Урок истории в 6 классе Перунова Татьяна Юрьевна, учитель истории и обществознания. Адрес: с. Ягодное, Асиновский район, Томская область



Скачать 137.88 Kb.
Дата02.11.2016
Размер137.88 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа села Ягодного Асиновского района Томской области


Номинация «Лучший сценарий урока»




РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА

(Урок истории в 6 классе)


Перунова Татьяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания.

Адрес: с. Ягодное, Асиновский район,

Томская область,

улица Садовая, 5, кв. 2,

тел. дом.: 8-38241-43527,

электронный адрес:

yagod@asino.tomsknet.ru

Урок истории в 6 классе по теме:



«Русь и Золотая Орда»
Цель урока: выявить причины установления вассальных отношений русских княжеств с Золотой Ордой.

Задачи:

Образовательная: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

Развивающая: продолжить работу над формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой. Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за несокрушимую силу русского духа.
Учебно-методическое обеспечение:

- Данилов А.А.: История России: с древнейших времён до конца XYI века.

6 класс. М.: Просвещение, 2007;

- контурные карты;

- презентация;

- фрагмент из древнерусской летописи о смерти Черниговского князя Михаила в Золотой Орде (стр. 120 учебника)


Оборудование:

- мультимедиа компьютер, OC Windows, Microsoft PowerPoint /XP;

- карта «Русские земли в XII- XIII вв.».
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: Золотая Орда, баскак, «ордынский выход», численники
Ход урока: организационный момент. (слайды № 1-2)
I. Актуализация знаний учащихся

Повторение изученного материала


Вводное слово учителя: (слайд № 3)

Сложными и трудными были исторические судьбы русских земель XII-XY вв. Восточные славяне, в так называемый домонгольский период своей истории, прошли большой путь развития, добились многого, как в сфере внутренней жизни страны, так и на международной арене. По уровню культурного развития русские земли не уступали передовым странам мира. Однако занятая сложными внутренними социально-политическими процессами Русь не была свободна от необходимости вести вооружённую борьбу с некоторыми своими воинственными соседями.


- С кем приходилось воевать Руси? (хазары, печенеги, половцы)
А Западная Европа не знала угрозы вторжения кочевников и могла спокойно развиваться, поскольку между её землями и степью лежал надёжный русский щит. В 1237 году на Русь хлынула ещё одна мощная волна кочевников.
- Кто были эти кочевники? ( монголо-татары)

- Оказывал ли сопротивление монголо-татарам русский народ? (Да, оказывал).


Летописи сохранили имена могучих и славных богатырей – киевского воеводы Димитрия, рязанского воина Евпатия Коловрата, который с отрядом в 1700 воинов, наносил внезапные удары по завоевателям. Батыевы воины не смогли овладеть Евпатия обычным оружием, выставили против него металлические орудия и забросали камнями. Чем дольше завоеватели продвигались вглубь Руси, тем ожесточённее становилось сопротивление. Торжок оборонялся 2 недели, а маленький городок Козельск – 7 недель, после чего он был взят и стёрт с лица земли. Не смогли враги запугать народ и сломить его волю к борьбе. Русь не покорилась.
- Что же остановило Батыя недалеко от Новгорода? (Поход не укладывался в сроки. Рухнул замысел Батыя разгромить соединённые силы Северо-Восточной Руси в открытом поле, в одном или в двух больших сражениях, используя своё численное и тактическое превосходство. Скорее всего, не весенняя распутица, а боязнь новых жестоких сражений заставила Батыя повернуть на юг.)
II. Изучение нового материала
1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

Учитель:

В 1239 году начался новый поход, в этот раз уже по Юго-Западной Руси. В 1240 году пал Киев. Избежали разорения только Витебское, Полоцкое, Пинское, Смоленское княжества и большая часть Новгородско-Псковской земли. (Работа с картой «Русские земли в XII- XIII вв.»).

В 1243 году была основана Золотая Орда – государство монголо-татар. Монголо-татары дошли до низовьев Волги и основали столицу – город Сарай. (слайд № 4)
Сообщение ученика: «Сарай – столица Золотой Орды» Приложение № 1

Учитель:

-Покажите границы Золотой Орды и отметьте их на контурной карте.
Русские княжества не вошли в состав Золотой Орды. Но находились в вассальной зависимости от неё – под игом. Иго установилось в 1240 году.

В 1240 году Русь попала в экономическую и политическую зависимость от Золотой Орды. (слайд № 5)


- Была ли у монголо-татар цель завоевать Русь?

- Почему Русь была обложена тяжёлой данью, а в состав Золотой Орды не входила? (слайд № 6 )
Для того чтобы получить ярлык на княжение русские князья должны были ездить в Золотую Орду. В 1243 году первым из русских князей в Сарай поехал владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович, следом за ним и остальные князья. По приезду в Золотую Орду русские должны были соблюдать монгольские обычаи.
Сообщение ученика: «Русские в Золотой Орде» (слайд № 7) Приложение № 2
Учитель:

Какие отношения сложились между Русью и Золотой Ордой?



Работа с документом в учебнике на стр.120 (слайд № 8)
Вопросы к документу:

  1. Как вы расцениваете поступок Михаила Черниговского?

2. О каких формах ордынского владычества рассказывается в этих источниках?




  1. Зачем русские князья должны были ездить в Золотую Орду?


Учитель:

Ярлык на великое Владимирское княжество в 1242 году получил Ярослав – отец Александра Невского, а после смерти Ярослава, в 1252 году, Великим князем Владимирским становится Александр Невский. В этих тяжёлых условиях нужно было укреплять обороноспособность страны и большую роль в этом сыграл Невский.


2. Повинности русского населения

Учитель:

Ханские наместники – баскаки – опираясь на вооружённые отряды, следили за тем, чтобы дань выплачивалась исправно. Самой тяжёлой повинностью считался «ордынский выход».

Кроме регулярной дани с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи (слайд № 9 ). От дани освобождалось только духовенство, так как первые владыки Золотой Орды были язычниками и безразлично относились к иным религиям, а духовенство стремились использовать для укрепления своей власти. В эти тяжёлые годы церковь стремилась утешить, вселить надежду в сердца людей. Иго объяснялось как наказание за неправильную жизнь и грехи. Выдающийся писатель епископ владимирский Серапион в своих поучениях осуждал враждующих князей, призывал их забыть усобицы и сплотиться перед лицом врага.
3. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русь и Орда при Александре Невском.
Учитель:

Александр Невский прилагал все усилия, чтобы прекратить набеги ордынцев на Русь. Он стоял за мир с Ордой. (слайд № 10)


- Почему? (Он понимал, что неповиновение Орде повлечёт за собой новое нашествие)

Учитель:

Александр Невский оказал содействие численникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Он понимал, что волнения против ордынской переписи навлекут карательную рать монголо-татар. Восстание в Новгороде Александр утихомирил, собрав у стен Новгорода владимирские и суздальские полки.

В 1263 году. Возвращаясь из Орды, в Городце на Волге умер князь Александр Невский, возможно отравленный в ханской ставке. Он почти достиг своей цели: Владимирское Великое княжение стало опасной силой для ордынского владычества, и то, что за два десятилетия относительно спокойной жизни Северо-Восточная Русь залечила раны, начали отстраиваться города и русские полки прославились победами над интервентами с запада – в этом заслуга выдающегося князя Александра Невского.

На Руси восстания против ордынцев стали вспыхивать всё чаще и чаще и стали главной причиной передачи сбора податей в руки русских князей.


4. Последствия ордынского владычества.

(слайд № 11)

Учитель:

Вывод:

Ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Самодержавная власть, утвердившаяся позднее в едином русском государстве, унаследует многие восточные черты. Ордынское иго придаст новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и скорби о погибших защитниках земли Русской, отчётливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет. Монгольское влияние в культурном отношении было незначительным и ограничилось заимствованиям небольшого количества восточных слов, элементов культуры и быта.



III. Закрепление

1. Решить тест (слайд № 12)

2. Дать определение терминам:

-баскак;


- владычество;

- «ордынский выход»;

-ярлык.

3. Показать на карте границы Золотой Орды.



IY. Домашнее задание:

- § 14;


- в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных восстаниями против ордынцев;

- творческое задание: из слов на стр. 121 составить кроссворд;

- индивидуальное: подготовить сообщение об Иване Калите.

Список литературы:


  1. Вернадский Г. Что дали Руси монголы. - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 94-95.

  2. Горшкова В. «Клейменый» Федор князь. - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 62-65.

  3. Егоров В. Сарай, Сарайчик, Бахчисарай… - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 66-71.

  4. Полубояринова М. Русские в Золотой Орде - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 48-52.

  5. Котляр Н.Ф., Тарусина Г.Н. Установление ордынского ига на Руси. Материалы к урокам. Серия: Библиотечка «Первого сентября». – 2006.

Медиаресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.

  2. Учебное электронное издание. Битва на поле Куликовом. 2007.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

истории в 6 классе по теме: «Русь и Золотая Орда».



Предмет, класс

История России, 6 класс

Организационный момент




Продолжительность этапа

1 мин

Тема урока


«Русь и Золотая Орда»

слайд № 1



Продолжительность этапа

1 мин

Цель и задачи урока слайд № 2

образовательные

развивающие

воспитательные




сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

продолжить работу над формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой.

воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за несокрушимую силу русского духа.

Продолжительность этапа

2 мин

Активизация знаний учащихся по изученным темам,

работа с картой



- С кем приходилось воевать Руси?

- Кто были эти кочевники?

- Оказывал ли сопротивление монголо-татарам русский народ?

- Что же остановило Батыя недалеко от Новгорода?

- Была ли у монголо-татар цель завоевать Русь?


Продолжительность этапа

5 мин

Изучение нового материала.

Продолжительность этапа

29 мин





1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

- Покажите границы Золотой Орды и отметьте их на контурной карте.

Сообщение ученика

Слайды № 3 – 8






Работа с документом на стр. 120 учебника

Слайд № 8






  1. Повинности русского населения

Работа над терминами

Слайд № 9






3. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русь и Орда при Александре Невском.
Слайд № 10




4. Последствия ордынского владычества.

Слайд № 11



Закрепление


Слайды № 12-13

Продолжительность этапа

5 мин

Домашнее задание

- § 14;

- в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных восстаниями против ордынцев;

- творческое задание: из слов на стр. 121 составить кроссворд;

- индивидуальное: подготовить сообщение об Иване Калите.



Продолжительность этапа

2 мин


Последовательная модель кадров


№ слайда






Заголовок. Русь и Золотая Орда.



План урока



Русские земли в 13 веке



Золотая Орда.



Ордынское владычество на Руси.

Схема: «Система властвования Золотой Орды над русскими землями».





Почему Русь не вошла в состав Золотой Орды?



Борьба русского народа против ордынского владычества.



Вопросы к документам.



Повинности русского населения.



Русь и Орда при Александре Невском.



Последствия нашествия.



Тест



Вывод



Домашнее задание

Приложение №1

Сообщение на тему: «Русские в Золотой Орде»
Завоевание Руси монголами стоило тысячам её жителям. Многие из них были угнаны в плен, и следы их затерялись на огромных степных просторах Нижней волги, на Северном Кавказе, в Крыму. В Орду были вынуждены ездить русские князья, их послы, высшее духовенство.

Мастера различных специальностей нужны были Орде для строительства городов, зданий, для изготовления оружия, украшений, керамики – всего того, чем впоследствии была знаменита Золотая Орда. Именно согнанные из разных стран ремесленники и создали её пёструю и яркую материальную культуру.

Помимо ремесленников, монголы использовали пленных мужчин, годных к военной службе. В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов использовали с особенной жестокостью. В 14 веке принудительное привлечение русских воинов сменилось наёмничеством. Наёмники получали жалованье и свою долю добычи.

Захваченных в рабство использовали и для домашних работ, здесь особенно ценились русские женщины. Родившиеся в Орде дети пленников также становились рабами. Излишки рабочей силы продавались на рабских рынках Крыма и Кавказа, что приносило большой доход рабовладельцам. Рабов, в том числе и русских, продавали в Египет, государства Западной Европы.

С наибольшей полнотой в летописях отражались поездки в Орду русских князей. По свидетельствам современников, положение русских князей по прибытии в Орду становилось унизительным и опасным. Условия жизни князей и их свиты в непривычном кочевом быту были очень тяжелы. От русских князей, прибывших по вызову Батыя. Требовалось исполнить языческие обряды; во время приёма князья и послы стояли перед ханом на коленях.

За первые 100 лет ига из-за перенесённых лишений и волнений в Орде умерли, по-видимому, своей смертью, шесть князей. Несколько князей были отпущены больными и умерли по дороге домой, в том числе и Александр Невский. По крайней мере 10 князей были убиты в Орде по прямому приказу хана. Это была политика, направленная на уничтожение верхушки русских земель, чтобы сломить и обезглавить возможное сопротивление.

Постоянные поездки в Орду совершали и русские купцы. Международная торговля приносила ханам огромную выгоду, поэтому они старались сделать дороги и рынки безопасными для купцов. Русские поставляли на ордынские рынки меха, льняные ткани. Закупали они соль, шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности. Восточную поливную посуду.

Таким образом, видно, что отношение ханской администрации к русским людям строилось не на правовых нормах. А на грубой силе Нашествие нанесло страшный удар по экономике и культуре русских княжеств, по их людским ресурсам. Лишь в 14 веке Русь начала оправляться от удара и собирать силы для борьбы с завоевателями.


Приложение № 2
Сообщение на тему: «Сарай – столица Золотой Орды»
До последнего времени государство Золотая Орда без особых раздумий относили к числу чисто кочевнических. Даже в наше время на исторических картах территория Золотой Орды содержит минимум топографической информации, представляя практически безмолвное пространство степей, перерезанных реками. И только в самой их середине взгляд задерживается на крошечной точке с пояснительной надписью «Сарай» - столице государства Золотая Орда.

Монгольские города начинают появляться только после создания империи Чингисхана, в состав которой вошли многие кочевые и оседлые народы. Изменения, произошедшие в жизни кочевого общества, требовали создания стационарных центров. Среди кочевников выделяется чиновничья прослойка, которая не перемещается с ханским двором, а оседает на постоянное жительство. Так появляется столица Золотой Орды – город Сарай, что в переводе означает «дворец». Город Сарай был расположен в 150 километрах выше современной Астрахани. Письменные источники сообщают, что число проживавшего здесь населения составляло 75 тысяч человек.



Кочевники, перешедшие к оседлости, не могли столь быстро забыть своё прошлое, и это своеобразно отразилось на внешнем виде их городов. В процессе раскопок рядом с монументальными зданиями были обнаружены следы привычных монголам юрт, которые, по всей видимости, использовались в летнее время.

Для строительства жилых и общественных зданий в городе привлекались рабы, которые содействовали росту числа жителей населённых пунктов. Город был крупнейшим центром ремесленного производства. Здесь же был крупнейший центр международной транзитной торговли на линии Китай – Западная Европа. После окончательного развала Золотой Орды город практически оказался брошенным населением. И все его великолепные здания медленно разрушались. Так он и стоял до 1578 года, когда сын Ивана Грозного царь Фёдор Иванович специальным указом повелел ломать «палаты в Золотой Орде и тем делати город» Астрахань.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница