Урок 30. " Из руин и пепла…"



страница1/6
Дата14.11.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6


РАЗДЕЛ VI. Ими гордится Одесса

Урок 30. " Из руин и пепла…"
Цели урока:

Образовательная:

  • проанализировать особенности процесса восстановления экономики Одессы после Великой Отечественной войны;

  • дать краткую сравнительную характеристику истории возрождения страны и Одессы после войны;

  • исследовать, в чём заключается героический подвиг одесситов в период восстановления города.

Развивающая:

  • находить и обрабатывать материал в информационной среде;

  • создавать проект по теме урока;

  • развивать среду для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик;

  • выступать публично, правильно выражая свои мысли.

Ценностная:

  • воспитывать уважение к людям, которые своим героическим трудом способствовали возрождению Одессы;

  • формировать понимание роли взаимопомощи при восстановлении Одессы.


Основные термины и понятия: экономическое возрождение
События и даты:

1952 г. - строительство железнодорожного вокзала;

1958 г. - открытие телевизионного центра.
Исторические персоналии: А.М. Чуприн, Н.С. Харченко.
Оборудование урока: компьютеры, интернет-ресурсы, презентация по данной теме, подготовленная учителем (приложение 1).

Тип урока: урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Определение эмоционального состояния класса.



II. Мотивация учебной деятельности

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила реальность – раны войны.

В чем же состояла эта реальность?

Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для советского народа?



Обсуждение сопровождается показом слайда 1- 2 презентации.
Презентация, слайд 1 - 2.

Учитель: СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал, и перед страной встали новые задачи.

Какие задачи встали перед советским народом, перед одесситами после окончания войны?

Ученики.

Перевод страны на мирные рельсы.

Восстановление экономики.
Презентация, слайд 3 – 4.

Задание учащимся. На основании указанных вами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В. Высоцкого, объясните название темы урока.

Звучит песня В. Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации.


Презентация, слайд 5.

Учитель: попробуйте самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала.

  1. Переход к мирной жизни.

  2. Возрождение Одессы.

  3. История послевоенного города в фотографиях.


Возрождение Одессы.

Вторая мировая война жестко прошлась по нашему городу.



Историческая справка.

Из 8 тысяч зданий города было разрушено или имело серьезные повреждения почти 2 тысячи. Особенно пострадали административные учреждения. Партийное ЦК на Думской площади было разрушено на треть – снесена вся правая сторона, из 12 больниц города смогли приступить к работе всего 4. В первую очередь, военная администрация приступила к ремонту коммуникаций и порта. Это позволило укрепить тыл для наступления, наладить снабжение и начать возврат эвакуированных предприятий.

Значительная часть населения по-прежнему оставалась на фронте или в эвакуации, так что вопрос жилья до самой Победы оставался актуальным. Проблема решалась в основном усилиями горожан, которые по доброй воле вне рабочего времени «латали» свои дома. По плану за 1944 год предполагалось отстроить 47 тысяч метров, а на деле вышло 150 тысяч. Всего за годы войны Одесса потеряла 800 тысяч метров жилфонда.

Интересная особенность эпохи: в то время как тысячи людей оставались без крова, открывались театры, кинотеатры, музеи, лектории, начались работы на Куяльницком курорте. К концу 1945 года было отремонтировано 160 километров трамвайной колеи, а 7 ноября - запустили два троллейбусных маршрута.

Уже в 1945 году началось массовое возвращение эвакуированных. Людям хотелось поскорее привести родные места в порядок, избавиться от всего, что напоминало войну.

С начала 50-х на пустырях старого города началось форсированное строительство «сталинок» – массивных зданий в неоклассической стилистике, в основном 4-этажных. Как и все жилые дома в СССР, они были типовыми, но некоторые детали, например, декор или внутреннюю планировку квартир, архитекторам разрешалось менять. В Одессе эта возможность легла на благодатную почву. Зодчие стремились гармонично вписать новые дома в городскую среду. Во всех без исключения домах применялся руст (глубокая резьба, разделяющая фасад на «блоки»), ордерные карнизы. Многие фасады получили эффектное горизонтальное членение, когда рустом обрабатывался только нижний этаж, а сверху пристраивались ажурные балкончики, окруженные пилястрами (рельефными колоннами). Строители делали окна нижних этажей квадратными, а верхних – арочными. Примером может служить комплекс по ул. Пастера, 21-23, построенный по проекту архитектора Г. Грушкевича.

Интересной находкой стало использование в некоторых домах двухэтажных лоджий с массивными пилястрами по сторонам. Также в моду вошли рельефные включения с изображением фруктов и, конечно же, коммунистической символики. Чтобы акцентировать углы улиц, проектировали дома с декоративными башенками, как, например, на Греческой, 43 или Ришельевской, 10.

В 1945-1957 годах в Одессе было отстроено заново 600 тысяч метров жилья и введено 350 тысяч метров нового. Большая часть работ пришлась на 1946-1951 годы, когда были восстановлены сотни старинных домов — ныне памятников архитектуры, а вокруг города возникло 25 котеджных поселков для рабочих общей жилой площадью более 100 тысяч метров. Подвиг архитекторов-реставраторов, вернувших Южной Пальмире прежний облик, достоин памяти и восхищения потомков.


Презентация, слайд 6.

Учитель: во время самостоятельной работы проследите особенности восстановления экономики в Одессе (прогнозированные ответы: большие человеческие и материальные потери …)

Приведите примеры итогов экономического развития к 1950-м годам.

Определите источники послевоенного восстановления.
III. Изучение нового материала.

Изучение материала проводится на организации групповой работы.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах: самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.

Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из 2-3 слайдов.



1 группа.

Задание. История послевоенной Одессы неразрывно связана с историей Одесского порта. Проследите развитие экономического восстановления порта в 1940-1950 гг.

Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Экономическое возрождение морского порта».



Как восстановление порта сказалось на дальнейшем развитии страны?

На основе полученной информации, создайте презентацию из 2-х слайдов, которая отражала бы основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

2 группа.

Задание. Проанализируйте, как изменились одесские улицы после войны.

Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Улицы 50-х».

Охарактеризуйте особенности развития жилищного строительства после войны и планы на годы 4 – 5 пятилеток в Одессе.

Укажите трудности восстановительного периода.



3 группа.

Задание. Железнодорожный транспорт после войны имел большое значение для развития экономики нашего города и в целом для всей страны. По железной дороге в Одессу приезжали сотни людей из других городов, чтобы увидеть море, отдохнуть в санаторных комплексах.

Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Строительство железнодорожного вокзала. Санаторные комплексы Аркадии. Спортивные комплексы».

Какие проблемы имеет железнодорожный транспорт сегодня?

4 группа.

История Одесского телевидения.

Историческая справка.

В 1956 г. на 3-й станции Большого Фонтана началось строительство Одесского телецентра. Первый технический выход в эфир состоялся 18 июля 1958 г., официальный запуск – 30 октября, а первая передача – 5 ноября. Возглавил телецентр И. Кривохатский.



Задание. На основе полученной информации создайте презентацию, которая отражала бы основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

Покажите изменения быта советского человека после войны.
Подведение итогов работы групп. Устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

В презентацию учителя вставляются слайды, которые создали ученики. Слайды с 8 по 13.



Подведения итогов послевоенного развития Одессы. Источники восстановления города.
Презентация слайда 13.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

Каковы итоги перехода одесситов к мирной жизни?
Презентация слайда 14.

Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли?

Каковы источники восстановления Одессы в послевоенный период?

Презентация слайда 15.
Подведение итогов работы учащихся на уроке. (Метод «неоконченное предложение»)

Для меня было открытием то, что ...
V. Домашнее задание.

Возьмите интервью у родных и знакомых о том, что они знают о возрождении Одессы после войны и принесите фотографии этого периода.


Дополнительный материал к уроку.

Историческая справка.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны Советская Украина, как и весь СССР, вступила в новый период истории - возрождения хозяйства, разрушенного войной.

В результате военных действий и оккупации понесла огромные потери экономика Причерноморского региона, особенно Одессы. В грудах развалин лежало большинство причалов порта, цеха заводов (им. Октябрьской революции, им. Январского восстания, им. Дзержинского, им. Старостина и др.). Были разрушены вокзал, все железнодорожные станции, депо. Пострадали предприятия легкой промышленности: обувные, суконная, швейная, джутовая и др. фабрики. Казалось, потребуется не одно десятилетие, чтобы восстановить разрушенное.

С первых же дней после освобождения города, не зная усталости, по-фронтовому трудились тысячи одесситов на восстановлении промышленных предприятий. В первую очередь, возрождалась промышленность - её продукцию ждал фронт. Для восстанавливающихся предприятий города, коммунальных служб и перехода к мирной жизни населения необходимо было создать также надежную энергетическую базу на новом современном оборудовании. В 20-х числах апреля 1944 г. в рекордно короткий срок была подготовлена к пуску первая очередь городской электростанции.

1 мая 1944 г. заводской гудок возвестил о возрождении старейшего завода Одессы - им. Январского восстания. В его цехах очищенных от битого стекла и камня начался ремонт паровозов и вагонов.

Судоремонтный завод им. А. Марти - одно из крупнейших предприятий города, сожженное и уничтоженное фашистами. Уже 24 октября 1944 г. в восстановленном литейном цехе была произведена первая плавка. В первый же год после освобождения Одессы здесь было возвращено в строй много судов Военно-морского флота, которые участвовали в боевых операциях на Черном море, на Днестре, на Шпрее. Главной задачей завода в этот период стала работа над возрождением Черноморского торгового флота.

К февралю 1945 г. были восстановлены 11 промышленных предприятий Одесской области: вагоноремонтный завод, гальванотехнический, 2 кирпичных, алебастрово-известковый, 2 кожевенных, шахта по добыче камня, 10 промкомбинатов, 88 артелей Облпромсовета.

Наряду с восстановлением крупных машино- и станкостроительных предприятий возрождались предприятия легкой и пищевой промышленности.

В результате боевых действий 1941 и 1944 гг. и оккупации пострадали все виды транспорта. Из 38 причалов Одесского порта 33 были разрушены, полностью уничтожено Черноморское пароходство. На железнодорожном транспорте были разрушены вокзал, все станции, депо, подъездные и магистральные пути.

Быстрыми темпами восстанавливался железнодорожный транспорт. 29 апреля 1944 г. в Одессу прибыл первый пассажирский поезд. К июню 1945 г. Одесса была связана железнодорожным сообщением с Москвой, Киевом, Унгенами, Иловайским, Знаменкой.

Важное место в развитии экономики края и укреплении внешнеторговых планов занимал Одесский морской порт. Поэтому перед трудящимися города выдвигалась ответственная задача - в кратчайший срок восстановить порт и затем реконструировалось его на новой технической базе. Грузооборот порта должен был возрасти по сравнению с довоенным уровнем в три раза. Заводы и фабрики, разрушенные во время войны и оккупации, восстановить на новой технической основе, коренным образом реконструировать, оснастить современным оборудованием, освоить новые виды продукции.

За годы послевоенной пятилетки в Одессе возникли такие предприятия, которых не было до войны, город стал одним из центров отечественного станкостроения и металлообработки.

На заводе им. Октябрьской революции в 1949 г. было завершено восстановление всей довоенной производственной мощности. Здесь вступили в строй новые светлые и просторные цеха - кузнечнопрессовый, отвально-лемешный, инструментальный, блок механических цехов, обрубное, формировочное и землеприготовительное отделение литейного цеха. По своей технической оснащенности завод превзошел довоенный уровень. С 1949 г. он стал производить только мощные тракторные плуги.

За годы четвертой пятилетки вернулись в строй крупные предприятия химической промышленности Одессы. В 1949 г. был пущен в эксплуатацию заново отстроенный и оснащенной современным оборудованием и новой сложной аппаратурой нефтеперерабатывающий завод. Увеличил производство минеральных удобрений для сельского хозяйства суперфосфатный завод.

Было начато строительство крупных заводов, завершенных в годы пятой пятилетки: "Автогенмаш" ("Кислородмаш" - 1951 г.), крупнейший на Украине завод кузнечнопрессовых машин ("Прессмаш" - 1952 г.), завод гидравлического оборудования для строительных машин ("Стройгидравлика" - 1952 г.). 1952 г. - строительство железнодорожного вокзала, 1958 г.-телевизионного центра.

К концу пятилетки работали на полную мощность предприятия легкой промышленности - восстановлены две обувные фабрики, два кожевенных завода, суконная фабрика им. Сталина, швейная фабрика им. Воровского, новая швейная фабрика "Молодая гвардия" и др.

Видное место в экономике Одессы заняла пищевая промышленность. Вступили в строй восстановленные предприятия - консервный завод им. Ворошилова, сахарорафинадный завод им. Благоева, молочный комбинат, мясокомбинат, маслобойный завод № 2, винные заводы, комбинат пищевых концентратов, кондитерская и макаронная фабрики. Начали работать созданные после войны новые заводы - витаминный и соковый.


Урок 31. «Доска почета Одессы»

Цели урока:

1. Образовательная:

- исследовать развитие Одессы в послевоенное время, структуру городского промышленного комплекса в 60-80 гг. ХХ ст. увеличение машино-строительного потенциала города;



  • отметить позитивные изменения в развитии спорта, охраны здоровья, туризма, культуры, образования в целом;

- проанализировать, с чем связан размах послевоенных изменений в городе;

обсудить значение развития морского комплекса для страны.


2. Развивающая:

- формировать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;

- систематизировать ранее изученный материал;

- развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;

- моделировать умения и навыки работы с документами, тестами.
3. Ценностная:

- воспитывать уважение к героическому труду одесситов в послевоенные годы;

- расширять познавательный интерес школьников.

?! В чем заключался размах послевоенных изменений в городе?

Основные события и даты:

1968 г. – открытие морского вокзала;

1971 г. – Южный научный центр;

1972 г. – объединение «Антарктика».

Исторические персоналии: С.А. Адронати, А.Н. Соляник, Я. Железняк, О. Баюл, И. Беланов.

Оборудование урока:

Документы к разделу «Ими гордится Одесса» из книг А. Долженкова, П. Дяченко «Одесса»; П. Заричанского «Созвездие портов Черноморья». Одесский порт: история в людях, материалы Интернета, портреты исторических личностей, плакаты “Одесса в середине 1950-х — середине 1980-х гг.”.



Тип урока: изучения нового материала

Ход урока

I. Организационная часть урока

Приветствие. Диагностирование эмоционального состояния класса.



II. Мотивация учебной деятельности

Учитель: прослушайте песню «Герои спорта» муз. А. Пахмутова,

слова Н. Добронравова


Будет небесам жарко!

Сложат о героях песни…

В спорте надо жить ярко,

Надо побеждать честно!

Замерли вокруг люди,

Светятся экраны теле…

Верьте, что рекорд будет!

Знайте, мы близки к цели!

Припев:

Мы верим твёрдо в героев спорта!



Нам победа, как воздух, нужна…

Мы хотим всем рекордам

Наши звонкие дать имена!

1972 год.
Так ли это было на самом деле? Наша задача — ответить на этот вопрос. Докажем справедливость названия темы и проанализируем, в чем же заключался размах послевоенных изменений в городе.

III. Изучение нового материала
1. Строительство портов–спутников

Обратите внимание на старые и новые фотографии одесских портов.



Сегодня — это вам скажет

любая продавщица мороженого —

Одесса без порта — не Одесса!

Владимир Глазырин, 1980-е

Как связана история Одесского порта с историей вашей семьи?



Историческая справка

Одесский морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов, признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море.

Строительство порта началось в 1794 году. К 1905 году порт в основном приобрёл свои современные очертания. В Российской империи был вторым по грузообороту после Петербургского порта. Наибольший грузооборот в независимой Украине был в 2003 году — 12,4 миллиона тонн сухих грузов и 21,1 наливных. Включает в себя Каботажную, Карантинную, Практическую (она же Арбузная), Угольную (она же Военная), Новую, Нефтяную и другие гавани.

Промышленность в пределах области размещена неравномерно. Более 2/3 промышленного производства сконцентрировано в Одессе, которое со своими спутниками - Ильичевском и Южным портом составляет Одесский портово–промышленный комплекс (ППК).

Покажите на карте эти города.

Работа с документом

«Любой одесский мальчишка может очень многое рассказать об особой, для многих,— таинственной,— жизни нашего порта. Бродя по уютным аллеям парка Шевченко, гуляя по Маразлиевской или Екатерининской, Пушкинской или Канатной, вы слышите его загадочный голос: хриплые гудки буксиров, тепловозов, лязг перегружаемого металла, короткие реплики-информации железнодорожных диспетчеров, разобрать смысл которых способен только профессионал… А какая панорама предстает перед вами, окажись вы на Приморском бульваре! Достаточно повидав на своем веку, авторы заявляют: ничего более величественного, чем вид Одесского порта — в любое время года и суток — вам не увидеть».

(А. Горбатюк, В. Глазырин, Юная Одесса, 1993).

Вопросы к тексту документа.


  • Чем таинственен и загадочен порт для Вас?

  • Какую роль, по Вашему мнению, имеет порт в жизни нашего города?

Историческая справка

Китобойная флотилия – это отдельная страница в истории города. В 1947 году из Одесского порта в первый рейс на промысел за китами вышла флотилия «Слава». Первых пингвинов в Одесский зоопарк привезли из Антарктики. Когда в мае китобои возвращались из рейса, съезжались люди со всей Украины, а город замирал - все спешили к морвокзалу встретить мужественных моряков.

Героической работе моряков посвящена оперетта Й. Дунаевского «Белая акция», где главную роль сыграл Михаил Водяной.

Когда я пою о широком просторе,

О море, зовущем в чужие края.

О ласковом море, о счастье и горе,

Пою о тебе я, Одесса, моя!

Припев:


Я вижу везде твои ясные зори, Одесса!

Со мною везде твоё небо и море, Одесса.

Ты в сердце моём, ты всюду со мной,

Одесса, мой город, родной!

Песня из этой оперетты стала символом и позывными курантов Одессы.

Работа с документом

«Приход флотилии в Одессу превращался во всенародный праздник. На рейде, непрерывно гудя, выстраивалась многочисленная эскадра китобойных кораблей. Им вторили гудками пароходы, стоящие в порту, и заводы подхватывали гудки.

Люди стояли вплотную друг к другу, у многих в руках были цветы. Те, кто был у пирса, махали руками морякам, сгрудившимся на бортах швартующегося флагмана. Звучали из репродукторов торжественные марши. Капитан Соляник, по традиции, сходил с трапа последним, и вся ликующая Одесса встречала его аплодисментами…»
Вопросы к тексту документа


  • Проанализируйте, какое значение имела китобойная промышленность для страны?

  • Какие эмоции вызвал у вас документ? Как вы думаете, почему капитана встречали аплодисментами?


Учитель. Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь. Открывалась потенциальная возможность перемен в жизни, экономике, культуре одесситов.


2. Новые микрорайоны города

Учитель. Сегодня Одесса известна во всем мире. Как неузнаваемо преобразился облик города за прошедшие годы. С конца 50-х годов началось массовое жилое строительство. В новых микрорайонах Котовского, Таирова выросли школы, детские садики, торговые центры, кинотеатры. В 60-80-х годах наблюдается дальнейшее развитие машиностроительного потенциала. Заработали новые заводы: «Центролит», «Орион», «Холодмаш», «Одесскабель» и другие.

Определите роль жителей города в послевоенном восстановлении Одессы.
Учитель. Каким видели будущее своего города одесситы?

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница