Урок №2 Колыбель ислама



Дата10.11.2016
Размер65.7 Kb.

Модуль

Основы исламской культуры

Урок № 2

Колыбель ислама

Авторы

Лапшова Т.А., учитель Троицкой СОШ Сорочинского района;

Несмашная В.Н., учитель Романовской ООШ Сорочинского района;

Конькова Г.А., учитель Рощинской ООШ Сорочинского района

Руководитель

Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Ислам - религия Аллаха!

В ней истина, в ней знание для нас,

О том, как жить, о том, как мир устроен.

О том, что было, есть, и будет после нас!

Ислам - религия Аллаха!

В нем чудо, в нем знамение для нас.

Воистину знамения от Аллаха

Ведь мудр Он в своих делах.

Цели : формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций исламской религии;

воспитание уважительного отношения учеников к культуре на основе изучения истории возникновения ислама. Формирование мотивации к изучению предмета "Основы исламской культуры".



Задачи урока:

Познакомить детей с историей возникновения и распространения ислама.

Развивать творческую и познавательную активность.

Формировать уважительного отношения к культурному наследию своего народа.


Формы деятельности учащихся: участие в учебном диалоге, выборочное чтение, устный рассказ на тему домашнего задания.

Средства наглядности: фотовыставка с видами местности аравийского пейзажа, архитектурных строений, видов города Мекки и т.д., географическая карта, фотографии арабов в пустыне.
Основные термины и понятия: ислам, мусульмане, Аллах, Коран, посланник Мухаммад, Аравия, бедуины, Мекка, Кааба. арабы, язычники, паломничество

Словарик к уроку

  • Исла́м (араб. إسلام‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

  • Мусульманин (араб. مسلم‎‎ [мусли́м] — «покорный», «примирившийся», женская форма مسلمة‎ [мусли́ма] — «покорная», «примирившаяся») — последователь ислама.

  • Кора́н (араб. أَلْقُرآن‎‎ [qurˈʔaːn] — аль-К̣ур’а̄н ) — священная книга мусульман (приверженцев ислама).

  • Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

  • Бедуи́ны (араб. بدوي‎‎ badawī, во множ. числе beduan — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник», от арабского «эль-байда» - пустыня) — термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.

  • Замзам, Земзем (араб. زمزم‎‎) — колодец в Мекке в пределах мечети аль-Харам. По преданию, источник был открыт Хаджар (Агари) — матери Измаила — архангелом Гавриилом.

  • Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

  • Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ — аль-хаджар аль-асвад) — мусульманская святыня, камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит. В 930 году, карматы захватили Мекку, ограбили Каабу и увезли в Бахрейн Черный камень. После уплаты большого выкупу в 951 году камень был возращён в Мекку.

Основные вопросы урока


  • Что такое ислам?

  • Кто такие мусульмане?

  • У какого народа возникла исламская религия?


Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания:

рассказ школьников о традициях, которые приняты в их семьях.



З. Актуализация знаний:

Слайд 2.

Вступительное слово учителя:

- Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока про себя.

А потом выразительно вслух. (Читает подготовленный ученик)

Подумайте: о чём мы сегодня будем говорить? На какие основные вопросы урока мы должны с вами ответить?



Слайд 3 .

4. Работа с учебным текстом пособия:

- Самостоятельно познакомьтесь с текстом параграфа «История возникновения ислама».



Выборочное чтение:

- Прочитайте вслух фрагменты текста, которые помогают ответить на вопросы:

Что такое ислам?

Каково значение слова ислам?



Слайд 4, .

Слово учителя об Аллахе, Коране,



Слайды 5,6

Чтение учителем статьи из учебника Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно – нравственной культуры народов России». (стр. 83 о пророке Мухаммаде).

Слайд 7.

- Какую страну называют колыбелью ислама? (Ответы детей)



Дополнение учителя:

- Колыбелью ислама является Аравия. Аравийский полуостров расположен в западной части Азии. Он омывается водами Красного и Аравийского морей и Персидского залива. Климат на полуострове тяжелый для жизни, круглый год там царит палящий зной. Почти вся Аравия – это пустыня, где мало воды. Изредка выпадают дожди. Лишь кое-где можно найти глубокие колодцы с водой. Слайд 8, 9

- Кто такие язычники? По каким правилам они жили?

Жители пустынь – арабы-бедуины. Испокон веков они разводили верблюдов и овец, которые питались хилыми кустарниками и травой. Жители пустыни круглый год кочевали от одного пастбища к другому.

Слайд 10

- Часть арабов жила в городах.Самыми крупными из них в древности были Мекка,

( Слайд 11) Ясриб, Медина (Слайд 12), Таиф. Жители городов занимались ремеслом и торговлей. Некоторые из них совершали далекие путешествия с торговыми караванами.

Арабы были язычниками. Они поклонялись разным божествам и посчитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд. Идолы были не только у каждого племени, но и в каждой доме. Для того чтобы ублажить своих богов, арабы отдавали им часть урожая и приносили в жертву домашний скот.
Физминутка
- Что такое паломничество? Как называют паломничество в исламе?

Слайд 13, 14

- В какой город мусульмане совершают паломничество и почему?

- Что сделало Мекку известной? Каким был храм Кааба?

Слайд 15

Своих главных идолов каждое племя доставляло в Мекку. Этот город появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник Замзам. Появление источника было связано с именами пророка Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Измаила). Ибрахим и Исмаил построили в Мекке храм, который носит название Кааба.


Слайд 16

Он сделан из камня и имеет форму куба.



Слайд 17, 18.

В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом, как думают верующие, почернел от людского горя и слёз. Теперь он так и называется – Черный камень Каабы. Именно сюда язычники привозили изображения своих богов. К 7 веку, когда появился ислам, в Каабе насчитывалось более трехсот идолов.



Слово учителя: Еще одним символом Ислама является полумесяц. - Где вы видели этот символ? Почему именно этот знак стал символом Ислама?

Чтение учителем статьи из учебника Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно – нравственной культуры народов России». (стр. 84).
5. Работа в тетради:

- Объясните значение слов. При затруднении обратитесь к тексту параграфа.



Слово «ислам» означает…

Слово «мусульманин» означает…

5. Закрепление основных понятий урока. Работа по карточкам.

( Взаимопроверка)

Соотнесите термины и понятия

Аллах Священная книга мусульман

Коран Бог,Творец, Создатель всего сущего.

Мекка Храм в форме куба

Кааба Город, куда совершают паломничество мусульмане.
6. Итог урока:

Слайд 2.

- А вот теперь давайте ответим на вопросы, поставленные вам в начале урока.



8. Рефлексия: Урок интересный…

Урок обычный…

Урок неинтересный…

7.Домашнее задание:

С. 6 – 7 учебника, ответить на вопросы.



- Найдите вместе с родителями высказывания мудрецов об исламе?

Литература: учебник «Основы исламской религии», Латышина,

учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
Полезные ресурсы: wiki. Iteach.ru/

Внеурочная работа:

Проведение классного часа на тему «Хочу все знать».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница