Урок географии в 8 классе «Байкал чудо природы во всех отношениях»



Скачать 95.29 Kb.
Дата04.05.2016
Размер95.29 Kb.
Урок географии в 8 классе

«Байкал – чудо природы во всех отношениях»

Цели:

  1. Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

  2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.

  3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.

Учебная цель: доказать, что слова Л.С.Берга «Байкал – чудо природы во всех отношениях» - верны.

Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, тектоническая карта России; гербарий: сосна, лиственница, пихта, кедр; раздаточный материал по 1 на парту; схемы – задания «Проблемы Байкала и пути их решения».

План урока:

  1. Приглашение в «путешествие» на Байкал. Запись темы урока в тетрадь, определение плана урока.

  2. Доказательство слов Льва Семеновича Берга.

А) географическое положение;

Б) происхождение озерной котловины;

В) климат

Г) свойства воды;

Д) животный и растительный мир.

3. Необходимость охраны Байкала.

4. Анализ «Байкальских трофеев».

Запись на доске:

«Байкал – чудо природы во всех отношениях»



Лев Семенович Берг


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название, зашифрованное в ребусе.
Верно. Это Байкал. Покажите его на карте России. «Кто Байкал не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки.

А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях». Кто этот человек? (Откройте с.218 учебника)

В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения идет речь. Девизом путешествия возьмем слова ученого. Запишите их в тетрадь. Каков будет план изучения Байкала?

Запись плана на доске

Каждый из вас соберет «байкальские трофеи». Все, что удивит, - запишите словом или цифрой на полях в тетради. Итак в путь! (Магнитофонная запись шума воды)


Отгадывают ребус

Показывают озеро Байкал на физической карте России

Ответ ученика: крупный ученый, академик. Развивал учение о природных зонах, занимался озероведением. Создал учение о географических ландшафтах.
План изучения Байкала:


  1. Географическое положение.

  2. Происхождение озерной котловины.

  3. Климат

  4. Свойства воды

  5. Животный и растительный мир.

2

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот – я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал.

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал.



(Игорь Северянин)

Представьте, что вы уже на берегу. «Байгал-далай», как называют его буряты, что означает «Байкал – море» или с тюрского «Бай-Куль» - «богатое озеро», с монгольского «Байкал» - «богатый огонь», с китайского «Бэй-Хай» - «Северное море».



Возможно чтение учеником стихотворения

А

С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой. «Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ______ и простирается с _____ на _____ на 620 км в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ над его водной поверхностью. На северном побережье это ___, а с юга в чистейшие воды смотрятся ______. В центральной части Байкала находится остров ______. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км от берега мы определили самую большую глубину _____. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты».

Какой пункт плана мы описали в письме? (Географическое положение)

Итак, поясните слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении …….глубины».


Ученик на карте показывает номенклатуру. Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст:

юге Сибири,

с юго-запада на северо-восток

2 тысячи метров


Приморский,

Байкальский,

Хамар –Дабан,

Баргузинский,

Остров Ольхон

1620 м. (1637 м- атласы издания 2000г.)


Запись в тетради:

1. Самое глубокое озеро

Б

В чем же причины такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории? Откройте ее.

Однако котловина озера появилась 15-20 млн. лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Его происхождение вызывает споры. (прочитайте 1абзац с.218) Какую версию иллюстрирует схема (рис.79,с.218).

А геофизики выдвигают иную версию. Байкал - зарождающийся океан. Подтверждение этого они видят:

1)в расхождении берегов озера со скоростью около 2см\год, подобно тому, как это произошло когда-то с Южной Америкой и Африкой;

2) кроме этого на дне озера существует мощный источник сверхпресных вод (еще одна загадка Байкала) с мощностью 60 км кубических воды в год;

3) землетрясения 5-6 раз в день. Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ……происхождения.



Анализ карты.

Тектоническая карта

«Байкальская складчатость1720-520 млн лет.

Чтение вслух с. 218.

Анализ рис.79, с. 218 – это доказательство 1 версии, что возникло в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры.

Запись в тетради:



2. Одно из древнейших озер или самый молодой океан.


В

Третью особенность Байкала мы почувствуем, выйдя в море. (Звучит магнитофонная запись.)

Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 – верховик, низовик, сивер, култук, бережник, полуденник и, наконец, жуткий, смерчевой, до 60 м\с, северо-западный ветер сарма.

Почему озеро Байкал богато ветрами?

В какое время Байкал спокоен и ласков, а когда неприступен? Какая карта это подскажет?

Прочитайте задание (с.218-219). Какие показатели вы должны определить за 5 минут? Приступайте. Кто первый сделает, поднимает руку и за правильный ответ – оценка «5». Второй ученик запишет данные на доске и также заработает оценку.

Почему же на северо-востоке выпадает меньше осадков?

Как вы объясните минимальную для Сибири годовую амплитуду температур в этом районе 32-31 С Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ……климата и ветров.


Ответ сопровождается показом хребтов на карте у доски:

котловина стиснута хребтами, образуется разница в давлении;

кроме этого горы прорезают долины рек, которые также способствуют неравномерному нагреву территории, а значит, возникает разница давления, что и сопровождает ветер.

Летом проходит полярный фронт, значит, шторма. (Климатическая карта.)

Выполняют задание по атласу.

t = - 24 С

t = + 16 С

ю-з >1200 мм/год

с-в 200-400 мм/год

I 100-200 ккал/см

Осадки летом

Экранируются западные ветра.

Влияние Байкала. Летом прохладнее, а зимой теплее.

Запись в тетради:



3. Самый мягкий и ветреный климат Сибири.

Г

Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит?

Соленость 0,01% , а в реках 0,2% (Волга), круг виден на глубине 40 м. Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии, Арабских Эмиратов и других государств. Продавая воду, что потребляет в год ЦБК в г. Байкальске, мы получали бы прибыль 6 млрд. долларов. Полностью вода обновляется за 332 года.

Каковы источники ее пополнения?

Подсказку найдете на с.217 учебника.

Итак, V воды Байкала = V Балтийского моря = 77 V Азовского морей = 5 V Великих Американских озер.

Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении …..воды



Запись в тетради:

4. «Колодец планеты», вода чистая, пресная, не иссякает.

1) реки – 336 шт.;

2) источники на дне 60 км воды в год.

3) дожди.




Д

(Показ презентации)

Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями озера. Рачок–эпишура – естественный фильтр воды. Он встречается лишь здесь и погибает при потеплении воды до 4 С, (норма+3,5 С).

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

На Байкале ¾ флоры и фауны – эндемики.

Кого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадки поможет найти учебник (с.217)


  1. Бледно-розова нежна.

Студена вода нужна.

Что за рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает

Что за рыбка иностранка?

Рыбка эта - ……..



  1. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом.

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это…….



  1. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет-

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами…..


  1. Пестрая хищница, длинная

юркая, рыбешек губят ее острые зубы.
Нерпа и лучшая промысловая рыба омуль попали в Байкал из Северного Ледовитого океана. Ранее омуль ловился весом по 5кг,

50см длиной, а теперь растет медленно, уменьшилась его упитанность. Самого большого можно поймать до 1кг. Почему?




Эндемики – слово на доске.

Учащиеся дают самостоятельно определение нового понятия.

Запись в тетради:

5. Музей живых экспонатов»

Голомянка


Сом

Байкальская нерпа

Щука
Чего же ожидать,

если нерестилища

загрязнены и лов

бесконтрольный.


3

По берегам Байкала находятся заповедные леса. «Будет лес – будет и Байкал»,- говорят старожилы.

Какие деревья растут в лесах? Где узнать? Какое дерево, на каком побережье растёт и почему?

Показ гербария «сосна»,
«кедр», « пихта»,
« лиственница».
Игра « Что лишнее?», «Почему?»

Нет в тайге любопытней зверя, чем?...

( показ иллюстраций)

Пугливее, чем?...

И глупее, чем?...

Много птиц. Каждая знает свой час, по очереди поют, не путаются.

Но уже никогда не пролетят над нашими головами большие бакланы, серые гуси, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Эти 5 видов сгинули за 50 лет. В чем их причина?


Карта атласа « Карта растительности».

Везде, кроме темнохвойной тайги. На юге – западе влажнее, значит, там царство темнохвойной тайги - это светлохвойная тайга.

Соболь.
Белка.

Заяц.

В деятельности человека.


4

Дома

Заполните схему в тетради, используя дополнительную информацию в приложении.

Итак, продолжите слова А.С,Берга «Байкал – чудо природы в отношении ….»

Какие «Байкальские трофеи» вы привезли с собой домой и почему?

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

У Байкала уникально многое: и тектоника озерной котловины. И кристально чистая вода, и музейная сохранность сотен видов древних животных. Сложно забыть громовую мощь прибоя и упорные ветра. А красоту озера? Ею теперь любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо-стальной.

Домашним заданием будет решение вопроса: «Как лучше использовать природный комплекс Байкала?».



Первый ряд обсуждает путь превращения Байкала в Мировой научно-исследовательский центр.

Второй ряд аргументирует путь создания национального парка.

Третий ряд создает базу для туристического центра.

Решить эти проблемы поможет параграф 39, с.219-220



Запись домашнего задания на доске.

Самостоятельное заполнение схемы.

Глубины, происхождения, климата, воды, растительного и животного мира.
Ответы учащихся (фронтальный опрос)

Запись домашнего задания в дневнике


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница