Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер1.02 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ



История зарубежной музыки:
Учебно-методическое пособие

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

и профилю «Музыкальное образование»

Казань


2013


УДК 78.072.3 (075.8)

ББК 85.313 (3)я73

С 16
Печатается по решению учебно-методической комиссии Ученого совета Института филологии и искусств Казанского федерального университета.


Рецензенты: Явгильдина Зилия Мухтаровна,

доктор педагогических наук, профессор КФУ
Анисимова Елена Валерьевна,

кандидат искусствоведения, ст. преподаватель

КГК (академии) им. Н.Г. Жиганова
Салихова Л.И. История зарубежной музыки: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилю «Музыкальное образование». – Казань: КФУ, 2013. – 84 с.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующей типовой и учебной программой по истории зарубежной музыки. Пособие включает две части. В первой части изложено содержание курса, список рекомендуемой литературы по каждой теме и материал для организации самостоятельной работы студентов. Во второй части предложены тестовые задания (152), которые осуществляют проверку знаний студентов: исторических эпох, стилевых направлений, национальных школ, биографий и творчества композиторов, особенностей отдельных произведений (тональность, форма, жанр и т.д.), различных терминов.

Учебно-методическое пособие может быть использовано как для промежуточного контроля знаний группы в аудитории, так и для самостоятельной подготовки студентов к занятиям и экзамену по данной дисциплине.

© Салихова Л.И., 2013

© КФУ, 2013



Часть I
Содержание курса
Тема 1. Введение. Музыка в истории культуры.
Глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с направленностью религиозного, философского, социального самосознания общества. Музыкально-историческое время. Скорость и тенденции культурного движения. «Центры» и «окраины» музыкальной культуры. История музыки как «галерея» шедевров. Методологические поиски: социально-антропологический, позитивистский и структурный подходы к истории музыки.

Типы музыкального творчества: фольклорное творчество, профессиональное развлекательное творчество, каноническая импровизация, опус-музыка. Исторически «медленные» и «быстрые» типы музицирования. Устность и письменность музыкального творчества. Теоретичность (потребность в самоописании) и нетеоретичность отдельных типов творчества. Критерии каноничности и новизны.

Периодизация музыкальной культуры. Автокоммуникация как типический признак фольклора и форм музыкально-поэтического творчества первобытной эпохи. Неотделенность «творца» (адресанта) и «аудитории» (адресата), импровизационность и невозможность авторского творчества в системе автокоммуникации.

Периодизация европейской опус-музыки. История европейской музыкальной культуры как последовательность музыкальных революций. Закономерности смены исторических вех.


Список литературы:

Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. – М., 1988.

Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М., 1982.

Сапонов М.А. Артистические профессии менестрелей // Старинная музыка в контексте современной культуры: Античность. Средневековье. Новое время. – Л., 1986.

Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. –М., 1989. – С. 195–213.

Шахназарова Н.Г. Музыка Востока – музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. – М, 1983.
Тема 2. Музыкальная культура античности.
Теории происхождения музыки Г. Спенсера, Ч. Дарвина, К. Бюхера, К. Штумпфа, Р. Вилашека, К. Закса, К. Госса и Ж. Комбарье. Синкретизм поэзии и музыки в процессе профессионализации искусства в различных культурах (в музыкально-поэтических традициях Древнего Китая, Индии, Палестины, Древней Греции). Экмелика и жанры раннего фольклора. Греческий диатонический ряд как сумма двух тетрахордов: математико-геометрическое мировидение.

Возникновение устойчивых ладовых и ритмических формул в эпосе. Эпос как переходная форма от коллективного творчества к авторскому. Замещение автокоммуникации отношением: автор/певец  слушатели. Происхождение ритмических формул (стоп) из поэзии. Вопросы метрической организации древней поэзии, основные понятия о квантитативном типе ритмической организации. Взаимоотношения музыки и поэзии в профессиональном синкретическом музыкально-поэтическом искусстве. «Триединая хорея» мусических искусств Древней Греции как синкретическое единство музыки, слова и танца. Разделение музыкально-поэтического целого на технический – озвучивающий и собственно творческий – словесно-поэтический компоненты.

Музыкально-поэтические жанры и инструментарий крито-микенского периода. Возникновение гомеровского эпоса. Развитие хоровой и сольной (монодической) лирики. Рождение античной трагедии: значение музыкального компонента в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Некоторые сведения о музыкальной теории древних греков. Упадок древнегреческой культуры и ее влияние на эволюцию музыкального искусства.
Список литературы:

Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. – Л., 1986.

Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973.

Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1983.

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. – М., 1972. – С. 221–274.

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. – М., 1986.

Шестаков В.П. От этоса к эффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. – М., 1975.
Тема 3. Музыка в эпоху Средневековья. Происхождение григорианского хорала. Музыкальная теория.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Утверждение христианства. Хронологические границы Средневековья. Становление сословной и военной организации феодальной Европы. Формирование господствующего класса – рыцарства. Переселение народов и синтез музыкальных традиций.

Средневековье с историко-культурной точки зрения. Кульминационные вершины в литературе и архитектуре Средневековья. Средневековая западноевропейская церковная музыка. Невменная нотация – графическая запись, фиксирующая уже состоявшееся музицирование.

Одноголосное церковное пение и система ладов, воспринятая от древнегреческой теории музыки. Символическое толкование чисел и этическое воздействие ладов. Инициум, амбитус, финалис и риперкусса – понятия средневековой церковно-певческой практики.

Некоторые особенности римско-католической литургии. Разделение суточного круга богослужения на оффиций и мессу. Определение мессы. Римский папа Григорий I (Великий) и его роль в утверждении основ латинской мессы. Основные отличия латинской мессы и греческой литургии. Господство псалмодии в латинском богослужении VI — VIII вв. и преобладание гимнографии в богослужении греко-византийском. Определение григорианского хорала.

Разделение богослужебных текстов на ординарий и проприй. Молитвы ординария. Роль ординария в дальнейшем развитии форм западноевропейской литургической музыки (Месса, Te Deum, Magnificat). Основные жанры и формы гимнографического творчества в музыкально-поэтической культуре западноевропейского средневековья – тропы и секвенции. Появление гимнографии как авторского поэтического творчества на латинском языке. Критика традиционных представлений о роли гимнографических жанров (прежде всего, тропов и секвенций) в развитии культовой музыки западноевропейского средневековья. Основные гимнографические жанры византийской культовой музыки (тропарь, кондак и канон). Воздействие секвенции на формирование светских монодических жанров (виреле, лэ, баллада и др.). Прекращение практики тропирования после Тридентского собора (1545 — 1563), упразднение всех секвенций кроме наиболее распространенных: «Dies irae», «Stabat mater», «Lauda Sion salvatorem» и ряда других.

Силлабические, невматические и мелизматические типы распева и их применение в системе церковного пения. Musica plana – характер пения. Женские и мужские голоса с точки зрения средневековых христианских представлений.



Список литературы:

Баранова Т.В. Месса // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 340.

Баранова Т.В. Секвенция // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.– С. 490 – 491.

Баранова Т.В. Троп // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 553.

Герцман Е.В. Гимн // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 136.

Герцман Е.В. Византийское музыкознание. – Л., 1988. – 256 с. [С. 7 – 36]

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

Дьячкова Л.С. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: Вопросы теории и практики. – М., 1992.

Карцовник В.Г. Григорианское пение // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 150.

Карцовник В.Г. Hymnologica I. Тропы входных антифонов в истории западноевропейского средневекового хорала // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. – Л., 1988. – С. 24 – 50.

Карцовник В.Г. Hymnologica II. У истоков литургического театра западноевропейского Средневековья // Музыкальный театр. – СПб., 1991. – С. 125 – 145.

Лебедева И.Г. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья (По поводу концепции Лео Трейтлера) // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. — Л., 1988. – С. 11–23.

Лебедева И.Г. Невмы // Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990. – С. 376.

Лебедева И.Г. Псалмодия // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.445.

Лебедева И.Г. Псалмы // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.445.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1983. – Т. I. [С. 25 – 52; 71–74]

Тема 4. Светская музыка средневековья. Музыкально-поэтические традиции менестрелей.
Особенности политического положения Южной Франции (Прованс, Лангедок) – родины искусства трубадуров. Суверенитет южнофранцузских феодалов. Тяготение к религиозной независимости: альтернативные христианские учения как эхо древнеазиатских религиозных концепций. Тесные экономические и культурные связи с соседними романскими странами, с мусульманскими народами и с Византией.

Формирование рыцарской культуры и кодекса куртуазного поведения. Монополия одноголосия, отражающего установку на индивидуализированное выражение переживаний. Зарождение профессиональной поэзии на народных языках в Западной Европе в VIII — X вв. Лирические поэты, писавшие на провансальском наречии.

Влияние ранних профессиональных эпических форм (chansons de geste) и арабского музыкально-поэтического творчества на развитие лирики трубадуров. Истоки поэзии трубадуров: ранняя профессиональная лирика (chansons de toile) на народных языках романоязычных народностей Франкской империи; гимнография раннего и высокого средневековья; строфическая арабская (арабоандалусийская) поэзия. Заимствование европейскими поэтами музыкально-поэтических форм (ритмо-мелодических моделей) арабской поэзии и, в частности, формы строфической композиции с повторяющимся рефреном (формы муваш-шах и заджаль). Начало регулярного использования рифмы в поэзии трубадуров и воздействие арабских образцов.

Тулуза и Марсель – главные очаги «веселой науки». Круг тем и образов в творчестве трубадуров. Система жанров, определяемых поэтическим сюжетом, трактовкой темы, арсеналом фиксированных формул (лексических, синтаксических, музыкально-ритмических) и характером строфического построения.

Альбигойские войны и развитие на севере и северо-западе Франции (Брабант, Фландрия, Шампань) лирики труверов. Песенные и песенно-танцевальные жанры труверов. Особенности музыкально-поэтической композиции и различия в строении формы.

Распространение в странах немецкой культуры музыкально-поэтического искусства миннезанга в XII–XIII веках. Преемственность традиций трубадуров, труверов и миннезингеров. Распространение принципа контрафактуры: подтекстовки на популярные напевы стихов, переведенных с провансальского или старофранцузского на немецкий язык. Жанровые формы миннезанга, их связь и различия с композиционным строением песен трубадуров и труверов.

Средневековый профессионализм устного типа (менестрельное творчество) и его теснейшая связь с искусством трубадуров, труверов и миннезингеров. Жонглерские ремесла в средневековых источниках. Менестрели и нотопись. Угасание менестрельной культуры и адаптирование музыкального наследия к нуждам последующей эпохи: а) через нотирование мелодий, б) через перенимание и преобразование творческих методов, в) через фольклоризацию.
Список литературы:

Грубер Р.И. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века. – М.-Л., 1941–1959. – Т.1. Ч.2.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.

Жизнеописания трубадуров. Подгот. М. Б. Мейлах. – М., 1993.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1983. – Т. I. – С. 52 – 74.

Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров// Нострадам Ж. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов провансских процветших. – М., 1993. – С. 507 – 549.

Мейлах М.Б. Язык трубадуров. – М., 1975.

Мозер Г.И. Музыка средневекового города. – Л., 1927.

Обри П. Трубадуры и труверы. – М., 1932.

Песни трубадуров / Пер. со старопрованс. А. Наймана. – М., 1979.

Сапонов М.А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. – М., 2004.

Френкель Р.В. Эпическая поэма «Кудруна», ее истоки и место в средневековой немецкой литературе // Кудруна. – М., 1984 (Литературные памятники).

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. – М., 1986.

Тема 5. Зарождение многоголосия. Ars antiqua и Ars nova.
Усовершенствование нотной письменности: переход от невменной нотации к нотной. Реформа Гвидо Аретинского. Зарождение в IX и X веках параллельного многолосия: параллельные органумы. Происхождение термина «органум» от пифагорейского «логос органикос» (точное, геометрически выразимое знание).

Значение секвенций и тропов в развитии свободного многоголосия. «Musica enchiriadis» как первый известный трактат, освещающий вопросы полифонии. Понятия vox principalis (голос основной) и vox organalis (голос вычисленный).

Переход в XI столетии от повторения мелодии в органальном голосе к «комментарию» литургической мелодии в свободном органуме. Символически значимые консонирующие интервалы.

Школа св. Марциала, ее роль в развитии органума в первой половине XII века. Возникновение мелизматического (двухголосного) органума. Утверждение музыкальной практики «res facta» (букв. «вещь сделанная», т.е. сочиненная и записанная до того, как быть исполненной).

Школа Нотр-Дам и ее доминирующее положение во второй половине XII – XIII веков. Появление разделов на выдержанном тоне v. pr. (Halteton-техника) первоначально в рамках двухголосия (первая треть XII в.), а затем в трех- и четырехголосии (конец XII — начало XIII вв.).

«Magnus liber organi» («Большая книга органумов») магистра Леонина, сконцентрировавшая достижения школы – собрание полифонических композиций для мессы и оффиция. Появление трех- и четырехголосных органумов у Перотина. «Размножившийся» органальный голос – дуплюм, триплюм и квадруплюм. Тенор в роли vox principalis или cantus firmus. Сокращение григорианской основы органума за счет гигантских масштабов колорирования в органальных голосах.



Ars antique. Трактаты Иоганнеса де Гарландиа, Вальтера Одингтона и Маркетто Падуанского. Утверждение модальной ритмической системы. Метризованный органум как цепь повторений одного и того же ритмопорядка. Модус–ритмический рисунок (один из шести существующих), повторяемый на протяжении всего произведения. Принцип троичности – совершенного (перфектного) деления длительностей.

Формирование в XII веке жанров, отпочковавшихся от органума. Кондукт – органум на нелитургический текст и без григорианского напева. Возникновение из клаузул (свободных многоголосных заключений к частям мессы) жанра мотета – центрального полифонического жанра XIII века. Соединение в мотете литургических и нелитургических, духовных и светских, латинских и народных (старофранцузских, провансальских, фламандских, итальянских) текстов. Сложность композиторской работы – один из главных критериев художественности. Мотет – средневековая модель разнообразия и красочности мироздания. Предпосылки ритмической революции в мотете ars antique. Практика переработок — текстовых контрафактур — и создание полифонических «пародий» в мотете Ars antiqua. Появление инструментальных вариантов мотета во второй половине XIII в.

Новое понимание соотношения музыки и слова в мотете. Разрушение синкретической словесно-музыкальной модальной ритмики как предпосылка возникновения собственно музыкальных закономерностей в сфере ритма.

Аrs nova. Трактаты Филиппа де Витри, Иогана де Муриса и Франко Кёльнского в 20-х годах XIV в. Расширение диатонической модальной системы церковных ладов. «Ложная музыка» и учение о хроматике. Появление имперфектных (несовершенных) модусов и переход к мензуральной ритмике. Влияние новых длительностей (минимы, семиминимы, фузы, семифузы) на развитие ритмического разнообразия музыки.

Техника изоритмии – сложное взаимоотношение двух остинатных элементов – тальи (ритмического рисунка) и колора (звуковысотного рисунка). Изоритмический мотет – олицетворение ученой игры.

Композиторы-мензуралисты: Филипп де Витри и Гильом де Машо. Создание Машо первой авторской полифонической ординарной мессы. Использование изоритмической техники в «низовых» жанрах: трех- или четырехголосных виреле, рондо, балладах, шас. Участие инструментов, контрапунктировавших с вокальными голосами по принципу изоритмии. Связь музыкально-поэтического творчества менестрелей с новым полифоническим искусством.
Список литературы:

Баранова Т.В. Ars antiqua // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 42.

Баранова Т.В. Ars nova// Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 43.

Евдокимова Ю.К. История полифонии. Многоголосие средневековья: X — XIV вв.– М., 1983. – Вып. 1. – 454 с. (С. 11– 234).

Конен В. Д. Ars nova // История искусства стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство раннего Возрождения. – М., 1980.

Кудряшов Ю.В. Музыкальная готика мессы Гийома де Машо // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. – Л., 1988. – С. 105 – 128.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1983. – Т. I. – С. 74 – 108.

Сапонов М.А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. – М., 1978. – С. 7– 47.

Федотов В.А. Из истории раннего органума (Ad organum faciendum – трактаты из Милана и Монпелье) // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII – XVII вв.): Труды ГМПИ им. Гнесиных. – Вып. 65. – М., 1983. – С. 16 – 33.

Холопов Ю.Н. Органум // Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 400.

Тема 6. Музыкальная культура в эпоху Возрождения. Франко-фламандская полифоническая школа и контрапункт строгого письма.
Возникновение крупных торговых центров в Западной Европе и формирование новых, капиталистических отношений. Роль буржуазии как передовой общественной силы в создании культуры и искусства Возрождения.

Значение гуманизма как идеологического направления в формировании светского мировоззрения и борьбе против средневековой схоластики.

Протестантизм – религиозные движения в Западной Европе. Реформация и крестьянская революция: песни и гимны.

Основные этапы развития полифонии Возрождения:

– Первая половина XV века – английское многоголосие (Дж. Данстейбл).

– XV–XVI века – нидерландская полифоническая школа (Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Ж. Депре, О. Лассо). Творчество Дюфаи. Жанр мессы и проблемы построения «крупной формы». Формирование в творчестве композитора принципов «новой концепции полифонии» (Ю.К. Евдокимова) – полифонии «строгого стиля». Переход от средневекового и раннеренессансного ансамблевого многоголосия к хоровому многоголосию в творчестве Окегема. Кристаллизация основ полифонии строгого стиля. Обобщение и типизация характерных для нидерландской полифонии XV в. черт в сочинениях композитора. Увеличение значимости имитаций, сквозное имитационное письмо, индивидуализация мелоса в творчестве Депре. Предвосхищение композитором ряда стилевых особенностей полифонии XVI в. Влияние нидерландской полифонии на музыкальную культуру Западной Европы XV – XVI вв. Творчество О. Лассо (1532 — 1594) как завершающий этап развития нидерландской полифонической школы.

– Вторая половина XVI – начало XVII вв. – римская и венецианская полифонические школы. Некоторые особенности развития итальянской музыки в XV в. Обращение музыкантов Кватроченто к традиции импровизационного творчества. Сольное пение под аккомпанемент (canto accompagnato, canto sulla lira), культ исполнителя — отличительные черты итальянской музыкальной культуры XV в. Синтез национальной (устной) и франко-фламандской (письменной) культур в конце XV в. Музыкальная культура Италии XVI в. Римская школа и творчество Дж. Палестрины (ок. 1525 — 1594). Полифония Палестрины как завершение доновоевропейского периода развития композиторской музыки. Отличительные черты полифонии композиторов римской школы, воздействие на стилистику их сочинений эстетических установок деятелей Контрреформации. Венецианская школа (А. Вилларт, К. де Роре, А. Габриели, Дж. Габриели).

Месса – центральный вокально-хоровой жанр эпохи Возрождения. Эволюция музыкальной техники. Влияние полифонии Данстейбла на творчество композиторов нидерландской школы. Имитация и канон – основа полифонии строгого письма. Способы преобразования темы. Отказ от ритмического разнообразия мензуралистов (принцип комплементарности). Доминирующая стилистика «белой» интонации и плавно-регулярной ритмики.

Способы достижения единства цикла мессы – работа с cantus firmus’ом. Литургические и светские напевы в качестве «прочного напева». Месса «L’homme armé» Г. Дюфаи (в качестве cantus firmus – старинная французская песня). Числовая идея цикла мессы у Й. Окегема. Техника варьирования тем у Я. Обрехта. Увеличение роли сквозного имитирования у Ж. Депре. Мессы-пародии О. Лассо, строящиеся на переработке многоголосного образца (контрафактуре) – завершающий этап полифонии франко-фламандской школы.

Светские многоголосные контрапунктические песни строгого стиля: шансон (Дюфаи, Окегем, Обрехт, Депре, Лассо, Жанекен), немецкие лид (Л. Зенфль), кводлибет (нидерландские композиторы). Шансон XV-XVI веков как энциклопедия французского быта.


Список литературы:

Абрамова Е.М. О роли устной традиции в музыкальном искусстве Италии (XIV — XVI вв.) // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. – Л., 1988. – С. 88 – 104.

Грубер Р.И. Музыкальная культура Италии XV — XVI веков // Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М., 1953. – Т. 2. Ч. 1. – С. 21 – 198.

Дубравская Т.Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. – М., 1978. – С. 107 – 126.

Евдокимова Ю.К. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения: XV в. – Вып. 2 А. – М., 1983.

Конен В.Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Этюды о зарубежной музыке. – М, 1975.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1983. – Т. 1. – С. 125 – 193.

Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.

Симакова Н.А. Мелодия «L ‘homme arme» и ее преломление в мессах эпохи Возрождения // Теоретические наблюдения над историей музыки. – М., 1978. – С. 17– 53.

Симакова Н.А. Музыка и слово // Методы изучения старинной музыки. – М., 1992. – С. 56 – 64.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница