Учебное пособие по развитию русской устной и письменной речи Андижан, 2012 Ответственный редактор



страница1/15
Дата30.04.2016
Размер2.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



В.А.Каращук, Н.С.Аграновская






Министерство высшего и среднего специального образования

Республики Узбекистан
Андижанский государственный университет
В.А.Каращук, Н.С.Аграновская


Русская речь
Учебное пособие по развитию русской устной и письменной речи

Андижан, 2012


Ответственный редактор: доктор филологических наук, профессор Ш.Х.Шахобиддинова
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Р.Г.Баратов

Учебное пособие ставит задачей развитие навыков устной и письменной речи говорящих на русском языке на основе современных интерактивных технологий обучения


Рекомендовано к печати решением Ученого совета Андижанского государственного университета 30 декабря 2011 года

Авторы выражают глубокую признательность ректору Андижанского государственного университета профессору Т.А.Мадумарову за презентацию книги и содействие в ее издании

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие адресовано всем, кто хочет развить навыки русской устной и письменной речи, повысить свою речевую культуру.

В нём использованы современные подходы к обучению русскому языку.

Цель данного учебного пособия – корректировка и развитие навыков и умений слушания и говорения, чтения и письма, совершенствование монологической и диалогической речи, освоение особенностей официально-делового, публицистического, научного и художественного стилей речи. Материал учебного пособия распределён по сферам общения, таким как общественно-политическая, обиходно-бытовая, социально-культурная и учебная.

В каждой сфере общения представлены темы и комплексы упражнений, имеющие ярко выраженный прагматический характер.

Учебное пособие личностно ориентировано, содержит жизненно важный, интересный, занимательный материал, включает диалоги, полилоги и задания для самообразования.

В нём подобраны тексты по широкому кругу знаний: общественным, гуманитарным и естественным наукам, культуре, искусству, практической деятельности человека. Здесь помещены очерки о жизни известных ученых, художников, писателей, стихи любимых поэтов.

При отборе материала для учебного пособия использовалось параллельное страноведение: вместе с текстами из произведений И.С.Тургенева, А.П.Чехова, К.Г.Паустовского, рассказами о Третьяковской галерее, «Золотом кольце», Ю.А.Гагарине, русскими пословицами, песнями, загадками, скороговорками и т.п. здесь помещены тексты о независимости Узбекистана, Наврузе, Бабуре , Алишере Навои, Улугбеке, Хиве и др.

В «Русской речи» сознательно сделан крен в сторону функционального, а не описательного подхода при определении его содержания. Тем самым, авторы хотели подчеркнуть коммуникативную и прагматическую направленность учебного пособия.



ВВЕДЕНИЕ
Вы изучаете русский язык. Это родной язык для русского народа. Но на нем говорят не только русские, проживающие в России и за ее пределами, но и люди других национальностей. Русский язык является мировым языком, одним из рабочих языков Организации Объединенных Наций. На этом языке написаны произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.М.Горького, С.А.Есенина, М.Н.Булгакова, М.А.Шолохова, К.Г.Паустовского.

Язык обычно усваивают с рождения. Но языки также изучают в детском саду и в школе, в лицее и в колледже, в институте и в университете. В языках (а их на земном шаре несколько тысяч) можно найти много общего. В них есть слова, которые состоят из звуков и морфем (корней, приставок, суффиксов). Слова входят в словосочетания и предложения, из которых образуется речь. Звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения изучаются в разделах науки о языке: фонетике, морфемике, лексикологии, морфологии, синтаксисе.

Все языки выполняют главную работу - с их помощью люди общаются друг с другом. Эта функция языка называется коммуникативной. Поэтому важно знать не только устройство языка, но и уметь говорить на нем.

В этом учебном пособии подобраны тексты, задания и упражнения, выполняя которые вы будете развивать свою устную и письменную речь, а значит - учиться уверенно говорить и писать по-русски. Авторы искренне желают вам этого!





I. ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 1. ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
Первое сентября 1991 года займет в тысячелетней истории узбекского народа свое особое место. В этот день республика приступила к строительству самостоятельной государственности.

Пройденный с этого момента путь был нелегким, но главное, что удалось сделать президенту и руководству республики - это сохранить мир на нашей древней земле.

Любое демократическое государство держится на прочном порядке. В Узбекистане он существует на основе межнационального согласия.

Независимость Республики Узбекистан признали более 120 государств мира. Узбекистан принят в Организацию Объединенных Наций и другие авторитетные международные организации. Он стал равноправным членом мирового сообщества.

Перед молодой суверенной республикой стоит множество проблем: политических, экономических, экологических, социальных. Их решение требует времени и большого труда. В своем приветствии народу Узбекистана в первую годовщину независимости республики Президент Ислам Каримов сказал: "Давайте в этот добрый праздничный день откроем настежь сердца и объятия, дадим руки друг другу, забудем о наших тревогах, простим нанесенные обиды".

Он призвал всех своих соотечественников посвятить свою жизнь Родине, не сворачивать с избранного пути.


Комментарии к тексту

1. Занять место в истории - запомниться.

2. Приступить к строительству государственности – начать создавать государство.

3. Государство держится на порядке - в государстве должен быть порядок.

4. Межнациональное согласие - мирные, дружественные отношения между нациями.

5. Признать независимость - выразить положительное отношение к независимости.

6. Член мирового сообщества - равноправное государство.

7. Стоят проблемы - много дел.

8. Решение требует времени и труда - надо трудиться долгое время, чтобы жить лучше.

9. Открыть сердце - быть искренним.

10. Дать руки друг другу - дружить.

11. Посвятить жизнь Родине - жить для Родины.

12. Не сворачивать с избранного пути - идти прямо.
Запишите словосочетания в свой словарик. Выучите их дома.

Задания к тексту


а) прочитайте текст вполголоса, обратите внимание на смысл опорных словосочетаний;

б) произнесите правильно: с этого [cэтава], нелегким [н’ил’охк’им], что [што], руководству [рукавоцтву], держится [д’эржыца], мирового [м’иравова], настежь[нас’т’иш], избранного[избраннава], сердца[с’ирца];

в) проговорите вполголоса опорные слова;

г) проверьте, как вы поняли текст:

1. Выделите ту часть текста, в которой содержится ответ на вопрос: Главное, что удалось сделать руководству республики за годы независимости?

2. Найдите ту часть текста, в которой говорится о проблемах, стоящих перед молодой республикой.

3. Прочитайте пожелание Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.


Прочитайте диалог в лицах

- Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Рустама.

- Я слушаю.

- Рустам, это Коля. Почему ты не пришел вчера в лицей?

- Я был болен.

-Чем?


- Простудился.

- Как ты чувствуешь себя?

- Спасибо. Сейчас почти здоров. Что нового в лицее?

- Завтра у нас большой праздник - День независимости. Придешь?

- Обязательно. Я выучил стихотворение, посвященное этой славной дате. Хочу прочитать на празднике.

- Замечательно. Девочки из нашей группы тоже подготовили номер. Но они его держат в секрете. Будет очень интересно.

- Да. Ты зайдешь за мной?

- Конечно, часов в девять. Выздоравливай. Пока.

- До завтра.
Задание. Расскажите о том, как вы отметили праздник Независимости. Используйте слова активной лексики из текста.

Упражнение 1. Прочитайте стихотворение и устно ответьте на вопросы.

Цените хлеб
... Под жестким снегом В нем мужество мужей.

Пашни тихо спят. В нем прочность

Но бродят в них, Пограничных рубежей.

Как старое вино, Цените хлеб -

Те силы. Живую связь времен.

Что уйдут потом Родство любых

В зерно. Народов и племен.

Цените хлеб. Цените хлеб,

В нем жизни торжество. Как Родину,

В нем наша красота Как мать.

И мастерство. Цените хлеб.

В нем смех детей.



(Б. Макаров)

Словарь


Ценить - qadrlamoq

Торжество - tantana

Святой - muqaddas

Мужество - jasorat

Пашня - shudgor

Рубежи - chegara

Бродить - kezmoq

Племя - qabila


Вопросы и задания
1. Обратите внимание на звуки и буквы в словосочетании "цените хлеб" [цын'ит'и хл'эп].

2. За что мы ценим хлеб?

3. Как вы относитесь к хлебу?

Упражнение 2. Составьте предложения с опорными словосочетаниями из текста.

Упражнение 3. Прослушайте скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп.

Покатился колобок,

На дороге коробок.

Удивился колобок,

Закатился в коробок.
Упражнение 4. Переведите на русский язык.

1. Rustam kasal bo’lib qoldi, shuning uchun u kecha o’qishga bormadi.

2. Do’stlaringiz sizni bayram bilan qizg’in tabrikladi.

3. Siz bu matnni albatta uqing, keyin uning mazmunini menga aytib berasiz.

4. Hamma o’quvchilar tantanali-majlisga keldi.

5. Biz mustakil O’zbekiston Respublikasining Konstitusiyasi hakida suhbat o’tkazdik.


Упражнение5. Закончите предложения, используя слова активной лексики из текста.

1. Первое сентября 1991 года займет в истории Узбекистана ...

2. Демократическое государство держится на ...

3. В Узбекистане существует ...

4. Узбекистан принят в...

5. Перед молодой республикой стоит...

6. "Давайте в этот день…"

Упражнение 6. Проведите игру "Встречаем делегацию".

А) Вы встречаете делегацию, прибывшую на празднование Дня независимости. Познакомьтесь с членами делегации, назовите свое имя, место учебы, курс, группу.

Б) Вы - члены делегации, которая прибыла в ваше учебное заведение из района. Придумайте себе имена, место учебы. Место встречи - автовокзал.
Образец:

- Простите, это делегация из Ханабада?

- Да. Здравствуйте! Мы прибыли на праздник независимости нашей республики по приглашению руководства лицея иностранных языков.

- Очень приятно. Моя фамилия Ганиев. Я член оргкомитета по проведению праздника. Учусь в лицее иностранных языков. Изучаю английский. Добро пожаловать в Андижан.

- Директор индустриального колледжа Максуд Каримович Каримов, руководитель делегации. Разрешите познакомить вас с членами делегации. Рустам Олимов - студент 1 курса, отличник, Шахзода Иминова - студентка 2 курса, отличница, Ботир Эргашев - студент 1 курса, победитель областной олимпиады по английскому языку.

- Как доехали? Все здоровы?

- Спасибо. Все в порядке.

- Тогда прошу в машину.


Упражнение7. Прослушайте пословицы поговорки. Прочитайте их. Запомните.

1.Не гордись званьем, а гордись знаньем.

2.Доброму гостю и хозяин рад.

3.Что написано пером, не вырубишь топором.

4.Красна речь поговоркой.

5.Только первый шаг труден.


Упражнение8. Напишите объявление о праздновании Дня Независимости.

ТЕМА 2. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН
Человечество узнало о нем 12 апреля 1961 года. В этот день, по словам поэта, "Земля проснулась с именем его". Имя Юрия Гагарина стало символом космической эры, символом мужества и героизма. Чем дальше история отдаляет от нас полета, начавшегося утром 12 апреля с космодрома Байконур, тем значимее становится его величие.

Теперь этот день народы мира торжественно отмечают как Всемирный день авиации и космонавтики, отдавая тем самым дань уважения подвигу Юрия Гагарина. Им был сделан самый сложный шаг в дороге к звездам, первый шаг, с которого начинается любой долгий и трудный путь исследователей.

В своей речи перед стартом Юрий Алексеевич говорил о том, что все в жизни было сделано и достигнуто ради этой звездной минуты.

"Юрий Гагарин, - подчеркивал один из конструкторов, провожавших его в полет, - отвечал всем требованиям, которые предъявлялись к командиру первого пилотируемого космического корабля. Он был смел, решителен, обладал отличными знаниями и здоровьем, хорошо понимал степень риска и моральную ответственность перед людьми, перед человечеством за успех первого шага в неведомое".

В наследство он оставил звездную дорогу, по которой идет благодарное человечество.

Комментарии к тексту
1. Земля проснулась - все люди утром узнали.

2. Стать символом - воплощать, предстать в образе.

3. Становиться значимее - становиться важнее, весомее.

4. Отдавать дань уважения - уважать

5. Звездная минута - главный момент в жизни.

6. Отвечать всем требованиям - подходить.

7. Степень риска - мера ответственности.

8. Моральная ответственность - нравственная ответственность.

9. Звездная дорога - дорога к звездам.

10. Благодарное человечество - благодарные люди.


Запишите словосочетания в свой словарик. Выучите их дома.

Задания к тексту.

а) прочитайте текст вполголоса, обратите внимание на смысл опорных словосочетаний;

б) произнесите правильно: человечество [ч’илав'эч’иства], начавшийся [начафшыйс'а],становится [станов'ица],с которого [скаторава], начинается [нач’инайица], его [йиво], первого [п'эрвава], пилотируемого [п’илат'ируйимава], космического [касм'ич’искава], наследство [насл'эцтва].;.

в) проговорите вполголоса опорные словосочетания;

г) проверьте, как вы поняли текст:

1. Прочитайте ту часть текста, где говорится о величии Юрия Гагарина.

2. Найдите в тексте слова конструктора, прочитайте их.

3. Перескажите текст, используя опорные словосочетания.


Прочитайте диалог в лицах

- Что ты слышал о Юрии Гагарине?

- Он первым полетел в космос.

- Когда?


- Точно не помню, кажется, в апреле 1961 года.

- Тебе знакомо его лицо?

- Да, очень симпатичный. Его знает весь мир.

- Слышал, кто еще летал в космос?

- Да, наш земляк Адылжан Шарипов.

- Отважный человек.






Упражнение 1. Прослушайте рубаи Бабура.

Я снова средь друзей - о долгожданный миг!

К потоку тех речей я с жадностью приник.

Как трудно мне, друзья: ведь я за эти годы,

Привыкнув горевать, от радости отвык!
Когда меня ты вспомнил, друг мой милый,

Во тьме светло мне стало вдруг, мой милый.

Нам свидеться нельзя, но теплый твой привет

Мой излечил недуг, болезнь разлук, мой милый.


Словарь

Долгожданный - uzoq kutilgan

Недуг - betoblik

Поток - oqim

Свидеться - ko’rishib qolmoq

Горевать - qayg’urmoq

Разлука - ayriliq, hijron
Прочитайте вполголоса стихи. Произнесите только ударные гласные звуки. Выучите рубаи дома.
Упражнение 2. Закончите предложения, используя активную лексику из текста.

1. Имя Юрия Гагарина стало...

2. Народы мира отдают... подвигу Юрия Гагарина.

3. Все в жизни было сделано и достигнуто ради этой...

4. В наследство он оставил..., по которой идет...

Упражнение 3. Отгадайте загадку.

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.
Прочитайте загадку вполголоса. Выучите наизусть.
Упражнение 4. Готовимся к олимпиаде.

Почему гласные можно "петь", а согласные - нельзя? Что такое голос?






Упражнение 5. Проведите игру "Где бы нам поесть?"

А) Вы задержались на занятиях. Предложите вашему однокласснику пообедать вместе, обсудите с ним, куда пойти.

Б) Вы согласны пойти пообедать, но через час у вас тренировка. Выясните с товарищем, где можно поесть за это время.




Диалог - образец:

- Слушай, я что-то проголодался, а ты?

- И я тоже. Уже четвертый час.

- Может, зайдем куда-нибудь поесть?

- Я бы с удовольствием. Но у меня тренировка в четыре.

- Ничего, успеем! Знаешь кафе "Ветерок"?

- Это на вокзале?

- Да. Я там был на днях, хорошо готовят плов

- А я успею к четырем часам в спортзал? Знаешь, как неудобно опаздывать.

- Конечно, успеешь, если не будем долго раздумывать.

- Ладно, уговорил.




Упражнение 6. Прослушайте пословицы. Прочитайте их. Запомните.

1. Недочитанная книга все равно что неоконченный путь.

2. Себя не возвеличивай, других не унижай.

3. Чего не заработал сам, то не ценится.

4. У рассерженного ни глаз, ни ушей нет.

5. Человек, знающий сто ремесел, не знает ни одного.






Упражнение 7. Улыбнитесь.

Мама спрашивает у сына:

- Кто съел грушу?

Сын испуганно:

- Не знаю.

- А еще хочешь?

- Хочу.
Упражнение 8. Проговорите быстро.


  1. На горе, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор едет к ним еще Егор.

2. По бревну бобры бредут.

3. У Кондрата куртка коротковата.


ТЕМА 3. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Родной землей мы называем край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами или песками. И планету свою люди называют Землей, несмотря на то что две трети ее поверхности залито водами. Наверное, все это потому, что хлеб наш насущный дает нам земля - тоненький почвенный слой, ничем не заменимый дар, накопленный природой за долгие тысячелетия. Землей - матушкой, землей-кормилицей приравнены друг другу, объединены несметные человеческие судьбы и поколения. Миллиарды людей связали, связывают и будут связывать с землей свою жизнь.

Земля, почва, этот сложнейший живой организм, занимает особое место среди наиболее необходимых человеку даров природы. Если вода и воздух, вечно общаясь, способны сравнительно быстро самозащищаться, а леса - восстанавливать себя, то благополучие почвенного слоя зависит ныне исключительно от человека.

Конечно, человек может быстро обогатить удобрениями истощенную почву, однако он не в силах создать ее заново. Эту титаническую работу способна выполнять только природа. На восстановление слоя почвы всего в два с половиной сантиметра природа затрачивает до тысячи лет.

Как же мы должны дорожить своей землей, как должны оберегать ее от разрушительных, необратимых процессов!


Комментарии к тексту

1. Хлеб наш насущный - то, что необходимо для пропитания, существования.

2. Несметные поколения - громадное количество людей.

3. Связать свои начала и концы - связать свою жизнь.

4. Почва - верхний плодородный слой земли.

5. Дары природы - вода, воздух, растительный мир.

6. Способность самозащищаться - способность охранять себя.

7. Истощенная почва - неплодородная почва.

8. Титаническая работа - очень тяжелая, долгая работа.

9. Необратимые процессы - процессы, которые нельзя исправить.

10. Приравнены друг другу - одинаковы по положению.
Задания к тексту


а) прочитайте текст вполголоса, обращая внимание на смысл опорных слов и словосочетаний;

б) произнесите правильно: что [што], самозащищаться [самазашчишчаца], почвенного [почв'иннава] конечно [кан'э'шна], всего [фс'иво]

в) проверьте, как вы поняли текст:

1. Найдите ту часть текста, где говорится о планете Земля.

2. Прочитайте тот раздел, где описываются дары природы.

3. Прочитайте ту часть текста, в которой рассказывается о восстановлении почвы.

г) перескажите основное содержание текста, используя опорные словосочетания.



Диалог


- Вы бывали когда-нибудь в Баку?

- Нет, не приходилось.

- А знаете ли вы, что недалеко от города прямо в море находится то, что называют чудом XX века?

- Что это?

- Знаменитый морской нефтяной промысел.

- Прямо в море?

- Да, целый город.

- Наверное, в этом городе чувствуется присутствие нефти?

- Что вы! Даже запаха нет. Сколько там зелени. Розы цветут.

- Розы? Это удивительно!

- Представьте себе.

- Вот бы побывать там...
Упражнение 1. Прочитайте стихотворение В. Шефнера

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,

- Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Словарь

Рана - jarohat

Плен - asir

Полк - harbiy qism

Предать - xiyonat qilmoq.

Разящий свинец - o’q

Чехол - g’ilof, jild


Прослушайте стихотворение. Повторите вполголоса. Выучите стихотворение дома.

Упражнение 2. Закончите предложения, используя активную лексику из текста.

1. Родной землей мы называем тот край,...

2. И планету свою люди называют Землей...

3. Миллиарды людей связали, связывают и будут связывать с землей...

4. На восстановление слоя почвы всего в два с половиной сантиметра природа...

5. Как же мы должны ...



Упражнение 3. Прослушайте скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем быстрее.

У Феофана Митрофановича три сына и все Феофановичи. .



Произношение: Митрофановича [м'итрафаныча] Феофановичи [ф'иафанычи].



Упражнение 4. Прослушайте афоризмы. Прочитайте их. Запомните.

1.Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

2.Грамоте учиться - всегда пригодится.

3.Дерево и учитель познаются по плоду.

4.И сила уму уступает.
Упражнение 5. Напишите доверенность по образцу.
ДОВЕРЕННОСТЬ
Я, Каримов Сабир, студент 201 группы факультета иностранных языков, доверяю получить Амирову Алишеру, студенту 202 группы, мою стипендию за ноябрь месяц в сумме 96500 (девяносто шесть тысяч пятьсот) сумов.
20 ноября 2011 года

Каримов С.
Подпись Каримова С. Удостоверяю
Декан факультета иностранных языков доц. ИСМАИЛОВ Ж.




Упражнение 6. Улыбнитесь.

Мужчина в магазине никак не может выбрать жене подарок. Немного подумав, он обращается с просьбой к продавщице:

- Скажите, пожалуйста, если бы вы были моей женой, что бы вы выбрали?

- Другого мужа.





Упражнение 7. Проведите игру "На базаре".

У вас день рождения. Вы пригласили друзей и собираетесь угостить их пловом. На базаре вы покупаете у разных продавцов мясо, рис, морковь и т.д. Составьте диалоги. Прочитайте их в лицах.




Упражнение 8. Готовимся к олимпиаде.

Одной чертой подчеркните слова, в которых буква Ь обозначает мягкость согласного, а двумя - те, в которых мягкость не обозначается:



журавль, сплошь, коньки, обрежь, зорька, ничья, прикоснуться.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница