Учебно-методическое пособие калининград, 2002



страница1/6
Дата14.11.2016
Размер1.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

История мусульманского


государства и права

Часть вторая



Учебно-методическое пособие


КАЛИНИНГРАД, 2002


История мусульманского государства и права. Часть вторая: Учебно-методическое пособие. – Калининград: КЮИ МВД России, 2002. – 106 с.



Автор: Старостина С.А., кандидат юридических наук

Работа является продолжением пособия «История мусульманского государства и права. Часть первая» и содержит сведения об истории развития государства и права в странах с элементами исламской правовой традиции в XIX – XX веках на примере Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Афганистана, Йемена, Алжира, а также исламских регионов СНГ. Предназначена для курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России.




Рецензенты:

кандидат исторических наук Исаев Ю.Н.

кандидат политических наук, доцент Агеев В.В.

СОДЕРЖАНИЕ




Введение…………………………………………………………………………...4



Глава первая. Государство и право Турецкой республики…………………6


Глава вторая. Развитие государства и права в теократических исламских государствах……………………………………………………………………….25

§ 1. Иран……………………………………………………………………………26

§ 2. Саудовская Аравия………………………………………………………….41

§ 3. Афганистан……………………………………………………………………54
Глава третья. Особенности развития стран со смешанной государственно-правовой системой………………………………………………………………..63

§ 1. Йемен…………………………………………………………………………..66

§ 2. Алжир………………………………………………………………………….72
Глава четвертая. Государство и право стран исламской ориентации на территории СНГ…………………………………………………………………..86

§ 1. Азербайджан…………………………………………………………………..89

§ 2. Казахстан………………………………………………………………………93

§ 3. Кыргызстан…………………………………………………………………...95

§ 4. Таджикистан………………………………………………………………….97

§ 5. Туркменистан………………………………………………………………..99

§ 6. Узбекистан………………………………………………………………….103

Введение


Мусульманское право – заметная часть современной мировой правовой культуры. В настоящее время правовые системы большинства исламских стран испытывают влияние шариата и включают в себя его компоненты. Вместе с тем в большинстве из указанных стран мусульманское право не является единственной системой действующих правовых норм. Однако во многих странах оно является господствующим.

В последние десятилетия в ряде государств наблюдается процесс формирования «современного» мусульманского права, основным источником которого является законодательство, в то время как в традиционном мусульманском праве эта роль отводилась религиозной доктрине. Теперь реализация принципов и норм мусульманского права в большинстве случаев зависит от их соответствия общим началам правовой системы, ориентированной не на ислам, а на западные правовые модели. Одна из примечательных черт «современного» мусульманского права – его тесное взаимодействие с европейской правовой культурой.1

К началу XX в. лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально, в своем традиционном виде. К середине XX в. многие исламские страны отказались от шариата и их правовые системы с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому и англосаксонскому, кроме брачно-семейных и наследственных отношений.

Ни в одной мусульманской стране шариат не является единственным действующим правом. За исключением Саудовской Аравии, Ирана, Афганистана и некоторых княжеств Персидского залива, мусульманское право не занимает преобладающего места в их правовых системах. С другой стороны, ни в одной традиционной мусульманской стране, кроме Турции, оно не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.2

В настоящее время наблюдается различное сочетание в государственных структурах светских и исламских элементов. По мнению В.Е. Чиркина и Л.Р. Сюкияйнена, по степени влияния ислама на государственно-правовые системы мусульманских стран их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют страны, конституционно-правовая структура и официальная идеология которых является по существу светской – Турция, Индонезия.

Ко второй группе относятся те страны, в государственную структуру которых, в основном светскую, включены некоторые исламские положения. Определенные исламские принципы государственной структуры и политики закреплены в конституциях Сирии, Алжира, Туниса, Судана, Египта и др. К этой группе относится большинство государств исламского мира.

Третью группу представляют страны, официальная идеология которых обосновывает необходимость полного соответствия государственной структуры принципам ислама (Иран, Афганистан). Многие из них – государства с монархическими режимами (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман). К этой группе относится Иран, в котором наиболее полно реализован на практике конкретный вариант шиитской модели «исламского государства».3

В настоящем пособии предполагается на примере отдельных стран – представителей каждой из указанных групп рассмотреть соотношение светского и религиозного в их правовых системах. Повышенное внимание уделяется уголовному праву и борьбе с преступностью в указанных странах, так как данное пособие предназначено для будущих сотрудников правоохранительных органов.

Целесообразно начать рассмотрение указанных вопросов на примере стран, конституционно-правовая структура которых является светской, но в силу многовекового исламского прошлого все стороны общественной жизни в той или иной мере содержат элементы исламских традиций. К этой группе стран, в первую очередь, необходимо отнести Турецкую республику.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница