Удаленный эксперимент в физическом практикуме на базе Учебных Лабораторных Комплексов



Скачать 28.63 Kb.
Дата13.11.2016
Размер28.63 Kb.
Удаленный эксперимент в физическом практикуме
на базе Учебных Лабораторных Комплексов

Белавин В.А. Квливидзе В.А. Радченко В.В. Рахимов А.Т.

НИИЯФ МГУ, Физический факультет МГУ

Основная задача Учебных Лабораторных Комплексов (УЛК) состоит в том, чтобы на основе современной компьютерной техники создать учебные лабораторные установки с широким диапазоном технических возможностей, отражающих как классическую физику, так и современные достижения науки.

Компьютерные технологии сегодня широко используются в физическом образовании. Предлагаемое решение существенно раздвигает рамки его применения. Оно дает возможность обучать студентов сложнейшим современным методам экспериментальной атомной физики, не выходя за рамки возможностей учебной лаборатории.
Основные принципы создания Учебных Лабораторных Комплексов:


  1. Создание обширной базы экспериментальных данных на современных исследовательских установках.

  2. Создание управляемых моделей экспериментального оборудования, адекватных соответствующим современным исследовательским прототипам (аналоги тренажеров в технике).

  3. Создание программ:

а) для управления ходом эксперимента;

б) для получения и отображения результатов эксперимента. Экспериментальные точки выводятся в окнах программы в динамическом режиме в точном соответствии с ходом реального эксперимента;

в) для математической обработки результатов эксперимента (спектров, характеристик, графиков).
УЛК состоит из модели прибора, компьютера с соответствующим программным обеспечением и методического руководства-описания.

Испытания комплексов (с участием студентов и физиков-профессионалов) показали: УЛК в работе практически не отличим от реальной исследовательской установки.


Достоинства метода:


  1. УЛК работает в широком диапазоне классов точности.

  2. УЛК, как учебная установка учитывает методические особенности при проведении учебного эксперимента.

  3. УЛК является аналогом современного научного оборудования.

  4. УЛК безопасен. Уровень безопасности его не ниже, чем у современных бытовых приборов.

  5. УЛК значительно дешевле своих реальных исследовательских прототипов и доступны как для ВУЗов, так и для средних школ.

На сегодняшний день созданы четыре комплекса по атомной физике.





Рентгеновский спектрометр.



Опыт Франка и Герца.



Опыт Резерфорда.



Мессбауэровский спектрометр.



Использование предлагаемого метода проведения физического эксперимента может предполагать также использование современных информационных технологий для получения доступа к экспериментальным данным с помощью сети интернет.

В этом случае программное обеспечение, управляемое с панели прибора-модели, связывается с серверами НИИЯФ МГУ и получает для дальнейшего исследования и обработки экспериментальные результаты, полученные на базовых научных экспериментальных установках Института.
УЛК представляет собой готовую к эксплуатации задачу практикума. Методическая и программная части ее разработаны под изучение конкретной учебной темы с набором необходимых методов обработки эксперимента. Документация к задаче включает многоуровневое методическое описание, рассчитанное на университеты, технические ВУЗы и средние школы.

Возможности предлагаемого метода экспериментального обучения практически не ограничены. Метод дает возможность быстрого внедрения новых экспериментов и методик обучения, и просто адаптируется к различным уровням обучения - университету, техническому ВУЗу и школе.


Более подробную информацию Вы можете найти на нашем сайте в Интернет по адресу: http://umk.sinp.msu.ru.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница