Учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика»



страница1/4
Дата11.11.2016
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»


П.А. Кислощаев

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Учебное пособие

для студентов специальности 080103.65 «Национальная экономика»

Чита, 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью изучения курса «Экономическая безопасность» является формирование понимания, что экономическая безопасность – часть современной экономической теории, которая имеет свой предмет и специфические методы исследования, взаимосвязи понятий «экономическая безопасность», «устойчивость», «развитие», «кризис», «конфликт». Обучающиеся должны знать виды угроз и уметь количественно обосновать пороговые значения экономической безопасности, методику разработки стратегии экономической безопасности, механизм выхода в безопасную зону развития.

Задача обучения состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умение анализировать модели воспроизводства, развития финансовой системы с учетом мирового финансового рынка, тенденции развития денежно-кредитной системы, причины теневизации экономики, приоритеты региональной и международной политики в стратегии экономической безопасности.

Курс «Экономическая безопасность» относится к числу дисциплин экономической специализации и основывается на ранее изученных студентами предметах - экономической теории, микроэкономике, макроэкономике, национальной экономике, мировой экономике и других.



Введение

Проблема экономической безопасности России остается одной из жизненно важных, как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в аспекте научных исследований новых междисциплинарных направлений и их преподавания в вузах.

Такое значение данной проблемы обусловлено, во-первых, универсальностью понятия «безопасность», которое является ключевым в связке «экономика и безопасность». В пособии сделан экскурс в историю исследования этой проблемы и показано, что она волновала умы многих философов, экономистов и политиков, среди которых Демокрит, Аристотель, Платон. Основу современных взглядов на безопасность общества в XX в. заложили труды В. Парето и выдающегося российского ученого А. Богданова. Можно без преувеличения утверждать, что, во-первых, все сферы жизнедеятельности человека в той или иной степени содержат своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые необходимо учитывать при определении выдвигаемых обществом, корпорациями и личностью целей при их осуществлении.

Во-вторых, значение понятия «безопасность» усиливается из-за возрастания многовариантности и альтернативности целеполагания и способов осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или иным вариантам прогнозирования развития экономики, осуществления инвестиций, формирования бюджета страны без оценки их социально-экономических последствий в виде критериев и индикаторов безопасности. Этот вывод относится также к оценке радикальных социально-экономических реформ. Без оценки безопасности таких реформ для существования человека, общества и государства они могут вести к разрушению государства и жизнеобеспечивающих систем общества (продовольствие, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.). В качестве примера может служить опыт саморазрушения такой великой страны, как СССР.

В-третьих, ведущее значение безопасности в системе ключевых понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах особенно четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах. Всем помнится, как валютно-финансовый кризис, зародившийся сначала в узкой сфере наиболее рискованных операций (например, форвардные контракты в Юго-Восточной Азии и государственные краткосрочные облигации в России), пронесся, как цунами, по многим странам мира и дошел до России, нанеся мощный удар по ее финансово-банковской системе и резко ухудшив материальное благополучие большинства ее граждан. О высокой цене взламывания систем безопасности свидетельствует террористический акт 11 сентября 2001 г. в США. Этот, казалось бы, единичный акт, продолжавшийся всего несколько минут, приобрел глобальный характер, показав всему миру, что даже развитая экономика с мощным силовым блоком и высокотехнологичной информационной, финансово-банковской и валютной системами не располагает надежными институтами безопасности и защиты граждан от случайных факторов.

Нам представляется, что назрела потребность в том, чтобы многие современные знания в экономике были дополнены или скорректированы с учетом понятия «безопасность». Проектируемые технические системы, контактирующие с человеком и основанные на автоматическом управлении, не могут считаться готовыми к практическому использованию без обеспечения безопасности их эксплуатации. Некоторые экономисты считают понятие «экономическая безопасность» устаревшим. Впервые оно получило признание при поиске выхода из экономического кризиса США в 30-х гг. XX столетия. В 1934 г. президентом США Ф. Рузвельтом был создан специальный Федеральный комитет по экономической безопасности (КЭБ), который возглавлял министр труда Ф. Перкинс. В состав КЭБа входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава службы по чрезвычайной помощи. Первостепенное значение в работе КЭБа было уделено вопросам нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных. В «новом курсе» экономической политики Ф. Рузвельта по выводу страны из кризиса упор был сделан на «экономической безопасности индивидуума как основе обеспечения экономической безопасности государства и общества в целом». О том, что это далеко не устаревшее понятие, свидетельствует международный опыт. Так, некоторыми специалистами по международным отношениям европейских стран ставится вопрос о создании специального органа Совета Безопасности ООН - Комитета по экономической безопасности. В качестве аргумента против понятия «экономическая безопасность» выдвигается точка зрения, что рыночная экономика сама по себе содержит достаточное число инструментов, которые обеспечивают экономическую безопасность личности и государства.

С этим можно согласиться лишь частично при условии, что рыночная экономика обеспечивает долговременный экономический рост, повышение конкурентоспособности производства и качества жизни. Но это происходит не во всех странах с рыночной экономикой. Более того, даже в развитых странах могут быть непредвиденные сбои и кризисы в работе жизнеобеспечивающих систем, как это произошло, например, в 2003 г. в энергосистеме США (Калифорния). Или другой пример: валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг., когда вся мировая финансовая система находилась в шоковом состоянии и появились проекты создания новой «мировой финансовой архитектуры».

Некоторые экономисты предлагают заменить термин «экономическая безопасность» другим - «национальная безопасность в сфере экономики» или «обеспечение национальных интересов в сфере экономики». По существу, попытка расправиться с понятием «экономическая безопасность» преследует цель ослабить его мобилизующее значение, чтобы никаких границ и препятствий не было на пути «рыночного фундаментализма». Вся логическая конструкция и архитектоника пособия исходит из предлагаемой автором трактовки национальных интересов, и поэтому экономическая безопасность рассматривается как основа национальной безопасности, при этом не умаляется значимость других видов и подвидов безопасности (информационной, продовольственной, энергетической, валютно-финансовой и т.д.).

В центре пособия новая, пожалуй, одна из самых насущных проблем российского общества, которая пока в практическом плане далека от разрешения. Поэтому и изложение ее отличается от уже принятых канонов и включает постановку тех или иных вопросов и путей их решения. В пособии уже устоявшиеся, признанные положения сочетаются с новыми трактовками, казалось бы, бесспорных истин. Автор приглашает студентов и аспирантов к дискуссии и совместному анализу путей обеспечения экономической безопасности России. Предлагаемое студентам, аспирантам и преподавателям пособие - одно из первых универсальных изданий на эту тему.
Глава 1. Теоретико-методологические основы обеспечения

экономической безопасности
1.1. Сущность и виды экономической безопасности

Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства. Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с учетом опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный механизмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Нужны еще многие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-политическая стабильность и широкая и надежная социальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбалансированный внутренне и с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная (оборонная), оборонно-промышленная и продовольственная безопасность. Рассмотрим наиболее общие характеристики этих видов экономической безопасности.

Финансовая безопасность - часть экономической и национальной безопасности. Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.

Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 2008 г., 46,5% всей промышленной продукции, создают более 37% всех доходов федерального бюджета и более 63,4% всего экспорта. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма. Энергия - такой универсальный, структурообразующий товар, отсутствие которого на общероссийском рынке нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их высокая доходность резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, переход экономики от экстенсивного к интенсивному экономическому росту. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны. Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы добычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в 5-10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) среднегодовой прирост его продукции в долгосрочной перспективе может составить 2-3%. Прирост добычи нефти, в 2006 г. составивший почти 8%, скорее носит конъюнктурный характер и вряд ли сохранится на долгие годы.

Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.




    1. . Структура системы экономической безопасности

Система экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям (рис.1). Эти блоки состоят из соответствующих элементов. Вся система представлена в Таблице 1. В ней также отражены национальные интересы России в сфере экономики, которые содержатся в упомянутой Концепции. Они были актуализированы для условий 1996 г., но сохраняют значимость и в нынешней ситуации. В Концепции национальной безопасности фиксируются место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние и внешние угрозы.

По-прежнему приоритетны национальные интересы России, определяющие долгосрочные цели ее развития, способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения. Низкая эффективность финансово-банковской системы, проявившаяся в кризисе государственных финансов в 1998 г., показала, что Россия не может обеспечить реализацию ни одного значимого национального интереса без обеспечения устойчивого функционирования финансово-банковской системы. При определении национальных интересов России в процессе разработки Концепции, политики и экономисты исходили из драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе: над ними довлели неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в России. Поэтому в Концепции намечен большой спектр национальных интересов и недостаточно представлены стержневая основа и взаимосвязь между частными целями.



Рис. 1. Структура системы экономической безопасности страны

Например, при всех издержках, крайностях и неудачах реформ одна из главных национальных целей, на наш взгляд - формирование социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике. Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.





Концепция

национальной

безопасности



Национальные интересы России в сфере экономики


Угрозы экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности


Пороговые значения индикаторов экономической безопасности


Организационная структура экономической безопасности


Правовое обеспечение экономической безопасности

1. Россия в мировом сообществе, ее глобальная безопасность и

геополитическая

роль

2. Национальные



интересы России

3. Угрозы

национальной

безопасности

4. Обеспечение

национальной

безопасности


1. Способность экономики

функционировать в режиме рас-

ширенного воспроизводства

2. Конкурентоспособность государства, бизнеса, личности

3. Повышение благосостояния

и качества жизни населения

4. Устойчивость финансово-

банковской системы

5. Рациональная структура

внешней торговли, доступ отечественной продукции перерабатывающей

промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних

потребностей за счет импорта

6. Независимость России на

стратегически важных направлениях

научно-технического прогресса

7. Сохранение единого экономического пространства

8. Создание экономических и

правовых условий, исключающих

криминализацию общества

9. Обоснованная доля государственного регулирования, отвечающая критериям эффективности и социальной направленности развития экономики



1. Потеря производственного

потенциала из-за

высокого износа

основных фондов

2. Государственный

долг (внутренний

и внешний)

3. Корпоративный

долг

4. Высокий уровень



бедности населения

5. Утечка капитала

6. Низкая инновационная

и инвестиционная

активность

7. Низкая конкурентоспособность

продукции

8. Инфляция, включая скрытое и ожидаемое повышение цен (естественные монополии, страховой

бизнес, недвижимость,

зерновой рынок и т.д.)



150

показателей



1. Объем валового внутреннего продукта,млрд руб.

2. Валовый сбор зерна, млн т

3. Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, %

4. Доля в ВВП расходов на оборону, %

5. Доля затрат на фажданскую науку в ВВП, %

6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %

8. Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %

9. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения

10. Уровень безработицы, % к ЭАН в среднегодовом исчислении по методологии МОТ

11. Уровень монетизации, % ВВП

12. Внешний долг, % ВВП

13. Внутренний долг, % ВВП

14. Доля расходов на обслуживание госдолга, % общего объема расходов федерального бюджета15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП

16. Уровень инфляции, %

17. Объем золотовалютных резервов, млрд долл.

18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта,%


Совбез РФ

Управление

экономической

безопасности

Межведомственная

Комиссия по безопасности в области экономики

Секция Научного

совета Совбеза РФ по экономической и социальной безопасности

Федеральные

органы, отвечающие

за экономическую

безопасность

(Минэкономразвития

России) Региональные

органы исполнительной

власти (в ряде

субъектов Федерации

есть советы безопасности)



1. Закон О безопасности

2. Гос. стратегия

эконом. безопасности

(Указ Президента РФ1996 г.)

3. Закон о валютном

регулировании,о валютном контроле

4. Закон об отмывании

«грязных» денег



Таблица 1. Система экономической безопасности страны


Контрольные вопросы


  1. Каким образом безопасность выступает источником развития общества?

  2. Какова сущность экономической безопасности? Обсудите обоснование этого термина, приведите аргументы за и против его использования.

  3. Какова структура системы экономической безопасности?

  4. Какова роль национальных интересов в системе экономической безопасности?

Рекомендуемая литература


  1. Богданов, И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. / И.Я. Богданов. - М., 2002. – 352с.

  2. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. / В.К. Сенчагов. - М.: Финстатинформ, 2002. – 657с.



Глава 2. Теоретико-методологический аспект исследования теневой

экономики и её влияния на экономическую безопасность
2.1. Трансформация определения теневой экономики

По вопросам определения понятия теневой экономики проведено огромное количество исследований экономистами, правоведами, политологами, социологами, криминалистами и др. Однако и сегодня еще приходится сталкиваться с нечеткостью в определении; нередко через запятую используются такие термины, как неофициальная, неформальная, внелегальная, параллельная, фиктивная, подпольная, черная, серая, вторичная, криминальная теневая экономика. При этом варианты определения понятия формируются на основе использования разных критериев. К таковым относятся: степень легальности, характер результатов экономической деятельности, социально-нормативные характеристики поведения субъектов хозяйствования, отношение к официальной экономике, а также критерий неконтролируемости (в основном неучтенности официальной статистикой) хозяйственной деятельности со стороны государства.

Специфика теневых составляющих экономики России приводит к необходимости нового подхода к пониманию самой категории «теневая экономика», и к способу получения исходной информации, и к методам определения ее объема.

Существуют различные подходы к определению теневой экономики: правовой, статистический, экономический, комплексный социально-экономический и др. Наибольшее распространение получили три подхода:

- юридический, трактующий теневую экономику как совокупность запрещенных законом видов деятельности;

- экономический, определяющий теневую экономику, как скрываемое от налогов производство;

- статистический, в соответствии с которым теневая экономика рассматривается как экономическая деятельность, по каким - либо причинам не учитываемая официальной статистикой.

Юридический подход, отождествляя теневую экономику с нелегальной деятельностью без всяких ограничений, включает в нее часть результатов функционирования нелегальной неэкономической деятельности (грабежи, заказные убийства и т.п.). При анализе теневой экономики речь может идти об экономической деятельности, границы которой могут выходить за рамки установленных требованиями системы национальных счетов (СНС). Известно, что последняя подразумевает, что экономическая деятельность:

- ведется с целью получения экономической выгоды от производства и последующей реализации товаров и услуг на рынке конечного потребления или валового накопления в собственном домашнем хозяйстве;

- возможна, если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос на рынке, а оценка добавленной стоимости, получаемой в результате производственной экономической операции, соответствует доходу, фактически полученному предпринимателем, который ее осуществляет;

- предполагает, что все сделки между продавцами и покупателями производятся с общего согласия.

Для сторонников юридического подхода характерно деление экономики на легитимную (развивающуюся в соответствии с принятыми правовыми нормами) и криминальную (противоречащую им). В большинстве индустриально развитых странах понятие экономической преступности не имеет четких уголовно-правовых границ. Существуют различные точки зрения по поводу содержания этого понятия, а в социально-криминологических исследованиях оно используется, не имея общепринятого определения.

Совершенного законодательства не существует. Общие и специальные законодательства любой страны имеют те или иные недостатки, пробелы, неохваченные правовыми нормами области и т.д. И в первую очередь, это относится к государствам с трансформирующимися институтами.

Иной подход к оценке теневой экономики практикуют экономисты. Для них основным признаком теневой экономики является неучтенность хозяйственной деятельности по тем или иным причинам.

Неучтенность деятельности может быть либо преднамеренной, либо являться следствием объективных трудностей статистического учета. Объективные трудности возникают, например, при оценке масштабов некорпорированного производства, в частности, натурального хозяйства, услуг, предоставляемых гражданами друг другу, а также в ряде других случаев. Преднамеренное желание субъектов хозяйствования скрыть свою деятельность от государственного наблюдения может быть следствием либо боязни силового прекращения деятельности со стороны государства, либо намерения избежать выплат государству части дохода от ее ведения (в форме налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.п.).

Таким образом, если за основу определения теневой экономики берут критерий неконтролируемости деятельности, вся теневая экономика распадается на три сегмента – неофициальный, неформальный и криминальный (см. рис.2.).



Рис.2. Структура теневой экономики

В рамках неофициальной экономики осуществляется законная некорпорированная деятельность по производству товаров и услуг (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах, помощь соседям и смозанятость), не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению.

Неформальный сегмент теневой экономики охватывает любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую ее субъектами от государства и муниципальных органов с целью минимизации издержек за счет уклонения от налогообложения, социальных взносов или предписаний по охране труда, выполнения санитарных и других норм.

Криминальный сегмент теневой экономики включает в себя любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую от государства с целью избежать насильственного ее прекращения действиями государственных силовых структур. Речь идет о производстве тех видов товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством. В России – это проституция, торговля оружием, производство наркотиков и торговля ими, запрещенные азартные игры, контрабанда и т.д. причиной сокрытия действий во избежание их силового прекращения может стать и использование актива, которым субъект действия распоряжается незаконно, с нарушением установленного государством порядка изменения правомочий собственности, хотя действие и его результаты сами по себе не относятся к категории запрещенных государством.

При использовании критерия неконтролируемости теневая экономика объединяет в себе принципиально разные явления, условно говоря, ремонт квартиры незарегистрированной рабочей силой, уклонение от налогов и производство наркотиков. Каждый из сегментов теневой экономики в таком случае имеет свои причины существования, особенности и последствия развития в современной России. Следует признать, что значительная часть видов деятельности, осуществляемых в рамках теневой экономики, не только не несет угрозы обществу, но и является общественно полезной.

Существует ряд моментов, не учитываемых сегодня при оценке истинных масштабов теневой экономики в России, признание которых требовало бы серьезного изменения российской официальной статистики и концепции теневой экономики, используемых структурами государственного управления.

Так, при определении границ и, следовательно, масштабов теневой экономики имеет место сужение ее до производства теневой части ВВП. Вместе с тем, значительное число исследователей, занимающихся проблемами теневой экономики, осознают явную недостаточность такого подхода. Очевидно, например, что отмывание денег, бегство капитала и т.п. являются элементами теневой деятельности, но они не соответствуют двум требованиям, сформулированным в СНС ООН 1993 г., не имеют связи со счетом «Производство» и не отвечают принципу взаимной договоренности.

Целесообразность расширения границ производства признана «Руководством по определению CHC 2002 г.», в котором выделены две категории – общих границ сферы производства и границ сферы производства для СНС. Вторая категория является более узкой по сравнению с общими границами сферы производства. Однако, в «Руководстве» не говорится, в каких случаях, в какой ситуации необходимо использовать каждую из двух категорий границ производства. Из общего содержания «Руководства» можно предположить, что вторая граница относится к счету «Производство», а первая ко всем другим счетам.

Теневая экономика, как и всякая другая экономика, охватывает все стадии воспроизводства. На каждой стадии воспроизводства формируются свои теневые доходы, причем их объем возрастает по мере перехода от одной стадии к другой. Так, если на стадии производства создается только теневой продукт, то на стадии образования доходов создаются теневая прибыль, скрытая оплата труда, а также недополученные налоги по неденежным формам расчетов. На стадии распределения доходов к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов.

Еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание, касается временного горизонта анализа теневой экономики. Более или менее полный анализ в принципе не должен ограничиваться результатами одного года (отчетного периода).

Необходимо различать:

- первичные теневые доходы;

- доходы, образуемые в результате распределения теневого ВВП между институциональными секторами экономики;

- теневые доходы, которые являются продуктом прошедшего периода времени и которые в исследуемом периоде пополняют чьи-то карманы путем смены собственника;

- теневые доходы, ставшие инвестициями в новый поиск воспроизводства теневого (или нетеневого) ВВП и т.д.

Признание перечисленных моментов, не учитываемых сегодня официальными экономическими и статистическими службами России, руководствующиеся в своей деятельности концепцией СНС ООН 1993 г., предопределяет целесообразность совершенствования методологии анализа теневой экономики. В качестве одного из таких направлений можно предложить переход от категории «теневая экономика» к категории «теневая экономическая деятельность»1. Различия между ними сводятся к следующим моментам:

- теневая экономика в соответствии с концепцией СНС ООН 1993 г., практически содержит только скрытое (неформальное) и некорпорированное производство, отражаемое в счете производства. Все другие теневые процессы, образующиеся на стадиях распределения и перераспределения доходов, не учитываются. Руководствуясь этими положениями, Госкомстат России при досчете ВВП страны за счет объемов теневой экономики учитывает лишь законную деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, ими же потребленную, не подлежащую официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах), и законную деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается либо осуществляется без соответствующих лицензий. Из поля Госкомстата России при оценке масштабов теневой экономики полностью выпадает запрещенная законом экономическая деятельность, доходы, образующиеся на стадиях распределения и перераспределения доходов.

- теневая деятельность – это составная часть общественного воспроизводства, одновременно охватывающая все стадии движения стоимости – процесс производства, образования и использования доходов.

- концепция теневой экономической деятельности включает в себя совокупность операций, вызывающих материальные и финансовые потоки, противоречащие требованиям учета, налогообложения и действующего законодательства. Такой подход позволяет учесть теневые потоки, формирующиеся на всех стадиях движения стоимости.

Таким образом, под теневой экономической деятельностью понимается совокупность экономических операций, которые оказались не выявлены открытыми проверочными методами и формируют материальные и финансовые потоки, не отвечающие требованиям законодательства, налогообложения или учета.


    1. Классификация методов оценки теневой экономики

Одной из наиболее сложных проблем в исследовании теневой экономики является разработка методического аппарата по оценке ее основных количественных параметров, что обусловлено самим характером этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Сразу же после признания факта существования теневой экономики многие исследователи стали предпринимать попытки измерить ее масштабы. Нельзя не отметить, что за последние годы происходит заметное развитие методологии оценки теневой экономики. Подробно классификация методов выявления теневого оборота представлена в Таблице 2.
Таблица 2

Сравнительный анализ методов оценки основных количественных параметров теневой экономики



Метод

Пример

Недостатки

Преимущества

Прямая оценка – прямое сопоставление, какого либо показателя или группы показателей с величиной теневой экономики предполагаемой зависимости.

Прямые обследования домашних хозяйств для увеличения объемов промышленной продукции по результатам налоговых проверок.

Точность метода сильно зависит от гипотезы (в данном случае формулы, описывающей зависимость).

Позволяет провести количественный анализ теневой деятельности. Существует достаточно большое количество характеризующих проявления теневой активности.

Балансовый метод: сопоставление величин, с разных сторон описывающих явление.

Баланс доход доходов и расходов. Расхождение сводных балансов заказчиков и подрядчиков в строительстве.

Причинами найденных расхождений могут являться иные, чем предусмотренные гипотезой. Существует мало индикаторов, позволяющих описывать теневую деятельность с разных сторон.

Позволяет провести количественный анализ теневой деятельности.

Метод косвенных индикаторов позволяет использовать множество косвенных индикаторов (количество исков, объем наличных денег и др.).

Оценка производства, основанная на использовании в качестве косвенного показателя объема потребляемой электроэнергии.

Не позволяет провести количественный анализ теневой деятельности. Часто трудно определить связь между косвенным индикатором и теневой деятельности.

Существует большое число косвенных индикаторов.

Метод скрытой переменной основывается на установлении взаимосвязи между предикатами (стимулами), влияющими на теневую деятельность, и косвенными индикаторами.

Методика MIMIC (Multiply Indicators Multiply Causes).

Не позволяет провести количественный анализ теневой деятельности. Зависит от точности выбора предикатов, а также от полноты их описания.

Позволяет выявить существенные косвенные индикаторы и отбросить слабо влияющие.

Метод аналогий

Использование результатов, полученных в процессе исследований одного региона, на другой регион.

Сильная зависимость от качества оценки схожести регионов.

Низкая трудоемкость.

Метод экспертных оценок




Высокий уровень субъективизма.

Возможность исследования областей, недоступных для исследования другими методами.

Остановимся на основных методах, используемых в мировой практике.

Все количественные методы могут быть разделены на следующие группы (рис. 3):


  • Методы, исследующие отдельные специфические показатели;

  • Методы, оценивающие факторы, влияющие на состояние теневой экономики (детерминанты);

  • Методы, сочетающие эти два подхода;

  • Балансовый метод;

  • Метод аналогий;

  • Метод косвенных индикаторов;

  • Метод прямой оценки;

  • Метод экспертных оценок.


Прямые

Обследования

Налоговый аудит


Измерение специфических показателей


Статистические расхождения


Косвенные


Методы оценки



Оценка детерминант

Анализ рынка труда


Комбинированные


Монетарные


Рис. 3. Классификация количественных методов оценки теневой экономики

Измерение специфических показателей

Первая группа состоит из ряда наиболее информативных методов, базирующихся на специфических методах оценки. Среди них различают прямые и косвенные методы. Первые подразумевают сбор информации непосредственно от теневых экономических агентов путем различных обследований, а также налогового аудита. Вторые исследуют изменения, которые теневая экономика вносит в различные экономические показатели. Косвенные методы включают в себя методы, основывающиеся на статистических расхождениях, методы анализа рынка труда и монетарные методы.

Прямые методы оценки

С помощью этих методов можно получить детальную и высококачественную информацию. Они базируются на обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита. Широко применяются обследования с целью измерения масштабов как теневой экономики в целом, так и ее отдельных составляющих.

Результаты подобных обследований весьма чувствительны к тому, как сформулированы вопросы. Посредством тщательно продуманных интервью делается попытка преодолеть желание людей скрыть свое участие в теневых экономических процессах. Вопросы задаются таким образом, чтобы интервьюируемый не осознал реальной цели исследования. Этот подход был успешно использован, например, Итальянским статистическим управлением (ISTAT). Специалисты ISTAT при оценке масштабов теневой экономики делают упор на обследовании затрат рабочей силы, точнее, отработанного рабочего времени. Первичные данные они получают в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на базе случайной выборки, и интервьюеры, обходящие дома, помимо прочего, спрашивают членов домашних хозяйств о количестве часов, отработанных в той или иной отрасли. При этом учитываются любые затраты рабочего времени – на крупных и мелких предприятиях или индивидуально. Людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла искажать информацию об отработанном рабочем времени. Затем полученная информация обрабатывается и распространяется на генеральную совокупность, нормируется, т.е. пересчитывается в средние отработанные человеко-дни.

Этот метод широко используется исследовательскими коллективами России. Так, например, в рамках научного проекта «Мониторинг состояния и поведения предприятий»2, используя метод опросов, была предпринята попытка оценить масштабы теневой экономики через расчеты величины неучтенного наличного оборота.

В этих целях ими в феврале и марте 1997 г. были проведены опросы 281 и 245 респондентов. Проблема сбора информации была решена путем постановки не прямых, а косвенных вопросов. Так, например, вместо вопроса о доле неучтенных наличных расчетов у данного конкретного предприятия респонденту задавался вопрос о том, насколько, по его мнению, данное явление распространено на рынке или в отрасли. Вместо понятия «неучтенный наличный оборот» использовалась такая формулировка, как «наличные расчеты между фирмами» и т.д.

Использование неофициального наличного оборота – наиболее кардинальная мера ухода от уплаты налогов.

В целях оценки степени распространенности этого явления был предпринят анализ уровня динамики неучтенного наличного оборота в частной оптовой торговле – отрасли, для которой подобные формы расчетов, по оценкам экспертов, наиболее характерны. Получив оценки доли наличных расчетов в частной торговле, можно было выяснить примерную верхнюю границу доли неученого наличного оборота в народном хозяйстве.

Как считают эксперты-аудиторы, в современных российских условиях даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию, имеющему квалифицированного финансового директора, практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Таким образом, степень распространенности неофициальных наличных расчетов может рассматриваться в качестве одного из индикаторов развития теневой экономики.

Косвенные методы

Существует три основных группы косвенных методов (рис. 4): методы, основанные на статистических расхождениях, на анализе рынка труда и монетарные методы.

Множество косвенных методов основывается на расхождении в официальных статистических данных между производством и потреблением.



Анализ может проводиться на уровне всей экономики, субъекта, домашнего хозяйства, группы индивидов или же на уровне одного особо важного продукта. Если статистическое расхождение находится в разумных пределах – это норма. Тем не менее, если расхождение слишком велико, то следует искать его причину либо в недостаточно достоверной первичной информации, либо в том, что какой-то элемент совокупности или явления попросту не был учтен.


Между произведенным и потребленным национальным доходом

Статистические расхождения




Доходы/расходы домашних хозяйств




Косвенные методы

Анализ рынка труда

Рис. 4. Классификация косвенных методов оценки теневой экономики

Формально установить грань между доступным и недоступным расхождением практически невозможно. Каждый раз это делает эксперт, производящий расчеты, и именно он, в конце концов, берет на себя ответственность за принимаемое решение.

Первый случай построен на исследовании различий между общим потреблением и альтернативно рассчитываемым произведенным доходом, который восстанавливается по данным об уплаченных налогах или произведенной добавленной стоимости. Использовать этот метод легко, однако он имеет серьезные недостатки. Во-первых, расхождение между произведенным и потребленным доходом может быть вызвано действием многих факторов, не только наличием теневой экономики и доходом от деятельности в ней. Например, калькуляция произведенного дохода зависит от эффективности работы налоговых служб, расчетов расходов также является весьма непростым делом. Во-вторых, из анализа исключаются покупки на черном рынке, которые делаются как официальными, так и теневыми структурами, если только при калькуляции расходов на это не делается специальная поправка. В-третьих, при таких расчетах не представляется возможным выявить природу происхождения дохода, который тратится сверх произведенного, т.е. остается неясным, легален ли он, но неучтен из-за дефектов используемого метода; не декларирован, получен в результате криминальной деятельности или же имеет своим источником фонды накопления или различные формы сбережений.

Вторая разновидность данного метода – измерение доходов и расходов независимо друг от друга на уровне специально обследуемых домохозяйств. Этот случай достаточно трудоемок и сохраняет недостатки обсужденного выше «разностного» метода. Тем не менее, этот метод может дать дополнительную информацию, особенно касательно наиболее вовлеченных в теневую деятельность секторов.

Начиная с 1996 г. Госкомстатом России регулярно осуществляется обработка всех счетов сектора домашних хозяйств, что позволяет прямо сопоставить все их доходы со всеми расходами, включая расходы на накопление основного капитала, запасов, ценностей и финансовых активов в виде наличных денег, валюты, банковских депозитов, ценных бумаг и даже задолженности по заработной плате.

Третий вариант – синзитивный анализ: сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным по какой-то отрасли (например, на 95%), а затем, из года в год, после того как данные по этой отрасли собираются из обычных источников, их автоматически досчитывают на определенную величину. Этот метод широко применяется в практике статистических служб практически всех государств, в т.ч. и России. Он является ведущим при оценке теневой экономики в Нидерландах и Италии.

Непременным признаком высокой статистической культуры в мире считается развитие так называемого метода «товарных потоков», основанного на балансовом подходе. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, то есть движение стоимости от производства до использования, строится не для макропоказателей, но для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Цель применения метода – не столько построение какой-то специфической балансовый модели, хотя и это важно, сколько обнаружение слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то товару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного использования ресурсов (конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт), предстоит решить, какая часть информации – данные по производству или по импорту – более надежна и досчитать другую часть. Принцип метода очень простой, но воплотить его в жизнь достаточно сложно. Практически широкое внедрение метода «товарных потоков» означает, что балансовый метод должен применяться уже на уровне отраслевой статистики. Это резко повысило бы достоверность расчетов и, во всяком случае, позволило бы четко определить слабые места в информационной базе.

Вторая группа косвенных методов связана с измерением теневой занятости на рынке труда и, в первую очередь, выявлением разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным на основе использования альтернативных методов. Идея состоит в следующем. Разница между данными об официальной занятости и рассчитанным альтернативным ее уровнем позволяет оценить масштабы теневой занятости в данной стране. Хотя этот метод весьма информативен, его использование связано с серьезными трудностями. Прежде всего, исходная гипотеза весьма сомнительна, т.к. на уровень занятости в стране влияет множество факторов, и сам он может колебаться с течением времени. Только после элиминирования действия всех прочих факторов «остаток» может служить индикатором теневой экономики.

Вторая серьезная проблема при использовании рассматриваемого метода – значительные расхождения в трактовке понятия «занятый» в разных странах, а также в каждой из стран на разных этапах развития. При расчете занятости нередко используется разная временная база (неделя, месяц, год). Метод не работает при учете лиц, занятых по совместительству в разных станах, если только не проводится специальное дополнительное обследование. Наконец, использование результатов анализа теневой занятости для оценки масштабов реального ВНП требует определения средней производительности рабочего, занятого в теневой экономике. Следовательно, на практике анализ теневой занятости сталкивается с большими трудностями.



Третья группа косвенных методов, используемых в мировой практике оценки теневой экономики, включает в себя монетарные методы, с помощью которых размеры теневой экономики восстанавливаются по следам, которые она оставляет в сфере денежного обращения. Монетарный подход широко критикуется, в первую очередь за «чрезмерно смелые» гипотезы, лежащие в его основе. Часто их использование приводит к ошеломляющим и бессмысленным результатам (например, отрицательные размеры теневого сектора в отдельные годы в ряде стран). Использование некоторых монетарных методов связано с предположением, что для сделок участники теневой экономики используют только наличные деньги.


    1. Влияние теневой экономики на обеспечение

экономической безопасности

Исследованию экономической безопасности в период трансформации российского государства уделялось достаточно внимания, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Глубокий социально-экономический, политический кризис и неопределенность дальнейшей судьбы России способствовали разработке концепции экономической безопасности силами ведущих экономистов. При этом большинство исследователей экономической безопасности рассматривают теневую экономику как одну из основных ее угроз (обычно как угрозу выделяют процесс криминализации общества). Теневая экономика особенно бурно развивается в переломные моменты социально-экономического развития, когда новые институты еще не сформировались, а старые не способны разрешить назревшие противоречия. Мировая история, в частности, история России, убедительно подтверждает это суждение. Проблема теневой экономики широко заявила о себе в 90-е годы, когда ее размеры приняли угрожающие масштабы, достигнув почти 50% объема ВВП России. Однако, на наш взгляд, рассмотрение теневой экономики с точки зрения экономической безопасности не достаточно проработано как со стороны исследователей экономической безопасности, так и теневой экономики. Бесспорно, изучение явления теневой экономики с использованием категорий безопасности, и экономической безопасности в частности, даст иной угол зрения на эту проблему и позволяет сформулировать ценные выводы. Приведем основные положения теории экономической безопасности, а также сформулируем логические взаимосвязи основных категорий данной теории. Под экономической безопасностью одни исследователи понимают такое «состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность выработать и проводить в жизнь независимую экономическую политику». Согласно другому подходу, под сущностью экономической безопасности понимается такое «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов». При этом, под опасностью понимается «вполне осязаемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами. Угроза – наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни». В качестве исходных критериев, отражающих уровень безопасности экономической системы, является баланс интересов образующих ее элементов. Уровень безопасности элементов целостной системы неразрывно связан с безопасностью каждого элемента. Отсутствие угроз для одних элементов способствует беспрепятственной реализации их интересов. Но это может привести к ущемлению интересов других элементов и негативно отразиться на уровне их безопасности. Таким образом, необходимый уровень безопасности достигается путем нахождения баланса (равновесия) интересов образующих систему элементов, когда реализация и изменение объема интересов происходит не в ущерб, а в соответствии с интересами других элементов. Тем самым, состояние целостности системы основано на балансе интересов, входящих в систему взаимосвязанных элементов. В рамках общей теории систем целостность выступает как одно из интегральных системных качеств, которое понимается как «способность системы к сохранению своей качественной специфичности в изменяющихся условиях среды». Однако в теории экономической безопасности, как мы видим, категории целостности отводится одно из ведущих мест. Применение системного подхода к проблеме экономической безопасности способствует выбору в качестве объекта исследования экономической системы как органической целостности. При этом предметом теории экономической безопасности становится способность экономической системы противостоять действию факторов, разрушающих именно целостность экономики. Включение деструктивного процесса в логику исследования экономической безопасности позволило дать динамическое представление понятия угрозы через трактовку нарастания деструктивности факторов, влияющих на экономическую безопасность. Таким образом, появилась возможность выстроить систему понятий, отражающих степень деструктивности факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность (рис.5).


Рис. 5. Система понятий, отражающая степень деструктивности факторов, которые оказывают влияние на экономическую безопасность

Источником формирования угрозы безопасности страны служит многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности.

Согласно положениям теории систем, источником их зарождения и развития выступают базисные противоречия. А основу системных явлений определяет направленность на разрешение базисного (сущностного) противоречия в заданных условиях среды. Противоречия же существования (внешние) производны от базовых противоречий (внутренние), но их становление начинается с того, что свойство любого предмета приобретает диалектичность. Раздвоение свойства предмета сначала развивается в различие, различие – в противоположность, а противоположность – в противоречие существования. Базисное противоречие начинается с единства (тождества) противоположностей, а противоречие существования – с двоякого существования предмета. Базисное противоречие разрешается посредством движения, противоречие существования – посредством обмена между двумя формами одного и того же предмета. И если под воздействием внешних или внутренних факторов обмен прекращается, то возникает противоречие существования, которое останавливает движение предмета и в результате возникает так называемый системный кризис.

Таким образом, кризис является формой проявления деструктивных противоречий, которые останавливают самодвижение предмета и способствуют разрушению системы. Применение диалектического подхода приводит к тому, что в деструктивном процессе стороны не взаимодействуют, а наоборот, разрушают друг друга, при этом целостность системы нарушается. Кроме того, рассматривать безопасность без ее диалектической противоположности – опасности, неверно.

Понять сущность безопасности можно только в рамках парной категории «опасность – безопасность». Применение диалектически противоположных понятий «опасность – безопасность» способствует проникновению вглубь любого явления общественной жизни. Категориальная связка «опасность – безопасность» в свете системного подхода предстает в следующем виде: опасность как саморазрушение системы означает не только то, что вышестоящая система подавляет нижестоящую систему или, наоборот, самостоятельность нижестоящей системы способствует разрушению системы как целого, а то, что саморазрушение есть результат взаимодействия образующих систему элементов.

Мы видим, что система с данной точки зрения характеризуется не только способностью к самосохранению, самозащите и восстановлению целостности, но и способностью к саморазрушению, самораспаду. Применение связки «опасность-безопасность» показывает, что в реальности любая система уже вовлечена в разрушительный процесс, а поэтому сама система находится в переходном в свою противоположность состоянии. Представление системы в единстве с опасностью как разрушающим, деструктивным процессом выявляет ее способность утрачивать свою целостность, самодостаточность и устойчивость. В противоположность опасности, безопасность означает упорядоченность хаоса, энтропии, восстановление порядка.

Поэтому безопасность следует определять, как способность системы восстанавливать свою целостность. Связывая предмет экономической безопасности с деструктивными процессами, разрушающими целостность экономической системы, мы приходим к необходимости рассматривать противоречия деструктивного характера, как форму противоречий существования, источник угроз целостности экономической системы. Данный вывод вызывает необходимость проводить исследование не в связке интересов, угроз и защиты, а в связке целостности экономики, угрозы этой целостности и защиты от угроз. Это обусловлено тем, что предлагаемая логическая цепочка исследования экономической безопасности переносит источник угроз вовнутрь экономической системы, что порождает необходимость выведения угроз экономической безопасности и средств их отражения из деструктивных экономических процессов, находящихся внутри самой системы.

Таковы, по нашему мнению, основные теоретические моменты экономической безопасности, позволяющие подойти к явлению теневой экономики с совершенно новой стороны. Как было уже отмечено, большинство исследователей по проблеме теневой экономики рассматривают ее как одну из основных угроз экономической безопасности. Теневая экономика отрицательно влияет на экономику государства и регионов, изымая из легального производства значительную часть факторов производства, снижая эффективность экономики и препятствуя расширенному воспроизводству и социально-экономическому развитию.

Рассматривая теневую экономику как угрозу экономической безопасности, большинство исследователей упускают из вида существенный момент. Он заключается в том, что и источник угроз экономической безопасности, а также факторы роста и развития теневой экономики имеют одни и те же предпосылки. Одной из публикаций, которая подтверждает актуальность данного тезиса, является статья С. Глинкиной и Г. Клейнера.

В публикации авторы и рассматривают основные направления влияния роста теневой экономики на национальную безопасность, но уже постановка вопроса о взаимосвязи факторов безопасности с ростом теневой экономики является существенным шагом к пониманию их природы. Как уже было отмечено нами, нарушение баланса интересов элементов приводит к развертыванию противоречий существования в деструктивные, что приводит к нарушению целостности экономической системы и усилению факторов, способствующих возникновению, росту и развитию теневой экономики. Кроме того, определив логическую связь определений «опасность» и «угроза» экономической безопасности с деструктивным процессом, мы можем перейти к их взаимосвязи с явлением теневой экономики.

По нашему мнению, теневая экономика и теневые производственные отношения порождаются деструктивными процессами социально-экономической системы. Данный вывод дает нам основание считать, что противоречия существования системы при влиянии внутренних и внешних факторов могут стать деструктивными противоречиями, которые порождают как факторы существования теневой экономики, так и угрозы экономической безопасности.

Теневая экономика является следствием нарушения целостности системы и неразрешения (неснятия) деструктивных противоречий. В качестве примера можно привести диалектическое противоречие, заключенное в стоимости товара, которое выражается в противоречии его потребительской и меновой стоимости, что является основой его движения. Данное противоречие находит отражение в борьбе спекулятивного и торгово-промышленного капитала, что несет в себе угрозу целостности экономики государства и порождает сектора теневой экономики. Примером сектора теневой экономики может служить деятельность крупнейших российских сырьевых компаний, которые, используя оффшорные схемы, отрывают финансы от производства, лишая, таким образом, воспроизводственный процесс необходимых ресурсов, и еще больше усиливают сложившийся кризис реального сектора.

Логику процесса нарушения целостности экономической системы с точки зрения теории экономической безопасности и теневой экономики можно проследить на основе схематического представления. На рис. 6. показана логика нарушения целостности экономической системы. По мере усиления действия деструктивных факторов процесс разрушения целостности экономической системы проходит по линии: ущемление интересов – появление факторов роста и развития теневой экономики – усиление факторов, способствующих росту теневой экономики – возникновение теневой экономики

в различных секторах – возникновение самостоятельной теневой экономической системы (это и означает разрушение целостности экономической системы).

Если логика исследования экономической безопасности проходит по связке «целостность – угроза целостности – защита от угроз», то исследование проблемы теневой экономики должно выглядеть следующим образом: «деструктивные противоречия, нарушающие целостность – теневая экономика – разрешение деструктивных противоречий – восстановление целостности (сокращение теневой экономики)».

С точки зрения С точки зрения теневой

экономической экономики

безопасности



Рис. 6. Нарушение целостности экономической системы с точки зрения экономической безопасности и теневой экономики

Выведенная логическая цепочка указывает на то, что деструктивные противоречия являются источником теневой экономики. Кроме того, появление деструктивных противоречий уже указывает на то, что целостность системы нарушена, а значит, она требует восстановления. Далее, разрешение противоречий способствует восстановлению целостности, а это, в свою очередь, означает уменьшение теневой экономики. Таким образом, противодействовать теневой экономике можно только мерами, направленными на восстановление целостности экономической системы. Применение диалектической связки «опасность – безопасность» к проблеме теневой экономики заставляет соотносить «опасность» с теневой экономикой, как проявление деструктивных процессов социально-экономической системы. К теневому сектору как подсистеме экономики необходимо применить другую категориальную связку – «упорядоченность – стихийность». Смысл ее использования заключается в представлении конструктивной функции теневой экономики как процесса упорядочения, т.е. смягчения деструктивных процессов системы. Конструктивная функция теневой экономики возникает как способ нелегитимного разрешения деструктивных противоречий системы. Деструктивная функция теневой экономики соотносится со стихийностью как усиление энтропии, хаоса в системе, что ведет к ее дальнейшему разрушению. Применение категориальных связок к экономической системе позволяет выявить в ней место теневой экономики (рис. 7.).

Стихийность Упорядоченность


Теневая экономика




Деструктивная функция Конструктивная функция




Деструктивные процессы Конструктивные процессы



Экономическая система




Опасность Безопасность



Рис. 7. Взаимосвязь теневой экономики и экономической системы через категориальную связку «опасность – безопасность»

Если же говорить о возможности искоренения теневой экономики, то стоит отметить, что противоречия будут существовать, пока существует система, а значит предпосылки роста и развития теневой экономики заложены в самой системе. Это означает, что рост и развитие теневой экономики зависят от способа разрешения противоречий существования системы, которые при определенных условиях могут превратиться в деструктивные, разрушающие ее целостность. Итак, в результате применения основных диалектических пар («опасность-безопасность», «стихийность – упорядоченность»), появилась возможность исследовать целостность экономической системы как определяющий фактор. Таким образом, взаимосвязь существования теневой экономики и экономической системы мы определяем по линии: деструктивные противоречия экономической системы – факторы теневой экономики – теневая экономическая система – восстановление целостности экономической системы (разрушение теневой системы). Данная цепочка отражает как источник, причину возникновения теневой экономики (деструктивные противоречия), так и формирует направление противодействия теневой экономики (восстановление целостности), что несет в себе существенную ценность для дальнейшего исследования проблемы теневой экономики. Полученные в ходе исследования выводы также позволили определить теневую экономику как систему производственных отношений, выражающих деструктивные противоречия, которые разрушают целостность экономической системы государства.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия теневая экономика.

  2. Перечислите основные методы оценки теневой экономики.

  3. Какое влияние оказывает теневая экономика на обеспечение экономической безопасности? (ответ аргументируйте).

Рекомендуемая литература

  1. Клямкин, И.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование / И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев. - М.: Рос. гуманитарный ун-т, 2000. – 595с.

  2. Корягина, Т.И. Теневая экономика в РФ: анализ, оценки, прогнозы / Т.И. Корягина. // Вопр. экономики - 1990. - №3. – 234с.

  3. Попов, Ю.Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник / Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов - М.: Дело, 2005. – 240с.

  4. Сухарев, А.И. Формирование теневого конгломерата в глобальном мире / А.И. Сухарев // Безопасность Евразии – 2003. - № 1. - С. 211-236.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница