Урок № Тема: Словообразовательный разбор. Цель: повторить знания о словообразовательном разборе



Дата28.10.2016
Размер58.3 Kb.
МОУ «Сулзатская средняя общеобразовательная школа»


Методическая разработки уроков по русскому языку в 11 классе по темам: 1«Словообразовательный разбор»,

2. «Ненормативные словообразования»,

3. «Связь слов в словосочетании» (Подготовка ЕГЭ).

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Писарова Елена Михайловна

Урок № 1.

Тема: Словообразовательный разбор.

Цель: - повторить знания о словообразовательном разборе;

- совершенствовать умение словообразовательного разбора.


Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Работа по карточкам. Задание: определить способ образования слов:

Разговорчивость, нагружать, погрузка, наводнение, переводной, беспредельный, вздох, беспринципный, соавтор, пригород, бессмыслица, освежить, водолазный, носоглотка, самоварный.



III.Повторение.

1. Назовите основные способы словообразования в русском языке.



  1. приставочный

  2. суффиксальный

  3. приставочно-суффиксальный

  4. бессуффиксный (нулевая суффиксация)

  5. сложение двух основ

  6. переход из одной части речи в другую.

2.Как определить способ образования?

  1. Объяснить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова

Н.: переводной - переводить, перевод

Выбрать слово, самое близкое к исходному.

2.Сравнить и выделить общую часть.

Переводной ← переводить

3.выделить морфему, которой слова отличаются.

Н.: переводной ← переводить

^ → суффиксальный



4.Назвать способ образования по этой морфеме.

IV.Закрепление.

1. Продолжите ряд слов по словообразовательным моделям. Что общего между ними?

Хлопушка…

Шалунья…

Хитрец…


Выглядывать…

2.Постройте словообразовательные цепочки от слов.

1вариант - опыление, заготовить

2 вариант - затруднить, призадуматься

3. Укажите, как образовались слова:

Водогрязелечебница

Лесостепь Мореплаватель

Кашеварить Левобережных

4.Где вы видите нарушения законов русского словообразования?

Белый - белизна - белость - белота

Черный - чернизна - черность - чернота

Желтый - желтизна - желтость - желтота



5.Выпишите слова, образованные приставочным способом.

Карлуха - вороненок. Живет он во дворе и делает тут, все что хочет. А больше всего он хочет прятать. Высмотрит местечко укромное, положит и сверху травой прикроет. И опять помогает еще что-нибудь прятать.



V.Итог.
Урок № 2.

Тема: Ненормативные словообразования.

Цель: - формировать умение выделять ненормативные словообразования.
Ход урока:

I. Чтение текста. Что неправильно образовал мальчик?

Пошли ребята в лес за земляникой. Мать им кричит: «Идите сюда! Здесь хороший ягодник». Мальчик лет пяти отвечает: «А у меня хороший грибник!» все засмеялись: «Грибник ты сам, - говорят ему. Мальчик молчит, не понимает.



II.Закрепление.

1.Образуйте слова:

Сделать дешевле - (удешевить)

Сделать лучше - (улучшить)

Сделать быстрее - (убыстрить)

Сделать крупнее - (укрупнить)

Сделать медленнее - (замедлить)

Сделать интереснее - (заинтересовать)

2.Исправьте «словообразования» малышей.

Мама, вот принц, а вот принцуха.

Ай, я задверил руку.

Я намакаронился.

Заразился, а потом отразился.

Заблудительный лес.



3. В знаменитой сказке английского писателя Льюиса Кэрролла «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» есть стихотворение из «Зеркальной книги». Вот оно в переводе Д.Орловской. Задание: Объясните, как образованы непонятные слова.

БАРМАГЛОТ.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.


О бойся Бармаглота, сын!

Он так свирлеп и дик,

А в глуше рымит исполин -

Злопастный Брандашмыг!


Но взял он меч, и взял он щит,

Высоких полон дум.

В трущобу путь его лежит

Под дерево Тумтум.


Он стал под дерево и ждет,

И вдруг граахнул гром -

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!


Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы - стрижает меч,

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч!

О светлозарный мальчик мой!

Ты победил в бою!

О храброславленный герой,

Хвалу тебе пою!


Как же образованы необычные слова? (Бармаглот - Бармалей и глотать, хливкие - хлипкие и ловкие, шорьки - шарь и хорьки, хрюкотали - хрюкали и хохотали и т.д)

4.Образуйте новые слова от слов:

Хитрый -

Играть -

Считать -

Адрес -

5.Найдите в тексте слова, соответствующие одной словообразовательной модели.

Катя - Катенька - Катюшка

Уложила спать игрушки:

Куклу безволосую,

Собачку безносую,

Лошадку безногую

И коровку безрогую -

Всех в комок,

В старый мамин чулок

С дыркой,

Чтобы можно было дышать.

«Извольте спать!

А я займусь стиркой…» (С.Черный)

6.Опеределите способ образования:

Страннохвост (животное в Южной Африке)

Кабаржонок (детеныш сибирского оленя)
III.Итог

Урок № 3.
Тема: Связь слов в словосочетании.


Цель: - повторить и закрепить типы связей слов в словосочетании.

Ход урока:



I.Повторение.

1.Составьте возможные словосочетания:

Объединение - руководство (предприятие)

Надеяться - верить (победа)

Помогать - заботиться (ветеран)

Упрекать - порицать (друзья)

Следить - обеспечивать (производство)



2.Подберите словосочетания соответствующие схемам:

гл×+ сущ. в Т.П.

Сущ×+сущ. в Р.П. нар.+ гл.×

Прил + сущ× нар.+нар.×


Олимпийское движение, заниматься спортом, идти быстро, слишком быстро, преодолеть препятствие, ранняя осень, вечер встречи, тетрадь брата, встать рано, секретарь директора, известный специалист, бежать быстро, страшно громко,

по-зимнему жарко, рисовать тушью, чертить карандашом, вражеский разведчик, берег реки.



3.Способы связи слов в словосочетании:

Согласование ×

Р.ч.П.

Прил.

Мест.

Прич.

Числ.

Управление ×


Определяет падеж Сущ.

Мест. (сущ.)

Прил.(сущ.)

Прич. (сущ.)


Примыкание ×


Только смысл Нар.

Дееприч.

Н.ф. гл.

Нескл. Сущ.

Прит. Мест.

II.Закрепление.

1.Определите способ связи в словосочетаниях:

Что-то удивительное, встретить ее, желание уехать, несколько человек, три товарища, идти рядом, зимнее пальто, сидеть полулежа, летнее кафе, быстро бегать, шестой ряд, слушать товарища, героически сражаться, играющий малыш, синяя птица, очень темно, построить дом, чтение книги, по - весеннему свежий, мы с тобой, очень интересный, знакомый с детства, блестящий успех, второй из участников, лежа слушать.




2.Найдите словосочетания со связью управление:

Тихо опустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.



III.Итог.

Уважаемая Ирина Геральдовна!

Прошу вас отправить сертификат о прохождении курсов по адресу: 636342 Томская область, Молчановский район, с. Сулзат, ул. Клубная 4-2 , Писаровой Елене Михайловне.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница