Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации



страница1/5
Дата20.11.2016
Размер1.05 Mb.
  1   2   3   4   5




Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

(ГБОУ ДПО «ЧИППКРО»)



приобщение дошкольников к

Декоративно-прикладному искусству Урала

учебное пособие для слушателей

курсов повышения квалификации

Челябинск

2012

ББК 74.57



Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/ Составитель С.Н. Обухова. – Челябинск, 2012. – 75 с.

В данном пособии содержатся методические рекомендации по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала, предлагаются примерные конспекты образовательных ситуаций. В учебно-методическом пособии раскрываются условия для организации краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении, даются рекомендации к проведению педагогической диагностики эстетически развитой личности ребенка средствами регионального искусства. Пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации.



Рецензенты:

Л.В. Трубайчук, д. п. н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета

И.Б. Едакова, к. п. н., Заслуженный учитель Р.Ф., зав. кафедрой дошкольного образования ГОУДПО ЧИППКРО

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………5


Методические рекомендации по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала…………………………………8


Перспективный план занятий…………………………………………..16
Содержание занятий по приобщению старших дошкольников

к декоративно-прикладному искусству Урала………………………...21


Методические рекомендации к проведению педагогической

диагностики эстетически развитой личности ребенка ……………….31

Примерные конспекты занятий ………………………………………..47

Список литературы……………………………………………………..73



Предисловие


Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для саморазвития личности ребенка в процессе художественной деятельности.

Основная цель эстетического воспитания - обеспечить становление эстетически развитой личности ребенка. Однако не стоит забывать, что, развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве того или иного региона, обладающего своей историей, культурой, менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения.

Становление эстетически развитой личности ребенка начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Одним из первостепенных средств эстетического становления личности является традиционное народное и декоративно-прикладное искусство родного края.

В условиях активного внедрения в мировоззрение подрастающего поколения образцов зарубежной массовой культуры наиболее актуальной является проблема эстетического воспитания молодежи средствами художественной народной культуры. Современными исследователями в области эстетического воспитания дошкольников (Т.С. Есаян, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, И.А. Старковой, Р.М. Чумичевой) подчеркивается: необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств ребенка, как средства воспитания творческой активности, гуманистических представлений, основ патриотизма и гражданственности у детей. Отечественные программы по дошкольному образованию нацеливают педагогов на ознакомление детей с «золотым фондом» художественной культуры родного края, с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства своего региона.

В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство как проявление творчества народа, по мнению таких авторов, как Н.Алпатов, Ю.Арбат, В.С. Воронов, Л.Д. Рондели, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова и других, близко по своей природе детскому творчеству (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа) и понятно ребенку. Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

По мнению Б.М. Неменского, искусство родного края – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности.

Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в народной песне, в сказе, в легенде, музыке, народном танце, декоративно-прикладном искусстве, поэтому воздействие на ребенка должно быть комплексным. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утонченность каслинских кружев и гравюры на стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка.

Смысл занятий по приобщению дошкольников к произведениям декоративно-прикладного искусства заключается в развитии эстетических ценностей у детей, в художественном познании мира, в присвоении способов художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения ребенка в изобразительном творчестве.

Т.С. Комарова считает, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. По своей инициативе ребята начинают заимствовать какие-то приемы, мотивы и это всячески надо поддерживать, однако ни в коем случае нельзя превращать такие занятия в специальный тренаж «натаскивания» детей на подражание. От общения с искусством должно оставаться чувство радости, восторга, «очищения» души.

Учебно-методическое пособие позволяет расширить региональное содержание дошкольного образования и предназначено для слушателей курсов повышения квалификации уральского региона с целью расширения знаний в области уральского декоративно-прикладного искусства и возможностей использования его потенциальных возможностей в педагогической работе с дошкольниками.

Методические рекомендации к работе по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала

В законе «Об образовании» Российской Федерации провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Организация условий в дошкольном образовательном учреждении


Содержание образования в соответствии с целями развития

детей дошкольного возраста.

Многофункциональность уральского искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для многообразного использования его выразительных средств в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ознакомление дошкольников с региональным искусством: разнообразными уральскими промыслами декоративно-прикладного искусства (камнерезным искусством, каслинским литьем, златоустовской гравюрой, росписью по дереву, бересте и металлу, вышивкой, кружевоплетением, и др.) является первым и необходимым этапом в становлении эстетически развитой личности ребенка.

В связи с затруднениями практических работников в отборе содержания образования по проблеме приобщения дошкольников к уральскому декоративно-прикладному искусству, нами создана авторская региональная программа становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства «Самоцветие Урала». Важным моментом в контексте программы является идея знакомства с уральским декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством, с особенностями народной музыки, уральскими обрядами.

Становление эстетически развитой личности начинается с дошкольного детства, с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Понятие «становление эстетически развитой личности» ребенка мы определяем как сложное многокомпонентное образование. На наш взгляд, становление эстетически развитой личности ребенка обеспечивают четыре компонента: эмоциональный (эстетическая эмпатия, эстетическая рефлексия), гносеологический (эстетические представления на основе восприятия, определяющие эстетическое познание), аксиологический (составляющий основу эстетической ценности и определяющий формирование эстетических потребностей), деятельностный (обеспечивающий творческое саморазвитие). Данный подход определил основные направления построения диагностики, обоснование критериев, показателей и уровней эстетической развитости личности ребенка старшего дошкольного возраста. Выводы относительно становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста мы предлагаем сформулировать на основе изучения художественной деятельности детей в процессе приобщения к уральскому декоративно-прикладному искусству. Проследить становление эстетически развитой личности ребенка, на наш взгляд, является возможным при условии использования критериев, показателей, уровней и заданий диагностики, включающих как специально созданные экспериментальные ситуации, так и повседневное наблюдение за детьми. Ориентирами для исследования становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами уральского декоративно-прикладного искусства предлагаемой нами диагностики явились:



  • диагностика освоения изобразительного искусства А.М. Вербенец, Л.В. Немченко;

  • диагностика творческих проявлений старших дошкольников А.Н. Бельковой;

  • методика оценки уровня развития творческого мышления Е. Торранс, модификация Е.Е. Туник;

  • изучение особенностей самооценки и соотношения «реального Я» и «идеального Я» Н.В. Нижегородцевой.

Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивается по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для многообразного использования его выразительных средств в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к разнообразным уральским промыслам является первым и необходимым этапом в становлении эстетически развитой личности ребенка.

В программе «Самоцветие Урала» нами сделана попытка расширения содержания регионального компонента дошкольного образования, разработки методического обеспечения и обоснования необходимых педагогических условий для осуществления процесса становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста средствами уральского декоративно-прикладного искусства.

Главной идеей программы является возможность становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами уральского декоративно-прикладного искусства.

Теоретико-методологической основой содержания региональной авторской программы послужили личностно-деятельностный, аксиологический и культурологический подходы. Опираясь на личностно-деятельностный подход на основе диагностики можно проследить становление эстетически развитой личности ребенка в процессе восприятия произведений искусства и в процессе художественной деятельности по мотивам искусства. Аксиологический подход позволяет рассмотреть декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста как эстетическую ценность. Культурологический подход является основанием для расширения содержания регионального компонента дошкольного образования по проблеме становления эстетически развитой личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.

В основу программы заложены следующие педагогические принципы:



  • взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с детским творчеством;

  • блочно-тематическое распределение программного материала;

  • включение в содержание программы занимательного исторического и культурологического материала;

  • комплексное знакомство дошкольников с уральским декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством, народной музыкой, уральскими традициями;

  • интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста;

  • создание условий для самостоятельного поиска решений, ориентация на интересы, способности, личный опыт обучающихся, возможности сотворчества взрослого и детей.

Цель программы: способствовать становлению эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала.

Задачи программы:

  1. Актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине: закрепить знания о природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале.

  2. Познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном искусстве как эстетической ценности.

  3. Расширять эстетические представления дошкольников об уральских произведениях искусства при их восприятии.

  4. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона, развитию чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала.

  5. Способствовать развитию эстетической эмпатии у дошкольников в процессе восприятия произведений уральского декоративно-прикладного искусства.

  6. Создавать условия для творческого саморазвития дошкольников в процессе разнообразных видов художественной деятельности.

  7. Развивать чувство эстетической рефлексии при оценке детьми собственной творческой деятельности в процессе восприятия произведений искусства и при создании собственных продуктов деятельности.

К региональной программе прилагается методическое обеспечение, включающее конспекты занятий, дидактических игр и упражнений регионального содержания, диагностические карты определения уровней эстетической развитости личности дошкольника, так как приобщение дошкольников к региональному декоративно-прикладному искусству рассматривается в контексте становления эстетически развитой личности ребенка.

Для развития восприятия детей, уточнения их представлений и обогащения содержания художественно-декоративной деятельности, программа имеет наглядно-методическое приложение в виде:

- мультимедийных презентаций по темам занятий,

- занимательных географических карт Урала,

- карты распространения уральских промыслов,

- технологических и пооперационных карт для выполнения работ по мотивам декоративно-прикладного искусства Урала.

Для организации процесса приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать педагогические условия:

1. Провести работу по отбору содержания образования регионального компонента в соответствии с целями развития детей старшего дошкольного возраста, их возможностями и интересами.

2. Обогатить развивающую среду предметами искусства, наглядными и дидактическими пособиями, продуктами творческой деятельности детей.

3. Способствовать взаимодействию работы студий, кружков, мастерских с учебно-воспитательной работой в группе дошкольного образовательного учреждения.

4. Важным моментом в обеспечении психологической поддержки на «пути к творческому успеху» имеет сотворчество взрослого и детей при создании совместных продуктов деятельности по мотивам декоративно-прикладного уральского искусства.

5. Обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников в освоении искусствоведческого материала и в продуктивной деятельности.

Одним из важных условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству является создание благоприятной развивающей среды.

Учитывая эмоциональность ребенка-дошкольника, место для работы нужно оформить так, чтобы оно внешне привлекало, стимулировало ребенка к творческому саморазвитию. Набор предлагаемых материалов для художественно-творческой деятельности должен быть разнообразен и достаточен, т. к. ребенок должен иметь возможность выбора необходимого материала для реализации замысла.

В методическом комплексе воспитателя должны быть чертежи, их варианты в усложнении, пооперационные карты, готовые образцы, фотографии коллективных и индивидуальных работ детей.

В групповой комнате желательно разместить предметы народного и профессионального декоративно-прикладного искусства Урала: литье из чугуна, гравюру, изделия камнерезного искусства, расписные уральские доски, ложки, изделия из уральского фарфора, вышивку и др. В альбомах могут быть представлены образцы декоративно-прикладного искусства Урала, представленные в музеях страны, для обогащения впечатлений дошкольников, уточнения их представлений об уральских промыслах.

Содержание занятий следует обогатить использованием мультимедийных презентаций. В групповой комнате необходимо выбрать место, куда можно было бы поместить детские работы, выполненные на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Урала. Желательно придумать название выставочному месту: «Музей уральских промыслов», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Урал – земля золотая», «Уральские чародеи – умельцы» и др. Помимо выставки детских работ, следует организовать «рабочий центр» или «мини – мастерскую», где могут находиться вариативные поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов, динамические образцы.

Таким образом, развивающая среда должна быть вариативной, соответствовать опыту детей и побуждать их к проявлению творчества и самостоятельности.

Организация художественной деятельности детей предполагает использование разнообразных форм организации, способствующих творческому саморазвитию старших дошкольников:

1.Самостоятельные работы детей, из которых можно составить единую целостную композицию. Данную форму организации детской деятельности мы советуем использовать на занятиях по темам: «В страну озер и рудных скал», «Мы – уральцы», «Уральский букет», «Оружейных дел мастера», «Диво дивное», «Обрядовая уральская кукла», «Пасхальные писанки на Урале».

2. Работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы, мы рекомендуем применить на занятиях «Малахитчики», «Берестяной туесок», «Укрась колыбельку».

3. Работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы или вариант работы можно использовать на занятиях: «Урал земля золотая», «Музыка в камне».

4. Коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы, лучше предлагать детям на занятиях: «Салон ювелирных изделий», «Самоцветные россыпи Урала», «Секреты Хозяйки Медной горы».

5. Работа по конвейеру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы будет являться началом работы сверстника (как наиболее сложная форма организации детей), может быть применена на занятии «Камень, заговори», «Бусы на Новогоднюю елку»

Важным моментом в организации работы по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала является организация занятий, имеющих комплексный характер (табл.1)

Мы рекомендуем в ходе занятий использовать синтез регионального художественного слова и музыки (народных песен, попевок, инструментальной музыки). Особенно значимым для активизации творческой художественной деятельности дошкольников является включение в содержание занятий традиционных для уральских праздников хороводов, подвижных игр, развлечений.

Педагогическое общение, взаимодействие с детьми должно быть активизирующим и обогащающим мотивы их деятельности, изменяющимся по содержанию в зависимости от степени самостоятельности.

Табл. 1


Структура занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала



Распределение содержания программного материала

в течение учебного года.

Программой «Самоцветие Урала» предусмотрено проведение 18 занятий регионального содержания с детьми 6 – 7 лет. Содержание регионального компонента в соответствии со стандартом образования должно составлять 30 % от содержания, предусмотренного в комплексных программах. В соответствии с выбором дошкольного образовательного учреждения при распределении содержания программного материала, занятия по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала рекомендуем проводить 2 раза в месяц, как в часы занятий познавательного цикла, так и в часы занятий по развитию детского изобразительного творчества. Занятия искусствоведческого и творческого характера желательно чередовать с проведением дидактических игр, выставок, экскурсий, конкурсов, предусматривающих совместную деятельность детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности дошкольников, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семейного воспитания.

Программой предполагается организация мероприятий, проводимых совместно с семьей дошкольников. Например, конкурс чтецов стихотворений об Урале «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал». Работа сувенирного цеха и конкурс сказов об уральских произведениях декоративно-прикладного искусства «История красивой и нужной вещи» предусматривают совместное творчество ребенка и родителей и представление семейного творческого результата в конце учебного года.

Табл. 2


Перспективный план образовательных ситуаций

месяц

п/п

Формы работы

Цели:


сентябрь

11.

Диагностика эстетической развитости личности детей группы.

Определить уровень эстетической развитости детей группы

октябрь

Первый блок занятий «Урал – земля золотая»

2.


Совместная деятельность воспитателя и детей: создание макета

«Поэма уральских гор»



Способствовать расширению знаний о природе родного края, формированию кооперативных умений при выполнении коллективной работы (макета).

3.


Занятие-экспедиция

«Мы – уральцы»



Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала.

44.

Занятие - виртуальное путешествие

«В страну озер и рудных скал»



Расширять представления детей о природе Урала при рассматривании занимательных географических карт. Учить подбирать на музыкальных инструментах звуки, похожие на звуки леса (капли дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка и др.). Учить использовать цвет как средство выразительности для изображения уральской природы. Развивать эстетическую эмпатию.

45.

Игра-драматизация

«Урал – земля золотая»




Развивать эстетическую эмпатию и рефлексию у детей при восприятии и воспроизведении содержания легенды в игре.

ноябрь

66.

Совместная деятельность воспитателя и детей: посещение музея декоративно-прикладного искусства Урала

Расширять эстетические представления детей о произведениях декоративно-прикладного искусства Урала как эстетической ценности. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона.

Развивать у детей эстетическую эмпатию при восприятии произведений искусства.




Второй блок занятий «Мастера земли уральской»

77.

Дидактическая игра

«Откуда пришел предмет?»



Способствовать формированию эстетических представлений о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую рефлексию при восприятии искусства.

7

8.


Занятие

«Камень, заговори»



Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности.

Развивать эстетическую эмпатию дошкольников при восприятии произведений ювелирного искусства.



99.

Занятие

«Музыка в камне»



Расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах, Развивать эстетическую эмпатию при восприятии музыкального произведения и выполнении творческой работы.

Продолжать учить использовать цвет как средство выразительности для передачи эстетических чувств.



декабрь

10.


Занятие

«Салон ювелирных изделий»



Расширять эстетические представления у дошкольников об искусстве уральских мастеров – ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности.

Способствовать творческому саморазвитию при работе с «подсобными» материалами.



11.

Занятие

«Малахитчики»



Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой при выполнении объемной модели.

12.

Совместная деятельность воспитателя и детей: разгадывание кроссворда

«Самоцветные россыпи Урала»



Уточнить эстетические представления детей о камнерезном искусстве Урала.

13.

Занятие

«Бусы»


Расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой.

январь

14.

Совместная деятельность воспитателя и детей: литературная викторина

«Уральские сказы»



Закреплять знания детей об уральских сказах.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной деятельности.



15.

Совместная деятельность воспитателя и детей: разгадывание кроссворда

«Уральские слова»



Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала.

16.

Занятие

«Каслинские кудесники»



Расширять эстетические представления детей об искусстве чугунного литья как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики. Способствовать творческому саморазвитию детей.

17.

Дидактическая игра

«Исправь ошибку мастера»



Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала

февраль

18.

Занятие

«Оружейных дел мастера»



Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении аппликации на силуэте доспехов. Способствовать творческому саморазвитию детей.

19.

Занятие

«Тайна булата»



Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении творческой работы в технике «граттаж». Способствовать творческому саморазвитию детей.

20.

Занятие

«Берестяной туесок»



Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по бересте как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении и украшении поделки.

Воспитывать умение детей работать в парах. Развивать эстетическую рефлексию.



21.

Дидактическая игра

«Составь уральский букет»



Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства уральской росписи.

март

22.

Занятие

«Укрась колыбельку»



Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической рефлексии при оценке собственной поделки.

Воспитывать умение детей работать в парах.



23.

Занятие

«Уральский букет»



Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по металлу как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении творческой работы.

24.

Дидактическая игра

«Разгадай тайну знака»



Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства росписи по дереву.

25.

Занятие

«Уральская обрядовая кукла»



Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической эмпатии при выполнении обрядовой куклы.

апрель

26.

Дидактическая игра

«Найди по описанию»



Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую рефлексию при восприятии произведений искусства.

27.

Занятие

«Пасхальные писанки на Урале»



Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать творческому саморазвитию при составлении узора в украшении пасхального яйца.

28.

Занятие

«Диво – дивное»



Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по дереву как эстетической ценности, совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении «Семейного древа жизни». Развивать эстетическую эмпатию у детей при подборе символов уральской росписи.

май


Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки»

29.

Конкурс чтецов стихотворений об Урале «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал»

Способствовать развитию эстетической эмпатии при воспроизведении произведений литературно-художественных произведений.

30.

Занятие

«Работа сувенирного цеха»



Способствовать творческому саморазвитию дошкольников в совместной художественной деятельности детей и родителей по мотивам искусства.

31.

Конкурс сказов об уральских произведениях декоративно-прикладного искусства

«История красивой и нужной вещи»



Способствовать творческому саморазвитию дошкольников в литературно- художественной деятельности по мотивам искусства.

Развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности.



32.

Занятие - блиц-турнир

«Уральский калейдоскоп»



Закреплять эстетические представления дошкольников о декоративно-прикладном искусстве Урала, способствовать развитию кооперативных умений детей, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной деятельности.

Содержание занятий по приобщению старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала

Тема: «Поэма уральских гор»

Задачи: способствовать расширению знаний о природе родного края. Упражнять детей в выполнении технических приемов бумагопластики: сгибание, скручивание, склеивание, выполнение надрезов и разрезов на бумаге. Формировать кооперативные умения детей при выполнении коллективной работы (макета). Воспитывать интерес к коллективному результату художественной деятельности.

Материалы и оборудование: иллюстрации, фотоэкспозиции, мультимедийное сопровождение рассказа воспитателя, макет, бумага, окрашенная способом монотипии, бумага цветная, белая, ножницы, клей, фигурки Ура и Ал.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель с детьми рассматривают фотоэкспозицию или иллюстративный материал с изображением уральской природы, беседуют об уральской природе. Затем детям предлагается прослушать сказ «Урал – земля золотая». Воспитатель демонстрирует детям подготовленную заранее часть макета уральских гор, выполненных из картона и бумаги и спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы горы стали похожи на Уральские. Вместе с детьми обсуждают, как оформить горы самоцветами, «посадить» деревья, оформить озеро. Детей объединяют в бригады по 3 – 4 человека, распределяют обязанности.

К окончанию коллективной работы воспитатель выставляет на макет фигурки Ура и Ал, совместно с детьми подводит итоги коллективной работы над макетом.

Виртуальное путешествие:

«В страну озер и рудных скал»

Задачи: расширять представления детей о природе Урала при рассматривании занимательных географических карт. Учить подбирать на музыкальных инструментах звуки, похожие на звуки леса (капли дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка и др.). Учить использовать цвет как средство выразительности для изображения уральской природы. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии природы.

Материалы и оборудование: иллюстрации, фотоэкспозиции, мультимедийное сопровождение к занятию, музыкальные инструменты, изобразительные материалы и оборудование: бумага формата А3, цветные восковые мелки, акварельные краски, салфетки, баночки для воды, поролоновые губки, клеенки, широкие кисти, жетоны (цветики – самоцветики) для награждения, вырезанные из клейкой бумаги изображения насекомых, птиц, животных.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель предлагает осуществить виртуальное путешествие по нескольким станциям. На первой станции детям предлагается разгадывание загадок об уральской природе, на второй станции дети включаются в выполнение эвристического задания – подобрать с помощью музыкальных инструментов голоса леса, и на третьей станции дети изображают уральский лес в смешанной технике акварели и восковых мелков. После выполнения работы дети с помощью вырезанных силуэтных изображений обитателей уральского леса «оживляют» сюжетные композиции.


Тема: «Мы – уральцы»

Задачи: актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала: каслинским литьем, златоустовской гравюрой, камнерезным искусством, росписью на металле, по дереву и бересте, вышивкой, ткачеством.

Материалы и оборудование: иллюстрации, фотоэкспозиции, мультимедийное сопровождение к занятию, записи уральских народных песен.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель беседует с детьми о том, что они понимают под выражением «малая родина», затем предлагает детям совершить виртуальное путешествие по Уралу и посетить несколько станций.

Первая станция Традиционная, на которой дети знакомятся с праздниками, которые всегда считались народными и праздновались на Урале: Рождество Христово и Новый год, Масленицу, Троицу, Праздники урожая. На станциях детям предлагается поучаствовать в народных играх, состязаниях, распространенных на Урале.

Вторая станция «Народные умельцы», на которой дети знакомятся с народными уральскими промыслами.

Третья станция «Урал – мастеровой», на которой детей знакомят с профессиональным искусством Урала.

После занятия в самостоятельной деятельности детям предлагается отразить в рисунках то, что особенно запомнилось из путешествия по Уралу.


Тема: «Камень, заговори»

Задачи: расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности. Развивать эстетическую эмпатию дошкольников при восприятии произведений камнерезного искусства.

Материалы и оборудование: коллекция минералов, изделий из камня: шкатулки, подсвечники, ювелирные украшения, карта россыпей уральских самоцветов, бумага, краски (акварель), кисти, салфетки, клеенки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Детям предлагается рассмотреть коллекцию минералов и отметить, какой камень на ощупь, какой камень по цвету, что можно рассмотреть в его срезе? Проводится минута созерцания. Детям предлагается стать настоящими художниками – мастерами, рассмотреть самоцветный камень и подумать, какие чувства он вызывает, о чем он может рассказать человеку. Дети передают самоцветы друг другу по кругу, высказывая собственную точку зрения. Затем воспитатель и детьми рассматривают украшения, выполненные из камней, отмечают их разнообразие и эстетические характеристики. Детям предлагается придумать название камню и спросить, почему придумано такое название. Затем дети вместе с воспитателем подбирают колористические варианты для изображения уральских самоцветов, раскрашивают бумагу вливанием цвета в цвет, используя акварельные краски, вырезают из окрашенной бумаги «камушки» и наклеивают на панно «Уральские горы». В конце занятия воспитатель проводят рефлексию детской творческой деятельности.


Тема: «Музыка в камне»

Задачи: расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии музыкального произведения и выполнении творческой работы. Продолжать учить использовать цвет как средство выразительности для передачи эстетических чувств.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, коллекция уральских самоцветов, произведений камнерезного искусства, бумага, краски (акварель, гуашь), кисти, салфетки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель предлагает детям прослушать легенду о создании уральских гор и рассмотреть занимательную карту россыпей уральских самоцветов. Детям предлагается рассмотреть уральские самоцветы и выделить их эстетические характеристики. Затем дети рассматривают уральские камни и высказывают мнение о том, что можно рассмотреть в рисунке камня, на что он похож, какие чувства вызывает. Голубая бирюза вызывает радостное настроение, она ярко голубого цвета; зеленый малахит передает спокойное настроение; сердолик вызывает радость, движение; змеевик – грусть, тревогу; соколиный глаз, яшма – хранят загадку и т. п. Детям предлагается игра «Подбери музыку для самоцвета». Заслушиваются отрывки музыкальных произведений и дети рассуждают, какая музыка по – характеру больше подходит для передачи настроения при восприятии самоцветов. Детям предлагается подумать, какие цвета можно взять для передачи собственного настроения от рассматривания уральских самоцветов. Дети подбирают цвета для изображения уральских самоцветов.


Тема::

«Салон ювелирных изделий»

Задачи: расширять эстетические представления у дошкольников об искусстве уральских мастеров – ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности. Способствовать творческому саморазвитию при работе с «подсобными» материалами.

Материалы и оборудование: пластилин, шаблоны в форме украшений, фольга, бусины, бисер, цветная бумага, проволока, клей ПВА, бумага «под мрамор» «под малахит», «под агат» и др., ножницы, линейки, простые карандаши.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть малахитовую шкатулку и ювелирные украшения из уральских самоцветов, побеседовать о материалах, из которых сделаны произведения искусства. Затем дети вместе с воспитателем составляют алгоритм выполнения работы из подсобного материала, повторяют правила композиции при украшении ювелирных изделий, заполнения формы основы, технические приемы работы с подсобными материалами и пластилином. Каждый из детей выбирает по желанию силуэт ювелирного украшения, выполняет работу, наряжает куклу. В конце занятия воспитатель проводит рефлексию с детьми по результатам творческой работы дошкольников.



Тема: «Малахитчики»

Задачи: расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой при выполнении объемной модели.

Материалы и оборудование: бумага, окрашенная «под малахит», шаблоны, карандаши, линейки, ножницы, клей ПВА, пооперационные карточки выполнения шкатулки, карточки – схемы для складывания поделок по типу оригами.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель рассказывает легенду о появлении в уральских горах камня малахит, демонстрирует детям коллекцию минералов и иллюстрации с изображением этого камня и изделий из него. Предлагает детям рассмотреть малахит и выделить его отличительные особенности. Проводится минута созерцания, выслушивает мнения детей об эстетических характеристиках малахита. Затем воспитатель рассказывает детям о труде камнереза, ювелира, зачитывает народную песню «Ах, вы, камушки – самоцветики». Воспитатель предлагает детям рассмотреть «малахитовую шкатулку», сделанную из бумаги. Перед выполнением творческой работы вместе с детьми обсуждаются этапы изготовления шкатулки, рассматриваются пооперационные карты. После выполнения работы ребята оценивают свои работы и выделяют их эстетическую ценность.


Тема: «Бусы»

Задачи: расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой (разрезание, скручивание, склеивание). Развивать умения работать по конвейеру.

Материалы и оборудование: бумага (оберточная) расчерченная ромбиками, ножницы, клей, салфетки, клеенки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель загадывает загадки об уральских самоцветах, достает из шкатулки бусы, выполненные из уральских камней (бирюза, малахит, янтарь, нефрит и др.) и предлагает рассмотреть детям. Проводится минута созерцания. Воспитатель зачитывает детям стихотворения о некоторых самоцветных камнях, вместе с детьми рассматривает характерные особенности камней, выделяя их средства выразительности (фактуру, цветосочетания). Затем с детьми разбираются, как выполнить бусы из бумаги, похожие на настоящие. Воспитатель предлагает обсудить последовательность выполнения технических операций: разрезание по линиям выполняют дети 1 мини-группы, скручивание и склеивание бусин 2, нанизывание на нитку 3. Нанизывать бусины на нитку помогает воспитатель. После выполнения всех операций воспитатель надевает бусы на кукол, дети подчеркивают эстетическую ценность поделок.


Тема: «Каслинские кудесники»

Задачи: расширять эстетические представления детей об искусстве чугунного литья как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики. Способствовать творческому саморазвитию детей.

Материалы и оборудование: произведения каслинского литья, иллюстрации, пластилин, доски, скалочки, розетки с водой, салфетки, стеки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Занятие начинается с рассматривания выставки произведений каслинского литья. С детьми проводится минута созерцания, заслушиваются высказывания детей об эстетических характеристиках произведений каслинского литья, беседа о средствах выразительности скульптуры малых форм (пластика формы, передача движения, позы, выполнение выразительных деталей, дополняющих образ). Детям предлагается выбрать отрывки музыкальных произведений, подходящих по характеру к произведению из чугуна. Воспитатель предлагает детям выполнить фигурку из пластилина по собственному замыслу (подсвечник, подчасник, тарелку). Дети повторяют правила работы с пластилином, уточняют последовательность работы в технике мелкой пластики. В конце занятия рассматривают детские работы и пытаются оценить творческие проявления детей при их выполнении.


Тема: «Оружейных дел мастера»

Задачи: расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении аппликации на силуэте рыцарских доспехов. Способствовать творческому саморазвитию детей.

Материалы и оборудование: силуэты, изображающие воинов, силуэты доспехов, шлема, щита, меча, цветная бумага (желтого, синего, оранжевого цвета), ножницы, клей, салфетки, клеенки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель вносит в группу предметы златоустовской гравюры и предлагает детям их для созерцания. Дети отмечают, чем им понравились произведения искусства златоустовской гравюры, выделяют их характерные особенности и средства выразительности. Воспитатель рассказывает детям о промысле гравюры и выдающемся мастере Иване Бушуеве, создавшем шедевр златоустовской гравюры «Древнее вооружение». Дети рассматривают презентацию с изображением златоустовской гравюры на холодном оружии. Воспитатель вспоминает с детьми содержание сказа П.П. Бажова «Иванко – Крылатко» и предлагает детям принять на себя роль оружейников и создать собственные произведения. Дети совместно с воспитателем рассматривают узоры, выполненные в традициях гравюры на оружии, на вариативных образцах разбирают варианты построения композиции узора, затем выбирают шаблоны с изображением рыцарских доспехов и украшают их в технике аппликации. Полученные доспехи надевают на силуэты, изображающие воинов, выполненные из картона.


Тема: «Тайна булата»

Задачи: расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении творческой работы в технике «граттаж». Способствовать творческому саморазвитию детей.

Материалы и оборудование: тонированная бумага для выполнения работы в технике граттаж, плакатное перо, предметы златоустовской гравюры, клеенки, салфетки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель предлагает вспомнить детям, как называется промысел, в котором изготавливаются такие произведения искусства и чем они детям понравились. Дети отмечают, чем им запомнились и понравились произведения искусства златоустовской гравюры, выделяют их характерные особенности и средства выразительности. Дети уточняют, какие изображения выполняются на панно в технике гравюры. Воспитатель объясняет детям, как выполняли гравюру ручным способом в старину. Затем детям предлагаются материалы для работы в технике граттаж по мотивам златоустовской гравюры. В конце занятия дети вместе рассматривают работы, обсуждают их эстетическую ценность. Воспитатель предлагает детям оценить собственные творческие проявления при выполнении творческой работы.


Тема: «Берестяной туесок»

Задачи: расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по бересте как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении и украшении поделки. Воспитывать умение детей работать в парах. Развивать эстетическую рефлексию.

Материалы и оборудование: бумага чертежно-рисовальная, окрашенная под цвет бересты, ножницы, карандаши, линейки, шаблоны – развертки для выполнения туеска, клей, скрепки.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель рассматривает с детьми берестяной туесок и спрашивает детей, что ценного есть в предмете? Дети отмечают, что предмет ценен тем, что полезен и тем, что красиво украшен. Воспитатель предлагает рассмотреть средства выразительности росписи на туеске (цветосочетания, элементы и композицию построения узора). Воспитатель раскрывает семантическое значение росписи. Дети рассматривают с воспитателем особенности конструкции туеска: цилиндрическая основа (тулово), донце, крышка, ручка.

Вместе с детьми обсуждается последовательность изготовления поделки, предлагается распределиться парами, так, как легче выполнять конструкцию. Воспитатель предлагает рассмотреть пооперационные карты изготовления туеска, уточнить особенности сборки. После склеивания деталей воспитатель предлагает украсить туесок, вырезанными заранее элементами: цветами, листьями, птицами в соответствии с выбранной детьми смысловой значимостью украшения. В конце занятия детям предлагается определить, насколько ценным является поделка, подчеркнуть ее эстетические характеристики.
Тема: «Укрась колыбельку»

Задачи: расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической рефлексии при оценке собственной поделки. Воспитывать умение детей работать в парах.

Материалы и оборудование: картон, цветная бумага, ножницы, шаблоны – развертки для выполнения колыбельки, клей, салфетки, клеенки, куклы – пупсы.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель рассказывает детям о традиции украшать дома на Урале и особенностях украшения внутреннего интерьера дома. Дети рассматривают вариативные образцы украшения предметов быта в соответствии с семантикой росписи. Воспитатель обращает внимание на украшение колыбели в доме и особенности украшения элементами уральской росписи в соответствии со смысловым значением. Вместе с воспитателем дети рассматривают пооперационные карты изготовления колыбели, распределяют работу в парах по желанию: первый ребенок склеивает основу и детали, второй ребенок вырезает украшения для колыбели, затем вместе обсуждают построение композиции на поделке, наклеивают украшения. В конце занятия воспитатель обращает внимание на результат совместной работы детей, предлагает уложить спать в колыбельку куклу – пупса. Высказывают пожелания в соответствии со смысловым значением выбранной композиции при украшении колыбели.



Тема: «Уральский букет»

Задачи: расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по металлу как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении творческой работы.

Материалы и оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства нижнетагильского подносного промысла, презентация к занятию, шаблоны подносов разной формы, краски (гуашь), кисти, салфетки, клеенки, баночки с водой.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель беседует с детьми о традиции расписывать сундуки, шкатулки, подносы на Урале. Воспитатель с детьми уточняет особенности украшения нижнетагильскими мастерами предметов декоративно-прикладного искусства. Дети просматривают презентацию к занятию, уточняют средства выразительности нижнетагильской цветочной росписи: мотивы, элементы, композиции узора. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила построения узора и подумать, как сделать композицию правильной и красивой. Дети разбирают по желанию шаблоны подносов и приступают к работе. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют эстетические характеристики расписных подносов.


Тема: «Уральская кукла – берегиня»

Задачи: расширить представления детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Упражнять в работе с тканью.

Материалы и оборудование: лоскутки ткани, куклы – обереги, выполненные воспитателем.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель демонстрирует разных кукол и поясняет, что на Урале изготавливались разные тряпичные куклы: обрядовые, куклы – обереги, игровые куклы, сувенирные куклы. Воспитатель рассказывает детям о традиции на Урале изготавливать кукол, которые должны были охранять дом от разных болезней (кукол – оберегов). Такая кукла изготавливалась перед рождением младенца в доме, укладывалась в детскую колыбельку, выполнялась без ножниц и иголки (ее нельзя было уколоть), сворачивалась просто их лоскутков. Кукла – берегиня «обогревала» колыбельку для малыша. У куклы не было лица, так как она не должна была быть слишком похожа на человека.

Воспитатель объясняет детям, что в каждом виде тряпичной куклы есть своя манера выполнения, «память пальцев», которая передается из поколения в поколение и демонстрирует детям приемы скручивания и сворачивания лоскутков. Затем предлагает детям свернуть из лоскутков куколку – берегиню. В конце занятия дети рассматривают кукол.
Тема: «Пасхальные писанки на Урале»

Задачи: расширить представления детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать творческому саморазвитию при составлении узора при украшении пасхального яйца.

Материалы и оборудование: шаблоны по форме яйца, ветка с распустившимися листьями.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Воспитатель демонстрирует украшенные пасхальные яйца и рассказывает детям об искусстве оформления яйца (символа извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца и источника жизни на Земле). Дети рассматривают распространенные орнаменты на писанках – солнечные знаки, бесконечники и растительные мотивы и уточняют их симантическое значение. Воспитатель демонстрирует вариативные образцы построения композиции на писанках: ритмичную, заполнение по частям, по середине и полюсам и другие. Воспитатель с детьми рассматривают элементы украшения уральских писанок: круги, точки, сочетание линий (прямых, ломаных и волнистых), цветы (ромашки, тюльпаны, колокольчики), снежинки.

Затем детям предлагается придумать свой узор на декоративном яйце и украсить его. В конце занятия воспитатель развешивает писанки на распустившейся веточке, предлагает детям полюбоваться пасхальной композицией и поделиться опытом придумывания своего узора.

Тема: «Диво – дивное»

Задачи: расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по дереву как эстетической ценности, совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении «Семейного древа жизни». Развивать эстетическую эмпатию у детей при подборе символов уральской росписи.

Материалы и оборудование: макет расписного дома, иллюстрации домовой росписи, расписных прялок, вариативные образцы с изображением древа жизни; бумага, окрашенная под цвет дерева; краски, фломастеры, карандаши – на выбор ребенка.

Методические рекомендации к проведению занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет уральского дома и рассказывает детям о традиции расписывать деревянные дома на Урале. Воспитатель знакомит детей с символами уральской росписи, оберегами, основными видами композиции и элементами росписи. Вместе с воспитателем дети выделяют средства выразительности росписи, затем воспитатель зачитывает уральскую свадебную песню. Воспитатель предлагает детям составить древо жизни своей семьи и изобразить с помощью символов основную идею композиции. После окончания работы дети рассматривают рисунки, поясняют их, оценивают свои достижения.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница