Урок гражданственности «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»



Скачать 51.57 Kb.
Дата11.05.2016
Размер51.57 Kb.
Урок гражданственности «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…», посвященный Дню Суверенитета РС (Я)
Атласова В.Н.,

учитель истории

МОУ СОШ №31 г.Якутска
Цели: расширение исторических знаний учащихся, популяризация государственных символов РФ и РС(Я), воспитание патриотизма и гражданственности, интеллектуально развитие подростков путем изучения истории своей республики.

Оформление: слайды на проекторе, карта Якутии.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о таких понятиях, как суверенитет, государственные символы, о людях, стоявших у истоков нашей якутской государственности. 27 сентября в нашей республике будет отмечаться день принятия Декларации о суверенитете, которая была принята в 1990 году.

- Кто знает, что такое суверенитет? Обратимся к этимологии этого слова.
СУВЕРЕНИТЕТ (нем.souveranitat, от франц. Souverainete – верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений.
- Какие здесь ключевые слова? - независимость

- верховенство

Таким образом, наша республика получила независимость в своих внутренних делах.
Любое суверенное государство имеет свои государственные символы.

- Какие? Герб, флаг, гимн.


Герб.
Герб- это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно читать, разгадывая символы.

Законом Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 1992 г. утвержден герб республики. Он представляет собой круг, где в центре изображен древний всадник с наскальных рисунков реки Лены на фоне солнечного диска Щита, помещенного в обрамлении традиционного орнамента в виде 7 ромбических фигур с надписями «Республика Саха(Якутия) и «Саха Республиката». Кстати, как вы думаете, почему был выбран именно древний всадник?

А теперь обратите внимание на герб России. С 30 ноября 1993 г. государственным гербом вновь стал двуглавый орел, который помещен на фоне красного геральдического Щита. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на солнце. Орел сжимает скипетр и державу, над его головой – 3 короны. Раньше это служило символами царской власти, сейчас напоминают об историческом прошлом России и символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств. На груди орла изображен всадник (кто?), поражающий копьем дракона – символ(чего?) зла. Этот герб является символом России уже более 500 лет.
Флаг.
14 октября 1992 г. принят закон «О Государственном флаге РС(Я). По мифологии народ Саха считает себя «детьми белого солнца». Флаг обращает на себя внимание белым солнцем в зените на фоне яркого голубого цвета. Под ними более узкие полосы белого, красного и зеленого цветов.

- Что они означают? Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне чистого голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, обилие снега, льдов. Зеленый цвет – символ плодородия, возрождения, дружбы и братства. Красный цвет – не только символ жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Можно сказать, о гербе Якутии пишет наш замечательный поэт Леонид Попов:

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он, могучий и широкий,

С зеленою тайгой и морем темно-синим

Далеко-далеко на северо-востоке.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

Порой мне кажется, что здесь берет начало

Россия – родина великая моя.

Не случайно, наверное, флаги России и Якутии чем-то похожи. Чем? Цветами. Белый, синий, красный. Эти 3 цвета являются самыми предпочтительными и традиционными цветами русского народа. Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство и веру. Красный цвет олицетворяет отвагу, героизм, мужество, огонь. Кстати, впервые этот флаг принял Петр 1, взяв за основу голландский флаг. Так что российскому флагу уже больше 300 лет.
Гимн.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, принятая как символ государственного единства. Исполняется в торжественных случаях – в дни праздников, на военных парадах, спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы (Почему?). Так проявляется уважение к той стране, чей гимн звучит. (Звучат гимны России и РС (Я).

2.Основная часть.
Итак, Декларация о суверенитете была принята 27 сентября 1990 года. Тогда наша республика еще называлась ЯАССР. Большую роль в провозглашении суверенитета сыграл Михаил Ефимович Николаев, ставший впоследствии первым президентом Якутии.

Но впервые свою государственность Якутия получила в далеком 1922 году. У истоков этого знаменательного события стояли такие замечательные люди, как Максим Кирович Амосов, Платон Алексеевич Слепцов-Ойунский, Исидор Никифорович Барахов. Эти молодые люди сделали, можно сказать , невозможное. Далекая северная область России, бывшая местом ссылки для заключенных, ледяной тюрьмой без решеток, получила автономию( что такое автономия?).

- Кто же эти люди? Об этом расскажут наши ребята (заслушиваются сообщения учеников об основателях якутской государственности).

Имена этих великих людей увековечены в названиях улиц нашего города. Все вы ходили по улице имени П.Ойунского, некоторые там живут, гуляли по улице имени М.Аммосова в центре города и совсем не знаете, где находится переулок имени И.Барахова.

-Давайте пройдемся по этим улицам. В этом нам поможет Настя Тырылгина, фотограф нашего класса, которая прошлась с фотоаппаратом и запечатлела, на ее взгляд, достопримечательные места этих улиц ( демонстрируется слайд-презентация А.Тырылгиной, по ходу которой идет рассказ о зданиях на этих улицах).

- Сравним с кадрами старого Якутска, того Якутска, который знали Аммосов, Ойунский, Барахов ( идет демонстрация видеоролика «Старый Якутск»).

- Есть разница? Это видимые плоды нашего суверенитета. А еще то, что было построено благодаря первому президенту М.Е.Николаеву (Медцентр, КФЕН, КГФ, стадион «Туймаада», Саха театр, Ледовый дворец, спортивные залы «50 лет Победы» и «Модун»). Посмотрим на современный Якутск ) предлагается демонстрация одноименного видеоролика).

3.Заключение.

Вот видите, как все изменилось. И это касается не только нашего города, но и всей республики. Наверное, о таком современном Якутске, о такой республике свободной, красивой, перспективной, мечтали в далекие 20-е годы прошлого века молодые М.Аммосов, П.Ойунский, И.Барахов. Может, они руководствовались стихами А.С.Пушкина:


Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

И эту цель они выполнили до конца. Всю жизнь они отдали своей Родине, своей Якутии. Они добились создания государственности, построили первое национальное правительство, первые начали развивать республику.

И вы, дети 21 века, ровесники нашего суверенитета, должны нести их мечту о цветущей Якутии, просто потому, что вы здесь живете. И именно сейчас я предлагаю вам подумать и высказать о том, чем вы сможете быть полезным своей республике, своей стране? Мысль – материальна. Если вы здесь это произнесете, это непременно сбудется.

- Итак, я буду полезен своей республике, своей стране….(заслушиваем ответы нескольких учащихся).



Заканчивая наш урок, хотелось бы сказать следующее. Родину, как и родителей, не выбирают. Жаркая или холодная, бедная или процветающая, это ваша Родина – место, где вы родились. И если вы хотите жить в счастливой богатой стране, делайте ее такой, потому что вы – граждане своей республики. Творите ее процветающей, какой начинали ее создавать М.Аммосов, П.Ойунский, И.Барахов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница