регулятивные УУД:

нравственные ценности

контроль в форме сличения способа действия и его результата с планируемым.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.



Личностные УУД:

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница