Учреждение дополнительного образования дом детского творчества «созвездие» муниципального образования г. Краснодар



Скачать 88.68 Kb.
Дата10.05.2016
Размер88.68 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОДАР
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

( В рамках недели педагогического мастерства, посвященной Международному дню танца)



Краснодар, 2013

Методика игры на ударных инструментах

При игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти к туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук. Чтобы добиться технического совершенства при игре ногами, необходимо также уделять большое внимание развитию мышц ног. Здесь важна правильность посадки ударника. Он должен сидеть на такой высоте, чтобы мышцы ног находились в расслабленном состоянии, а сами ноги были согнуты в коленях под углом

примерно 135 градусов.Высота посадки должна соответствовать также высотному положению маленького барабана и том-тома, а именно: верхняя плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в локтевом сгибе образовывали при игре прямой угол. В свою очередь, поверхность том-тома должна быть на одной высоте с поверхностью маленького барабана. В зависимости от положения рук следует отрегулировать и наклон плоскости маленького барабана. Первый вариант (см. варианты положения рук) предусматривает очень небольшой наклон (не более, чем в два сантиметра). Второй вариант - горизонтальное положение плоскости маленького барабана.

Комплектование ударных инструментов. Приступая к комплектованию инструментов, каждый ударник должен руководствоваться прежде всего профессиональными требованиями, но учитывать при этом и свой личный вкус. Один из наиболее распространенных комплектов ударных инструментов: маленький барабан со штативом, большой .барабан, чарльстон (механическое устройство с двумя тарелками), педаль к большому барабану, большой том-том, маленький том-том, большая тарелка, звонок, палочки и щетки.

Установка барабанов. При установке комплекта ударных инструментов следует тщательно отрегулировать высоту верхних плоскостей том-томов и маленького барабана: их поверхности должны быть непременно на одном уровне. Тогда можно будет свободно играть на этих инструментах обеими руками, не меняя в процессе игры высотную позицию рук. При этом удастся избежать многих ненужных движений и добиться технической непринужденности исполнения.

Прежде чем приступать к освоению техники игры, следует научиться правильной посадке. Сидя за маленьким барабаном, рукам и верхней части туловища нужно придать положение, которое вы видите на рис Руки в локтях округлены. Локти находятся на расстоянии от туловища и слегка выдвинуты вперед. Руки согнуты под прямым углом (это достигается установкой на правильной высоте маленького барабана). Все вышесказанное относится и ко второму варианту положения рук (см. варианты положения рук).

Внимательно рассмотрите рисунки. Здесь показана смена pyк при ударах. Чтобы произвести удар (исходная позиция №1), поднимем палочку в правой руке вверх, как это показано на иллюстрации (позиция №2). Из этого положения палочка падает вниз и ударяет по коже маленького барабана. В то время, как правая палочка устремляется вниз, левая палочка, оставив исходную позицию, поднимается вверх, где принимает положение, показанное на иллюстрации (позиция № 3). Таким образом, в тот момент, когда одна палочка прикасается к коже маленького барабана, другая находится в приподнятом положении и готова произвести удар. Этому упражнению следует уделить особое внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и отработать его до такой степени, чтобы движения стали механическими. Полное овладение упражнением - предпосылка достижения хорошей техники.

УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗМИНКЕ- Разминка рук имеет очень большое значение. Она помогает избегать переутомления мышц, растяжения связок и других травм, которые могут возникнуть при обучении игры на барабане. К разминке следует приступать за 5-10 минут до начала игры. Разминку можно делать и на инструменте, но это не всегда возможно. Поэтому более удобно пользоваться упражнениями, показанными на иллюстрациях.

ТРЕНИРОВКА - Тренировка на маленьком барабане сопровождается сравнительно большим шумом, что в домашних условиях может служить помехой для окружающих. Поэтому каждому будущему ударнику необходимо приобрести (изготовить) тренировочную дощечку. Она состоит из штатива и деревянного диска, на который наклеена резина. Тренировочная дощечка очень практична и ее легко переносить с места на место. Когда я работал руководителем эстрадного коллектива, то мой "барабанист" говорил, что занимался на мешочках, наполненных песком.

Как стать барабанщиком?!

Самообразование. Как к нему относиться? Это хорошо или плохо? Многие согласятся с тем, что у каждого человека есть собственное мнение на это счёт. Поэтому давайте рассмотрим более детально этот вопрос, лишь сделаю поправку на моё сугубо личное отношение к этому вопросу, так что не судите очень строго.

 
  Каждый индивидуум выбирает себе направление движения и старается двигаться выбранным курсом. И мне хотелось бы помочь в правильном выборе направления. Ведь как говорили издавна: «Как корабль назовёте, так он и поплывёт». И если правильно сделать старт, можно успешно овладеть искусством драмминга (игры на ударных инструментах). А начнём с самого простого пути - пути к барабанной установке, без остановок у преподавателей и прочих премудростей.

 
  Итак, кто-то решил играть, а лучше это называть «долбить» на барабанах. Этот «кто-то» покупает палочки и дома, глядя в видик или телек, начинает подражать известным барабанщикам, колотя по всему, что попадает под палочки. В основном подражание сводится к копированию поз, и мимики не обращая внимание на самое главное. Родители «балдеют», соседи тоже. Итак, когда «освоены» основные (простейшие) приёмы битья в барабаны, уже можно искать группу. Соответственно группу таких же «мастеров» как и сам барабанщик. В основном это может быть панк-группа. В таких вообще умение играть не очень то и приветствуется. И вот уже первые концерты (танцы на школьном вечере, в клубах, короче может быть что угодно) и первые проблемы: то палочки из рук вылетают, и надо бы их скотчем к рукам привязать, пластики в хлам, или чего хуже тарелки чужие в дребезги! Если после первого опыта не стало ясно, что надо заняться серьёзно изучением приёмов игры на ударных - это неизлечимо. Панк-рок останется единственным и последним пристанищем такому «музыканту».

   Путь второй более тяжёлый и тернистый. Он может вывести к вершинам барабанного мастерства. Но первая дорога ведёт к преподавателям, которые дадут фундамент для строительства карьеры барабанщика. Музыка-это сложный язык созданный из сплетения нот, звуков, музыкальных фраз, которые сложены в произведения. Мы ведь сразу после рождения сами не можем разговаривать. Сначала мы слушаем окружающих, запоминаем и пытаемся повторить. Сначала издаём звуки, из них слагаем слова, слова складываем в предложения. Точно так же и преподаватель, даёт основное направление, учит различным музыкальным фразам, которые потом можно будет сложить в предложения, из которых и рождается музыкальный язык. Основное, что даст преподаватель-это правильная постановка рук, от которой в дальнейшем зависит темп обучения, а так же целостность ваших драгоценных металлов (тарелок) и барабанных мембран. Овладев основными приёмами, и примерно зная направление дальнейшего движения каждый может с приобретённым багажом отправляться своим собственным путём. Здесь я имею в виду самосовершенствование и дальнейшее самообучение. Это может проходить по разному: путём занятий с помощью видео или аудиошкол, используя разнообразные нотные самоучители и попутно придумывая свои собственные фишки.

   А теперь несколько советов для начинающих барабанщиков:

1. Найдите в магазинах или закажите у мастера специальные палочки для занятий по старой методике (на мешочке с песком). Эти палочки в два раза толще обычных и тяжелее. Все упражнения, которые вы знаете, пробуйте отрабатывать этими палочками на мешке с песком. Мешок можно сделать самому из брезента размером 11Х11 см.

2. Не тратьте зря время, а посмотрите вокруг! Если у вас есть знакомый или друг-барабанщик, занимайтесь вместе и попробуйте с ним соревноваться в исполнении разнообразных упражнений. Соревновательность придаст обучению более динамичный характер.

3. Не надо замыкаться и отгораживаться то мира, надо чаще бывать на концертах, где выступают опытные барабанщики, и стараться чаще самому показать себя.

4. Во время занятий следите за состоянием рук, если чувствуете, что рука устала и мышцы начинают болеть, прекращайте занятия и дайте рукам отдохнуть.



   Знайте, что совершенству нет предела, и всё в ВАШИХ руках!

10 ступеней к успеху при обучении игре на барабанах


I.    Первый шаг в освоении игры на ударных инструментах очень важен, и если Вы решили взять в руки барабанные палочки, позаботьтесь о своих руках! Не думайте, что можно обучиться этому, на вид лёгкому делу, самостоятельно многие это уже прошли, и не надо повторять чужих ошибок. Надо начинать с правильной постановки рук и делать это лучше всего с опытным преподавателем. То, что под чутким руководством проходят за недели, самому придётся разбирать месяцами. Можно заучить множество приёмов, просмотреть на видео уйму выступлений барабанщиков, но во много раз больше Вы узнаете, наблюдая живое исполнение.

II.   Не стоит останавливаться на одном каком-то музыкальном стиле. В любой музыке есть огромное количество полезной информации, творческих идей, разных методов исполнения, которые можно перенять и развивать самостоятельно. Во время прослушивания музыки, пробуйте записывать её на ноты, это особенно важно для начинающих, такой метод является хорошим подспорьем в обучении.

III.   Барабанщику нужны не только руки и ноги, но и голова, потому что в ней находится мозг, который отвечает за поддержание темпа для группы (ансамбля). И если Вы не способны держать темп устойчиво на протяжении всей композиции, Вам просто необходимо больше времени уделять для занятий с метрономом, и только таким способом можно избавиться от этой проблемы. А для того чтобы проверить себя, запишите себя на магнитофон и потом прослушайте с друзьями. Это послужит или доказательством несостоятельности или же опровергнет предположение о том, что Вы не держите темп.
У многих могут возникнуть трудности в связи с тем, что барабаны заглушают звук метронома. В этом случае надо использовать электронный метроном, подключив его к усилителю.

IV.   Большинство новичков используют левую ногу для того, чтобы держать тарелки Хай-Хета закрытыми. Но попробуйте использовать эту ногу для отбивания ритма произведения, нажимая на педаль. Это упражнение поможет координированию Ваших рук и ног для одновременной и непосредственной игры различных интересных фишек.

V.   Все упражнения нужно отрабатывать в медленном темпе! Это одна из основ Вашего дальнейшего роста. Многие спешат сесть за установку и играть, как их кумиры, не приложив для этого необходимых усилий. Но на это есть известная всем народная мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», а основной смысл этой ступени кроется в анекдоте. Два быка, молодой и старый стоят на пригорке, а внизу пасётся стадо коров. Молодой бычок говорит старому: «Давай быстренько сбежим с горки и впердолим вон той молодой тёлочке!». На что старый отвечает: «Н-е-е-е-т, мы медленно спустимся с горы, и поимеем всё стадо!!!». Чем медленнее и дольше Вы будете отрабатывать упражнения, тем точнее и без ошибок сможете проигрывать их в быстром темпе.

VI.   Когда вы освоите разные техники игры на ударных, научитесь играть такие же ритмы и сбивки как Ваш кумир, не останавливайтесь на достигнутом и не копируйте полностью стиль его игры. Пытайтесь на основе имеющегося у Вас багажа знаний развивать свой собственный стиль игры. Ведь музыка-искусство, которое требует большого творческого потенциала.

VII.   Для того чтобы контролировать ход обучения и наблюдать прогрессию, чаще делайте запись своей игры на барабанах. Это поможет выявить скрытые ошибки, которые не заметны когда Вы за инструментом, и поможет откорректировать дальнейшее обучение.

VIII.   Самое главное для чего Вы учитесь играть на ударных инструментах – это исполнение музыки в коллективе, будь то рок-группа, или оркестр народных инструментов. Работа в коллективе – один из лучших способов для повышения профессионального уровня, и улучшения барабанной практики.

IX.   Можно заниматься и без коллектива, под музыку, но не просто копируя манеру игры барабанщика, а попытаться для начала написать свою трактовку произведения на ноты, и уж потом проигрывать под музыку. Поменяйте некоторые ритмы, на те, которые Вы придумали и практикуйтесь.

X.   Сама музыка – это выражение разных чувств и эмоций создание чего-то нового. Живое исполнение сильно отличается от студийной работы и других практик, поэтому не уподобляйтесь компьютеру, который включился после «счёта». Старайтесь играть разнообразно, и я надеюсь, что всё у Вас получится!!!

   Желаю всем достичь выдающихся успехов! Играйте на ударных инструментах, и если мои советы Вам помогут, я буду очень рад.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница