Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»



Скачать 82.38 Kb.
Дата07.11.2016
Размер82.38 Kb.
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 им. А.С.Пушкина г.Йошкар-Олы»

(МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»)

424002, г. Йошкар-Ола, ул. Я. Эшпая, 156, тел./факс: 8 (8362) 45-01-15

E-mail: Yoshgim4@mail.ru

«Одобрено»

Научно-методический совет МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»

Руководитель ___________И.В.Довгаль

Протокол № _________

«___»______________20___г.


«Рассмотрено и одобрено»

На заседании ГМО

Протокол № ______

от «___»___________20___г.


Председатель ___________И.В.Альфимова


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия №4

им. А.С.Пушкина»


_____________Л.И.Урусова

«___»______________20___г.





ПРОГРАММА

психолого-педагогической поддержки выпускников в условиях подготовки к ЕГЭ «Я и экзамен»




Составитель программы: педагог-психолог МБОУ «Гимназия №4

им. А.С.Пушкина»

Кодочигова Е.В.

2014 год
Пояснительная записка

Одной из важнейших задач школы  на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

      Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. ЕГЭ радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к новым аттестационным технологиям особо актуальна.

       По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.

       Подготовка к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении нескольких лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Однако степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.  Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: умении анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;

- стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.  

И зависит это не только от личностных качеств каждого конкретного ученика, но и от той позиции, которую занимают в данном вопросе педагоги и родители. Поэтому очень важно организовывать работу по всем направлениям психологического сопровождения (психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование и коррекционно-развивающая деятельность) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.

Все выше изложенное стало основанием для создания программы психолого-педагогической поддержки выпускников в условиях подготовки к ЕГЭ «Я и экзамен».



Цель программы: снижение уровня тревожности обучающихся на этапе подготовки и сдачи единых государственных экзаменов.

Задачи программы:

1) знакомство выпускников и родителей с особенностями и процедурой Единого государственного экзамена, формами и методами психолого-педагогической помощи при подготовке к экзаменам и в момент сдачи ЕГЭ;

2) повышение сопротивляемости стрессу в результате:

а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;

б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;

3) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.



Содержание программы

Программа включает в себя работу по трем основным направлениям:

1. Консультационная работа с родителями (освещение вопросов, касающихся особенностей подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, форм и методов психологической помощи выпускникам, родительского контроля и поддержки).

2. Профилактическая работа с обучающимися (диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, коррекционно-развивающие занятия).

3. Психолого-педагогическое просвещение педагогов (учителей-предметников, классных руководителей) по вопросам психо-эмоционального состояния обучающихся и методам работы с «кризисными» моментами в образовательном процессе в условиях подготовки и сдачи ЕГЭ.

Программа реализуется в несколько основных этапов:

1. Диагностический (изучение уровня личностной тревожности обучающихся, стрессоустойчивости выпускников, выявление детей «зоны ближайшего внимания»).

2. Этап реализации основных программных мероприятий (консультативная, коррекционно-развивающая работа по всем направлениям деятельности).



3. Рефлексивный (подведение итогов проведенной работы, оценка результатов работы по программе).
Календарно-тематическое планирование мероприятий по психолого-педагогической поддержке выпускников в условиях подготовки к ЕГЭ «Я и экзамен»

Название мероприятия

Цель

Сроки проведения

Кол-во часов

Форма проведения, категория участников

I. Диагностический этап

Анкетирование «Готовность к ЕГЭ»

Ориентировочная оценка готовности к ЕГЭ глазами самих выпускников

Февраль 2015 года

-

Обучающиеся 9, 11 классов

Тест школьной тревожности Филипса

Оценка уровня личностной тревожности обучающихся в условиях стрессовой ситуации, вызванной ЕГЭ

Февраль 2015 года




Групповое тестирование; обучающиеся 9, 11 классов

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Оценка психологических возможностей обучающихся в условиях стрессовой ситуации, вызванной ЕГЭ

Февраль 2015 года

-

Групповое тестирование; обучающиеся 9, 11 классов

Анкета «Выявление детей группы риска»

Выявление обучающихся, требующих особенного внимания и психолого-педагогической поддержки

Февраль 2015 года

-

Анкетирование родителей выпускников

II. Этап реализации основных мероприятий программы

«Психологическая подготовка к ЕГЭ: помощь выпускнику, педагогу и родителю»

Просвещение педагогов по вопросам психо-эмоционального состояния обучающихся в условиях подготовки и сдачи ЕГЭ

Март 2015 года

-

Обучающий семинар для педагогов

«Внимание: ЕГЭ»

Просвещение родителей по вопросам психо-эмоционального состояния обучающихся в условиях подготовки и сдачи ЕГЭ

Апрель 2015 года

-

Родительское собрание

Тренинговые занятия по программе «Я и экзамен»:

1. «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»




2. «Способы снятия нервно-психического напряжения»

3. «Уверенность на экзамене»



Снижения уровня тревожности обучающихся

Март, апрель 2015 года

3

Обучающиеся 9, 11 класса

III. Рефлексивный этап

Подведение итогов проведенной работы

Оценка результативности программы

Май 2015

-

Мониторинговое исследование (все категории участников)


Система контроля:

1. Тестирование обучающихся.

2. Наблюдение за психо-эмоциональным состоянием обучающихся в учебное и внеурочное время.
Ожидаемые результаты:

1. Повышение сопротивляемости стрессу в результате:

а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;

б) возрастания уверенности в себе, в своих силах.

2. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

3. Снижение уровня тревожности обучающихся.


ЛИТЕРАТУРА

Вопилова С.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников средней школы в процессе их подготовки к ЕГЭ. Методические рекомендации. — Норильск: НМИПКиПП, 2004.

Журнал «Школьный психолог», 2011 г.

Журавлев Д. Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание? // Народное образование. — 2003.– № 4.

Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Бахрам-М, 2000.

Программно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога / Под ред. Барановой В.Н. Омск: ГОУ ДПО ИРООО, 2006.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: Вако, 2005.

Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: Вако, 2005.

Фопель К. На пороге взрослой жизни. М.: Генезис, 2008.

Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. М.: Генезис, 2009.



http://psy.5igorsk.ru


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница