Урок 8 «Пасха». Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре. Задачи



Скачать 94.16 Kb.
Дата17.11.2016
Размер94.16 Kb.
Шокурова Ирина Ивановна, учитель начальных классов,

МБОУ Выездновская СОШ, Арзамасский район.



Основы православной культуры.

Урок 8 «Пасха».

Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре.

Задачи:

  • Обучающиепознакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главного христианского праздника “Пасха”, православными обычаями и традициями этого праздника; расширить словарный запас по предмету;

  • Развивающиеразвивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории православной христианской церкви;

  • Воспитывающиесоздать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая воспитывать положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры).

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная, коллективная работа и работа в паре, участие в учебном диалоге.

Предварительная подготовка к уроку   дети рисуют пасхальные куличи, с родителями красят яйца, разучивают стихи.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Пасха»; карточки со словами, заготовки для росписи яиц, цветные карандаши; оформленный уголок: стол со скатертью, самовар, пасхальные яйца, веточки березы с листочками, макет кулича.

План урока.

I. Организационный момент - 1мин.

II. Актуализация знаний – 5 мин.

III. Подготовка к восприятию – 2 мин.

IV. Работа по теме урока – 8 мин.

V.Продолжение работы по новой теме. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 5 мин.

VI. Физкультминутка-релаксация «Волшебная чашка» - 2 мин.

VI. Индивидуальная работа: роспись пасхального яйца – 9 мин.

VII. Групповая работа: пасхальные игры – 6 мин.

VIII. Подведение итогов урока – 5 мин.

IX. Рефлексия учебной деятельности – 1 мин.

X. Задание на дом1 мин.



Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: Вот опять звенит звонок.

Приглашает на урок.

Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте друг, другу добра, приветствуя всех доброй улыбкой.

II. Актуализация знаний.

Учитель: У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведение людей, в их одежде, песнях, плясках ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники не случайно. С древних времён, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работы.

Всё в жизни меняется, а праздники остаются. И хотя справляются они по-другому, остаётся главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняется веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, обычаи.



Составляем на доске вместе кластер «Народные праздники».

1. Назовите праздник года, когда группа детей, юношей, девушек ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели песни, в которых славили праздник и поздравляли односельчан. (РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО)

2. Святочные праздники (Рождество, Новый год) завершались праздником 19 января. В этот день после водосвятия совершались обряды очищения домов святой водой. КРЕЩЕНИЕ (ГОСПОДНЕ)

3. Святые дни после рождества Христова до Крещения. (СВЯТКИ)

4. Праздник проводов зимы и встречи весны. (МАСЛЕНИЦА)

5. Самый торжественный и радостный христианский праздник. ( ПАСХА)



Учитель: Вам знакомо слово Пасха? Вспомните, в какое время года вы его слышали особенно часто? (Весной)

Что вы уже знаете об этом празднике? (Ответы детей).

Тема урока «Пасха», запишем её в тетрадь.

Слайд 1. Пасха.

 Учитель: На прошлом уроке мы говорили, что в Иерусалиме Иисус был распят на кресте.



Слайд 2. Распятия Христа.


Учитель: Иисуса Христа называют Спасителем человечества. Почему, как вы думаете? (Он взял на себя грехи всего человечества, на крест пошел ради спасения людей и победил смерть – «смертью смерть поправ»).

Учитель: История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос на третий день вернулся к жизни – воскрес.

Слайд 3. Воскресение Иисуса Христа.

Учитель: Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Учитель: Что такое для вас воскресенье? (день недели – выходной)

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете: что воскресенье не только день недели; что такое пасха; как празднуют пасху.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель: Что же такое Воскресение для православных христиан? (предположения детей)

Учитель: Прочитаем об этом в учебнике с.28 и запишем в тетради, что такое Воскресение.

IV. Работа по теме урока.

Учитель: Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает, как все, и “млад и стар” готовятся с радостью встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” – Пасху Христову, которая празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Слайд 4. Крестный ход.

Учитель: Спешат люди попасть в переполненный уже народом Храм, располагаются вокруг церкви в ожидании крестного хода.

Но вот раздался первый благовест большого колокола (звуки колокола), вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православные свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, иконами и голос церковного хора возвещает радость великую и поётся пасхальный гимн.



Слайд 5. Слушаем Пасхальный гимн.

Учитель: Прочитайте пасхальный гимн с.30 про себя, вслух.

Учитель: Что значит “воскрес из мёртвых”? (Победил своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь).

Учитель: Этот праздник символизирует победу жизни над смертью, добра и света над злом и тьмой. Это не просто праздник! Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

О Христовом воскрешение возвещает торжественный колокольный звон (благовест). На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. Послушаем его и мы.



Слайд 6. Фонограмма звона колоколов. Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения под звон колокола.
ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!


Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

А. Майков.

* * *


И мощный звон промчался над землёю.

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

А. Хомяков.

V.Продолжение работы по новой теме. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? Какие слова говорят друг другу? ( Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались, приветствуя друг друга словами: “Христос Воскресе”, отвечая “Воистину Воскресе” и обменивались крашеными яйцами).

Слайд 7. Христосование.

Учитель: Главный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь - поэтому оно стало символом Пасхи.

Слайд 8. Пасхальные яйца.

Учитель: По преданию, яйцо было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Послушайте, как это произошло.

Заранее подготовленный ученик рассказывает:

Мария Магдалина, как и другие ученики Христа, ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса, про то, как Он воскрес из мёртвых и про то, чему Он учил людей.

В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. И вот Мария протянула ему простое яйцо и громко сказала: “Христос Воскресе!”

Как может кто-нибудь воскреснуть их мёртвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яйцо может стать красным! И пока он ещё говорил, яйцо стало меняться цветом: порозовело, потемнело и стало ярко-красным!



Учитель: Так было подарено первое пасхальное яйцо. Как готовятся к Пасхе в ваших семьях? (красят яйца, пекут куличи, творожную пасху.)

Показываю макет кулича, рисунки детей и крашеные яйца.

Выпечку и крашеные яйца с вечера носили в церковь на освящение.  



Слайд 9,10. Пасхальные угощения.

VI. Физкультминутка-релаксация «Волшебная чашка».

Учитель: Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Тело расслаблено. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте её так, как вам хочется. Ещё раз внимательно на неё посмотрите и наполните до краёв вашим любимым напитком. Представьте и попытайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую - чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё чашка, ещё и ещё.… Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв. Что же с ней случилось? Почему так? Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Это чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка

VI. Индивидуальная работа-роспись пасхальных яиц

(дифференцированный подход).



1 группа - раскрасить яйцо по образцу.

2 группа – самостоятельно составленная роспись.

VII. Групповая работа – пасхальные игры.

Учитель: Много веков на Руси играли в разные Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

Слайд 11.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры: для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди и катят своё яйцо. Предмет, который его яйцо тронет, выигран.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами»: играющие выкрикивают: “Раз, два, три! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьется, или даст трещину, тот проигравший.

3 группа показывает игру «Вертушка»: по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Что же такое Воскресение для православных христиан? Что такое Пасха?

В завершении урока парами составьте синквейн со словом «Пасха».



Слушаем каждую пару, например:

Пасха

Весенняя, радостная

Славить, собирать, христосоваться

На Пасху пекут куличи и красят яйца

Воскресение

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: С каким настроением закончился для вас урок?

Если вы считаете, что вы отлично потрудились, то поднимите руку вверх.

Если хорошо, то поднимите большой палец.

Если чем - то недовольны – разведите руки в стороны.



( Учащиеся оценивают себя)

Учитель: Праздник Пасхи – составляет сердце Православия. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос Воскресе!

Слайд 12.

X. Задание на дом:

1. Читать статью учебника с.28-31, ответить на вопросы.

2. Узнать у родителей, какие ещё традиции празднования Пасхи есть в семье.

Учитель: Закончим урок «Улыбкой по кругу»: встанем в круг, держась за руки, и улыбнемся своему соседу.

Литература.

1.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2011.



2. Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2011.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница