Учебно-методическое пособие для студентов университета / О. В. Дмитрачкова; Брест гос ун-т Брест: Изд-во уо «Бргу имени А. С. Пушкина»



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7










УДК 811. 11` 36

ББК 81. 2 Англ

Д 53


Рецензенты:

И.М. Жогло, методист учебно-методического отдела общеобразовательных учебных предметов ГУО «Брестский областной институт развития образования»

Т.С. Троцюк, к. п. н., доцент, доцент кафедры иностранных языков БрГУ имени А.С. Пушкина

ДМИТРАЧКОВА Л.Я.

Методическая тетрадь: комплекс когнитивных карт для самостоятельной работы студентов в курсе методики преподавания иностранного языка: учебно-методическое пособие для студентов университета / О.В. Дмитрачкова; Брест. гос. ун-т – Брест: Изд-во УО «БрГУ имени А.С. Пушкина», 2011 – 93 с. – 70 экз.

Детальная разработка и использование образности, выделение или использование готовых когнитивных карт в учебном процессе направлены на овладение культурой мышления и его оперативными возможностями при переходе от эмпирических к теоретическим знаниям и к практике, что является важнейшим фактором развития рефлексивной самоорганизации будущего педагога, залогом продуктивности его учебно-профессиональной деятельности.

Формирование понятийного аппарата и методологической основы для исследовательской деятельности в сфере методики преподавания иностранного языка – задача предстоящих дискуссий.




ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………7
ТЕМА № 1. Методика преподавания иностранного языка……………10
ТЕМА № 2. Цели, содержание, принципы и средства обучения иностранному языку………………………………………………………...13
ТЕМА № 3. Страноведческий и лингвострановедческий социокультурный аспект обучения иностранному языку в начальной и средней школах. Полилог культур…………………………………………20
ТЕМА № 4. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция. Межкультурная компетенция……23
ТЕМА № 5. Личностно-ориентированный коммуникативно-когнитивный подход в обучении иностранному языку. Профессиональная компетенция учителя………………………………..26
ТЕМА № 6. Обучение иноязычному общению. Сферы, формы, способы организации общения на уроке иностранного языка…………………….30
ТЕМА № 7. Урок иностранного языка: содержание, структура, методический анализ. Особенности урока иностранного языка на начальном этапе обучения. Роль учителя иностранного языка……….32
ТЕМА № 8. Раннее обучение иностранному языку: цели, задачи, формы организации, преимущества. Интегрированные уроки………………….36
ТЕМА № 9. Игровое обучение иностранному языку в дошкольных учреждениях, на начальном, среднем, старшем этапах общеобразовательной школы: цели, формы, способы организации…....41
ТЕМА № 10. Метод проблемного обучения иностранному языку. Использование интерактивных технологий……………………………..48
ТЕМА № 11. Система упражнений в обучении иностранному языку: основные понятия, классификация, структура………………………….52
ТЕМА № 12. Контроль и учет в системе управления учебной деятельности учащихся…………………………………………………….56
ТЕМА № 13. Нетрадиционные формы организации учебного процесса на занятиях по иностранному языку: цели, задачи. Инновационные технологии……………………………………………………………………59
ТЕМА № 14. Организация внеклассной работы по иностранному языку: цели, виды, формы. Кабинет иностранного языка……………...63
ТЕМА № 15. Характеристики и способы обучения монологической, диалогической речи. Полилог как форма устного общения…………….65
ТЕМА № 16. Чтение как цель и средство обучения. Обучение чтению. Виды чтения. Техника чтения. Способы контроля……………………..70
ТЕМА № 17. Аудирование как цель и средство обучения. Обучение аудированию. Трудности восприятия речи на слух. Понятие антиципации…………………………………………………………………74
ТЕМА № 18. Письмо как цель и средство обучения. Обучение письму и письменной речи……………………………………………………………...77
ТЕМА № 19. Обучение произносительной культуре речи……………...80
ТЕМА № 20. Методические подходы к обучению лексической стороне речи. Пути формирования потенциального словаря учащихся………..85
ТЕМА № 21. Обучение грамматической стороне речи. Этапы работы по овладению продуктивным грамматическим минимумом…………..89
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….91

Личностнообразующий потенциал любой учебной дисциплины непосредственно связан с проблемой когнитивности.

Термин «когнитивность» (от лат. cognitioпознание, изучение, осознание) традиционно понимается как способность человека воспринимать внешний мир сквозь созданную им самим систему взглядов (зависящую от его восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.) и как процесс, с помощью которого происходит обработка и качественное преобразование всех видов информации, как процесс приобретения знаний. При этом всякая переработка информации (когнитивная деятельность) нормально сопровождается созданием идеальной модели или использованием уже готовой.

Процесс преобразования информации в знание, механизм переработки профессионально значимой информации в процессе организованного общения может быть представлен как восприятие и понимание сути понятий или явлений – смысловая группировка, перегруппировка известного материала, выделение ключевых элементов – формирование интегральной концептуальной модели в виде ориентировочной основы профессиональной деятельности или базы данных, позволяющих в целом осмыслить событие, явление (в том числе языковое). Причем в основе большинства мыслительных операций: деление содержания, выявление, отвлечение, подчеркивание, отбор, группировка, преобразование, построение следствий и т. п. − лежат типовые операции построения и использования схем.

Вследствие презентации схем, которые представляют собой группы взаимосвязанных утверждений, анализа индивидуальных схем формируется коллективное знание. Выявляется и уточняется внутренняя позиция личности с системой моральных, эстетических и других норм и ценностей, внутренних способов действия или внутренних программ, когнитивных схем деятельности и общения. Осуществляется сознательная регуляция индивидуального стиля деятельности и общения, создающая предпосылки для формирования творческой индивидуальности педагога. Это приводит к новым процессам регулирования и к новым содержаниям мотивов, комплексы которых и характеризуют личностное развитие.

В «Методическую тетрадь» включены когнитивные схемы / карты, разработанные студентами четвертого курса филологического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина с дополнительной специальностью «Английский язык» в 2008, 2010 гг. (Черная Н., Климовец Н., Юрчук Т., Чернякевич А., Юзвук И. и др.) в рамках теоретического курса «Методика преподавания иностранного языка в средней школе», на изучение которого отводится 30 лекционных и 30 практических часов.

Подобные формы учебно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса − образцы наглядно-образного изложения теории и практики обучения иностранному языку − предлагаются студентам в качестве мини-конспекта или опорной схемы по отдельным темам курса в ходе или непосредственно после лекционного занятия для предварительного «прочтения» темы или ориентирования, анализа, оценки, дополнения, усовершенствования и т.д. с целью разработки и презентации собственных когнитивных карт по предусмотренным учебной программой проблемным вопросам.

Учебно-исследовательские задания подобного типа выполняются студентами в процессе подготовки к семинарским занятиям, что позволяет проследить процессуально-динамический аспект «появления» и дальнейшего развития знания в ходе последующих дискуссий. Поиск взаимосвязи между частями информации и обуславливает развитие интеллекта.

Предварительное снятие трудностей структурирования информации обуславливает, в свою очередь, актуализацию процессов «осуществления» (становления и развития) и развития культуры презентации знаний и профессионального общения, что является важнейшим фактором развития рефлексивной самоорганизации будущего педагога и залогом продуктивности его профессиональной деятельности.

Наконец, с помощью когнитивных карт, как показывает практика, сама информация запоминается намного быстрее и качественнее.
Доцент Дмитрачкова Л.Я.




  1. Языковое образование на современном этапе общественного развития: ценность, процесс, результат, система

Личностно-ориентированная ценность языкового образования. Функции иностранного языка. Соизучение языков и культур. Единство образовательного, развивающего и воспитательного компонентов учебного процесса. Саморазвитие личности в осуществляемой деятельности. Межкультурная коммуникация как объект усвоения. Полилог культур. Коммуникативная компетенция. Межкультурная компетенция.





  1. Теория обучения иностранному языку как научная область

Предмет и объект методики. Методы исследования. Основные методические понятия: система обучения − подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, приемы, средства, организационные формы обучения иностранному языку. Связь методики обучения иностранному языку с другими науками. Содержание понятий «преподавание», «обучение», «учение», «владение иностранным языком».




  1. Методика как практическая дисциплина / технология обучения иностранному языку

Современные учебные программы, методы и технологии обучения. Моделирование лингвокультурного образования школьников средствами ИЯ. Личностно-ориентированный коммуникативно-когнитивный подход. Типичные заблуждения учителей.

Раннее обучение. Игровое обучение в дошкольных учреждениях, на начальном, среднем, старшем этапах общеобразовательной школы: цели, содержание, формы организации. Методическая классификация игр. Интегрированные уроки.


  1. Организация образовательно-воспитательного процесса

Методические принципы организации образовательно-воспитательного процесса. Планирование и реализация совместной деятельности учителя и учащихся. Типы и структура уроков. Особенности уроков иностранного языка на разных ступенях обучения. Методический анализ урока. Нетрадиционные формы организации учебного процесса. Использование инновационных технологий.

Основные понятия и структурные компоненты системы упражнений. Различные подходы к классификации упражнений.

Цели и функции, виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке. Понятие автономии учения. Способы и средства управления самостоятельной работой учащихся.





  1. Обучение устному и письменному общению

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности как способам межкультурной коммуникации в устной и письменной форме. Информационная, регулятивная, эмоционально-оценочная, этикетная функции общения. Способы, виды, сферы и средства общения на уроке иностранного языка. Единство формы и содержания.

Обучение восприятию и пониманию речи на слух (аудированию). Обучение диалогической и монологической речи. Обучение чтению. Обучение письму, письменной речи. Виды и роль учебного перевода в овладении языком.


  1. Обучение языковым средствам реализации общения

Обучение произносительной культуре иноязычной речи. Обучение лексической стороне речи. Обучение грамматической стороне речи.



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница