Ученица 10 класса



Скачать 119.79 Kb.
Дата28.10.2016
Размер119.79 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа

Выполнила:

Ученица 10 класса

Суховнина Виктория

Руководитель:

Учитель истории:

Макарова

Оксана Валерьевна

Не память ли укажет

Края родной земли

Не память ли расскажет,

Где мы с тобою шли.

Вот уже шестьдесят семь лет прошло с окончания Великой Отечественной войны. Но даже за такой большой промежуток времени земля не оправилась от ран, нанесённых ей в военные годы. До сих пор на полях, в лесах, в реках, болотах находят останки солдат, погибших, защищая свою Родину.

Поклонимся великим тем годам,

Всем главным командирам и бойцам,

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым.

В те далёкие и тяжёлые сороковые война коснулась каждого. Из Куйтунского района на фронт ушло 3483 человека, многие из них не вернулись домой. Из нашего села Барлук было призвано около 500 будущих защитников, а погибло около ста. Спустя 67 года со дня Победы в селе живёт лишь один участник Великой Отечественной войны – это Сизых Иван Миронович, который прошёл всю войну, был ранен, имеет награды: два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу», «За победу над Германией».

А тем временем на фронте шли ожесточённые бои. Регулярно в наше село приходили письма от бойцов, но ещё чаще приходили похоронки. Каждая женщина, мать, дочь или сестра боялись получить страшное послание с фронта. Да разве можно уберечься от горя!

Сколько сломанных судеб, сколько погибших молодых парней?! Кто может точно назвать эту горькую цифру? Страдала вся Россия, каждый город и деревня.

Уходили, мы их ждали долго,

Уходили, а потом- конверт.

В том конверте почерком красивым

Пишет кто – то: сына больше нет!

Некоторые матери ждали сыновей пропавших без вести и после войны. Кто- то возвращался. И это было чудо. Но таких чудес, к сожалению, очень мало. С каждым годом реальность брала своё. Пропал без вести - значит , погиб.

После войны в каждом селе появились памятники погибшим воинам. Такой памятник появился и в нашем селе. Это был солдат с автоматом на плече, стоявший на плите и устремивший свой взгляд куда- то вдаль.

Каждый год 9 мая в день Победы на мемориале людно, сюда идут и взрослые, и дети, чтобы почтить память тех, кто погиб, защищая Родину. Звучат фанфары, реквием и возлагаются цветы к памятникам.

Не все с войны домой вернулись близкие,

Остались средь некошеных полей,

Чтоб вознестись в рассветы обелисками

По всей земле, по всей земле!

2. Обоснование выбора темы

39 лет назад в с.Барлук был открыт памятник погибшим в Великой Отечественной войне, на нем надпись «Никто не забыт, ничто не забыто». Ежегодно в селе проводится Митинг, посвященный Дню Победы, к подножию памятника возлагают венки, приносят букеты цветов. Молодожены, начинающие совместную жизнь, сразу же после регистрации брака, приходят к памятнику с цветами, как бы прося благословления на счастливую семейную жизнь. Одним словом, в селе чтят память погибших. Но мы школьники продолжаем вести исследовательскую работу по погибшим в годы Великой Отечественной войны. В п. Куйтун проходил конкурс «Ученик года 2010», наша ученица Фофанова Яна стала участницей данного конкурса с разработанным проектом «Аллея Памяти», посвященная погибшим ученикам в годы войны. В школьном краеведческом музее мы нашли список погибших учеников, их 28 выпускников. В дальнейшем мы с группой ребят решили открыть Аллею Памяти погибшим ученикам на территории нашей школы. В день рождения школы, 17 октября 2010г , (нашей школе 55 лет), Аллея была открыта. Меня в дальнейшем заинтересовала судьба этих людей. И решила написать исследовательскую работу «Память в камне». Очень мне бы хотелось узнать её и рассказать своим односельчанам.



3. Цели и задачи

Цель работы – узнать и написать о судьбах наших выпускников, погибших на фронтах в годы Великой Отечественной войны.



Для решения нашей цели были поставлены следующие задачи:

1.Найти участников и очевидцев той далекой поры.

2. .Найти фотоматериалы, связанные с этим событием.

3. Найти материал в школьном краеведческом музее о выпускниках войны.



4. Источники исследования

Источниками исследования являются воспоминания жителей села и материала школьного краеведческого музея.



5. Методы исследования

Работая над исследованием, мы использовали следующие методы:

1.Провели беседы с очевидцами войны

2. Работали с материалами школьного архива, Барлукской сельской администрации.



6.Выбор места открытия Аллеи Памяти

Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам пришлось обратиться к жителям села. В поиске интересующих нас сведений помогли учитель истории Шпонарская Ольга Генриховна, ветеран педагогического труда Гаранина Любовь Гавриловна и Шустикова Анна Ивановна. Оказывается после окончания войны в селе, напротив школы был установлен памятник Ленину. Памятник был установлен на постаменте. Со слов опрашиваемых и материалов школьного музея мы узнали, что у памятника проходили торжественные мероприятия, сборы ионерской организации. Со временем, в годы перестройки, почему то памятник был заброшен и разрушен. Выбирая место, открытия Аллея Памяти, мы единогласно пришли к выводу, что Аллея будет именно здесь. Место оказалось очень красивым и удобным: заброшенный палисадник можно легко и в короткое время восстановить, здесь растут деревья, посаженные школьниками, рядом находился школа, и все идущим мимо, видно это место.



6.1Подготовка к открытию Аллеи Памяти

Как только начались летние каникулы, группа ребят добровольцев активно взялись за дело. Ежедневно ребята трудились на выбранной территории. Огромную работу проделала школьная бригада. Юноши и девушки 8 класса Абрамович В, Горянский К, Убран С, Онучила Л, Фофанова Я, Суховнина В, Козлова О, Тишкина Т, Коротаева В, Макарова Л, Тупицына С. облагораживали территорию, ремонтировали и красили палисадник . Члены школьного парламента Хорошилова Ирина и Лонина Анна совместно с президентом школьного парламента Филипповой Анастасией оказывали необходимую помощь. Для реализации проекта была составлена смета в сумме 18 тыс руб. В нашем селе не много каких- либо организаций и частных предпринимателей. Но особо приятно было то, что к каким предпринимателям мы не обращались, никто нам не отказал в просьбе. Нам выделили пиломатериал, краску, деньги на приобретение необходимых нужд.



6.2.Торжественное открытие памятника

И вот он настал этот день, 17 октября 2010г состоялось открытие Аллеи Памяти, в день рождения нашей школы, т.к 17 октября 1960 года состоялось открытие здание нашей школы. В этот день на территории школы необычно шумно и празднично. Все ребята школы, работники, приглашенные и гости направляются на отведенное место.

Под звуки военных песен ведущие объявляют об открытие Аллеи Памяти:

«Сегодня в честь празднования 50-летия любимой школы мы собрались на торжественную линейку, посвященную открытию Аллеи памяти, погибшим ученикам и директору школы в годы войны.

Сегодня школе - 50…
Все те же стены, парты и доска,
Звонок, уроки, перемены…
И в коридорах шум и теснота.
Как все привычно! А самое главное мирное небо над головой.

А вот 69 лет назад было совсем не так

28 выпускников окончили школу, ушли добровольцами на фронт и не вернулись с войны.

Не дымятся дали, пыль черна от слез.


Ни одной медали не принесли они
Только в этом самом нет их здесь вины,
Потому что сами не пришли с войны.

Сегодня мы вспоминаем наших выпускников, которые погибли на войне.

Сегодня мы открываем Аллею Памяти тем, кто сражался за нас с вами. Права открыть список погибших учеников предоставляем сестре погибших братьев, ветерану войны Зубенцовой Тамаре Степановне. Кажется все, и все замерло вокруг, только звучит музыка, видны слезы на глазах присутствующих и звучит список учеников, который поместили на

Звучат слова благодарности всем тем, кто пришел на торжественное открытие, все тем, кто принимал участие в реализации проекта. И еще раз хотелось выразить благодарность нашим руководителям, которые не остаются равнодушными к просьбам и задумкам детей. Выражаем слова благодарности главе сельского поселения Тирских В.Д и директору ООО «Авангард» Колесникову А.И за оказанную спонсорскую помощь в реализации проекта.

Заканчивается торжественная линейка возложением гирлянды от выпускников школы 2010-2011 учебного года выпускникам 1941 и разноцветное количество цветов появляется на клумбах от присутствующих здесь неравнодушных людей.

7. Судьбы выпускников, погибших в годы войны.

Самый большой выпуск был в 1941-42 годах 42 человека. В школе работало 9 учителей. В начале войны директором школы был Татарников Валентин Александрович. Он вместе с учениками ушел на фронт и погиб.

В годы войны в селе была комсомольская организация все ученики, погибшие на войне, были комсомольцами.

Когда началась война, комсомольцы подали в военкомат заявление с просьбой послать их на фронт. Просьба была удовлетворена.

Собирая сведения об « огненном выпуске» учащиеся собрали сведения о погибших в годы войны.

28 выпускников(список известен- Приложение 1. ) окончили школу, мечтали стать шоферами, трактористами, врачами и учителями, но им не удалось осуществить свою мечту, началась Великая Отечественная война. Они первыми вышли в строй добровольцев во главе с директором школы. Никто из ушедших не вернулся с войны.

Мы встречались с родственниками, погибших выпускников и односельчанами. И вот что нам стало известно.

Вспоминает сестра погибших братьев Зубенцева (Бровина ) Тамара Степановна:

Бровин Николай Степанович родился в 1918году. Он был старшим братом в семье. Николай Степанович работал дежурным на подстанции. Затем был взят на службу в армию, служил пограничником кавалеристом. Не дослужил, был отправлен на войну.

Младший брат Иннокентий ушел на войну в самом начале. Мне было 6 лет, когда началась война, помню до сих пор, что мама сильно плакала, но я не понимала, почему. Мы получили несколько писем от Иннокентия, и знали , что он находится в Тернопольской области. Затем приходили письма из с. Малые Загайцы, Дедергальского района. Когда подходили немцы, ушел в партизанский отряд. Долгое время мы не получали от него писем, всем стало известно, что надо ждать беды, наш брат пропал без вести. Старший брат Николай сообщил родителям, что поедет добровольно мстить за брата. В 1944году Николай погиб в Польше на восточной границе. После окончания войны мы узнали, что на этом месте, где он погиб установлена стела, среди 5 фамилий есть имя Николая Степановича. Николай имел награды.

В списках погибших Махоткин Павел Федорович. В селе из родственников не проживает сегодня никто, но сохранился дом, где жила его семья. Мы обратились в хозяйке этого дома Высоцкой Г.Д.Оказалось, что она давно нашла дневники и записи из воспоминаний отца Павла Махоткина Федора Васильевича и подарила их нам. Пролистывая тетради, мы узнали, что отец и брат, вернувшись с войны, вели расследования и делали записи в сохранившихся дневниковых записях:

Когда началась война братья Павел и Анатолий ушли на фронт. Младший брат Павел сражался в боях с немецкими фашистами под Севастополем. В период этих боев он был тяжело ранен и отправлен в военный госпиталь. Это был 19441г. Почти два года о нем ничего не было слышно. Думали, что он умер от ранения в госпитале или пропал без вести. Но в 1944г в июле совершенно неожиданно на фронте Анатолий получил от него письмо. Оказывается, что Павел жив, здоров воюет в чине старшего лейтенанта в авиационных частях, на истребителе громит немецких фашистов. В письме они списались и договорились воевать вместе в одной дивизии. Анатолий тут же договорился с офицером части о возможности пребывания брата в их часть. В то время предоставлялась возможность воевать вместе. Так воевали братья, отцы вместе со своими сыновьями. Но ответного письма от брата Анатолий не получил. Анатолий писал: «Мы уже в Карпатах, местечко Мшаны) ведем бои за взятие польского местечка Дукля». В воспоминаниях Анатолий писал: « Когда мы возвращались из Карпат, письма отправленные брату все были возвращены с наклей кой ярлыком, где говорилось: «Письмо возвращается обратно за выбытием адресата» Это письмо я хранил долго». Неожиданно для себя Анатолий получает письмо от отца из с. Барлук. Отец писал: «Павлика больше не ищи и не жди. Он геройски погиб на фронте под г. Вильнюсом Литовской ССР 31 июля 1944г». О гибели брата я рассказал своим офицерам. Капитану Кадвинченко, майору Котранову, капитану Орлову. В память о погибшем брате, мы поклялись отомстить немецким фашистам под лозунгом «Враг будет разбит! Победа останется за нами!» Мой брат – Герой Советского Союза, который сложил свою буйную голову за Родину- мать, за весь Советский народ!»

Рассказывает Кипрушина Е.В сестра погибшего брата: Кипрушин Иван Иванович родился в 1918 году в семье крестьянина. С 8 лет родители отдали учиться в школу, в которой в то время было 5 классов. Учеба давалась легко. В первые послереволюционные годы он закончил школу. Иван был активным талантливым организатором молодежи. Он организовал комсомольскую ячейку и стал её руководителем . Партийные деятели села, видя, что из него может получиться настоящий коммунист, отправили его в Иркутскую совпартшколу, где он проучился 2 года. После успешного окончания школы, он около двух лет работал секретарем партийной организации в городе Канск. А затем его берут в ряд Советской Армии, где он был политруком. Командование и партийная организация отправляют его в Ленинград в коммунистический институт журналистики имени Воровского. После окончания института и до начала войны он работает в этом же институте ректором. Во время блокады Ленинграда ушли добровольно защищать « колыбель революции», среди них был и Иван Иванович. Под городом Пушкино (бывшее Царское село) он погиб смертью храбрых. В Ленинграде у Ивана Ивановича осталась жена Лидия Михайловна и дети Юра и Лёля. Дочь умерла во время блокады, сын закончил 10 классов и живет в Ленинграде, работает машинистом электровоза, имеет свою семью.

А вот об этом человеке нам удалось узнать не многое, т.к. родственников в нашем селе сегодня нет. Это материалы, найденные в школьном краеведческом музее:

Черных Дмитрий Алексеевич в армию призван в 1941 году. Был включен в десантную группу для высадки в тыл врага в районе Смоленска. В мае 1942 десантников высадили в тыл врага. Группа должна была собирать разведывательные данные, нарушать связь противника, оказывать поддержку окруженным советским войскам. В тылу пробыли до августа. Затем прорвались к Москве, был небольшой отдых, затем снова высадка десантной группы в районе Великих Лук, для связи с партизанами. Прошли с боями до Белоруссии, здесь соединились с регулярной армией. Принимал участие в освобождении Минска, там был тяжело ранен. Больше известий никаких нет.

Очень скудную информацию мы нашли о Николае Терентьеве.

Терентьев Николай вступил в пионеры в 1930 году. Вождем отряда был Любочко Николай Трифонович. Часто были сборы, где разбирали поведение, обсуждали неуспевающих, премировали лучших учеников. Часто были походы, экскурсии, собирали растение, насекомых, жгли костры. Когда началась война, учеников отправляли на заимку, где жили дней по 10, копали картофель.

Но вскоре сам Николай попросился на фронт. Его просьба была удовлетворена. Воевал на Курской дуге. Погиб в битве за Москву.



8.Выводы

В ходе работы мы нашли материал только о 5 выпускниках , которые ушли и фронт и погибли. Многое еще остается не изведанным и непонятным. В школьном краеведческом музее о этих людям очень мало информации, а свидетелей того времени и родственников почти уже нет. Но мы надеемся, что будем в дальнейшем продолжать вести работу по этой теме.



9. Заключение

Как мало осталось в стране ветеранов той, потрясшей весь мир войны! Относитесь к ним с почтением не только в тот день, когда они надевают свои ордена и приходят на встречу с вами, когда проводят митинги у могил. Не забывайте о них на вокзале, в автобусе, в поликлинике, в приемной, в семье. Относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за то, что они сделали для вас в 1941-1945 годах.

В День Победы мы вновь придем к могилам ветеранов войны, чтоб низко поклониться им за то, что мы есть на земле.

В майский день

На всей земле моей –

Цветы в руках у вдов и у детей.

Влюбленные всех сел и городов

Останутся впервые без цветов.

В майский день

С земным поклоном низким

Страна цветы приносит к обелискам…

Д. Бромберг

Использованная литература и источники:


  1. Опубликованные:

История с. Барлук . О.В. Макарова 2007г

Неопубликованные:

Летопись села школьный краеведческий музей


  1. Воспоминания старожилов и жителей села:

Шустикова А.И.

Бровина Т.С.

Высоцкая Г.Д

Шпонарская О.Г

Гаранина Л.Г

Памятник, воинам погибшим солдатам, 1973г

Открытие Аллеи Памяти

Памятник Ленину, рядом со школой



Место, разрушенного памятника Ленину



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница