Учебное пособие Москва, 1998 ббк 63. 3(2) я73 о-82



страница1/47
Дата04.05.2016
Размер4.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебное пособие

Москва, 1998



ББК 63.3(2) я73

О-82

Авторский коллектив:

ГУСЕВ С.П. – кандидат исторических наук, доцент

ЕСЬКОВ Г.С. – доктор исторических наук, профессор

КОЗЛОВ Н.В. – доктор исторических наук, профессор

МАРКИНА Т.Д. – кандидат исторических наук, доцент

ПАВЛОВ В.С. – доктор исторических наук, профессор

ПАПКОВ Г.А. – кандидат исторических наук, доцент

ПРОХОРОВ В.Л. – кандидат исторических наук, доцент.


Редакционная коллегия:

В.И. ЖУКОВ – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор

Г.С. ЕСЬКОВ – доктор исторических наук, профессор

В.С. ПАВЛОВ – доктор исторических наук, профессор


Рецензенты:

САФРОНОВА В.М. – доктор исторических наук, профессор

ВОЛКОВ А.П. – доктор исторических наук, доцент
ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебное пособие.

Под ред. Жукова В.И., Еськова Г.С., Павлова В.С. – М.: Союз, 1998.



Учебное пособие рассчитано на абитуриентов, учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов техникумов и вузов, изучающих отечественную историю.

Ответственный за выпуск В.С. Павлов

© Авторский коллектив

© Издательство МГСУ "Союз" 1998.


Введение

История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.


В.О. Ключевский.
Со времен античности утвердилось положение об истории как наставнице жизни, призванной активно воздействовать на человека. Общественная мысль России дала немало поучительных образцов использования истории для воспитания соотечественников, формирования у них высокой нравственности, патриотизма, гордости за свой народ, его культуру. А.С. Пушкин, остро осуждая нигилистическое отношение к истории, писал: "Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим".

Историю России вполне обоснованно называют матерью гражданина (какова история – таков, в конечном счете, и гражданин). В наше время, когда страна вступила в новый, сложный и противоречивый, этап своего развития, интерес к изучению истории России небывало возрос. Жизнь продиктовала необходимость научного переосмысления наследия прошлого, возрождения в полной мере исторической памяти народа как неотъемлемой составной части его богатейшей культуры.

Особо подчеркнем, что ИСТОРИЗМ МЫШЛЕНИЯ – один из важнейших показателей культуры, образованности личности, характеризующей его способность взвешенно и правдиво оценивать события в обилии фактов и явлений; соотносить опыт прошлого и настоящего, извлекая все ценное для практики; прогнозировать свою деятельность с учетом уроков истории своего народа, общества и государства.

Отечественная история охватывает период, равный почти двенадцати векам: от расселения славян на землях Восточно–Европейской равнины и до наших дней. Ее главными вехами, отличающимися уровнем социально–экономического, политического и культурного развития общества, являются: образование Древнерусского государства, расцвет Киевской Руси; возникновение нескольких самостоятельных княжеств; объединение этих княжеств в единое государство; создание Российской империи; образование и распад СССР, создание суверенной России – Российской федерации.

История России органически связана с историей многочисленных народов и народностей, проживавших и проживающих на территории России. Конкретная история русского народа – лучшее опровержение теории об особенностях русского национального характера, которому якобы свойственны "первобытность" мышления, безразличие к внешней опасности и даже склонность к коллаборационизму, наряду с извечной, угрожающей Западу агрессивностью. Однако непредубежденное изучение истории России выявит в характере русской нации миролюбие и нетерпимость к тирании и захватчикам, широту воззрений и способность объединять людей, чему свидетельство – великая отечественная культура.

Отечественная история способствует формированию научного мировоззрения у членов общества – продолжателей достойных патриотических традиций нашего великого народа. Его история самобытна, оригинальна, и было бы неверным оценивать ее в сравнении с историей других государств. Здесь уместно привести мнение В.Г. Белинского, который в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 г." подчеркивал: "Один из величайших умственных успехов нашего времени в том состоит, что мы, наконец, поняли, что у России была своя история, нисколько не похожая на историю ни одного европейского государства, и что ее должно изучать и о ней должно судить на основании ее же самой, а не на основании историй, ничего не имеющих с нею общего, европейских народов".

Одним из важнейших условий успеха в изучении студентами отечественной истории является осознание необходимости, полезности, обязательности затрат труда и времени в этой увлекательной области. Обращение к истории, возможно более глубокое и детальное познание давнего и недавнего прошлого позволяет обогатить себя опытом поколений, извлечь уроки для настоящего и будущего.

Авторский коллектив не ставил своей задачей систематическое изложение всего курса отечественной истории. В учебном пособии изложены наиболее важные проблемы истории России, дающие определенное представление о пройденном нашим народом пути, приобщающие читателя к процессу исторического познания.



Происхождение и исторические судьбы славян

История предков нынешних славянских народов – праславян –прослеживается археологией с середины 11 тысячелетия до н.э., а письменные свидетельства о славянах дошли до нас в сочинениях античных авторов I тысячелетия н.э. Они называли славян венедами, антами, склавинами, "великим народом".

Эти сведения позволили определить территорию расселения славян – единой тогда этнической общности, еще не разделенной на три ветви: западную, южную и восточную. Проживали они в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев: от Эльбы и Одера на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до дунайско–черноморского района на юге.

Военные столкновения с соседями вынуждали до VI в. славян переселяться на новые территории в южном и северном направлениях.

К VI в. н.э. выделяется ветвь восточного славянства, давшая начало русскому, украинскому и белорусскому народам.

О жизни восточных славян накануне образования государства в IX в. рассказывается в русской летописи "Повесть временных лет", составленной монахом Киево–Печерского монастыря Нестором (годы жизни – конец XI – начало XII в.) во втором десятилетии XII в. на основании устных преданий, летописных сводов, хроник, княжеских архивов и др. материала.

В летописи говорится о расселении полутора десятков племенных союзов восточных славян, которые включали до
150–200 отдельных племен. Каждое племя состояло из родов и занимало определенную территорию. Во главе небольших племен стояли князья, которые подчинялись союзному "князю князей".

Археология подтвердила данные летописи о расселении союзов племен. Установлено, что в среднем течении Днепра и по р. Рось проживали поляне, к северу от них – древляне, южнее – уличи. У истоков Волги, Днепра, Западной Двины – кривичи. Самые северные племена – словене – жили вокруг озера Ильмень. По Западной Двине проживали полочане, по рекам Оке и Москве – вятичи, южнее вятичей – северяне и т.д.

Племенные союзы отличались по своему развитию. Летописцы выделяют полян как наиболее сильный союз племен. Земля полян называлась "Русью", а самих полян называли "росами", "русскими", "роскими". Полагают, по названию племени, жившему по р. Рось (один из вариантов объяснения). Именно князья полян стали во главе борьбы славян против набегов кочевников.

Племенные союзы представляли собой зародышевые формы государственности в период разложения первобытнообщинного строя.

Сохранилось предание о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднестровье. Якобы с именем старшего брата Кия связано основание города Киева. Подобного рода княжения были и у других племен. Киевский князь стоял над князьями союзов племен и назывался восточными авторами IX в. "каганом", т.е. императором.

Занятия славян. Как установлено археологическими раскопками, основным занятием восточнославянских племен было земледелие. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок, и др.

Системы земледелия находились в зависимости от природного фактора. В южных районах с более плодородными почвами ведущей системой земледелия был "перелог", когда с истощением почвы переходили на новые земли. Здесь при обработке почвы применяли рало, позднее плуг с железным лемехом.

На севере, в зоне лесов, господствовала подсечно–огневая система земледелия, когда топором и огнем расчищались большие пахотные территории. Через некоторое время земли истощались, их забрасывали и переходили на освоение других участков. Основные орудия труда в этой зоне – топор, мотыга, борона из дерева, заступ для взрыхления почвы. Урожай убирали серпами, молотили цепами. Зерно обрабатывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

Помимо земледелия славяне занимались скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей), рыболовством, охотой, бортничеством (сбором меда диких пчел).


Ведение хозяйства требовало значительных затрат труда. Трудоемкие работы были под силу большим коллективам.
Поэтому в жизни славян имела большое значение община.

Ко времени образования государства у восточных славян родовая община сменилась территориальной или соседской, объединявшей несколько семей. Община владела определенной территорией, общинные владения могли быть общественными и личными. В личной собственности общинника был дом с приусадебной землей, скотом, инвентарем. В общем пользовании были земля, луга, лесные угодья, водоемы и т.п. Пахотная земля и покосы делились между семьями.

Часть общин попадала во власть феодалов в результате передачи князьями права на владение землей.

Общины, не зависимые от феодалов, платили налоги государству, выступавшему в роли верховного феодала.

Хозяйства крестьян и феодалов носили натуральный характер и не работали на рынок, обеспечивая только себя. Однако с появлением излишков появилась и возможность менять продукты земледелия на ремесленные товары.

Появляются города – центры ремесла, торговли, феодальной власти и защиты от внешних врагов. Как правило, город строился в удобном месте, обычно на холме, у слияния двух рек. Центральная часть города называлась кремлем или детинцем. Там располагались дворы князей, феодалов, храмы и монастыри. Кремль защищался крепостными стенами, естественной и искусственной водной преградой. У крепостных стен располагался торг, у кремля селились ремесленники (посад). Районы, заселенные ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Города строились на торговых путях. Был известен путь, связывающий Русь через систему северо–западных рек, волоков по Днепру вдоль Черного моря с Византией, и другой – волжский, ведущий на восток. Сухопутные дороги связывали Русь со странами Западной Европы. В IX в. на Руси насчитывалось до 24 крупных городов.

Общественный строй. Во главе племенных союзов стояли военные вожди – князья. Их окружала бывшая родовая знать – "лучшие мужи". Жизненные вопросы решались на народных собраниях – вече. На случай войны собиралось общеплеменное ополчение (во главе – тысяцкие, сотские).

При переходе к классовому обществу появляется особая военная организация – дружина. Она состояла из двух частей – старшей (послы, княжеские управители, имевшие свою землю) и младшей, живущей при князе и обслуживающей его двор и хозяйство. Дружина собирала с покоренных племен дань, а поход за данью назывался "полюдье".

На этапе разложения первобытнообщинного строя славяне были язычниками, верили в злых и добрых духов. Известны славянские божества: Перун – бог войны, грома, Сваборг – бог огня, большим почитанием пользовался бог Солнца (Даждьбог, Ярило, Хорос – у различных племен).

К IX в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, начавшееся в VI в. Это привело к появлению устойчивых признаков раннефеодальной государственности в виде суперсоюзов племен. Восточные авторы называют три крупных племенных объединения восточных славян накануне образования древнерусского государства – Куябу (центр – Киев), Славию (центр – Новгород), Артанию (центр – или Рязань, или Чернигов).

В результате социально–экономического и политического развития восточнославянских племен складывались условия появления государства, объединяющего все племена. К этому стремилась и богатеющая родоплеменная знать в целях укрепления своего господства над народными массами. Княжеские военные дружины все больше играли роль своеобразных органов власти.

Норманская теория. Появление древнерусского государства русские летописи начала XII в. связывают с призванием варяжских князей – Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

В 859 г. новгородцы призвали варяжских князей с дружинами для охраны границ своей земли. В результате власть над Новгородской землей перешла в руки варяжских князей, а старший из них, Рюрик, как считали русские летописцы, положил начало русской государственности и княжеской династии.

Летописный рассказ о призвании варягов (норманнов) был использован для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства. Она была сформулирована немецкими учеными Байером, Шлецером, Миллером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Ее противником был М.В. Ломоносов.

Факт приглашения варяжских дружин на службу у славянских князей вполне реален, тем более, что существовали постоянные взаимные связи между варягами и Русью. Археология подтверждает это, но считает, что количество варягов на Руси было незначительным, так как нет заметных следов влияния варягов на жизнь славян, их язык и культуру. Версия же об иноземном происхождении династии достаточно типична для эпохи древности и средневековья и прослеживается в истории многих государств. Ученые считают, что появление в летописи рассказа о призвании варягов связано с политическими мотивами. Указание на иноземное происхождение княжеской власти, по идее авторов, усиливало ее авторитет. А приход власти с севера подчеркивал независимость Руси от византийского влияния. Наконец, актом приглашения варягов летописец оправдывал призвание на княжение Владимира Мономаха в Киев после восстания 1113 г.

Научная несостоятельность норманской теории доказана. Однако ее реанимируют, делают предметом спекуляции, используя для аргументации отсталости русского народа, неспособности его якобы, к самостоятельному историческому творчеству.

История свидетельствует, что государство восточных славян возникло на определенном этапе развития общества в силу внутренних причин.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница