Учебно-методическое пособие подготовлено для учителей истории. Предложены различные варианты организации учебного процесса, дополнительный информационный материал



страница1/7
Дата27.10.2016
Размер1.32 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В помощь школьному учителю.
Поурочные разработки
по истории

Мамадышского края

Рекомендовано министерством образования и науки

Республики Татарстан

7 класс

г.Мамадыш

2012 год

Рецензенты:

  • Ефимов А.М.-директор МУ «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района.

  • Гильманова Д.Ф.- методист МУ «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района.

Художественное оформление и техническая поддержка:

  • Сафин А. М.-учитель информатики второй квалификационной категории МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ.

Авторы:

  • Ахметова Р.И.-учитель истории высшей квалификационной категории. МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ.

  • Муллахметова Р.А.-учитель истории высшей квалификационной категории. МБОУ Нижнесуньской СОШ Мамадышского муниципального района РТ.

  • Шигаева Е.Н.-учитель истории высшей квалификационной категории. МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ.

Проект «История Мамадышского края» разработан в рамках реализации Инновационной образовательной программы «История родного края» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»- «Будущее», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1174 от 30.12.2010г.

Поурочные разработки по истории Мамадышского края: 7 класс. – (В помощь школьному учителю)

Учебно-методическое пособие подготовлено для учителей истории. Предложены различные варианты организации учебного процесса, дополнительный информационный материал, методические рекомендации и советы для организации самостоятельной работы учащихся.

От авторов

Краеведение - дело благородное, рожденное глубоким искренним чувством. Это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц, а по-домашнему родная, потому что гордость и зримые утраты живут в ней рядышком, возле твоего дома или на соседней улице и есть в ней свои предания и легенды.

С.Л. Агафонов


Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. Краеведение давно стало одним из самостоятельных школьных предметов. Постановлением Кабинета Министров РТ № 1174 от 30.12.2010 г. утверждена стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 гг. «Килэчэк»- «Будущее». В рамках стратегии разработано программа Министерства образования и науки РТ «История родного края». В Мамадышском районе в рамках этой программы создано учебное пособие для общеобразовательных школ города и района «История города Мамадыш и Мамадышского края».

Педагогическая целесообразность данного учебного пособия обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Пособие призвано помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Особенность данного пособия состоит в том, что оно изначально ориентировано на изучение богатого историко-культурного наследия Мамадыша, собранного сотрудниками краеведческого музея, учителями истории, любителями старины.

Пособие адаптировано к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись сел и школ, функционирует городской краеведческий музей)

Учебное пособие «История Мамадышского края» создано учителями истории, методистом «Дома детства и юношества» по краеведению. Авторы учебного пособия стремились отразить на его страницах все сферы жизни и деятельности, самые важные вехи истории Мамадышского края. Все события, отраженные в пособии основаны на архивных документах, воспоминаниях современников, письмах, фотографиях. Мамадышскими историками- краеведами накоплен колоссальный опыт, который и лег в основу данного пособия.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими картами, учебниками, дополнительной литературой, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы учебного пособия включает в себя самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Важно организовать подготовку учащимися устных сообщений с использованием различных источников информации, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет. Рекомендуется проводить исследовательские работы по изучению истории развития и современного состояния города Мамадыш, составление проектов о перспективе развития города, разработки возможных туристических маршрутов.

Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Принципы учебного пособия «История Мамадышского края»


  1. Принцип научности - включение в содержание основных исторических понятий, системность обучения и воспитания;

  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности; включает в планирование изучение истории родного села и школы.

  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.

  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, позволяет сделать основные исторические события ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории ,познакомятся с выдающимися людьми: деятелями науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие города и района.

Пособие содержит планы и дидактический материал уроков учебного курса «История Мамадышского края» для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений г.Мамадыш и Мамадышского района. Оно может использоваться при организации факультативных курсов, элективных курсов, для подготовки к олимпиадам по краеведению, для внеклассной работы.

Предлагаемый вариант тематического планирования рассчитан на 34 учебных часа.

Пособие дополнено серией «В помощь школьному учителю». Это поурочные разработки к пособию «История Мамадышского края». Поурочные разработки содержат необходимый материал для проведения уроков : тесты, справочную информацию, дополнительные документы и материалы, таблицы, карты, графики, схемы, список ключевых терминов, информацию об исторических личностях, рекомендации по организации урочного процесса.
Пояснительная записка

Программа "История Мамадышского края" предназначена для 7 класса. Он является логическим дополнением к школьному предмету История Татарстана и татарского народа. Программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся 7-х классов и рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 часа в год по 1 часу в неделю и направлена на реализацию Программы Министерства Образования и науки РТ «История родного края », утвержденной в рамках стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»-«Будущее».

Объект изучения: история и культурное наследие города Мамадыш и Мамадышского района

Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим прошлым города, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса является важным фактором социализации личности и формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров и ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма.

Данная программа курса является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Целью изучения истории в данном курсе являются:

формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, приобщение к общечеловеческим ценностям , воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего народа, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.


Основные задачи:

  • Формирование знаний по истории Мамадыша.

  • Развитие личностной культуры как основы любви к Родине.

  • Развитие интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков.

  • Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.

Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.



Ожидаемые результаты:

Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, привьются навыки работы с архивными материалами.

Программа предусматривают разнообразные формы исследования краеведческого материала: работа в музеях, изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Могут вводиться различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Данная программа нацеливает на формирование архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Программа призвана развивать навык выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;- систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Организуемые виды уроков: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация



ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программы «История Мамадышского края»



Содержание

Количество уроков



Введение в курс «История Мамадышского края»

1



География и природа Мамадышского края

1



Основные археологические памятники Мамадышского района, относящие к булгарской культуре

1



Легенды и были о городе Мамадыш.

1



Позднебулгарское княжество в Западном Предкамье. Город Кирменчук в XIII-XIV в.в.

1



«Ханнар зираты» (Кладбище ханов)

1



Крестьянские волнения XVIII в.в. Мамадышском крае. Мамадышцы в Пугачевском восстании.

1



Уездный Мамадыш в конце XVIII-XIX вв. В ранге российских городов.

1



Мултанское дело.

1



Край в период отмены крепостного права.

1



«Железная Вера» - Вера Николаевна Фигнер.

1

  1. -13.

Купеческие династии Мамадышского уезда XIX века.

2

14.

Культурная жизнь Мамадыша во второй половине XIX – начала XX вв.

1

15.

Развитие религии в Мамадышском крае.

1

16.

Участие наших земляков в военных кампаниях начала XX века.

1

17-18.

Революционное прошлое края. Февральская революция в Мамадыше. За власть Советов 1917год.

2

19.

Гражданская война и интервенция.

1

20-21.

Коллективизация и индустриализация в нашем крае

2

22.

Наш край накануне Великой Отечественной войны

1

23-24.

Мамадыш в годы Великой Отечественной войны.

2

25.

Первые послевоенные пятилетки

1

26.

Мамадышский край во второй половине XX века

1

27.

Литературные вершины края.

1

28.

Музыкальные вершины края

1

29-30.

Ими гордится земля Мамадышская

2

31.

В жизни всегда есть место подвигу.

1

32.

Мамадыш сегодня и завтра.

1

33-34.

Творческий проект «Мой край родной»

2


Содержание программы

Введение в курс «История Мамадышского края».

Предмет , цели и задачи курса.Источники по истории. Писменные и вещественные памятники.Археологические раскопки



§ 2 География и природа Мамадышского края

Географическое положение. Климат. Рельеф. Животный и растительный мир.Соседи.



§ 3. Основные археологические памятники Мамадышского района, относящие к булгарской культуре

Памятники археологии на территории Мамадышского района эпохи железа и бронзы.

Красногорское городище. Гроханьское городище.Омарское городище.

§ 4. Легенды и были о городе Мамадыш.

Первое упоминание о Мамадыше в письменных источниках.

Разные точки зрения на происхождение названия Мамадыш. Основные трактовки об основателях Мамадыша

§ 5. Позднебулгарское княжество в Западном Предкамье. Город Кирменчук в XIII-XIV в.в. Расположение Кирменчука. Кирменское городище. Раззорение городища монгольскими полщищами. Вещественные доказательства.

§ 6. «Ханнар зираты» (Кладбище ханов)

Расположение кладбища. Надгробия. Находки из гончарной керамики. Некрополь

Население и его этнический состав. Управление краем.Податная реформа и ее социальные последствия, перевод ясачных крестьян в разряд государственных. Создание мануфактур.

§ 7. Крестьянские волнения XVIII в.в. Мамадышском крае. Мамадышцы в Пугачевском восстании.

Экономическое развитие края. Выступления крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная сис§ управления.



§ 8. Уездный Мамадыш в конце XVIII-XIX вв. В ранге российских городов.

Мамадыш в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав.Территория, городское и сельское население, его многонациональный состав, религии. Изменения в сельском хозяйстве и положении государственных, помещичьих и удельных крестьян.Указ Екатерины II.



§ 9. Мултанское дело.

Отмена крепостного права и его последствия. Статья В.Г.Короленко «Мултанское жертвоприношение». Процесс над группой удмуртов.



§ 10. Крестьяне в период отмены крепостного права.

Социальный состав населения края и их обязанности.. Отмена крепостного права и его последствия. Мамадышская волость в пореформенный период (1865-1885 г.). Политика царизма. Крестьянские волнения в 1880-1890 гг.



§ 11. «Железная Вера» - Вера Николаевна Фигнер

Народнические кружки. Либеральные народники. Новометодные кружки. В.Н.Фигнер. И.Ф.Захаров.

§ 12-13.Купеческие династии Мамадышского уезда XIX века.

Развитие торговли и промышленности. Захаровы. Щебаковы.Шагиахметовы.Кузовниковы. Развитие капиталистических отношении в экономике края в 60-90-е гг XIX века. Ремесло и промышленность.



§ 14.Культурная жизнь Мамадыша во второй половине XIX – начала XX вв.

Казанский университет. Начальное,среднее ,профессиональное образование. Газеты и журналы.Земские школы.Учительство. Архитектура края. Наука.Музыка.



§ 15.Развитие религии в Мамадышском крае.

Строительство мечетей, церквей. Церковь Ксении. Мусульманские мечети



§ 16.На гордом «Варяге». Алексей Иванович Козырев.

Русско-японская война 1904-1905гг. Революционные события 1905-1907 гг. и их последствия. В память о А.И.Козыреве.



§ 17-18. Февральская революция в Мамадыше.

Временный комитет в Мамадыше. Революционные события в крае. Давыдов С.В. Герои матросы крейсера «Аврора». Н.Г.Казанцев, А.Е.Богомолов.



§ 19.Гражданская война и интервенция

Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение Мамадыша осенью1918 г. С.В.Домолазов. Бои за Урал, Сибирь.



§ 20-21. Коллективизация и индустриализация в нашем крае

Итоги реализации Декрета о земле. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков. Мамадыш в период коллективизации. Итоги коллективизации. Мамадыш в 1934-1940 гг. Жертвы политических репрессий.



§ 22. Наш край накануне Великой Отечественной войны

Исторический портрет героя. Геройский подвиг земляка. М.К.Москвин. М.А.Просвирнин. Максимов.И.Т.



§ 23-24. Мамадышцы в годы Великой Отечественной войны.

Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм тружеников тыла.

Уроженцы края в партизанском движении, в Движении сопротивления. Участие в боевых действиях соединений, сформированных на территории республики.

§ 25.Первые послевоенные пятилетки.

Экономическое развитие района в послевоенное время. Социальное, экономическое развития края.



§ 26. Мамадышский край во второй половине XX века
Город Мамадыш. Социально-экономическое развитие края. Промышленность. Сельское хозяйство. Строительство. Жизнь горожан

§ 27. Литературные вершины края .

Писатели нашего края . ЗюМансуров.Р.Газизов.Ш.Мустафин.А.Адиль.



§ 28. Музыкальные вершины края

Жизнь и творчество Яруллиных. Музей. Музыкальная школа им.Яруллиных



§ 29-30. Ими гордится земля Мамадышская

Жизнь и творчество видных деятелей культуры,науки,образования, народного хозяйства, спорта.

К.Валиев.Х.Махмутов,Н.Наккаш,И.Захаров, М.Хайруллина, М.Галиев, Г.Ибушев. Е.Алипов.

§ 31. В жизни всегда есть место подвигу.

Жизнь и героические подвиги наших земляков, участников войн В Афганистане и Чечне.



§ 32. Мамадыш сегодня и завтра.

Экономика. Образование. Культура. Религия. Спорт.


§ 33-34 Творческий проект «Мой край родной».

На усмотрение учителя создаются творческие проекты учащихся.



Урок № 1.тема «Введение в курс «История Мамадышского края»

Цели урока:

  • рассказать о курсе «История города Мамадыш»

  • определить событийные и хронологические рамки курса

  • воспитывать чувство любви и гордости к истории родного края.

План урока:

  1. История Мамадыша как часть истории России и Татарстана.

  2. Что изучает история Мамадышского края?

  3. Исторические источники по истории Мамадыша.

  4. Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: история, исторические источники, геральдика, топонимика, археология.

Ход урока:

1. Организация учащихся на уроке.

2. Изучение нового материала.

Оборудование урока: учебное пособие «История города Мамадыш», Презентация «Мой любимый город», фотографии, книги о Мамадыше.

Геральдика- вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы.

Археология- наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Исследует могильники, поселения, отдельные древние предметы – монеты, оружие.

Топонимика- наука, изучающая происхождение географических названий.

Материал для учителя.

Уважаемый учитель! Вы начинаете изучение истории родного города Мамадыш и Мамадышского края. Для каждого человека очень важно знать историю своей Родины. Историю по праву называют памятью народа и учительницей жизни. Поэтому разговор на уроке следует начинать именно с этого. Самое важное в изучении истории своей Родины - это научиться любить ее. Любить Отечество – это значит любить тот край, то географическое пространство, где человек родился, получил первые жизненные впечатления, испытал первые радости и горечи.

Любить Отечество – это значит любить свой народ, его нравы, обычаи, его культуру, родной язык.

Любить Отечество – это значит стремиться к процветанию своей страны, добросовестно выполнять свои обязанности перед ней.



История Мамадыша как часть истории России.

История народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Население Мамадышского края вносило свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства нашей страны. Все события, которые проходили на территории края тесно переплетаются с историей нашей страны и республики.



Что изучает история Мамадышского края?

Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.

Располагается в юго-восточном углу западного Прикамья, ограничиваясь на юге рекой Кама, на востоке по р. Вятка Елабужским, на севере - Кукморским, на северо-западе - Сабинским, на западе - Рыбно-Слободским районами республики.

Мамадышское городище.

Мамадыш, город, правый берег реки Вятки, правого притока Камы.

Городище находится к югу от южной окраины города. Оно занимает мыс между правым крутым берегом Вятки и оврагом Хлюстов Лог. Площадка городища подтреугольной формы, вытянута в направлении с юго–запада на северо–восток –восток. Длина ее 120 м при наибольшей ширине у вала 60 м. Высота над уровнем реки 33 – 40 м, склон к реке очень крутой. С южной стороны площадка укреплена валом и рвом. Вал имеет сильно изогнутую кокошникообразную форму, длиной 75 м, шириной у основания 9 – 10 м, высотой ло 2 м. По южному склону вал был укреплен известняковыми камнями. Ров перед валом имеет ширину до 8 м и толщины в 20 – 25 см, у склонов он доходит до 0,5 м. Обнаружен и исследован А.Х.Халиковым в 1955г.

На городище собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте, форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными по верхней части ямочно–шнуровым орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры (VI – V в.в. до н. э.).

(Из книги “Археологические памятники Татарской АССР”, Казань. Татар. кн. изд–во. – 1987.).
Исторические источники по истории Мамадышского края.

Восстановить ход давно минувших событий помогают исторические источники. Историческими источниками являются любые остатки старины- фрагменты жилищ и кусочки одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, книги, рукописи, предания. Основным источником изучения истории являются летописи- погодные записи происходивших событий. Летописи отражают историю государства. Они не могут дать полной картины быта, нравов, обычаев того времени. Археология способствует воссозданию черт жизни наших предков. Благодаря археологическим раскопкам можно изучить места погребения, утварь, оружие, жилища. Ярким примером археологических раскопок является крепость «Ак Кирмэн». Остатки знаменитого кладбища «Ханнар зираты».

Наука о языке- лингвистика, фольклористика- наука, изучающая народное творчество (пословицы, былины, сказки, танцы) позволяют лучше изучить историю народа.

II. Закрепление.

Беседа.


  1. Что такое Отечество?

  2. С какой целью изучается история Отечества?

  3. Чем интересна для нас история Мамдышского края?

  4. Назовите источники изучения истории Мамадыша.


III.Домашнее задание:

подготовить эссе «Мой край- Мамадыш».



Урок № 2. Тема урока: География и природа Мамадышского района.
Цель:

  • расширить географические знания учащихся о Мамадышском районе.

  • выявить природно-ресурсный потенциал района.

  • воспитывать чувство любви к родной природе.


Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта Республики Татарстан, Мамадышского муниципального района, контурные карты, тетради учащихся ,дневники наблюдений.
Основные понятия: деформация, эрозия, штиль, циркуляция.

План урока:

  1. Оценка географического положения района

  2. Геологическое строение и полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Водоемы района (подземные воды, реки, речки, озера и пруды).

  5. Природа (земельные и растительные ресурсы, ресурсы животного мира).

  6. Численность населения.


Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

2. Изучение нового материала.

Прежде всего, нужно вспомнить и дать понять, что такое географическое положение.

Учителю необходимо дать полную характеристику географического положения района, материала достаточно в рамках учебного пособия. Рассказ учителя можно обогатить дополнительным материалом.

Рекомендации для учителя.

Свое объяснение урока учитель сопровождает работой с картой (показать границы Мамадышского муниципального района, реки, протекающие по ее территории и т. д.)


Деформация – изменение размеров и формы тела под действием внешней силы или температуры без изменения массы.

Эрозия – постепенное разрушение, распад чего-нибудь, например почвы.

Штиль – затишье на море.

Циркуляция – круговращение, круговорот.
Дополнительный материал учителю:

  1. Географические координаты района: самая северная точка – берег реки Вятка севернее деревни Гурьевка – 56 градусов 06 минут, самая южная – берег реки Кама южнее деревни Вандовка – 55 градусов 28 минут, самая восточная – восточнее поселка Новый Закамский – 51 градус 39 минут, самая западная точка – западнее деревни Верхний Арняш – 50 градусов 35 минут.

  2. Река Кама – татарское «Чулман», удмуртское – «Кам», «Кам–Шур», марийское – «Чолман». В древнеудмуртском языке Кама означала «большую реку», «великую реку», «большую воду».

  3. Река Кама - самая крупная река, которая берет начало в Удмуртии, в 400 км от Елабуги, проходит по Удмуртии, Кировской, Пермской областям, Башкирии. Ширина Камы у Елабуги - 240 м, глубина – 8 - 12 м.

  4. Кама – примечательная река. Она богата, многоводна и занимает особое географическое положение.

  5. Река Кама начинается маленьким ручейком – ключом Быструшкой, который вместе с обильными ключами течет с плосковершинных склонов, покрытых лесом, увалов Верхнее-Камской возвышенности. Увалы невысоки – камские истоки находятся на высоте 331 м над уровнем моря. Приблизительно в нескольких километрах от истоков Камы расположено удмуртское село Карпушаты.

  6. Расстояние Камы от истока до устья - 445 км, однако подчиняясь уклону земной поверхности и рельефу, она проходит почти 2000 км, образуя знаменитую Камскую дугу, похожую на гигантский знак вопроса.

  7. Река Вятка – татарское название «Нократ», «Наукрат-Идель», удмурсткое – «Ватка-Кам», марийское – «Виче». Некоторые ученые полагают, что река Вятка получила свое название от удмуртского племени вад (вод). Татарское название Нократ означает «Серебряная река».

Гидронимы рек:

    • Кама (удм.) – большая река.

    • Вятка (тюрк.) – течение.

    • Нократ (тюрк.) – река с серебристой водой.

    • Берсутка (тюрк.) – от названия булгарского племени Берсула.

    • Кирменчук (тюрк.) – городище, укрепление.

    • Сунь (тюрк.) – от названия племени Хун, Уйшин.

Закрепление материала: 1. Проанализируйте таблицу климата.


2. Дополнительные вопросы для опроса учащихся.

  1. Назовите протяженность территории района в км. с севера на юг, с запада на восток?

  2. Сколько местных самоуправлений в районе?

  3. Какие полезные ископаемые находятся в районе?

  4. Охарактеризуйте климат района?

  5. Какие реки протекают по территории района?


Урок № 3.Тема: Основные археологические памятники Мамадышского района, относящиеся к булгарской культуре.

Цель:

  • формировать умения работы с различными источниками;

  • воспитать осознание необходимости сохранения историко-культурного наследия.

  • заинтересовать учащихся с историей на основе богатого археологического материала.

Урок: комбинированный.

Оборудование: таблицы, карта района, фотографии с видами памятников.

Основные понятия и термины: Бордюр, керамика, филигрань, филигранный узор.
План урока:

  1. Район в физико-географическом отношении.

  2. Археологические памятники.

  3. Работа по таблицам.

  4. Изучение городища и кладбища.

Ход урока.


  1. Актуализация.

  2. Изучение нового материала.


Бордюр – цветная полоса, которой обрамляют, окаймляют что-л., кайма, кромка.

Керамика – общее название разных видов изделий из обожженной глины.

Филигрань – 1)тонкая крученая проволока для изготовления узорных ювелирных изделий, сами такие изделия и техника их изготовления; 2) водяной знак на бумаге и бумага с таким знаком.


  1. Закрепление урока.

Ответы на вопросы и задания.

    • Что относят к археологическим памятникам?

    • Какие природные памятники вы знаете?

    • К какой эре относят геологические памятники нашего района?




  1. Задание на дом.

Дайте характеристику археологических памятников, которые расположены в вашей местности или неподалеку.
Урок № 4.Тема урока: «Легенды и были о городе Мамадыш»

Основные цели урока:

  • рассказать об основных легендах и документах происхождения города Мамадыш

  • способствовать развитию навыков работы с геральдической информацией

  • воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину.

План урока:

    1. Проверка д/з.

    2. Основание поселения Мамадыш.

    3. Уездный город Мамадыш

    4. Гербы города Мамадыш.

    5. Закрепление материала.

    6. Домашнее задание.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: геральдика, указ императрицы, описание гербов г.Мамадыш.

Оборудование урока: фотографии гербов города Мамадыш, описание.

Уе́зд— современная или бывшая территориально-административная единица (обычно 1 или 2-го уровня) в ряде стран:

Уезды России — низшая административная единица в Российской империи (с 1775 года), позднее в РСФСР и СССР до советской административной реформы.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

Ход урока:

Опрос домашнего задания..

  1. По первому пункту организовать опрос домашнего задания у учащихся. (тестирование, письменная работа, ответы на вопрос к параграфу «Основные археологические памятники района»)




  1. Назовите протяженность территории района в км. с севера на юг, с запада на восток?

  2. Сколько местных самоуправлений в районе?

  3. Какие полезные ископаемые находятся в районе?

  4. Охарактеризуйте климат района.

  5. Какие реки протекают по территории района?


2. Изучение нового материала. Рекомендации для учителя

  1. По второму пункту «Основание поселения Мамадыш » организовать работу с параграфом учебника и историческим документом из раздела «Дополнительные материалы для учителя»

  2. Третий пункт «Уездный город Мамадыш», учитель используя дополнительные материалы дает характеристику Мамадышского уезда.

  3. По четвертому пункту «Гербы города Мамадыш» организовать работу по учебнику (можно подготовить презентацию и использовать ее при объяснении учителем).

  4. По пятому пункту организовать закрепление материала:

I вариант:

  1. В каком году село Мамадыш получило статус уездного города?

  2. Что собой представлял герб города Мамадыш в 1781г?

  3. Опишите герб Мамадышского муниципального района от 2006 года.

II. вариант: Тест №1

1) Казанская губерния была образована:

а) в 1776г.;

б) в 1796.;

в) в XIX в.;

г) на рубеже XIX-XX вв.

2) Казанская губерния делилась на (укажите лишнее):

а) волости;

б) кантоны;

в) уезды;

г) станы.

3) Село Троицкое –Мамадыш образовано :

а) 1605;


б) 1606;

в) 1608;

г) 1613

4) Город Мамадыш в ранге уездного города образован в :

а) 1781;

б)1796;


в)1799 ;

г) 1800гг.



5) Дайте определение понятиям: герб, указ, уездный город.
Домашнее задание:

  1. Расскажите о легендах образования г.Мамадыш.

  2. В чем суть указа Екатерины Второй от 28 сентября 1781г?

  3. По материалам параграфа составьте таблицу «Сравнительная характеристика гербов города Мамадыш»




  1. Индивидуальное задание: подготовить презентации «Гербы города Мамадыш».


Дополнительный материал для учителя

Ты гордость наша - Мамадыш.

"Я хотел бы жить и умереть в Париже, если бы не было такой

земли, как Мамадыш". Корнилий Щербаков.

Чувство Родины - это святое чувство. Где бы мы ни жили, кем бы

ни стали, сердце, душа все равно тянется в родимые края. Каждая

хорошая новость с малой родины - как бальзам на душу.

Мы, мамадышцы, вправе гордиться своей родиной, своим городом.

История его очень богата, корни уходят в глубь веков.

Профессор Казанской духовной академии Знаменский, первым составивший историко-статистическое описание Казанской епархии, пишет: "Починок Мамадыш основан на пустоши на правом берегу реки Вятка при впадении в нее речки Ошма татарином Мамадышем, выселившимся сюда после разорения г Булгар ханом Тамерланом в конце XIV века (1391 год)". До середины XVI века на правых берегах Вятки и Камы не было русских поселений. А в 1605 году поселение "Усадище Мамадыш" Казанского уезда было отдано Свияжскому Богородицкому монастырю. 3(16) июля 1613 года считается датой возникновения первого русского поселения в устье речки Ошмы - починка Мамадыш. Этой датой оформлена специальная грамота великого князя – государя всея Руси Михаила Романова. Первым русским поселенцем в починке Мамадыш был Богдан Онучин. В 1614 году монастырь построил деревянную церковь во имя Троицы, починок стал называться Троицким. Но старое название села Мамадыш все же не кануло в небытие. Постепенно все начали называть село Мамадыш-Троицкое. В 1781 году было учреждено Казанское наместничество с делением на уезды, в том числе и с Мамадышским уездом. 28 сентября того же года указом Екатерины II село Мамадыш было преобразовано в уездный город Казанского наместничества, а в 1796 году он стал городом Казанской губернии. Таким образом, нынче исполняется 220 лет присвоению статуса города Мамадышу. Герб выглядел так: "В верхней части щита герб Казанский, змей черный под короною золотой, крылья красные, поле белое. В нижней части щита два серебряных серпа и в середине у них золотой сноп пшеницы в зеленом поле в знак изобилия сей страны всякого рода житом".
1876 г. Марта 17… 20?Ясная Поляна

Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадышах, чем в Венеции, Риме,Неаполе.

Л.Н. Толстой «Из письма П.Д.Голохвастову»

2. Губерния Казанская губерния

Центр Мамадыш

Образован 1781 год

Упразднён 1920 год

Площадь 4 887,9 вёрст² (5 665 км²)

Население 189 795[1] (1897)

Мамадышский уезд — административно-территориальная единица в составе Казанской губернии, существовавшая в 1781—1920 годах. Уездный город - Мамадыш.

Уезд был расположен в северо-восточной части Казанской губернии. На севере уезд граничил с Малмыжским, на юге — с Чистопольским, на западе — с Казанским и Лаишевским, на юго-востоке — с Мензелинским, на востоке — с Елабужским уездами.

Город Мамадыш и прилегающие к нему территории входили в состав Казанского уезда, в 1708 году был приписан к Казани, а в 1719 году — к Казанской провинции Казанской губернии. В 1781 году был образован Мамадышский уезд в составе Казанского наместничества, которое в 1796 году вновь стало называться губернией.

В 1920 году Мамадышский уезд был упразднён, а его территория вошла в состав Мамадышского кантона Татарской АСР

Административное деление

Мамадышский уезд делился на 3 стана и 19 волостей (1904 год).

1-й стан

  • Кабык-Куперская

  • Красногорская

  • Мало-Кирменская

  • Нижне-Сунская

  • Старо-Кумызанская

  • Троицко-Секинесьская

  • Благовещенско-Омарская

2-й стан

  • Абдинская

  • Букмышевская

  • Елышевская

  • Ново-Чурилинская

  • Сатышевская

  • Шеморбашская

3-й стан

  • Асан-Илгинская

  • Старо-Юмьинская

  • Ядыгерская

  • Лыябаш-Кляушская

  • Зюринская

  • Петропавловская




Население

По данным переписи 1897 года в уезде проживало 189 795[1] чел. В том числе татары — 69,4 %, русские — 25,1 %, удмурты — 4,4 %, марийцы — 1,0 %. В уездном городе Мамадыше проживало 4195 чел.

Мамадыш // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.

Справочник по городу Казани и Казанской губернии на 1920 г. Ч. 1. Центральные, губернские и уездные установления. К., 1920

Волости и важнейшие селения Европейской России: Губернии Нижне-Волжской области.
Урок № 5. Тема: Позднее Булгарское княжество в Западном Предкамье

Город Кирменчук в XIII-XIV в.в.

Цель урока:

  • Изучение исторического краеведения, как важного средства повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма.

  • Развитие познавательного интереса, осознания молодежью своей причастности к истории, настоящему и будущему своей малой родины.

  • Изучение и охрана памятников истории и культуры.

  • Изучение археологического, этнографического и культурного наследия своего края.

  • Проведение заочной экскурсии по местам пребывания древних предков. Изучение истории городища Кирменчук и «Ханского кладбища».

  • Воспитание молодежи гражданами своей малой Родины.


Тип урока: урок-экскурсия.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

Основные понятия: археология, краеведение, некрополь, идентичный, пробник.
План урока:
Введение в историю.

  1. Общая характеристика археологического памятника.

  2. Летописный Кирменчук в историко-археологической литературе.

  3. Исследовательские и реставрационные работы на Кирменском городище в наши дни.


Ход урока.


  1. Актуализация.

  1. Изучение нового материала.



Археология – один из основных разделов истории. Эта наука изучает древнейшее прошлое человечества от времени его становления до времени широкого распространения письменности. Древнейшие периоды истории людей археология изучает по материальным следам их деятельности – остаткам древних поселений, крепостей, жилищ, остаткам мастерских и производств, культовым и погребальным сооружениям, древним рисункам, нанесенным на скалы или стены пещер, и по другим следам человеческой деятельности в давние времена. Все они называются археологическими памятниками. Памятники эти изучаются путем археологических разведок и раскопов.

Краеведние- предмет, по изучению края, который ты живешь или который ты изучаешь.

Некрополь – кладбище, могильник в странах Др.Востока и в античном мире («Ханнар зираты» - «Ханское кладбище») некрополь с надгробными (эпиграфическими) памятниками).

Идентичный – тождествленый, одинаковый, сходный.

Пробник - для определения золота (овальной формы из черного металла с отверстием в одном конце для надевания шнура).
Дополнительный материал для учителя:

С 31 июля по 18 августа 1877г. В Казани проходил IV Всероссийский археологический съезд. Известный краевед Е.Т.Соловьёв сделал на нём два доклада. По его мнению, остатки укреплённого поселения у с. Средние Кирмени, на поверхности которого встречаются древние находки, и есть следы болгарской крепости Керменчук. Е.Т. Соловьев заключил, что «народ, живший в городе знаком с военным делом, сумел выбрать в стратегическом отношении вполне удобную местность». При этом Соловьев считал, что Керменчук был небольшим укреплением, военной крепостью, а не городом [3]. Он обратил также внимание на сочинение Рашид ад-Дина, где упоминается г. Кернек, разрушенный карательными войсками Субедей-багатура в 1240 г. Указанный город он был склонен идентифицировать с Керменчуком русских летописей [4].

И.А. Износков считал недостаточно убедительной привязку Керменчука к бассейну р. Кирменки, ибо «в Казанской губернии есть много селений, в названиях которых встречается слово Кирмень или Карман» (Ташкирмень, Таукирмень и др.) [5]. П.А. Пономарев при этом заметил, «что только тщательные изыскания во всех этих укреплённых местностях могут послужить для окончательного решения вопроса о местонахождении г. Керменчука» [6].

В 1925 г. во время поездки в Мамадышский кантон ТАССР на памятники у с. Средние Кирмени вновь обратил внимание Н.И. Воробьев. Его интересовало в первую очередь кладбище. «Кладбище это расположено приблизительно в километре к югу от выдающегося высокого мыса, на котором расположено огромное городище» [7]. По словам исследователя, на этом городище местные крестьяне нередко находят различные предметы старины. На кладбище было зафиксировано более 20 камней (из них 10 хорошей сохранности). Продолжения исследований Кирменского куста памятников в те годы не последовало.

В 1948 г. городище вторично посетил этнограф Н.И. Воробьев, который собрал коллекцию из 148 предметов: фрагменты керамики, куски глиняной обмазки, медного шлака, железный нож, бронзовые накладки.

В 1949 г. Г.В. Юсуповым на некрополе было тщательно осмотрено 14 эпиграфических памятников [8].
По слоям раскопов видно - деревянный город горел дважды. Примерно в 1236 году Кирменчук был разрушен монголами вместе с другими булгарскими городами Биляром и Булгаром. Однако упрямые, гордые кирменчукцы возродили его. И в городе вновь забурлила жизнь. Здесь была развита торговля, проводились ярмарки, на которые приезжали купцы из южных, восточных и западных стран, о чем свидетельствуют найденные археологами древние изделия. Через городище проходила дорога, соединяющая Запад с Востоком. Кстати, современная челнинская трасса, которая является частью федеральной автодороги Москва - Уфа, примерно повторяет маршрут дороги булгарского периода. А в царские времена по Сибирскому тракту, как тогда называли старинную дорогу, гнали на каторгу ссыльных.

Кстати, о важности изучения для науки истории Кирменчука свидетельствует тот факт , что для ознакомления Кирменчукским комплексом приехал доктор исторических наук, старший научный сотрудник Академии наук Татарстана, заведующий национального центра археологических исследований института истории, руководитель археологического исследования «Казанский Кремль» Фаяз Шарипович Хузин.

Руководители археологов из Елабужского государственного педагогического университета хотят включить эту историческую местность в список ценнейших, требующих сохранения исторических памятников РТ. Приведем их слова: «Это место нужно показывать людям. Здесь можно создать Малую Мекку или второй Булгар».

В 2010 году впервые в Республике Татарстан стартовал конкурс социальных и культурных программ ОАО «РИТЭК». В этом конкурсе участвовал педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детства и юношества» Ибрагимов Сирень Галимзянович и его проект «Историко-археологический лагерь «Хан-Кирмень», одержал победу в номинации «Родной край».

С помощью этого проекта можно решить социальную проблему занятости детей в летнее время. Дальнейшая цель – создание на базе Кирменской крепости музея-заповедника, в котором будут аккумулироваться и экспонироваться археологические материалы, полученные в ходе раскопок. Комплекс будет объектом привлечения туристических ресурсов.

Проект поддерживается администрацией Мамадышского муниципального района, археологической экспедицией Елабужского государственного педагогического университета и будет осуществляться МОУ ДОД «Дом детства и юношества» Мамадышского муниципального района.
Закрепление нового материала:


  • Ответы на вопросы и задания.

  • Тест:

1)Крепление городища Кирменчук в каких веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии?

      1. XII- XIII в.в.

      2. XXII-XVв.в.

      3. ХШ-Х1Vв.в.

2) Где до недавнего времени остатки его стен находились ?



  1. на правом берегу Камы.

  2. на правом берегу Вятки.

  3. на правом берегу речки Кирменчук.

3) Площадка городища с уклоном в какую сторону горизонта?



  1. к юго–востоку.

  2. к юго–западу.

  3. к северо-востоку.

4) Кирменский археологический комплекс сколько включает сколько селищ включает?

  1. четыре селища

  2. три селища

  3. два селища

5) Форма городища, какая?

  1. неправильный трехугольник, несколько вытянутый с юга на север.

  2. неправильный четырехугольник, несколько вытянутый с севера на юг.

  3. правильный четырехугольник, несколько вытянутый с юга на восток.

6) После трагических событий, в каком году город был восстановлен, к какому веку достиг рассвета?



  1. 1236 г. к XIV в.

  2. 1336 г. к XV в.

  3. 1436 г. к XVI в.

7) По слоям раскопов видно - деревянный город горел сколько раз? Город Кирменчук был разрушен кем?



  1. трижды. Был разрушен русскими.

  2. дважды. Был разрушен монголами.

  3. один раз. Был разрушен хазарами.

8) Что является самой интересной находкой сезона? Для чего его использовали?

  1. фрагменты керамики

  2. древние рисунки

  3. пробник, для определения золота.


Урок № 6. Тема: «Ханнар зираты» («Кладбища ханов»).
Цель:

  • ознакомить учащихся с историей предков на основе материалов некрополя

  • прививать навыки охраны памятников истории и культуры.

  • проведение заочной экскурсии по местам пребывания древних предков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта, фотографии, мультимедийная презентация.

Основные понятия: некрополь, координация, этнография, визуальный.

План урока:

  1. 1.Опрос домашнего задания.

  2. Изучение памятных мест края.

  3. История изучения некрополя.

  4. Некрополь в наше время.


Ход урока:

  1. Актуализация.

  2. Проверка контурных карт с домашним заданием.

  3. Изучение нового материала.

Дополнительный материал:

Некрополь – кладбище, могильник в странах Др.Востока и в античном мире («Ханнар зираты» - «Ханское кладбище») некрополь с надгробными (эпиграфическими) памятниками).

Координация – взаимосвязь, приведение в соответствие, соподчинение.

Этнография – отрасль науки, изучающая культурные и бытовые особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов.

Визуальный – наблюдаемый невооруженным глазом или с помощью простейших оптических приборов, например визуальное наблюдение.

Легенда и быль.

Пока участники экспедиции продолжали копать, гостям экспедиции предложили сходить посмотреть на древние надгробья знаменитого "Ханнар зираты" - Ханского кладбища. Чтобы туда попасть, нужно было спуститься по склону, перейти в брод речку, потом автотрассу и еще метров 200 пройти по полю… Ливень застал его прямо у ограды, оставив сухими лишь телефон и фотоаппарат, а берег Керменки превратив в сплошное болото. Ничего не оставалось, как вылезти из ямы с крапивой и побрести в сторону лагеря.

Альберт Нигамаев и его помощник, вышедшие "спасать" гостя, рассказали, что такой феномен повторяется каждый раз, как кто-то пытается проникнуть на кладбище. Так что на следующий день, направившись , было в ту же сторону, он вернулся обратно. Дабы не нарушать покой древних ханов, душам которых, видимо, и так порядком надоел не смолкающий ни на минуту вой автотрассы.
3. Закрепление материала урока.

1.Отвечать на вопросы и задания.

2. Тест: 1. На скольких памятниках сохранились надписи целиком?


  1. 6;

  2. 8;

  3. 12.

2. Какая часть кладбища уничтожена в 1975 году во время строительства трассы Казань - Набережные Челны?

  1. северо западная;

  2. северная;

  3. южная.

3. Какая местность больше всего интересовала Воробьева Н.И. у села Средние Кирмени?

  1. городище;

  2. святой ключ;

  3. кладбище.

4. Во время вторичного посещения этнограф Н.И. Воробьев, собрал коллекцию из скольких предметов?

  1. 148;

  2. 150;

  3. 152.

5. На кладбище остановился известный татарский просвититель, кто он?

  1. Мунир Якупов;

  2. Г.В. Юсупов;

  3. Гали Акыш.

6. Кто начал со своими студентами археологичесие исследования в городище Кирменчук.

  1. Г.В. Юсупов;

  2. А.З Нигамаев;

  3. Ф.Ш.Хузин.

Урок № 7.Тема: Крестьянские волнения XVIII в.в. Мамадышском крае.

Мамадышцы в Пугачевском восстании.

Цель:

  • воспитать интерес к истории края

  • развивать умения самостоятельно находить нужную информацию

  • рассказать о трудном положении крестьян в Мамадышском уезде в XVIII веке.


Урок: комбинированный.

Оборудование: карта с движением армии Пугачева, фотографии, рисунки, иллюстрации, портрет Пугачева.

Основные понятия и термины: Бахтияр Канкаев, арьергард.

План урока:

  1. Опрос домашнего задания В каком веке в окрестностях Мамадыша появилось древнее булгарское поселение?

Кем был основан Булгарский город?

Центром чего являлось городище Керменчук в XIII-XIV веках?

Сколько селищ обнаружено во время раскопок и кем они открыты? Что такое некрополь? Какими веками датируются надгробные памятники ?

2.Причины крестьянских волнений.

3.Борьба народных масс против гнета крепостничества.

Встреча крестьянами «крестьянского царя».

4.Поражение армии Пугачева.

5.Повстанческий дух Мамадыша.



6.Работа над документами.

Ход урока.

  1. Актуализация.

  2. Изучение нового материала. Рассказ учителя, используя карту.


Дополнительный материал для учителя
Материал к 1 пункту плана.

1. Рассказать об усилении крепостного права в России в XVIII в. (материал учебника, презентация). Отметьте, что Екатерина II продолжила продворянскую политику. Указ 1762 г. «О вольности дворянской». Возможность в любой момент уйти со службы открывало дворянам широкую перспективу для занятий хозяйственной деятельностью. Указы властей о запрете крестьянам жаловаться на помещиков, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы превратила крестьян в рабов.

Вполне естественны были ожидания крепостного люда, что вслед за Указом о вольности дворянской последует облегчение его положения, если не отмена крепостного права. Этого не произошло, поэтому стали распространяться слухи, что Указ об отмене крепостного права был, но господа скрыли его от народа. Подобные настроения подогревались туманными известиями о Петре III – скрытый, якобы, Указ связывали с его именем и надеялись, что этот «хороший» царь не умер и вот-вот появится, чтобы занять трон и освободить крестьян. В разных местах России то и дело появлялись самозваные «Петры Федоровичи», но это были лишь предвестники будущей грозы.

Восстание Пугачева было вызвано предыдущим ходом исторического развития Российской империи и населяющих ее народов. В первое десятилетие правления Екатерины II барщина возросла до 4-5 дней. Помещики получили право отправлять крестьян на поселение и каторжные работы в Сибирь. Возросли повинности крепостных крестьян в пользу помещика, сами крестьяне превратились в живой товар. В этом отношении русские крепостные крестьяне почти ничем не отличались от татарских. В результате усиления колонизации число русских помещиков к 1777 году по Казанской и Свияжской провинции дошло до 832 (из них крупных - 31). В 1781 году им принадлежало около 50 тысяч душ русских крепостных крестьян, и их положение из года в год ухудшалось. Недовольство нерусских народов края вызывала также политика христианизации, в результате которой закрывались и уничтожались татарские мечети, возрастали налоги некрещеных татар и пр. Восстание началось 17 сентября 1773 г. в среде яицкого казачества. На хуторе Толкачевых казак Емельян Пугачев объявил себя "государем Петром Федоровичем" и провозгласил манифест яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежными жалованием и хлебным провиантом. В случае признания "власти императора Петра III" ликвидация русской администрации в крае, освобождение от подушной подати и рекрутских наборов, отмена всяких ограничений для национальных и религиозных обрядов, освобождение от помещичьей колонизации были обещаны и представителям нерусских народов. Под знамя Петра III стали стекаться сотни и сотни недовольных. Первым пугачевцы осадили Яицкий городок, и все их войско насчитывало около 200 человек. В начале октября под Оренбург Пугачев привел уже 2,5 тысячи повстанцев. Впоследствии Пугачев еще не раз выпускал манифесты и указы. В них он обращался к казахам, башкирам, калмыкам, татарам, казакам, работным людям и крестьянам. С первого дня восстания манифесты переводились на татарский язык, который понимали повстанцы разных национальностей - татары, башкиры, марийцы, удмурты. Представители нерусских народов, в первую очередь башкиры и татары, присоединились к движению уже в самом начале.

С выходом Пугачева на правобережье Волги начался подъем массового крестьянского движения. Восстание в поволжских губерниях было вызвано обнародованием пугачевских манифестов, провозглашавших освобождение крестьян от крепостной неволи, безвозмездную передачу земли народу и призывавших к истреблению дворянства. Восставшие крестьяне и посадские люди поволжских городов стали основным резервом пополнения повстанческого войска.

Отказавшись от похода на Москву, Пугачев направился на юг, к родному Дону, надеясь найти там поддержку у донского казачества. Оторвавшись на несколько суточных переходов от преследовавших его карателей, в авангарде которых был корпус Михельсона, он продвигался к югу и в июле-августе 1774 овладел Курмышем, Саранском, Пензой, Петровском, Саратовом и Камышином. Отпор ожидал его при штурме Царицына. Здесь в приволжской степи Михельсон настиг Пугачева и в битве 25 августа 1774 у Солениковой ватаги под Черным Яром нанес пугачевскому войску сокрушительное поражение.

Пугачеву с двумя сотнями казаков удалось оторваться от погони и переправиться на левый берег Волги. Он повел отряд вглубь заволжской степи, не подозревая того, что среди казаков затаилась группа предателей, сговорившихся арестовать его, отконвоировать до первого крупного воинского поста и выдать в руки властей. Улучив удобный момент, заговорщики, возглавляемые Ф.Ф.Чумаковым, И.П.Федулевым и И.А.Твороговым, 8 сентября 1774 схватили Пугачева в лагере у реки Большой Узень и повезли в Яицкий городок. Он дважды предпринимал попытки к освобождению и бегству, но это ему не удалось. 14 сентября вблизи Кош-Яицкого форпоста заговорщики передали пленника присланной за ним команде, которая в ночь на 15 сентября и доставила его в Яицкий городок. Здесь Пугачев был допрошен в Секретной комиссии гвардии капитан-поручиком С.И.Мавриным. 18 сентября конвойная команда во главе с генерал-поручиком А.В.Суворовым повезла Пугачева в Симбирск . Там его допрашивали командующий карательными войсками генерал-аншеф П.И.Панин и шеф секретных следственных комиссий генерал-майор П.С.Потемкин.

Доставленный 4 ноября в Москву Пугачев многократно в течение месяца допрашивался генерал-аншефом М.Н.Волконским и обер-секретарем Тайной экспедиции Сената С.И. Шешковским , возглавлявшими комиссию, учрежденную для "генерального" над Пугачевым и его сподвижниками следствия. Деятельность комиссии и проходившего с конца декабря 1774 судебного процесса осуществлялась по предписаниям Екатерины II.

 По санкционированному императрицей судебному приговору ("сентенции") от 9 января 1775, Пугачев был осужден на смертную казнь .   Она была совершена 10 января на Болотной площади в Москве.  Вместе с Пугачевым были казнены ближайшие его соратники А.П.Перфильев, М.Г.Шигаев, Т.И.Подуров и В.И.Торнов. Осужденный по тому же приговору И.Н.Зарубин-Чика был отправлен из Москвы в Уфу, где и казнен 24 января .



1. Каныкаев Бахтиар (Бахтияр Канкаев) (гг. рождения и смерти неизвестны), сподвижник Е. И. Пугачева «главный полковник»; старшина одной из волостей Казанской губернии. В декабре 1773 организовал восстание в восточной Татарии. В июне 1774 по предписанию Пугачева формировал отряды для пополнения главной повстанческой армии. Энергичные действия Канкаева. создали благоприятную обстановку для продвижения войска Пугачева вдоль Камы и для захвата Казани. После поражения войск Пугачева под Казанью (12—15 июля 1774) и перехода его с остатками армии на правом берег Волги К. отошёл в прежний район своих действий — на правобережье Камы, где продолжал борьбу до конца июля 1774. Потерпел поражение от царских войск в бою под Рыбной Слободой и бежал. Дальнейшая судьба Канкаева. неизвестна.

2. Арьергард- часть войск, защищающая главные силы во время их движения от нападения сзади.

3. Закрепление нового материала.

  1. Ответить на вопросы и задания.

  2. Работа с документами.

Поставить пропущенные слова:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница