Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе"



Скачать 73.53 Kb.
Дата10.11.2016
Размер73.53 Kb.

Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева


Цели урока:

  1. Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;

  2. Учить анализировать произведения малого жанра;

  3. Воспитывать чувства прекрасного;

  4. Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Оборудование: портрет Тургенева И.С., тексты, cхемы, компьютерная презентация, цветные карандаши.

Эпиграф: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

И.С.Тургенев.

Д/З: индивидуальные задания, прочитать стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык».

Одиннадцатое декабря

портрет Классная работа

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

схема И.С.Тургенев.


Ход урока


I Оргмомент

II Ход урока


Вступительное слово учителя:


Мы продолжаем изучать творчество Тургенева и сегодня познакомимся с его «Стихотворениями в прозе». Это очень интересный новый жанр, с которым вы еще не встречались.

Итак, запишем тему урока.



Выступление ученика о некоторых фактах биографии:

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле. Семья будущего писателя жила деревенской, дворянской, медленной жизнью в обычной обстановке гувернеров и учителей, швейцаров и немцев.

Мать – Варвара Петровна – была женщиной жесткой, властной и сильной; отец же – Сергей Николаевич – был человеком мягким, добрым.

Почти всю свою жизнь (особенно период детства) Тургенев провел в родовом имении Спасском-Лутовинове.

Образование И.С.Тургенев получает в Петербургском и Московском университетах. Часто бывает за границей.

В 1843 г. начинает печататься. Сближается с Виссарионом Григорьевичем Белинским, Николаем Алексеевичем Некрасовым, А.И. Герценым.

В своих произведениях И.С.Тургенев большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражая свои личные переживания.

Впервые И.С.Тургенев влюбился в 15 лет в княжну Екатерину Шаховскую. Свои переживания, страдания отразил в произведении “Первая любовь”.

В 1840 г. стихотворения “Что тебя я не люблю”, “Луна плывет над дремлющей землею” посвящает Александре Ховриной (стихи читаются наизусть учениками).

А. Н. Ховриной

Что тебя я не люблю-
День и ночь себе твержу.
Что не любишь ты меня -
С тихой грустью вижу я.
Что же я ищу с тоской,
Не любим ли кто тобой?
Отчего по целым дням
Предаюсь забытым снам?
Твой ли голос прозвенит -
Сердце вспыхнет и дрожит.
Ты близка ли - я томлюсь
И встречать тебя боюсь,
И боюсь и привлечен...
Неужели я влюблен?..































Луна плывет высоко над землею        

Меж бледных туч;


Но движет с вышины волной морскою
         Волшебный луч.

Моей души тебя признало море


         Своей луной...
И движется и в радости и в горе
         Тобой одной...

Тоской любви, тоской немых стремлений


         Душа полна...
Мне тяжело... но ты чужда смятений,
         Как та луна.




В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой.

Был увлечен Татьяной Бакуниной, часто встречался, написал ряд стихотворений.

И, наконец, встреча с Полиной Виардо. Эта любовь была восхищением, восторгом. Посвящает ей много стихотворений.

В этом стихотворении восхищение женской красотой.

В 1854 г. был увлечен дальней родственницей Ольгой Тургеневой. Большую роль в его судьбе сыграла Вревская.

И.С.Тургенев написал великое множество произведений. И все они – о любви. Не между мужчиной и женщиной, а о всепоглощающей человеческой любви.

Так в одном из стихотворений (“Старый помещик”) полно выражена одна из главных тем творчества Тургеневаневозможность жить без любви.

И сам не знаю отчего:

Не то, чтоб занят был другим,

Иль время скоро так прошло...

Но только не был я любим -

И не любил; зато тоска

Грызет и давит старика -

И в страшный час, последний час,

Ты видишь - слезы льют из глаз:

Мне эти слезы жгут лицо,

И стыдно мне и тяжело...

Ах, Ваня, Ваня! что мне в том,

Что я деньжонок накопил,

Что церковь выстроил и дом:

Я не любим, я не любил!

Что_ в деньгах мне? Возьмите всё

Добро последнее мое -

Да лишь бы смерть подождала

И насладиться мне дала...

Ах, дайте страсть узнать и жизнь -

И я умру без укоризн!

Слово учителя:

В этом стихотворении звучит тема любви, об этом говорит и наш эпиграф, который взят из одного из стихотворений в прозе Тургенева.


Определение жанра


- Что же такое стихи в прозе (дома вы читали «Русский язык»)?

Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.

Тургенев считается непревзойденным мастером жанра стихотворений в прозе и начал писать он их в 1878 году.

Выступление ученика об истории создания:

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам, появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.


«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе» при жизни Тургенева не печатались. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты:
1)Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора.2)В большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. 3)Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. 4)Дневниковость, носящая исповедальный характер. 5) Философские раздумья, 6) Музыкальность, 7) Острая наблюдательность.

Прослушивание аудиозаписи.

– Слушаем аудиозапись стихотворения «Русский язык» и готовимся отвечать на вопрос «Какие же черты имеет стихотворение в прозе?»



  1. Лиризм, передающий настроение автора.

  2. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.

  3. Характер исповеди.

  4. Философские раздумья над основными вопросами бытия.

  5. Острая наблюдательность.

  6. Музыкальность.

Показ презентации.

Слово учителя:

Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.

Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр, заполняя при этом такую схему (показываю схему на доске).

В наших стихотворениях встретится главная тема – невозможность жить без любви, любовь в разных ее проявлениях. Этот круг поможет вам это понять. Ваша задача – определить, какая форма любви, разновидность отражена в том или ином стихотворении и какой оттенок несет она в себе.

Так как мы с вами учимся анализировать лирические миниатюры, то одну из них мы прокомментируем вместе, а затем группы приступят к самостоятельной работе.

Анализировать будем стихотворение в прозе «Два богача» по следующему плану:



План анализа стихотворения в прозе:

  1. Название.

  2. Тема.

  3. Основная мысль.

  4. Авторское отношение.

  5. Художественные средства.

Показ презентации.

Прослушивание аудиозаписи.

Анализ художественного текста:

– О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

– Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?

(В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).

– Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?

(Автору больше по буше “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу?

(“Хвалю и умиляюсь”).

– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?

(“Далеко Ротшильду до этого мужика”).

Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли в выводу, что в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным. Внесем это стихотворение в наш круг и раскрасим желтым цветом.



Работа в группах:

Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание (определенный текст). Работа ведется по плану.



План работы в творческих группах:

  1. Распределить роли чтеца, комментатора.

  2. Прочитать выразительно стихотворение.

  3. Проанализировать стихотворение по плану.

  4. Обобщение, заполнение круга.

Показ презентации.

Выступления групп.

Обобщение


Наш круг заполнен. Как бы ни были разнообразны мысли, образы этих стихотворений, все они объединяются в одном – в любви, которая по – разному проявляется, потому что "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

Тургенев писал: (см. презентацию) “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.

Мы говорили о любви. Любовь – это наша душа. Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было как можно меньше черных кругов.

Объявить оценки за урок и забрать тексты, карандаши, индивид. задания.

III Д/З: 1) наизусть «Русский язык»;

2) подготовить биографию Николая Алексеевича Некрасова;



3) читать поэму Некрасова «Русские женщины».





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница