«Улицы моего города»



Скачать 105.23 Kb.
Дата28.10.2016
Размер105.23 Kb.
Муниципальная бюджетная организация

Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

Имени Дважды Героя Советского Союза А.В.Алелюхина

Конкурс творческих работ

« Мы помним, мы гордимся!»
Тема : «Улицы моего города»

Выполнил : учащийся 11 класса

Щенников Александр

Руководители: Морозова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы,

Матвеева И.Л., учитель информатики.


2015г


Любой населенный пункт, будь то деревня, поселок или город, славится своей неповторимой и уникальной историей и людьми. К сожалению, сегодня почти полностью нарушена преемственность поколений, утрачены многие традиции, забыты люди, благодаря которым растет и развивается поселок. Не зная местной истории, трудно быть уверенным в будущем.

Тверская область, пгт Кесова Гора. Совсем небольшой поселок с численностью населения около 4 тысяч человек. А как богата его история, которая начинается с 5 – 3 тысячелетия до Рождества Христова, когда впервые упоминается о пространстве Киасовских земель. Сегодня это поселок со своей историей, которая от части хранится в названиях улиц: Пионерская, Молодежная, Комсомолькая, Пролетарская, Октябрьская и другие. А сколько достойных людей взрастила родная Кесовогорская земля! Это и заслуженные врачи, учителя, известные поэты и писатели, артисты и ,конечно, ветераны Великой Отечественной войны, которые внесли свой вклад в общую Победу! Среди имен людей, прославивших родную землю, имя Алексея Васильевича Алелюхина, дважды Героя Советского Союза , генерала – майора авиации. Его именем названа одна из улиц поселка.

Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора Калининской области (Россия), в семье рабочего. В начале 30-х гг. семья переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил работать на фабрику. Вечерами Алексей занимался в планерной школе. В Советской Армии с 1938 года. Призван Мытищинским РВК Московской области. Был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1939 г. Алелюхин начал свою службу в частях Ленинградского военного округа. В октябре 1940 г. был переведен в Одессу, в 69-й ИАП.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира истребительного авиаполка. Принимал участие в обороне Одессы, Харькова, в наступательных боях под Ростовом, Таганрогом, Мелитополем, на территории Германии.

За три месяца боев под Одессой А. Алелюхин совершил 183 боевых вылета на И-16, провел 56 штурмовок, в одной из которых ему удалось обнаружить и уничтожить орудие крупного калибра. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух-трех десятков... 

В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта. Именно тогда подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания

На третий день войны открыл счет своих побед - в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не.111. Спустя несколько дней, в небе Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден Красного Знамени. 

Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был перевооружен с И-16 на новые истребители - ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошел вдоль линейки самолетов и на высоте 50 метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман... 

Годовщину войны летчики полка встретили в тяжелых боях на только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в воздухе немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом направлении (1200 самолетов против 300 советских). Именно здесь Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его одиночный самолет был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз (!) отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во время одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить вперед немца и сбить его. Интересно, что Герхард Баркхорн, ас ╕ 2 Люфтваффе, воевавший тогда на том же направлении, вспоминал позднее сорокаминутный бой с одиночным "лаггом", который так и не удалось сбить... Вернувшись из того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня. 

Осенью 1942 г. полк был перевооружен, теперь уже на Як-1, пополнен и в конце ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы, достигшей к тому времени своей кульминации. Именно тогда летчик велел покрасить красным капот своего "яка", а фюзеляж с обеих сторон украсила черная пантера.

Яркая раскраска была вызовом: такой самолет стерегли "охотники", по нему старались нанести первый удар, это был риск, лишний шанс боя и возможность новой победы. Здесь, под Сталинградом, Алелюхин был назначен комэском, за 11 личных и 6 групповых побед удостоен звания Героя Советского Союза. Черную пантеру пришлось закрасить, а вот красный капот остался, перешел позднее на нос "кобр" и "лавочкиных" как цвет эскадрильи Алелюхина, синий стал цветом эскадрильи Ковачевича, а желтый - Амет-хана. ...Свою новую машину, теперь "Аэрокобру", Алелюхин "обновил" в первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой: "Издали я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая самонадеянность! - подумалось мне. 

В атаку! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ, пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики. Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам фашистов, которые, по-видимому, приняли нас за своих. Обман удался! С короткой дистанции я поймал "юнкерс" точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его. "Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле еще два фашистских бомбардировщика". 

25 апреля 1944 г., во время воздушной схватки в районе Севастополя, он сошелся в лобовой атаке с шеститочечным ФВ-190, снаряд которого пробил 38-миллиметровое лобовое бронестекло кабины и ранил Алелюхина в лицо, шею и плечо. И вновь он остался в полку, и уже через неделю повел эскадрилью на боевое задание. 5 мая во время прикрытия бомбардировщиков шестерка Алелюхина была атакована восемью ФВ-190. Очередью сверху на командирской машине были повреждены рули высоты. "Кобра" Алелюхина вошла в плоский штопор, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Сильный ветер сносил пилота в сторону немцев, с большим трудом ему удалось "приветвиться" (парашют повис на дереве) на нейтральной полосе. Из неудобного положения Алексей освободился скоро, но возвратиться к своим удалось лишь в результате встречного боя, организованного нашей пехотой. Замполит полка Н. Верховец, участвовавший в воздушном бою и подоспевший в бой наземный, привез Алелюхина в часть на знаменитой полковой "эмке", хранимой всю войну. 

В июле 1944 г. Алексей осваивает свой пятый за войну тип истребителя - Ла-7. Участвуя в боях в Прибалтике, а затем в Восточно-Прусской и Берлинской операциях, заместитель командира 9-го гиап гвардии майор Алелюхин одержал свои последние четыре победы. Два "фокке-вульфа" он сбил в одном бою 27 марта 1945 г. над Балтикой, западнее Пиллау. 

Всего за войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев - 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, сам бывал ранен, горел, сажал подбитую машину на "вынужденную" и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед (лично сбил 40 и в группе 17 самолетов противника), стал известнейшим летчиком страны - победительницы, воспетым в незамысловатых строках: Если в небе Алелюхин, Значит, "юнкерс" на земле. 

Во время войны не забывал о родине. Алексей Васильевич вел переписку со школьниками. Свои боевые вылеты посвящал школе и её ученикам. В письмах обращался к ребятам с просьбой поддержать солдат хорошей учебой и примерным поведением. Ребята давали ответное слово и изо всех сил старались сдержать его.

В 1948 г. Алексей Васильевич закончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 1954 г. - Академию Генштаба. Служил в штабе ВВС МВО. В 1985 г. генерал-майор авиации Алелюхин демобилизовался. Жил и работал в Москве. 

Дважды Герой Советского Союза (24.8.43; 1.11.43). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями. 

Умер в 1990 году в возрасте 70 лет. Бюст героя установлен в поселке Кесова Гора. Добровольцы ДСП «Важное дело» следят за порядком здесь всесезонно.
Алексей Васильевич Алелюхин – дважды Герой Советского Союза, уроженец Кесовой Горы, совершивший более 600 боевых вылетов и участвовавший более чем в 120 воздушных боях!

Во время пионерского движения ( 80-ые годы 20 –го столетия) дружина в школе носила имя дважды героя Советского Союза А.В. Алелюхина. В настоящее время имя героя присвоено школе и увековечено на мемориальной доске.

Одна из лучших улиц поселка названа его именем.

По улице, что на краю полей,

Он именем прописан стал навечно…

И смотрит в мраморе и бронзе Алексей

С горы Киясовской в даль неба бесконечно…

(Н. Архипова, Н. Бородулина.)






Именной Ла-7, подаренный Алексею Алелюхину летом 1944 года.









 

Список всех известных побед Гвардии майора А. В. Алелюхина:


( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)



п / п


Д а т а

Сбитые
самолёты


Место воздушного боя
(одержанной победы)


Свои
самолёты


1

30.07.1942 г.

1  Ме-109

Калач

И-16, ЛаГГ-3,

Як-1, "Аэрокобра", Ла-7.



2

30.09.1942 г.

1  Ме-110

Зеты - Заплавная

3

03.02.1943 г.

1  Ме-109

южнее Красный

4

22.02.1943 г.

1  Ме-109

Верхне - Широкий

5

20.03.1943 г.

1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)

Приморская

6

21.03.1943 г.

1  Ме-109

Азов

7

27.03.1943 г.

1  Ме-109

восточнее Пешково

8

23.06.1943 г.

1  Ju-88

Маргаритовка

9

28.06.1943 г.

1  Ме-110

северо - восточнее Шабельское

10

16.07.1943 г.

1  Ме-109

Успенская

11

17.07.1943 г.

1  Ju-88

западнее Ясиновский

12

1  Ju-88

Куйбышево

13

1  Ме-109

Мариновка

14

21.07.1943 г.

1  Ju-88

юго - западнее Калиновка

15

1  Ju-88

западнее Куйбышево

16

24.07.1943 г.

1  Не-111

западнее Штергрэс

17

25.07.1943 г.

1  Ме-109

Калиновка

18

19.08.1943 г.

1  Ме-109

восточнее Писаревский

19

20.08.1943 г.

1  Ju-88

западнее Калиновка

20

22.08.1943 г.

1  Не-111

Артемовка

21

04.10.1943 г.

1  Ме-109

Копани

22

01.11.1943 г.

1  Ме-109

южнее Армянск

23

02.11.1943 г.

1  Ме-109

северо - западнее Армянск

24

24.04.1944 г.

1  FW-190

северная окраина Севастополя

25

1  FW-190

бухта Северная

26

26.03.1945 г.

2  FW-190

залив Фриш - Граф

27

12.04.1945 г.

2  FW-190

район Берлина

       Всего сбитых самолётов - 34 + 6  [ 27 + 1 ];  боевых вылетов - 601;  воздушных боёв - 123.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница