Учебное пособие для магистрантов. Спб: Спбглту, 2012, с. Представлено кафедрой философии Данная работа содержит материалы, необходимые для организации аудиторной и самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Философские проблемы науки и



страница1/4
Дата05.11.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени С.М. Кирова»

Д.Е. Любомиров, кандидат философских наук, доцент

С.О. Петров, кандидат философских наук, доцент

О.В. Сапенок, кандидат философских наук, доцент

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ТЕХНИКИ

Учебное пособие для магистрантов

Санкт-Петербург

2012

Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой философии



Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова

8 мая 2012 г.

Ответственный редактор

кандидат философских наук, доцент С.О. Петров

Р е ц е н з е н т ы:

УДК


Любомиров Д.Е., Петров С.О., Сапенок О.В. Философия и методология науки: Учебное пособие для магистрантов. СПб: СПбГЛТУ, 2012, с.

Представлено кафедрой философии

Данная работа содержит материалы, необходимые для организации аудиторной и самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Философские проблемы науки и техники».

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 5

Тема 1. Наука и техника как объект исследования. 5

Библиографический список 7

О с н о в н о й 7

Инженерно-технологический цикл. 9

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ. 20

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ: 29

ВОПРОСЫ КУРСОВОГО ЭКЗАМЕНА. 44

ВВЕДЕНИЕ


Данное учебное пособие предназначено для магистрантов и содержит разнообразные материалы, необходимые для организации изучения ими курса «Философские проблемы науки и техники», интегрирующего в себе следующие дисциплины (по факультетам):

ФХТБ (направление 240100 – «Химическая технология» и 280700 – «Техносферная

безопасность» профиль «Инженерная защита окружающей среды»)

«Философские проблемы науки и техники»

ФЛА (направление 250700 – «Ландшафтная архитектура»)

«Философские проблемы науки и техники в области экологии»

МТД (направление 250400 – «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих

производств» профиль «Технология деревообработки»)

«Философские проблемы науки и техники»

ЛМФ (направление 151000 – «Технологические машины и оборудование»)

«Философские проблемы науки и техники»

ЛИФ (направление 250400 – «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих

производств» профиль «Лесозаготовительное производство»)

«Философские проблемы науки и техники»

ЛХФ (направление 250100 – «Лесное дело»)

«Философские проблемы науки и техники»

ЛХФ (направления 230400 – «Информационные системы и технологии»)

«Логика и методология науки»

Ни один профессионал высокого уровня в наше время, будучи ориентированным на реализацию не только исполнительски-репродуктивных функций, но и прежде всего творческую научно-исследовательскую и инженерную деятельность, не может считаться таковым, оставаясь замкнутым в узкоспециализированных рамках. Целью пособия является представление основного комплекса современных проблем в области философии науки и техники, оказание помощи магистрантам в осуществлении их аудиторной и самостоятельной работы, повышение их научно-методологической культуры.

Заложенная в данном разделе курса база общефилософских понятий и закономерностей будет весьма полезной при дальнейшем изучении конкретных вопросов истории и методологии различных отраслей науки и технологии, имеющих длительный период возникновения и развития.

Предлагаемое пособие содержит единую программу интегрированного лекционного курса, планы семинарских занятий, составленные с учетом особенностей направления и профиля профессиональной подготовки магистрантов (при этом планы ЛМФ, МТД и ЛИФ ввиду близости содержания и количества отводимых часов сведены в единый инженерно-технологический цикл), список рекомендованной литературы, примерную тематику докладов и рефератов, словарь основных понятий и персоналий курса, тестовые задания для проверки знаний и список экзаменационных вопросов.

Кафедра философии имеет в своем распоряжении и предлагает магистрантам для использования в учебном процессе современную литературу и методические материалы по философским проблемам науки и техники в печатном и электронном виде.



ПРОГРАММА КУРСА

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Наука и техника как объект исследования.


Понятие науки и техники. Многообразие аспектов их изучения (философия, психология, аксиология науки и т.д.). История, логика и методология науки и техники. Наука, техника и другие формы культуры (религия, искусство и т.д.). Классификация науки и научных исследований: поисковые, фундаментальные и прикладные исследования. Значение исторического и логико-методологического анализа науки и техники для конкретной инженерно-технологической деятельности.

Тема 2. Исторические этапы развития науки, научной рациональности и техники.

Наука и техника древних цивилизаций. Античная научная рациональность. Появление теоретического знания. Достижения техники эллинистически-римского периода. Натурфилософия и ремесленно-химическая практика. Первые исследования и конструирование автоматов. Теоцентризм и схоластичность средневекового знания. Технические достижения Средневековья. Алхимия. Ремесло и автоматы. Научная революция эпохи Возрождения и Нового времени. Экспериментально-математическое и механистическое естествознание как тип классической науки. Классическая научная рациональность. Формирование научной химии. Техническая революция конца XVIII-XIX вв. Возникновение и развитие технических наук. Машинная техника и проблемы автоматического регулирования. Формирование научной биологии. Возникновение экологии. Развитие химических технологий. Научная революция рубежа XIX и ХХ вв. Основные характеристики неклассической науки и научной рациональности. Развитие физики, химии, биологии и экологии в ХХ веке. Научно-техническая революция второй половины ХХ века. Современные наука и техника как единый комплекс. Развитие вычислительной техники и информатики. Формирование постнеклассической науки и научной рациональности. Проблема целостного понимания окружающего мира как единого эволюционного процесса.

Тема 3. Логика развития научного знания.

Развитие науки как изменение типа научной рациональности (от закрытой к открытой). Внешняя и внутренняя детерминация научного знания. Дилемма интернализма и экстернализма. Научная традиция. Проблема научной революции. Дилемма кумулятивизма и антикумулятвизма. Значение мировоззренческих и философских принципов в кризисные периоды развития науки.

Тема 4. Логика научного исследования

Структура научного знания: эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое. Предпосылки научного исследования. Научная проблема. Программирование решения научных проблем. Научные факты. Научные гипотезы. Научная теория, ее структура, функции, основные типы. Понятие идеального объекта. Роль мировоззренческих оснований. Проблема истины в науке.

Тема 5. Методология научного исследования

Понятие метода. Особенности научного метода познания. Классификация методов. Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент и его виды, моделирование. Принцип независимого воспроизведения. Описание, классификация, обобщение и систематизация научных фактов. Методы теоретического исследования: абстрагирование, идеализация, формализация, математизация, теоретическое моделирование, мысленный эксперимент, сценарное программирование, аксиоматизация и гипотетико-дедуктивный метод. Основные методологические принципы, используемые при построении новых методов и их взаимосвязь.

Тема 6. Проблемы научного творчества

Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании. Инновационная деятельность в развитии науки. Социокультурные основы и индивидуальные (психологические) мотивы научного творчества. Психология научного творчества: взаимосвязь в нем интуитивного, неосознанного и сознательного. Роль интуиции в научном познании. Интуиция и логика.

Тема 7. Проблемы нравственной оценки научного творчества

Наука и ценности: научная рациональность и идеалы, нормы, стандарты научного исследования. Этические принципы и регулятивы познания. Этика науки и общечеловеческая нравственность: коллизия сциентизма и гуманизма. Научные достижения – цель или средство? Свобода научного поиска и нравственная ответственность ученых. Человек как субъект и объект науки. Цена знания. Наука как призвание и профессия. Долг ученого.

Тема 8. Методологические проблемы техники.

НТР и ее цивилизационные последствия. Сциентизм и антисциентизм в современном мире. Технократизм и технологический оптимизм, их обещания и опасности. Гносеологические особенности технических теорий. Специфика современной инженерно-технологической и проектно-конструкторской деятельности. Становление, развитие, дифференциация машиностроения как важнейшей области современного производства. Влияние современного развития науки на состояние технологии машиностроения. Интегративный характер теории управления. Управление как организация целенаправленного взаимодействия энергии, вещества и информации.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница