Урок: №38. Учитель: Хаматгалеев Э. Р



Скачать 141.57 Kb.
Дата13.11.2016
Размер141.57 Kb.
Урок 38. Внутренняя и внешняя политика Павла I
Предмет: история России.

Класс: седьмой.

Четверть (триместр): _________.

Глава 6. Россия как великая империя (1762 – 1801).

Количество часов: 1.

Дата: ____________

Урок: № 38.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели: объяснить, почему Павел I изменил закон о престолонаследии; почему политика Павла I вызвала недовольство дворян; дать представление об изменениях, произошедших в положении дворян при Павле I; познакомить с терминами коалиция, эскадра.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать однотипные события, явления (например, закон «О престолонаследии» Петра I и Павла I); работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку государственной деятельности Павла I; выразить своё отношение к роли Павла I в русской истории.

Оборудование: карта «Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова»; мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ.
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Мотивационно-целевой этап.

Генерал Я. И. Санглен, много поживший и много повидавший на своём веку человек, писал: «Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещённым, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времён прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих». Бывший начальник тайной полиции при Александре I оказался прав. Сложную, противоречивую натуру Павла I не смогли до конца понять ни его современники, ни последующие поколения историков.

Тема урока: «Внутренняя и внешняя политика Павла I».

(Показывает презентацию.)



План урока

  1. Павел Петрович: из наследника – в императоры.

  2. Внутренняя политика Павла I.

  3. Внешняя политика Павла I.




  1. Введение в новый материал.

«Русский Гамлет» на престоле. Такую характеристику давали некоторые историки императору Павлу I. Какие основания у них были для этого? Поговорим об этом на нашем уроке.




  1. Работа по теме урока.




  1. Павел Петрович: из наследника – в императоры.

5 ноября 1796 г. скончалась императрица Екатерина Великая. На престол вступил её единственный сын Павел I. Чтобы понять личность Павла, необходимо более подробно познакомиться с фактами его биографии, его окружением, обстоятельствами прихода к власти.


Дополнительный материал
Наследник престола родился в 1754 г. Крещение Павла состоялось в пышной обстановке 25 сентября. Своё благоволение к матери новорождённого императрица Елизавета Петровна выразила тем, что после крестин сама принесла ей на золотом блюде указ о выдаче ей 100 тыс. руб. После крестин при дворе начались торжественные праздники. Балы, маскарады, фейерверки по случаю рождения Павла длились около года. Ломоносов в оде, написанной в честь Павла Петровича, желал ему сравниться с его великим прадедом.

Увидеть сына в первый раз после родов Екатерине пришлось лишь через шесть недель, а затем только весной 1755 г. Екатерина вспоминала: «Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пелёнках, в кроватке, обитой мехом чёрных лисиц, покрывали его стёганным на вате атласным одеялом, а сверх того ещё одеялом из розового бархата… пот выступал у него на лице и по всему телу. Когда Павел несколько подрос, то малейшее дуновение ветра причиняло ему простуду и делало его больным. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, чем добра». Неправильный уход привёл к тому, что ребёнок отличался повышенной нервозностью и впечатлительностью. Ещё в раннем детстве нервы Павла были расстроены до того, что он прятался под стол при сколько-нибудь сильном ударе дверями. В воспитании Павла не было никакой системы. Он ложился спать или очень рано, часов в 8 вечера, или же в первом часу ночи. Случалось, ему давали кушать, когда «просить изволит», бывали и случаи небрежности: «Один раз он из колыбели выпал, так что никто того не слыхал. Пробудились поутру – Павла нет в колыбели, посмотрели – он лежит на полу и очень крепко почивает».

Павел получил прекрасное образование в духе французских просветителей. Он знал иностранные языки, владел знаниями по математике, истории, прикладным наукам. В 1758 г. его воспитателем был назначен Фёдор Дмитриевич Бехтеев, который сразу же начал учить мальчика грамоте. В июне 1760 г. обер-гофмейстером при великом князе Павле Петровиче был назначен Никита Иванович Панин, воспитателем и учителем математики у Павла был Семён Андреевич Порошин, бывший флигель-адъютант Петра III, а законоучителем (с 1763 г.) – архимандрит Платон, иеромонах Троице-Сергиевой лавры, впоследствии Московский митрополит.

Порошин приметил и описал те личные качества Павла, которые разовьются в нём в дальнейшем. Отмечая недюжинный ум и способности великого князя, Порошин сетует, что «он совсем в дело не входит и о мельчайших безделицах между тем помышляет». Павел непременно желал настоять на своём, даже если его желания были вовсе «не благоразумны». Записки свидетельствуют о чрезвычайно развитом воображении цесаревича: он мечтал то командовать отрядом дворян и совершать подвиги, то дослужиться от капрала до ротмистра. «Веселится тогда, подпрыгивает и откидывает по привычке своей руки назад беспрестанно». Павел всегда очень спешил, опоздание обеда или отхода ко сну всего на несколько минут доводило его до слёз. По утрам он не залёживался в постели. Впрочем, по словам Порошина, великий князь вполне осознавал свои недостатки (резвость, отсутствие терпения, непостоянство) и честно пытался исправиться. Эти его качества отметят в дальнейшем все авторы.

Сызмальства Павел воспитывался как будущий государь; он давал аудиенции иностранным послам, обедали за его столом крупнейшие сановники елизаветинского времени с тем, чтобы он прислушивался к их разговорам и осваивал трудную науку – царствовать. Панину дан был строгий наказ: Павлу к «мелочам отнюдь вкусу не давать, а стараться приучать его к делам генеральным». Лишь очень редко, по праздникам, мальчику позволяли играть со сверстниками. Наиболее дружен он был с А. Куракиным (племянником Панина) и А. Разумовским.

Со второй женой, Марией Фёдоровной, Павел обрёл истинное семейное счастье. В отличие от матери Екатерины и двоюродной бабушки Елизаветы, которые семейного счастья не знали и личная жизнь которых была далека от общепринятых норм морали, Павел предстаёт образцовым семьянином, давшим пример всем последующим русским императорам – своим потомкам.

В сентябре 1781 г. великокняжеская чета под именем графа и графини Северных отправляется в большое путешествие по Европе, длившееся целый год. Во время этой поездки Павел не только осматривал достопримечательности и приобретал произведения искусства для своего строящегося дворца. Путешествие имело и большое политическое значение. Впервые вырвавшийся из-под опеки Екатерины II, великий князь имел возможность лично познакомиться с европейскими монархами, нанёс визит папе римскому Пию VI.

В Италии Павел, следуя по стопам своего прадеда императора Петра Великого, серьёзно интересуется достижениями европейского кораблестроения и знакомится с организацией военно-морского дела.

В Ливорно цесаревич находит время для посещения находящейся там русской эскадры. В результате усвоения новых веяний в европейской культуре и искусстве, науке и технике, стиле и образе жизни, Павел во многом изменил и своё собственное мировоззрение и восприятие российской действительности.

Таким образом, к моменту вступления на престол Павел Петрович был человеком с установившимися взглядами и привычками, с готовой, как ему казалось, программой действий. Ещё в 1783 г. он порывает все отношения с матерью, среди придворных ходили слухи о лишении Павла права престолонаследия. Павел погружается в теоретические рассуждения о настоятельной необходимости изменения управления Россией. Вдали от двора, в Павловске и Гатчине, он создаёт своеобразную модель новой России, представлявшуюся ему образцом управления всей страной.

В 30-летнем возрасте он получил от матери большой список литературных произведений для глубокого изучения. Здесь были книги Вольтера, Монтескье, Корнеля, Юма и других знаменитых французских и английских авторов. Павел считал главной задачей государства «блаженство каждого и всех». Формой правления он признавал только монархию, хотя и соглашался с тем, что эта форма «связана с неудобствами человечеству». Однако Павел утверждал, что самодержавная власть лучше других, так как «соединяет в себе силу законов власти одного».

Из всех занятий Павел имел наибольшее пристрастие к военному делу. Советы боевого генерала П. И. Панина и пример Фридриха Великого увлекли его на военный путь. Во время царствования матери, Павел, устранённый от дел, долгие часы досуга заполнял обучением воинских батальонов. Именно тогда у Павла сформировался и окреп тот «капральский дух», который он стремился привить всей армии.

Современников поразили обстоятельства вступления Павла I на престол. Вот как они его описывают.

25 ноября по разработанному императором в мельчайших подробностях ритуалу было совершено сокоронование праха Петра III и трупа Екатерины II. Такого ещё не видела Россия. Утром в Александро-Невском монастыре Павел возложил корону на гроб Петра III, а во втором часу дня Мария Фёдоровна в Зимнем дворце возложила ту же корону на умершую Екатерину II. В церемонии в Зимнем дворце была одна жуткая деталь – камер-юнкер и камердинеры императрицы во время возложения короны «приподнимали тело усопшей». Вечером того же дня тело императрицы было перенесено в великолепно устроенный траурный шатёр, а 1 декабря Павел торжественно перенёс в Невский монастырь императорские регалии. На следующий день, в 11 часов утра от Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры медленно двинулся в путь траурный кортеж. Впереди гроба Петра III герой Чесмы Алексей Орлов нёс на бархатной подушке императорскую корону. Позади катафалка в глубоком трауре шествовала вся августейшая семья. Гроб с останками Петра III перевезли в Зимний дворец и установили рядом с гробом Екатерины. Через три дня, 5 декабря, оба гроба перевезли в Петропавловский собор. Две недели они были выставлены там для поклонения. Наконец 18 декабря их предали земле. На гробницах ненавидевших друг друга супругов указали одну и ту же дату погребения. По этому поводу писатель Николай Иванович Греч заметил: «Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день».

Этот фантасмагорический эпизод поразил воображение современников, которые пытались найти ему хоть какое-то разумное объяснение. Одни утверждали, что всё это было проделано для того, чтобы опровергнуть слухи о том, что Павел – не сын Петра III. Другие видели в этой церемонии стремление унизить и оскорбить память Екатерины II, ненавидевшей своего мужа. Короновав уже коронованную Екатерину одновременно с не успевшим короноваться при жизни Петром III той же самой короной и почти одновременно, Павел как бы заново, посмертно, обвенчал своих родителей и тем самым свёл на нет результаты дворцового переворота 1762 г. Павел заставил убийц Петра III нести императорские регалии, выставив их на публичное осмеяние.

(Проверка выполнения задания.)



  • Какие сильные стороны личности Павла Петровича вы выделили?

  • Какие слабые стороны были ему свойственны?

  • Нарисуйте психологический портрет императора Павла I.

(Ответы учеников.)


  1. Внутренняя политика Павла I.

Мы закончили изучать историю России эпохи Екатерины Великой.



      • Представьте, что вы являетесь советниками нового императора Павла I. Подскажите правителю, какие проблемы необходимо ему решить. (Примерный ответ. Проблему финансов; социальные проблемы, которые вызывали острое недовольство народных масс, особенно крестьянства; противоречия между новыми и старыми явлениями в экономике; проблемы российской армии и др.)

      • А теперь, работая с пунктом 2 § 33, исследуйте и проанализируйте действия Павла I по решению выявленных проблем.

      • Определите, с какими из них он справился, а какие остались нерешёнными.

      • В чём вы увидели особенность его внутренней политики?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)

Действительно, внутренняя политика Павла носила противоречивый характер. Очевидны его благие намерения, но осуществить ему их не удавалось. Так, в 1787 г., отправляясь в первый и последний раз в действующую армию, Павел оставил «Наказ», в котором изложил свои мысли об управлении государством.

Перечисляя все сословия, он останавливается на крестьянстве, которое «содержит собой и своими трудами все прочие части, следственно, уважения достойно». Павел попытался провести в жизнь указ о том, чтобы крепостные крестьяне работали не более трёх дней в неделю на помещика, а в воскресенье вообще не трудились. Это, однако, привело к ещё большему их закабалению. Ведь до Павла крестьянское население, например, Украины вообще не знало барщины. Теперь, к радости малороссийских помещиков, здесь вводилась трёхдневная барщина. В русских же усадьбах очень трудно было проследить за выполнением указа.

Обращал император внимание и на народное образование. Был издан указ о восстановлении университета в Прибалтике (был открыт в Дерпте уже при Александре I), в Петербурге открылась Медико-хирургическая академия, много школ и училищ. Вместе с тем, чтобы не допустить в Россию идеи «развратной и преступной» Франции, запрещалась учёба русских за границей, устанавливалась цензура на ввозимую литературу и ноты, даже запрещалось играть в карты.

Любопытно, что по разным соображениям новый царь обратил внимание на улучшение русского языка. Вскоре по вступлении на престол Павел приказал во всех официальных бумагах «изъясняться самым чистым и простым слогом, употребляя всю возможную точность, а высокопарных выражений, смысл потерявших, всегда избегать». В то же время странными были указы, запрещавшие употребление тех или иных видов одежды. Так, нельзя было носить фраки, круглые шляпы, жилеты, шёлковые чулки, взамен разрешалось немецкое платье с точным определением цвета и размера воротника.

По свидетельству Андрея Тимофеевича Болотова, Павел требовал от всех честного исполнения своих обязанностей. Так, проезжая по городу, пишет Болотов, император увидел офицера, идущего без шпаги, а сзади денщика, несущего шпагу и шубу. Павел подошёл к солдату и спросил, чью шпагу он несёт. Тот ответил: «Офицера, что идёт впереди». – «Офицера! Так что, ему трудно носить свою шпагу? Так надень её на себя, а ему отдай свой штык!» Так, Павел произвёл солдата в офицеры, а офицера разжаловал в рядовые. Болотов замечает, что это произвело громадное впечатление на солдат и офицеров. В частности, последние, опасаясь повторения подобного, стали ответственнее относиться к службе.

Чтобы контролировать жизнь страны, Павел вывесил у ворот своего дворца в Петербурге жёлтый ящик для подачи прошений на его имя. Подобные донесения принимались и на почте. Это было для России в новинку. Правда, этим тут же стали пользоваться для ложных доносов, пасквилей и карикатур на самого царя.

Русское общество неоднозначно относилось к правительственным мероприятиям павловского времени и лично к Павлу. Подчас историки говорили, что при Павле во главе государства стали «гатчинцы» - люди невежественные и грубые. В их числе называют А. А. Аракчеева и ему подобных. В качестве характеристики «гатчинцев» приводят слова Ф. В. Ростопчина, что «лучший из них заслуживает колесования». Но не следует забывать, что были среди них Н. В. Репнин, А. а. Беклешов и другие честные и порядочные люди. Среди сподвижников Павла мы видим С. М. Воронцова, Н. И. Салтыкова, А. В. Суворова, Г. Р. Державина, при нём выдвинулся блестящий государственный деятель М. М. Сперанский.




  1. Внешняя политика Павла I.

Вступив на русский престол, Павел стал проводить реформы в армии. По его мнению, русская армия екатерининских времён была скорее беспорядочной толпой, нежели правильно устроенным войском. Процветало казнокрадство, использование труда солдат в помещичьих усадьбах командиров и многое другое. Каждый командир одевал солдат по своему вкусу, стремясь подчас сэкономить в свою пользу денежные суммы, выделяемые на обмундирование. Павел считал себя продолжателем дела Петра I по преобразованию России. Идеалом же для него была прусская армия, кстати, сильнейшая в Европе в то время. Павлом были введены новая единая форма, устав, вооружение. Солдатам было разрешено жаловаться на злоупотребления своих командиров. Всё строго контролировалось и в целом положение, например, нижних чинов стало лучше.

Вместе с тем Павел отличался определённым миролюбием. В царствование Екатерины II Россия участвовала в семи войнах, которые в общей сложности продолжались более 25 лет и нанесли стране тяжёлый урон. Вступив на престол, Павел заявил, что Россия при Екатерине имела несчастье использовать своё народонаселение в частых войнах, а внутри страны дела были запущены. Тем не менее внешняя политика Павла отличалась непоследовательностью.


  • Работая с пунктом 3 § 33, дайте характеристику внешней политики Павла I.

  • Найдите факты, подтверждающие противоречивость внешней политики Павла I.

  • Подумайте и обсудите качества личности А. В. Суворова как полководца и наставника своих солдат. Помогло ли это воспитанию русских солдат в духе человеколюбия и уважения к освободившимся народам?

  • Какие задачи стояли перед русской армией и флотом?

  • Сравните действия А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова с действиями союзников по антифранцузской коалиции. К каким выводам вы пришли?

(Проверка выполнения задания.)

В конце века Павел отдалился от семьи, ухудшились его взаимоотношения с Марией Фёдоровной. Доверчивый и прямодушный, но в то же время подозрительный Павел благодаря интригам графа Палена, ставшего его ближайшим придворным, начинает подозревать всех близких ему людей во враждебности к нему.

Павел любил Павловск и Гатчину, где он жил в ожидании престола. Взойдя на трон, он начал строить новую резиденцию – Михайловский замок по проекту итальянца Винченцо Бренны, ставшего главным придворным архитектором. В замке всё было приспособлено для защиты императора. Каналы, подъёмные мосты, тайные переходы, казалось, должны были обезопасить жизнь Павла. В январе 1801 г. строительство новой резиденции было завершено. Но множество планов Павла I так и остались неосуществлёнными. Именно в Михайловском дворце Павел Петрович и был убит вечером 11 (23) марта 1801 г. Утратив чувство реальности, он стал маниакально подозрительным, удалил от себя преданных людей и сам спровоцировал к заговору недовольных в гвардии и высшем обществе. В заговоре участвовали Аргамаков, вице-канцлер П. П. Панин, фаворит Екатерины П. А. Зубов, генерал-губернатор Петербурга Пален, командиры гвардейских полков: Семёновского – Н. И. Депрерадович, Кавалергардского – Ф. П. Уваров, Преображенского – П. А. Талызин. Благодаря измене группа заговорщиков проникла в Михайловский замок, поднялась к спальне императора, где, по одной версии, он был убит Николаем Зубовым (зятем Суворова, старшим братом Платона Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой в висок. Согласно другой версии Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. «Пощадите! Воздуху, воздуху! Что я вам сделал плохого?» - это были его последние слова.

Вопрос о том, знал ли о заговоре против своего отца Александр Павлович долгое время оставался невыясненным. По воспоминаниям князя А. Чарторыйского, мысль о заговоре возникла чуть ли не в первые дни правления Павла, но переворот стал возможен лишь после того, как стало известно о согласии Александра, подписавшего секретный манифест, в котором он обязывался не преследовать заговорщиков после восшествия на престол. И вероятнее всего, сам Александр прекрасно понимал, что без убийства дворцовый переворот будет невозможен, так как добровольно Павел I не отречётся. Царствование Павла I длилось всего четыре года, четыре месяца и четыре дня. Похороны его состоялись 23 марта (4 апреля) 1801 г. в Петропавловском соборе.

Всю оставшуюся жизнь Мария Фёдоровна посвятила семье и увековечиванию памяти своего мужа. В Павловске, почти на краю парка, среди лесной глуши, над оврагом был поставлен мавзолей супругу-благодетелю по проекту французского архитектора Жана Тома де Томона. Подобно античному храму, он величественен и молчалив, вся природа вокруг как бы скорбит вместе с изваянной из мрамора порфироносной вдовой, плачущей над прахом супруга.


  1. Подведение итогов урока.

Вот и подошла к концу наша экскурсия в далёкое прошлое. Мы убедились, что фигура Павла была противоречива. Рыцарь в духе уходящего века, он не смог найти своё место в XIX в., где прагматизм общества и относительная свобода представителей верхушки общества не могли далее существовать совместно. Общество, которое за сто лет до Павла терпело любые выходки Петра I, не стало терпеть Павла I. «Наш романтический царь», как именовал Павла I А. С. Пушкин, не сумел справиться со страной, которая ждала не только усиления власти, но и, прежде всего, различных реформ во внутренней политике, реформ, которых Россия ждала от каждого правителя.

Однако от Павла, в силу его воспитания, образования, религиозных принципов, опыта взаимоотношений с отцом и особенно с матерью, таких реформ ждать было нельзя. Павел был мечтателем, желавшим преобразовать Россию и вызывавшим неудовольствие всех. Несчастный государь, принявший смерть во время последнего в истории России дворцового переворота. Несчастный сын, повторивший судьбу своего отца. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Поясните свою позицию.

(Учащиеся высказывают своё мнение, учитель подводит итоги изучения вопроса. Создаётся ментальная карта.)


Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Для сильных учеников - § 33, задание 6.

  2. Для средних учеников - § 33, задание 2.

  3. Для слабых учеников - § 33, задание 3.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница