Урок литературы в 8 классе учитель Брагина В. В. Сюжет и композиция рассказа Л. Н. Толстого



Скачать 120.61 Kb.
Дата06.05.2016
Размер120.61 Kb.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»




Урок литературы

в 8 классе

учитель


Брагина В.В.

Сюжет и композиция рассказа Л.Н.Толстого.

Контраст как основное средство построения рассказа.

Описание сцен бала и экзекуции.

Цель: 1. Раскрыть своеобразие композиции рассказа;

2. Дать представление о контрасте как основном средстве построения рассказа.

3. Посредством текстуального анализа двух ключевых сцен рассказа ( на балу и после бала) выявить способы выражения контраста.

Ход урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с одним из ярчайших произведений Л.Н.Толстого малой формы – его рассказом «После бала», рассказом, который вызвал еще при жизни писателя и позднее, вплоть до настоящих дней, немало различных оценок и размышлений критиков. Одни критики видели в этом рассказе главным образом социальные проблемы – протест против бесправия народа, его угнетения; другие усматривали в рассказе прежде всего размышления о смысле жизни человека о добре и зле; третьи говорили главным образом о протесте писателя против насилия, о наказании.

И действительно, в своем небольшом произведении Толстой поставил немало проблем – и социальных, и общечеловеческих.

- Если бы вам нужно было рассказать об этом произведении Толстого, как бы вы сделали это в одной фразе? Итак, это рассказ о..?

(О любви, о насилии над бесправными, о смысле жизни).

- И все же мы можем утверждать, что основная мысль этого рассказа – это протест против насилия, деспотизма, угнетения человека человеком, смертной казни. Этой теме посвящены последние произведения Толстого – повесть «Хажди-Мурат», статья «Стыдно», «Не могу молчать». Великий писатель не мог спокойно жить в мире, где правят деспотизм, насилие и жестокость.

- Композиция в рассказе «После бала» является основным средством выражения авторской позиции. Что вам показалось необычайным в композиции произведения? В чем, по-вашему, заключается своеобразие построения произведения?

( Рассказ состоит из 4-х частей: введение, бал, экзекуция, заключение. Рассказ начинается внезапно, разговор ведется о ценностях человеческого бытия и так внезапно завершается без выводов)

- На каком принципе построена композиция произведения? (контраст)

- В чем выражается этот принцип контраста?

( контраст не только по содержанию, но и по настроению)

- Контраст является основным приемом построения рассказа. Но кроме того Тостой избирает необычную форму для произведения - рассказ в рассказе. Рассказ открывает и завершает такая своеобразная беседа- спор.

- В чем заключается сюжет этого небольшого рассказа?

( Иван Васильевич вспоминает молодые годы и самое большое чувство в своей жизни – любовь к Вареньке, чем и как закончилось это чувство)

- Чем обусловлен выбор рассказчика? Почему повествование идет от первого лица? В каком произведении мы уже встречались с таким приемом?

- А как построено это произведение? Какие части являются центральными и почему? (бал и сцена экзекуции)

- Дома вы должны были составить план обеих частей. Давайте зачитаем его.

На балу: После бала:

-описание бала (зала) - описание города утром

- описание хозяев бала - описание солдатского строя

- величественная красавица - страдалец-наказываемый

Варенька солдат-татарин

- добрый семьянин полковник - полковник- организатор

жестокой казни

- восторженный, влюбленный - уничтоженный увиденным,

страдающий Иван Васильевич

Иван Васильевич

- Сегодняшняя наша задача проанализировать эти две части. Сравним центральные эпизоды произведения. Какой вывод можно сделать? ( эпизоды резко контрастны)

- Рассказ называется «После бала». Зачем же тогда писатель вводит эпизод «На балу»?

( Центральные эпизоды контрастны и весте с тем очень связаны друг с другом: без сцены наказания солдата сцена бала потеряла бы всякий смысл; без предшествующей картины бала сцена экзекуции потеряла бы всякий смысл и не была бы столь драматичной. Писателю удается «сорвать маски» с внешне благополучной действительности; он мастерски вскрывает противоречия в жизни дореволюционной России)

- Итак, что лежит в основе художественного построения рассказа?

(контраст)

- Действительно, даже поверхностный взгляд на составленный план позволяет утверждать, что контраст является основным художественным средством выражения автором своей позиции, нравственной идеи. В чем проявляется этот контраст?

( Контраст проявляется и в описании обстановки(зал-улица), и в описании событий (бал – экзекуция), и в описании героев( полковник на балу и после, душевное состояние Ивана Васильевича, Варенька и солдат). Контраст проявляется также и внутри конкретных сцен – музыка, цвет, речевые средства).

- Попробуем выразить этот контраст в таблице:







На балу

После бала

Обстановка

Прекрасный зал

Туман

Основные события

танцы

Строй солдат

Действующие лица

Варенька

полковник



Солдат-татарин

Наказуемый



Настроение героя

восторженное

подавленное

_ В чем конкретно противостоят эти две центральные части рассказа? Начнем с первой части – «На балу», обращая внимание на то, что Толстой описывает обстановку действующих лиц этого фрагмента произведения, душевное состояние молодого человека. Толстого недаром называют тонким психологом. Он мастерски проникает в глубины души человека, раскрывает малейшие её движения, внутренне состояние. Можно ли этот тезис доказать прочитанным вами рассказом?

( Конечно. Толстой раскрывает психологически точно образ молодого человека страстно влюбленного и видящего мир сквозь призму своей любви)

- В Дневнике в 1887 г. Толстой записывает : «.. и думал нынче совсем неожиданно о прелести – именно о прелести зарождающейся любви. Когда на фоне веселых, приятных, милых отношений начинает вдруг блистать эта звездочка. Это вроде того, как пахнувший вдруг запах липы или начинающая падать тень от месяца». Каким образом Толстой показывает трепетное чувство влюбленного юноши к Вареньке?

- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»?

( он влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина. Ощущением счастья, молодости и красоты)

- Перечитаем сцену бала. Какую музыку вы выбрали бы в качестве музыкального сопровождения, если бы были режиссерами фильма «После бала».?

- Найдите в тексте и выпишите ключевые слова, которыми герой описывает обстановку бала, Вареньку, её отца, свое душевное состояние.

- Каким видится молодому человеку отец Вареньки? Каково его отношение к полковнику? Докажите это текстом.

(Очень приятный внешне, элегантный, любезный и красивый офицер, удачливый, добрый ( «ласковая, радостная улыбка», «ласково улыбаясь»; любящий отец «нежно и мило обхватил дочь»; подчеркивается деталь – на полковнике были опойковые, т.е. дешевые сапоги: вероятно семья была не очень состоятельной и отец не покупал себе дорогие, чтобы выводить дочь в свет)

(Юноша испытывает к нему самые теплые чувства «Я же не только любовался, но и …»)

- Представляет интерес отношение к любви и к предмету любви в те далекие времена – середина 19 века. Каково отношение Ивана Васильевича к любви? Прочитайте его рассуждения о любви.

(Романтическое, высокое, рыцарское отношение, бережное, не оскверненное дурными мыслями)

- передавая взгляд на бал и его обстановку, гостей бала с позиции страстно влюбленного молодого человека, Толстой усиливает радужную, светлую картину и с помощью умело подобранных языковых средств. Так, описывая Вареньку, Толстой использует:

Эмоциональные прилагательные – прочитайте их

(высокая, стройная, грациозная, величесвенная, веселая улыбка, прелестные глаза)

Повтор отдельных слов и словоформ – каких?

( улыбка, улыбалась)

Для того, чтобы точнее передать приподнятое, радостное настроение юноши, писатель многократно употребляет синтаксические конструкции я+глагол – найдите их.

( Я взял перышка…Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр…Я спрятал перышко…)

- Цвет, прилагательные, обозначающие цвет, играют также существенную роль в рассказе. Какие цвета преобладают в рассматриваемой нами части рассказа? Как вы думаете, почему? (заполнение таблицы)

( белый и розовый; эти цвета подчеркивают светлый тон фрагмента)

- Какие звуки мы слышим? (музыка)

- Какие чувства испытывал герой? ( любил, обнимал весь мир своей любовью)

- Какие действия описываются? (танцы, все улыбаются, любуются)

- И вдруг светлое, радостное настроение влюбленного юноши резко меняется. Впрочем, Толстой мастерски подводит нас к изменению тональности повествования. Прочитайте строки, которые подготавливают нас к надвигающимся переменам, и выделите слова, показывающие перемену в мажорном тоне авторского рассказа.

( Перечитываем со слов: «С бала я уехал в пятом часу…» до слов «…все было мне особенно мило и значительно)

-Что изменилось в душе героя? Как и почему происходит этот перелом? Найдите строки, показывающие эту резкую перемену в душе героя.

( В радостном состоянии он выходит на поле и вдруг видит сцену экзекуции, руководит которой отец любимой)

- Вот мы и подошли ко второй части рассказа – сцене экзекуции. Но прежде чем внимательно перечитать её, давайте вернемся к названию рассказа. Толстой несколько раз менял название произведение. В дневнике 9 июля 1887г. Он пишет : « Задумал три новые вещи.. Рассказ о бале и сквозь строй; первоначально рассказ назывался «Дочь и отец», «А вы говорите…» и, наконец, - «После бала»...Как вы думаете, какое из название наиболее удачно? И почему писатель остановился на последнем варианте?

( Последний вариант подчеркивает то, что для Толстого является главным в произведении – протест против насилия, физического и духовного уничтожения человека)

- Действительно, этому фрагменту рассказа и сам автор придавал принципиальное значение. Не случайно самая серьезная и значительная правка, судя по рукописям Толстого, коснулась именно этого эпизода.

- За что был вынесен такой жестокий приговор солдату? О чем это говорит?

(За побег. Абсолютно неадекватны наказание и действие солдата. Это свидетельствует о произволе, о жестокости в армии).

- В сцене участвует две главные фигуры – полковник и истязаемый. Перечитайте этот фрагмент и подумайте, как контраст помогает Толстому ярче, сильнее выразить мысль о безнравственности наказания человека человеком, о пагубности и развращающем влиянии насилия. Для этого сравните описание полковника и солдата.

( перечитываем текст, затем выбираем ключевые слова и выражения, позволяющие понять образ в сравнении)



Наказываемый солдат:

«…что-то страшное, приближающееся ко мне»; «оголенный по пояс человек»; привязанный к ружьям двух солдат.

Спина наказываемого – «…что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное»; сморщенное от страданий лицо.

«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад… то падая наперед..»

«Падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека».
Полковник:

«Высокий и военный.. с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»; высокая, статная фигура.

«Не отставая от него.. шел твердой, подрагивающей походкой»

«…шел подле солдата и, поглядывая то себе под ноги, то на наказуемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу».

«Все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника».

( см. стр. 120 мет-ки)


- Итак, вы видите, что на контрасте построены не только 2 части рассказа, но и сами герои. В этом описании контрастны и внешность, и походка, и внутренне состояние жертвы и палача. Причем контраст усиливается, кода Толстой описывает и эпизод со слабым солдатом, который, по мнению полковника, недостаточно сильно бьет татарина.

(перечитать «Я тебе помажу!»)

- Вы помните, что Толстой иного раз переписывал рассказ. Особенно сцену экзекуции, пытаясь достичь наибольшего драматизма, правдивости и живости изображения. Этому служит и пряма речь, введенная им в окончательный вариант. Сравните отрывок из первоначальных вариантов с окончательным, и вы убедитесь, как в сцене истязания прямая речь способствует более зримому, живому описанию полковника.
Первоначальный вариант:

Полковник кричал на людей, которые недостаточно крепко били, и бил их за это, угрожая еще более жестоким наказанием.


Окончательный вариант:

Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.



- Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь?

И я увидел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного, малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
- Перерабатывая рассказ, Толстой убирает слишком кричащие краски, выразительность образа замученного солдата достигается иным путем, намеренно сдержанным, приглушенным описанием. В начальных редакциях были такие описания: « вспухшие кровавые раны», «пестрые кровавые одежды». В окончательном варианте писатель отказался от таких описаний. Почему?

( Приглушив кричащие краски, Толстой говорит об ужасном событии – убийстве – как об обыденном явлении).

- Действительно, Толстой с прискорбием говорит о том, что зло стало обычным, распространенным явлением, что оно воспринимается как нечто неотъемлемое от системы. «Торжество, равнодушие, привычность зла и обмана давят».- пишет он в дневнике. Наверное, потому так стараются солдаты покрепче ударить своего товарища, поэтому «не милосердствуют», не слышат мольбы о помощи и о милосердии.

Толстой многократно переписывал рассказ, добиваясь большей выразительности, точности изображаемого. Обратите внимание на маленький фрагмент текста от слов «Шествие стало удаляться» до слов: «…двигалась фигура полковника рядом с наказываемым». Найдите в этой фразе повторы. С какой целью прибегает автор к этому?

( С целью усиления мысли о жутком бездушии, размеренности, автоматизме, ужасе того, что происходит).

- И в этой части рассказа очень значим цвет- символ. Какие прилагательные цвета использует писатель в сцене экзекуции? Как вы думаете, почему? Сравните с прилагательными цвета в первой части. (таблица)

( дважды используется прилагательное черный; большое, мокрое; «что-то красное», «красная спина татарина»)

- Нельзя не согласиться с Ю.А.Гвоздаревым в том, что это слово – красный – в данном контексте символично: в русской иконописи красный цвет обозначал ад и мученичество.

- Помимо контрастного сопоставления цвета ( белый и розовый – черный и красный) Толстой использует контрастное сопоставление звуков. Вспомните, какие звуки мы слышали в 1 части? А каков звуковой фон второй части?

( вальс, кадриль, мазурка, полька – флейта, барабан)

- Послушайте 2 фрагмента музыкальных произведений и попробуйте выбрать наиболее подходящее и соответствующее этой сцене.

(Болеро Равеля и Ленинградская симфония Прокофьева)

- Сцена экзекуции, как считают некоторые исследователи творчества, - кривое зеркало бального ритуала. Согласны ли вы с этим тезисом? Докажите это.

(Действительно, это так. И проявляется в разных элементах художественной структуры произведения: мелодия мазурки превращается в визгливый аккомпанемент барабана и флейты; ритм танцевальных пар – и чеканный взмах солдатских рук; танец Вареньки с отцом – адский «танец» истязаемого солдата и идущего с ним в паре бравого полковника; вместо «бестелесной» Вареньки – «пестрое, мокрое, красное» тело истязаемого человека)

- Как вы думаете, для чего в это лаконичное описание экзекуции писатель вводит фигуру кузнеца, который, оказавшись рядом с Иваном Васильевичем, произносит всего две небольшие фразы?

(Образ кузнеца важен в системе образов рассказа, так как позволяет писателю выразить общечеловеческую точку зрения на то безобразное явление, свидетелями которого стали и студент, и кузнец, а , может быть, и другие люди. И здесь особенно важно то, как говорит кузнец, какие чувства он испытывает, видя страшное наказание татарина: «сердито сказал кузнец; «О Господи, - проговорил кузнец». В этих словах несогласие с тем, что делается, возмущение и гнев, сострадание.

- Какие чувства испытывает Иван Васильевич? Найдите в тексте слова, прямо говорящие об это. Что больше всего ужасает его в этой сцене? (таблица)

( Стыд, тоска, ужас. А самое ужасное было в том, что в роли палача он увидел отца любимой девушки, доброго и ласкового прежде красивого полковника.)

- Итак, основным принципом в произведении является контраст. Как он проявляется?

- Контрастным стало и описание полковника на балу и во время экзекуции. Но это – тема следующего урока.

- Итак, эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.

- Домашнее задание: Составить словарь героя ( т.е ключевые слова, помогающие представить его образ) Iв – Ивана Васильевича, II в. – полковника.









База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница