Умар бин Сулейман Аль Ашкар. Мир благочестивых ангелов Эльмир Кулиев Предисловие Кто такие ангелы и что такое вера в них?



Скачать 495.91 Kb.
страница1/3
Дата12.11.2016
Размер495.91 Kb.
  1   2   3
Умар бин Сулейман Аль Ашкар .

Мир благочестивых ангелов

Эльмир Кулиев

Предисловие

Кто такие ангелы и что такое вера в них?

Ангелы — существа, отличные от людей и джиннов. Это — благородные создания, полные чистоты, возвышенности и непорочности. Это — достойные и богобоязненные творения, поклоняющиеся Аллаху должным образом, выполняют Его приказы и никогда не ослушаются Его. Из текстов Корана и сунны мы познакомимся с некоторыми из их качеств.

Слово «малак» (ангел) образовано от корневой основы «алака». Слова «ма’лака» и «ма’лук» означают «послание». Слово «ангелы» образовано от них, потому что они — посланники Аллаха.

По мнению некоторых исследователей, слово «малак» (ангел) образовано от слова «мульк» (власть). Тех, кто наделен какой-либо властью среди ангелов, называют «малак», а среди людей — «малик» (царь).

Вера в ангелов — один из столпов мусульманской веры, и убеждения человека не могут быть правильными, пока он не уверует в них. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. [Они говорят]: “Мы не делаем различий между Его посланниками”» (Аль-Бакара, 285).

Как правильно веровать в ангелов?

Ас-Суйути приводит следующие слова аль-Бейхаки из книги «Шу‘аб аль-иман»:

Вера в ангелов заключается в следующем:

1. Вера в их существование.

2. Признание их положения, а также вера в то, что они — рабы и творения Аллаха, которые, подобно людям и джиннам, получают приказы и обременены обязанностями. Они обладают только теми способностями, которыми их наделил Аллах. Они смертны, но Всевышний Аллах даровал им долгую жизнь, и они не умрут, пока не придет их срок. Их нельзя описывать качествами, которые могут привести к поклонению им наряду с Аллахом Всевышним, и к ним нельзя взывать с молитвами, словно к божествам, как это делали прежние народы.

3. Признание того, что среди них есть посланцы, которых Аллах отправляет к Своим избранникам среди людей, и что Он может посылать их друг к другу. Помимо этого, следует верить в то, что среди них есть носители Трона, выстраивающиеся рядами, хранители Рая и Ада, записывающие деяния и гонящие облака. Обо всем этом или почти обо всем сообщается в Коране .

В этой книге подробно излагаются дошедшие до нас священные тексты, касающиеся веры в ангелов.

Глава 1. Качества и способности ангелов

Ангелы были сотворены из света. В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы созданы из света, джинны — из чистого пламени , а Адам — из того, о чем было поведано вам» .

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не разъяснил, из какого света были созданы ангелы, и мы не можем рассуждать по этому поводу, чтобы конкретизировать полученные сведения. Это — сокровенное знание, и других хадисов, проливающих больше света на данный вопрос, нет.

Что касается предания, пересказанного от имени ‘Икримы: «Ангелы созданы из света могущества, а Иблис — из огня могущества», и высказывания, переданного от имени ‘Абдуллаха бин ‘Амра: «Аллах создал ангелов из света Своих предплечий и груди», то их нельзя принимать к сведению. Если даже предположить, что вышеназванные уважаемые ученые действительно высказывали такие суждения, они все равно могли ошибаться. Вполне возможно, что они опирались на евреизмы , .

Валиуллах ад-Дахлави сказал:

Высший сонм делится на три группы. Как сообщил Аллах, к первой группе относятся ангелы, поддерживающие добрый порядок. Он сотворил их тела из света, подобного огню Мусы, и вдохнул в них благородные души.

Вторая группа — ангелы, возникшие в результате смешения нежных запахов, образовавшихся вследствие разлива возвышенных душ, категорически отвергающих животную грязь.

Третья — человеческие души, приближенные к высшему сонму. Они не перестают совершать дела, позволяющие им спастись и присоединиться к ангелам, пока с них не сбросят телесную оболочку, и тогда они последуют путем ангелов и будут считаться одними из них .

Однако в пользу такой подробной классификации нет ни одного достоверного текста.

Нам не известно, когда они были созданы, и Пречистый Аллах не сообщил нам об этом. Известно лишь, что они были созданы раньше, чем прародитель человечества Адам. В Коране подчеркивается, что Аллах сообщил ангелам о Своем намерении создать наместника на Земле: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на Земле наместника”» (Аль-Бакара, 30). Под наместником здесь подразумевается Адам, и ангелам было приказано поклониться ему: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Аль-Хиджр, 29).

Люди не могут видеть ангелов, потому что их эфирные тела сотворены из света, и Аллах не наделил нас способностью видеть их. Единственным в мусульманской общине, кто видел ангелов в их истинном обличии, был Пророк Мухаммад. Он дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах. Однако из священных текстов явствует, что люди могут увидеть ангелов, когда те принимают человеческий облик.

Величественные размеры ангелов

Всевышний Аллах сказал об ангелах, охраняющих Ад:



«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушаются велений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Ат-Тахрим, 6).

Ниже я ограничусь упоминанием хадисов о двух благородных ангелах.

1. Крупные размеры Джибрила

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дважды видел Джибрила в его ангельском обличии — в том образе, в котором его сотворил Аллах. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Он видел его на ясном горизонте» (Ат-Таквир, 23); «Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища» (Ан-Наджм, 13-15), т.е. это произошло, когда он был вознесен на небеса.

В «Сахихе» Муслима сообщается, что однажды ‘Аиша спросила Посланника (мир ему и благословение Аллаха) об этих аятах. Он сказал: «Это был Джибрил, и в том обличии, в котором он был сотворен, я видел его только эти два раза. Я видел, как он спускался с неба, закрывая собой все пространство между небом и землей» .

Когда ‘Аишу спросили о словах Всевышнего «Потом он приблизился и спустился» (Ан-Наджм, 8), она сказала: «Это был Джибрил. Обычно он приходил к нему в облике мужчины, но в тот раз он предстал перед ним в своем собственном обличии, закрыв собой весь горизонт» .

В «Сахихе» аль-Бухари приводятся слова ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: «Мухаммад видел Джибрила, и у него было шестьсот крыльев» .

Комментируя аят «Он увидел величайшие из знамений своего Господа» (Ан-Наджм, 18), Ибн Мас‘уд также сказал: «Он видел зеленый ковер, закрывший собой весь горизонт» . Это был тот самый ковер, на котором находился Джибрил. Согласно Ибн Хаджару, ан-Насаи и аль-Хаким передали со слов Ибн Мас‘уда: «Пророк Аллаха видел Джибрила на ковре, и он закрывал собой все пространство между небом и землей» .

Ибн Хаджар также сообщил, что в версии ан-Насаи слова Ибн Мас‘уда переданы следующим образом: «Мухаммад видел Джибрила. У него было шестьсот крыльев, и он закрывал собой весь горизонт».

В «Муснаде» имама Ахмада сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд сказал: «Посланник Аллаха видел Джибрила в его истинном обличии, и у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев падали самоцветы — жемчуга и яхонты». Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим .

В Коране Джибрил описывается следующим образом: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» (Ат-Таквир, 19-21). Благородный посланец — это Джибрил, а Владыка Трона — Господь могущества.

2. Крупные размеры носителей Трона

Абу Давуд передал со слов Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов Аллаха, об одном из носителей Трона. Поистине, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет» .

В версии Ибн Абу Хатима подчеркивается, что речь идет о годах полета птицы. В замечаниях к сборнику «Мишкат аль-масабих» иснад этого хадиса назван достоверным .

Ат-Табарани в своде «Аль-му‘джам аль-аусат» передал рассказ Анаса о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, несущих Трон. Его ноги на нижней земле, над его рогом — Трон, а между мочкой его уха и плечом — расстояние, которое птица пролетает за семьсот лет. Этот ангел повторяет: “Пречист Ты, где бы Ты ни был”».



Важнейшие внешние особенности ангелов

1. Крылья ангелов

Всевышний Аллах сообщил, что у ангелов есть крылья. У одних — два крыла, у других — три, у третьих — четыре. Есть ангелы, у которых намного больше крыльев: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает. Воистину, Аллах способен на все» (Фатир, 1).

Смысл этого аята в том, что Аллах наделил эти существа крыльями — двумя, тремя, четырьмя и более того. Ранее мы уже привели хадисы о том, что Посланник(мир ему и благословение Аллаха) видел Джибрила с шестьюстами крыльев.

2. Красота ангелов

Аллах наделил ангелов прекрасным, благородным обличием. В Коране говорится о Джибриле: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте» (Ан-Наджм, 5-7). По словам Ибн ‘Аббаса, выражение «зу мирра» означает «обладающий красивой внешностью». Катада сказал: «Обладающий прекрасным высоким сложением». Согласно другому толкованию, это выражение означает «обладающий могучей силой». Но одно не противоречит другому, потому что Джибрил — могучий и прекрасный ангел.

Люди всегда представляют ангелов прекрасными существами, а шайтанов — безобразными чудищами. Поэтому они нередко сравнивают красивых людей с ангелами. Посмотри, что сказали женщины, когда увидели правдивого пророка Йусуфа: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: “Упаси Аллах! Да ведь это не человек. Он не кто иной, как благородный ангел”» (Йусуф, 31).

3. Есть ли внешнее сходство между ангелами и людьми?

В «Сахихе» Муслима и «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Джабира о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне были показаны пророки. Там был Муса, мужчина среднего телосложения (или: худощавый мужчина), похожий на людей из шануа. Я видел ‘Ису, сына Марьям, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ‘Урва бин Мас‘уд. Я также видел Ибрахима, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ваш товарищ. (Он имел в виду себя самого.) И я видел Джибрила, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож Дихья». В одной из версий говорится: «Дихья бин Халифа» .

Что это за сходство, Джибрил в ангельском обличии был похож на Дихью аль-Кальби, или же он становился похожим на него, когда принимал человеческое обличие?! Последнее мнение наиболее предпочтительно, потому что, как мы еще увидим, Джибрил неоднократно принимал облик Дихьи.

4. Ангелы отличаются друг от друга размерами и достоинствами

Не все ангелы имеют одинаковый внешний облик и размеры. Одни ангелы имеют два крыла, другие — три, а у Джибрила целых шестьсот крыльев. Помимо того, они занимают разное положение перед Господом: «У каждого из нас известное место» (Ас-Саффат, 164). О Джибриле же сказано: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого» (Ат-Таквир, 19-20). Слово «макин» означает «почитаемый», «обладающий высоким положением перед Аллахом».

Лучшими среди ангелов считаются те, которые приняли участие в сражении при Бадре. В «Сахихе» аль-Бухари приведен рассказ Рифа‘а бин Рафи‘ о том, что Джибрил пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал [в сражении] при Бадре?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Одними из лучших мусульман». Или он сказал что-то в этом роде. Тогда Джибрил сказал: «То же самое относится к ангелам, участвовавшим [в сражении] при Бадре».

Ангелы не имеют пола

Одна из ошибок тех, кто рассуждает о незримых мирах, заключается в том, что они пытаются дать им оценку, опираясь на земные человеческие критерии. Кое-кто из них удивляется тому, что Джибрил приходил к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) спустя мгновения после того, как ему задавали вопросы, на которые он мог ответить только благодаря разъяснению от Аллаха. Как он передвигается с такой немыслимой скоростью, если даже свет достигает ближайших планет за несколько миллионов световых лет?

Этот бедняга не осознает того, что его можно сравнить с комаром, который пытается судить о скорости самолета по своим собственным меркам. Если бы он задумался над этим, то непременно понял бы, что мир ангелов живет по совершенно иным законам, не похожим на наши, человеческие законы.

В этом вопросе ошибались и арабские язычники, считавшие ангелов существами женского пола. Это ложное суждение смешалось у них с другим, еще более абсурдным верованием, и они решили, будто ангелы — дочери Аллаха.

Коран вступил с ними в полемику по этим двум вопросам и разъяснил, что их заявления были голословны и не опирались на достоверные доказательства. Просто удивительно, они приписывали Аллаху дочерей, хотя сами ненавидели собственных дочерей. Когда кому-нибудь из них сообщали весть о рождении девочки, его лицо мрачнело, и он с трудом сдерживал свой гнев. Он скрывался от людей, стыдясь происшедшего. Некоторые глупцы, выйдя из себя, закапывали новорожденную девочку живьем. Несмотря на это, они продолжали приписывать Аллаху детей и даже заявляли, что это дочери. Так рождаются лживые верования, которые разрастаются в умах тех, кто не примкнул к божественному свету!

Послушай аяты, в которых описывается и опровергается это заблуждение: «Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них — сыновья? Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом? Воистину, по своей лживости они говорят: “Аллах родил”. Воистину, они — лжецы. Неужели Он избрал дочерей и возвысил их над сыновьями? Что с вами? Как вы судите? Не помянуть ли вам назидание? Или у вас есть ясное доказательство?» (Ас-Саффат, 149-156).

Аллах назвал их лживые слова свидетельством, за которое они будут призваны к ответу. Поистине, говорить об Аллахе то, о чем у тебя нет знания, является одним из величайших грехов: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (Аз-Зухруф, 19).

Ангелы не едят и не пьют

Чуть раньше мы коснулись того, что ангелы не имеют пола. Так же они не нуждаются в человеческой еде и питье. Аллах сообщил нам о том, как ангелы явились к Ибрахиму в человеческом обличии. Он предложил им поесть, но они даже не притронулись к еде. Тогда пророк почувствовал страх, который прошел лишь тогда, когда они открылись ему: «Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот они вошли к нему и сказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!” Второпях и украдкой он направился к своей семье и принес жирного теленка. Он придвинул его к ним и сказал: “Не отведаете ли?” Он испугался их в душе, и тогда они сказали: “Не бойся”. Они обрадовали его вестью о знающем мальчике» (Аз-Зарийат, 24-28).

В другом месте сказано: «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”» (Худ, 70).

Ас-Суйути передал со слов Фахр ад-Дина ар-Рази: «Ученые единодушны относительно того, что ангелы не едят, не пьют и не вступают в половую близость».



Ангелы не знают скуки и усталости

Ангелы поклоняются и повинуются Аллаху, выполняют Его приказы, и это нисколько не наскучивает им и не вызывает у них усталости. Они не знают этого состояния, так хорошо знакомого людям. Описывая ангелов, Всевышний сказал: «Они славят Его днем и ночью без устали» (Аль-Анбийа, 20), т.е. они не лишаются сил. В другом аяте говорится: «Те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссилат, 38).

Опираясь на слова «без устали», ас-Суйути полагал, что ангелы не спят. Он же передал это мнение со слов Фахр ад-Дина ар-Рази.

Места обитания ангелов

Ангелы обитают на небесах: «Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа» (Аш-Шура, 5) .

В другом месте Аллах сообщил, что ангелы находятся возле Него: «Если же они возгордятся, то ведь те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссилат, 38).

По приказу Аллаха они нисходят на Землю, чтобы выполнить Его поручения: «Мы нисходим только по велению твоего Господа» (Марьям, 64). В особых случаях, таких как ночь предопределения, ангелы нисходят на землю в очень большом количестве: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям» (Аль-Кадр, 3-4).



Численность ангелов

Ангелы — весьма многочисленные творения, и их точное число не известно никому, кроме их Создателя: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (Аль-Муддассир, 31).

Если хочешь убедиться в их многочисленности, послушай, что сказал Джибрил, когда Посланник (мир ему и благословение Аллаха) во время ночного путешествия спросил его о доме наполненном (аль-бейт аль-ма‘мур): «Это дом наполненный. Каждый день в нем молятся семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не вернутся в него после того, как выйдут оттуда» .

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдуллаха бин Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов» . Следовательно, в день воскресения Геенну будут волочить 4 900 000 000 ангелов.

Убедиться в многочисленности этих существ можно, поразмыслив над текстами, в которых описываются ангелы, приставленные к человеку. Есть ангел, который заботится о зародыше, когда тот еще похож на каплю. При каждом человеке есть еще двое ангелов, записывающих его деяния. Помимо них есть ангелы-хранители, а также ангел-спутник, который постоянно наставляет его и указывает ему на прямой путь.

Имена ангелов

У ангелов есть имена, но нам известны лишь немногие из них. Ниже приводятся аяты, в которых упомянуты имена некоторых ангелов.



1, 2 — Джибрил и Микаил

Всевышний сказал: «Скажи: “Кто является врагом Джибрилу?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих. Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (Аль-Бакара, 97-98).

Джибрил — тот самый Верный Дух, о котором говорится в аяте: «Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (Аш-Шу‘ара, 193-194). Это Дух, о котором сказано: «В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа» (Аль-Кадр, 4). Его же Аллах послал к Марьям: «Мы же послали к ней Нашего Духа» (Марьям, 17).

3 — Исрафил

Так звать ангела, который подует в Рог.



Джибрил, Микаил и Исрафил — имена ангелов, которых Посланник (мир ему и благословение Аллаха) поминал во время мольбы, произносимой в начале ночного намаза: «О Боже, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное. Ты рассудишь рабов Твоих в том, относительно чего они разошлись [во мнениях]. Приведи меня с соизволения Твоего к истине, относительно которой они разошлись [во мнениях]. Поистине, Ты ведешь к прямому пути, кого пожелаешь» .

4 — Малик

Так звать ангела-хранителя Ада: «Они воззовут: “О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами”. Он скажет: “Вы останетесь [здесь навечно]”» (Аз-Зухруф, 77).



5 — Ридван

Ибн Касир писал: «Хранитель Рая — ангел по имени Ридван. Об этом ясно сообщается в некоторых хадисах» .



6, 7 — Мункар и Накир

Имена этих ангелов нам сообщил Посланник (мир ему и благословение Аллаха) , и во многих хадисах они связываются с допросом в могиле.



8, 9 — Харут и Марут

Эти два ангела были названы по именам Всевышним Аллахом: «Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» (Аль-Бакара, 102).

Из контекста аята следует, что когда-то Аллах отправил их для искушения людей. В толкованиях Корана и трудах по истории имена этих ангелов окружены многочисленными легендами, которые, однако, не находят подтверждения в Коране и сунне. Поэтому, рассказывая о них, следует ограничиваться смыслом вышеназванного аята .

В некоторых преданиях сообщается, что Ангела смерти звать Азраил, однако это имя не встречается ни в Коране, ни в достоверных хадисах .

Опираясь на слова Всевышнего «Справа и слева от него сидят [двое ангелов]. Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель» (Каф, 17-18), некоторые ученые считали, что Ракиб (наблюдатель) и Атид (готовый) — тоже имена ангелов. Но это суждение неверно, так как слова رقيب «ракиб» и عتيد «атид» здесь лишь характеризуют двух ангелов, которые записывают деяния рабов. Они всегда наготове и всегда находятся рядом, не отлучаясь от человека.

Смерть ангелов

Ангелы смертны так же, как люди и джинны. На это ясно указывается в словах Всевышнего Аллаха: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить]. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Аз-Зумар, 68).

Все это относится и к ангелам, потому что они обитают на небесах. Комментируя данный аят, Ибн Касир писал:

Здесь речь идет о втором дуновении, после которого умрут все обитатели небес и земли, за исключением тех, кого Аллах пожелает оставить. Об этом ясно сообщается в известном хадисе о Роге, который разъясняет смысл данного аята. Спустя некоторое время эти оставшиеся тоже испустят дух, а последним умрет Ангел смерти. Останется только Живой Вседержитель, Который был Первым и останется Последним. Он трижды спросит: «Кому же принадлежит власть сегодня?» А потом Сам же ответит: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Гафир, 16).

Еще одним доказательством смертности ангелов являются слова Всевышнего: «Все погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).

Но умирают ли они до дуновения в Рог? Этого мы не знаем, и мы не можем рассуждать об этом, потому что текстов, подтверждающих или отрицающих это, нет.



Благородство и покорность

Аллах назвал ангелов благородными и покорными существами: «…в руках посланцев благородных и покорных» (‘Абаса, 15-16), т.е. Коран находится в руках ангелов. Они названы посланцами, потому что Аллах отправляет их к Своим посланникам и пророкам. Аль-Бухари сказал:

Словом «сафара» названы ангелы. Форма единственного числа «сафир». Глагол «сафарту» означает «помирить». Ангелы названы так, потому что они нисходят с откровением Всевышнего Аллаха и по Его поручениям, подобно послам, устанавливающим мир между народами .

Итак, Аллах назвал ангелов благородными и покорными. Это значит, что их внешний вид прекрасен и величественен, а их нрав и деяния исполнены добродетели, чистоты и совершенства. Поэтому поступки и слова того, кто имеет при себе Коран, должны быть праведными и разумными.

Аль-Бухари передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран и знает его наизусть, пребудет с благородными посланцами, а тот, кто неустанно читает Коран и делает это с трудом, получит двойную награду» .

2. Стыдливость

Об этом качестве ангелов нам сообщил Посланник (мир ему и благословение Аллаха). В хадисе, переданном Муслимом со слов ‘Аиши, сообщается, что однажды, когда Посланник (мир ему и благословение Аллаха) лежал у нее дома, и его бедра или голени были обнажены, к нему пришел Абу Бакр. Он попросил разрешения войти, и ему было позволено. Пророк не изменил своего положения и начал беседовать с ним. Потом пришел ‘Умар и тоже попросил разрешения войти, и ему было позволено. Он начал беседовать с ним, продолжая лежать. Потом пришел ‘Усман и тоже попросил разрешения войти. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел и поправил свою одежду. ‘Усман вошел, и они побеседовали, а после его ухода ‘Аиша сказала: «Когда вошел Абу Бакр, ты не встретил его радушно и не придал этому значения. Когда вошел ‘Умар, ты тоже не встретил его радушно и не придал этому значения. Когда же зашел ‘Усман, ты сел и поправил одежду». В ответ он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как я могу не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы?»



Перевоплощение ангелов

Аллах наделил ангелов способностью перевоплощаться, принимая неангельское обличие. Так, Аллах отправил Джибрила к Марьям в облике человека: «Помяни в Писании Марьям. Вот она ушла от своей семьи на восток и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: “Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен”. Он сказал: “Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика”» (Марьям, 16-19).

К пророку Ибрахиму ангелы тоже явились в человеческом обличии, и он не смог распознать их, пока они сами не открылись ему: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: “Мир!” Он сказал: “И вам мир!” — и поторопился, чтобы принести жареного теленка. Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”» (Худ, 69-70).

К пророку Луту ангелы пришли в облике красивых юношей, и он испугался, что его соплеменники причинят им вред. Это были нечестивые люди, творившие зло и занимавшиеся мужеложством: «Когда Наши посланцы явились к Луту, он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: “Это — тяжкий день”» (Худ, 77).

Ибн Касир писал: «Ангелы предстали перед ними в облике красивых юношей, чтобы испытать и проверить их: против народа Лута был выставлен неопровержимый довод, и Аллах схватил их хваткой Могущественного, Всемогущего» .

Джибрил приходил к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) в разном обличии. Иногда он принимал облик Дихьи бин Халифы аль-Кальби — сподвижника, имевшего очень красивую внешность, а иногда являлся в образе бедуина. Свидетелями его явлений были многие сподвижники.

В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ ‘Умара бин аль-Хаттаба: «Как-то мы сидели около Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и тут к нам подошел человек в белой одежде и с черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас не знал его. Он уселся прямо напротив Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), уперся коленями в его колени, положил ладони на бедра и сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне об исламе”». В хадисе также сообщается, что он спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о вере, ихсане , Судном Часе и его признаках. Впоследствии Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что человеком, задававшим вопросы, был Джибрил, который явился, чтобы обучить сподвижников их религии .

‘Аиша видела, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) разговаривал с Дихьей аль-Кальби, положив руку на гриву его коня. Когда же она спросила его об этом, он сказал: «Это был Джибрил, и он поприветствовал тебя миром» .

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о человеке, который убил девяносто девять человек, а потом раскаялся и решил переселиться в другой город. Смерть настигла его, когда он прошел половину пути, и из-за него ангелы милости поспорили с ангелами наказания. Разрешить их спор было доверено ангелу, явившемуся к ним в образе человека. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда к ним пришел ангел в человеческом обличии, и они сделали его [судьей] между собой. Он сказал: “Измерьте расстояние от него до каждой из двух земель, и он принадлежит к тем, к кому окажется ближе”». Безусловно, они избрали его судьей по приказу Аллаха, и, следовательно, Сам Аллах отправил его к ним в образе человека. Эта история приводится в «Сахихе» Муслима, в главе «О покаянии» .

Как мы увидим ниже, в истории о трех сынах Исраила — прокаженном, плешивом и слепом, ангел приходил к ним тоже в человеческом обличии.

Некоторые ученые строили абстрактные логические суждения о том, как перевоплощаются ангелы, высказывая по этому поводу бесполезные мысли. Нам не стоит вдаваться в рассуждения об этих незримых вещах, потому что Аллах сообщил нам о том, что ангелы перевоплощаются, но не поведал нам о том, как это происходит. Те ученые могли бы довольствоваться тем, чем довольствовались Посланник Аллаха и его сподвижники, и остановиться там, где они остановились. Если тебе интересно познакомиться с их высказывания по данному вопросу, обратись к книге «Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик» имама ас-Суйути.

Большая скорость ангелов

Самая высокая скорость, известная людям, — это скорость света, равная 186 000 миль в секунду.

Ангелы передвигаются с еще большей скоростью, которую нельзя измерить человеческими мерками. Стоило людям задать вопрос Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), как Джибрил тут же приносил ему ответ от Господа могущества. Современные космические корабли нуждаются в миллиардах световых лет, чтобы добраться до одной из звезд в нашей обширной, безграничной Вселенной.

Знания ангелов

Аллах наделил ангелов богатыми познаниями, однако, в отличие от людей, они не обладают способностью самостоятельно постигать вещи: «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (т.е. творения, нареченные именами) ангелам и сказал: “Назовите мне их имена, если вы говорите правду”. Они ответили: “Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый”» (Аль-Бакара, 31-32).

Человек отличается способностью постигать различные вещи и явления, открывать законы Вселенной, ангелы же узнают об этом непосредственно от Всевышнего и Пречистого Аллаха. Несмотря на это, они узнают от Аллаха больше, чем известно человеку, и одним из дарованных им знаний является письмо: «Воистину, над вами есть хранители — благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете» (Аль-Инфитар, 10-12).

Споры в высшем сонме

Ангелы беседуют между собой о том, что сокрыто от них из откровения Господня. В «Сунане» ат-Тирмизи и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

В эту ночь мой Всеблагой и Всевышний Господь явился ко мне в наилучшем образе . Он сказал мне: «Мухаммад, знаешь ли ты, о чем спорят в высшем сонмеЯ ответил: «Нет». Тогда Аллах положил Свою руку мне между лопатками, и я почувствовал ее прохладу у себя на груди и узнал о том, что происходит на небесах и на земле. Он сказал: «Мухаммад, знаешь ли ты, о чем спорят в высшем сонме?» Я ответил: «Да, об искуплении и степенях. Искуплением служит пребывание в мечети после намаза, ходьба в мечеть на коллективный намаз пешком и тщательное омовение при неблагоприятных условиях. А степени достигаются благодаря распространению приветствия, угощению людей и совершению ночного намаза в то время, когда люди спят». Он сказал: «Ты прав, и тот, кто поступает так, проживет благую жизнь, умрет благой смертью, и за ним будет столько же грехов, сколько было в тот день, когда его родила мать». Он сказал: «Мухаммад, совершив намаз, говори: “О Боже, поистине, я прошу Тебя вдохновить меня на совершение добра и отказ от предосудительного, внушить мне любовь к бедным, прошу простить меня, смилостивиться надо мной и принять мое покаяние. Когда же Ты пожелаешь искушения для Своих рабов, то забери меня к Себе неискушенным!”» .

Процитировав этот хадис, Ибн Касир сказал:

Это известный хадис о сновидении Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и ошибается тот, кто считает, что это произошло наяву. Его различные версии приводятся в «Сунанах», и ат-Тирмизи передал его со слов Джахдама бин ‘Абдуллаха аль-Йамами.

Аль-Хасан назвал хадис достоверным, но это не тот спор, о котором говорится в Коране: «У меня не было знания о том, как препирались в высшем сонме. Мне внушается в откровении только то, что я — всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель» (Сад, 69-70).

Суть спора, упомянутого в хадисе, раскрывается в словах Посланника (мир ему и благословение Аллаха), тогда как суть спора, о котором сообщается в Коране, раскрывается в последующих аятах: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц”. Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих» (Сад, 71-74).

Таким образом, в Коране речь идет о споре ангелов по поводу Адама и отказа Иблиса поклониться ему, а также его попыток доказать Господу свое превосходство над человеком.



Ангелы во всем дисциплинированны

Ангелы поклоняются Аллаху организованно, и Посланник (мир ему и благословение Аллаха) призывал нас следовать их примеру в этом: «Почему бы вам не выстраиваться так, как ангелы выстраиваются перед своим Господом?» Люди спросили: «Посланник Аллаха, как же ангелы выстраиваются перед своим Господом?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они заполняют ряды и стоят плотными рядами» .

В день воскресения ангелы явятся, выстроившись стройными рядами: «Твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (Аль-Фаджр, 22). Они встанут рядами, чтобы предстать перед Всевышним Аллахом: «В тот день, когда Дух и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Ан-Наба, 38). Дух — это ангел Джибрил.

Посмотри, как аккуратно они исполняют Его приказы. В «Сахихе» Муслима и «Муснаде» Ахмада приводится хадис Анаса о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я приду к вратам Рая и попрошу открыть их. Страж спросит: “Кто ты?” Я отвечу: “Мухаммад”. Он скажет: “Мне приказано не открывать никому до тебя”» .

Из хадиса о ночном путешествии тоже можно сделать вывод о том, насколько точно ангелы выполняют веления Аллаха. Достигая каждого неба, Джибрил испрашивал разрешения войти, и врата раскрывались перед ним только после расспросов.

Непогрешимость ангелов

Ас-Суйути приводит следующие слова кади ‘Ийада:

Мусульмане единодушны в том, что ангелы — достойные верующие, и мусульманские имамы единодушны в том, что посланцы среди ангелов так же непогрешимы, как пророки. Они находятся на положении пророков и доносят до них послания, как пророки доносят послания до своих народов.

Однако ученые разошлись во мнениях относительно тех ангелов, которые не являются посланцами. Одни считали, что никто из ангелов не совершает грехов, и при этом они опирались на слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушаются повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Ат-Тахрим, 6); «У каждого из нас есть известное место. Воистину, мы выстраиваемся рядами, и, воистину, мы прославляем [Аллаха]» (Ас-Саффат, 164-166); «А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают» (Аль-Анбийа, 19); «…благородных и покорных» (‘Абаса, 16); «К нему прикасаются только очищенные» (Аль-Ваки‘а, 79) и т.п.

Другие считали, что все это относится только к посланцам и приближенным ангелам. Это мнение опирается на историю о Харуте и Маруте, а также об Иблисе. Согласно достоверному мнению, абсолютно все ангелы непогрешимы, и эти возвышенные существа не имеют отношения ни к чему, что умаляет их достоинство.

Что касается истории о Харуте и Маруте, то по этому поводу до нас не дошло ни одного хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — ни слабого, ни достоверного. Что же касается истории Иблиса, то большинство ученых считают, что он не был ангелом. Считается, что он был прародителем джиннов подобно тому, как Адам — прародитель всего человечества .

Этого вопроса коснулся и ас-Сафави аль-Урмави, на которого также ссылается ас-Суйути:

Ангелы непогрешимы, и в пользу этого можно привести следующие доказательства.

1. Всевышний Аллах сказал, что они «выполняют все, что им велено» (Ат-Тахрим, 6), «поступают согласно Его велениям» (Аль-Анбийа, 27). Эти два аята касаются не только выполнения приказов, но и отказа от всего запрещенного, потому что запрет — это повеление не делать что-либо. Эти аяты подразумевают похвалу в адрес ангелов, и заслужить ее можно только, выполняя повеления и избегая всего запрещенного.

2. Всевышний сказал: «Они славят [Его] днем и ночью без устали» (Аль-Анбийа, 20), т.е. они проводят все свое время в поклонении, а, следовательно, не грешат.

3. Ангелы являются Божьими посланцами: «…Сделавшему посланцами ангелов» (Фатир, 1). Посланцы должны быть непогрешимы, ибо, подчеркивая их величие, Всевышний сказал: «Аллах лучше знает, куда поместить Свое послание» (Аль-Ан‘ам, 124). Это есть высшая форма похвалы.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница