Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии»



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Сибайский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»




«Утверждаю»

Зам. директора по учебной работе

_______________В.И. Хажин

«_____»___________2010 г.

И.А.Зарипов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЮРКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов Сибайского института, обучающихся

по специальности 030401 «История»


Рекомендовано советом юридического факультета

(протокол №_ от__________)

Одобрено кафедрой новой и новейшей истории

(протокол №_ от___________)

СИБАЙ 2010




УДК 94(5)

ББК 63.3(5)

З 34

Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии» рекомендован к изданию кафедрой истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.

(Протокол № 6 от 9 февраля 2007 г.)




Рецензент: канд. ист. н., доц. Сулейманов Ф.М.



З 34

Зарипов И.А.

Историческая тюркология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 03.04.01. «История». — Сибай: РИЦ СИ БашГУ, 2010. — 92 с.



Учебно-методический комплекс по курсу «Историческая тюркология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного представления о содержании учебного курса исторической тюркологии, о задачах и требованиях, о распределении программного материала по семестрам и курсам обучения, об основных требованиях к знаниям и умениям студентов.

Состоит из двух частей. Часть первая охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – начала XXI вв. УМК содержит вопросы для проверки знаний студентов, тестовые задания, перечень зачетных и экзаменационных вопросов.

Предназначен преподавателям, ведущим данный курс, студентам университетов, обучающихся по данной специальности.

© Зарипов И.А., 2010

© СИ БашГУ, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……………..…..

4

1.1.

Цель изучения дисциплины …………………………………………….

4

1.2.

Задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускников ……………………………………………………………………...

4


1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины ………………………….

4

2.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ……………...

4

2.1.

Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино и видеофильмов …………………

4


2.2.

Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля ………………………………………………………...

5





ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV в. ..................

5


1.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (VIII СЕМЕСТР) ………………………………………….

5


2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………...

5

2.1.

Распределение часов по разделам, темам и видам работы …………...

5

2.2.

Темы дисциплины, их краткое содержание ……………………………

6

3.

ХУННЫ И ТЮРКИ (ЛЕКЦИЯ) ………………………………………..

25

4.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………………...………

39

5.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ……………………….…………..

49

6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА …………….………………………………...

53




ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ СО ВТОРОЙ ТРЕТИ XV ДО НАЧАЛА XXI ВВ. …………….…………

55


1.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (IX СЕМЕСТР) ……………………………………………

55


2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………...

55

2.1.

Распределение часов по разделам, темам и видам работы …………...

55

2.2.

Темы дисциплины, их краткое содержание ……………………………

56

3.

КАЗАНСКОЕ, СИБИРСКОЕ ХАНСТВА И НОГАЙСКАЯ ОРДА ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XV – НАЧАЛЕ XVII ВВ. ……………………...……

72


4.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………...…………………

83

5.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ……………………......................

89

6.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ......................................................................

91

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель изучения дисциплины

Основная цель курса – сформировать у обучающихся соответствующее современному уровню мировой исторической науки представление о древней и средневековой истории тюркских народов мира. В ходе изучения курса студенты должны получить сведения Туркестане и тюрках, о древнейшем периоде истории тюрков, об эпохе неолита и бронзы в истории тюрков, о степях Евразии в эпоху раннего железа. Студенты должны познакомиться с историей Тюркского, Уйгурского, Киргизского, Хазарского, Кимакского каганатов, Волжской Булгарии, Золотой Орды. Изучение истории тюрков доводится до рубежа ХХ-ХХI вв. Курс должен дать представление об Исторической тюркологии как науке, ее принципах, методах, источниках и степени изученности.


1.2. Задачи курса.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс предназначен для подготовки специалистов, владеющих базовыми знаниями по истории древних и средневековых тюрков, призван вооружить методическими и методологическими подходами в его изучении.

Общепрофессиональная дисциплина
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения курса студенты должны усвоить основные понятия в сфере теории этноса, государства и права, внешней и внутренней политики, культуры, иметь четкие представления по хронологии истории тюрков, правильно определять места расположения древних и средневековых тюркских государств, тюркских национально-территориальных образований на территории бывшего СССР и Российской Федерации, знать основные характеристики, данные учеными-тюркологами тюркским народам и государствам, ориентироваться в проблемных вопросах истории тюрков.



2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
2.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ,

диафильмов, слайдофильмов, кино и видеофильмов.

  1. Видеофильм башкирского телевидения: «Из глубины веков».

  2. Видеофильмы: «Атилла», «Кочевник».

  3. История Древнего мира: Мультимедийный учебник. -М.: Maris Multimedia, 1999. 1 СD-ROM.

  4. История мировых цивилизаций – доиндустриальная эпоха: Мультимедийный учебник. Тюмень: Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, 2003 г. 1 СD-ROM .


2.2. Материальное обеспечение дисциплины,

технические средства обучения и контроля

  1. Соответствующие карты по истории Древнего мира, Средних веков, Новой и новейшей истории.

  2. Тесты по Исторической тюркологии (вариант 1,2,3).


ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV В.

1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(VIII СЕМЕСТР)


п/п

Вид учебной работы

Всего

Часов

1.

Всего аудиторных занятий

32 часов

1.1.

Лекций

20 часов

1.2.

Семинарские занятия

12 часов

2.

Самостоятельная работа студентов

30 часов

2.1.

Доклады и сообщения

8 часов

2.2.

Чтение литературы по курсу

22 часа

3.

КСР

3 часа

4.

Итого (трудоемкость дисциплины)

65 часов

5.

Вид итогового контроля

Зачет



2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение часов по разделам, темам и видам работы.


п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО


Аудиторные

занятия (час.),

в том числе


Самостоят.

работа





(часов)

Лекции

Семинары






Тема 1. Ведение. Источники и историография Исторической тюркологии

6

2

2

2



Тема 2. Древнейший период истории тюрков

4

0

0

4



Тема 3. Древнейшие государства степной Евразии эпохи бронзы. Древнейшие государства тюрков в степной Евразии

4

2

0

2



Тема 4. Кочевые племена Южной Сибири, Казахстана, Киргизстана. Саки. Древнейшие государства Средней Азии. Государство Кангюй. Государство скифов

6

2

0

4



Тема 5. Эпоха «Великого» переселения народов. Тюркские каганаты

6

2

2

2



Тема 6. Уйгурский и Кыргызский каганаты

6

2

0

4



Тема 7. Хазарский каганат

6

2

2

2



Тема 8. Волжская Болгария

6

2

2

2



Тема 9. Исторический Башкортостан (VI-XII вв.)

2

0

0

2



Тема 10. Мадьяры, печенеги, гузы (кыпчаки)

6

2

2

2



Тема 11. Центральная Азия в IX-XV вв.

4

2

0

2



Тема 12. Золотая Орда

6

2

2

2



КСР

3

0

0

0




ИТОГО:

65

20

12

30



2.2. Темы дисциплины, их краткое содержание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность учебной дисциплины. Историческая тюркология – составная часть комплекса наук об истории, культуре, философии, экономике и идеологии современных тюркских народов. Понятие «тюрки» в филологическом, этническом и историко-культурном значениях. Краткие исторические и статистические сведения о народах тюркской языковой системы. Территориальная и этнополитическая их дифференцированность при общей близости языка.

Понятия «древнетюркский язык» и «древнетюркская эпоха» в трудах филологов и историков. Наиболее дискуссионные вопросы о времени и территории формирования древнетюркской этнокультурной общности и расселения древних тюрков по Земному шару. Филологическая и историческая периодизация истории и культуры тюркских народов и их различия. Необходимость системного изложения основных этапов развития истории, культуры и этногенеза тюркских народов с учетом новейших достижений наук.

Цель и задачи предмета. Неразрывная связь предмета с историей и культурой народов других языковых систем степной Евразии.


ИСТОЧНИКИ

Руническая письменность. Памятники рунического письма VIII-IX вв. –собственные исторические источники тюркских народов. Территория их распространения, накопления фактов. Ф.И. Страленберг, Г. Мессершмидт, Г.М. Спасский, Н.М. Ядринцев. История дешифровки рунической письменности В. Томсеном и В.В. Радловым. Систематизация и изучение рунических памятников в XX в. Работы П.М. Мелиоранского, С.Е. Малова, А.Н. Кононова, А.Р. Тенищева, Д.Д. Васильева, С.Г. Кляшторного, Г.А. Айдарова, И.Л. Кызласова и других.

Достижения филологической тюркологии в изучении памятников рунического письма и использовании их как источник для объяснения истории формирования и развития тюркских языков. Жанровые (историко-биографические, эпитафийные, магические, религиозные, юридические метки и т.п.) и стилевые (поэтическая форма изложения, мифологическо-легендарные, содержание, стереотипная форма описания) особенности, литературный язык текстов.

Отражение в текстах последовательного развития важнейших событий в истории тюркских каганатов, биографических сведений о выдающихся каганах и полководцах, а также этапов развития древнетюркского языка и стилевых особенностей самих текстов.
НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Труды древних и средневековых авторов (Китай, Персия, Греция, Рим, Византия, Русь) о народах Евразии – следующий важный вид источников об истории тюркских народов. Значение фундаментальных исследований Н.Л. Бичурина, В.В. Латышева, Л.Н. Гумилева, Н.В. Кюнера, B.C. Таскина, С.Г. Кляшторного, И.Л. Кызласова и других по систематизации, ввод в научный оборот в русскоязычной литературе этих нарративных источников.

ШЕЖЕРЕ (родословия) – особый вид письменных источников тюркских народов эпохи средневековья и современности.

Непреходящее значение фольклорных памятников для понимания и реконструкции исторических явлений далекого прошлого.

Другие виды исторических источников (антропологические, археологические, этнографические, искусствоведческие), их своеобразие и значение.
ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕМЫ

Махмуд Кашгарский (Кашгарлы) – выдающийся ученый тюрколог XI в. и его классификация тюркских языков. Исследования ученых XIX-XX вв. по классификации тюркских языков о степени сходства и различия между собой, временным и территориальным признакам, а также древнейших этапов развития тюркских языков. Так называемая теория об алтайском, а затем гуннском этапах в развитии тюркских языков и ее гипотетичность.

Первые обобщающие труды русских, советских ученых-историков по истории тюркских народов Евразии с привлечением комплекса данных всех смежных наук. Труды В.В. Бартольда, С.В. Киселева, А.П. Окладникова, А.Н. Бернштама, М.И. Артамонова, Б.Г. Гафурова, С.И. Руденко, А.-З. Валиди Тоган, Л.Р. Кызласова и др.

Образцы первоначальной систематизации и исторической интерпретации накопленных источников по древней и средневековой истории тюркских народов.

Фундаментальные исследования новейшего времени: филологов (Дж.Г. Киекбаева, А.С. Аманжолова, К.М. Мусаева, Г. Айдарова, М.З. Закиева, Ф.Г. Гариповой, Т.И. Гарипова) и историков (И.Л. Кызласова, М.П. Грязнова, К.А. Акишева, К.Т. Лайпанова, И.М. Мизиева, С.А. Плетневой, Г.А. Федорова-Давыдова, В.Л. Егорова, И.П. Засецкой, Л.М. Левиной, Б.И. Вайнберг, Д.Г. Савинова и др.). Коллективные труды по истории Сибири, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других регионов Степной Евразии – важные достижения советской и российской исторической науки в разработке темы об истории тюркских народов.

Формирование в науке двух взаимоисключающих точек зрения о древней прародине тюрков: центрально-азиатской и туранской (Гекалп, А-.З. Валиди Тоган и др.), их аргументы и недостатки. Труды Н.Я. Марра, Олжаса Сулейменова, Ф.Р. Латыпова, О.Н. Туна (Турция), Ф.А. Джалилова, Г. Егорова, Адили Айда (Турция) и других о тюркизмах в шумерском, этрусском и скифском языках. Потребность науки в иных подходах к разъяснению времени и территории первоначального формирования древнетюркской этнокультурной общности и расселению тюрков по Земному шару.

Книги С.Г. Кляшторного, Т.И. Султанова «Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье» (СПб., 2000) и М.З. Закиева «Происхождение тюрков и татар» (М., 2003) – новые образцы попыток написания древней и средневековой истории тюркских народов с учетом новейших данных всех системных наук.

Понятие «пантюркизм» как важный элемент репрессивной политики СССР 20-50-х годов XX в. по отношению творческой интеллигенции в тюркских республиканских и его отрицательные последствия для исторической науки. Постановления ЦК ВКП(б) 1944 и 1945 гг. о состоянии идеологической работы в партийных организациях Татарстана и Башкортостана и их директивные установки на изучение истории тюркских народов Евразии в строго заданных тенденциозных рамках.

Повышенный интерес широкой общественности к вопросу о происхождении народов мира, в том числе тюркских народов. Появление массовых научно-популярных изданий (Мурад Аджи, Р.Н. Безертиков), направленных на удовлетворение этой общественной потребности.

Зарождение в новых исследованиях крайне реакционного течения, направленного на то, чтобы переписать древнюю, средневековую и современную историю тюркских народов с точки зрения великодержавного татарского шовинизма. Научные публикации ученых и государственных деятелей Татарстана 2000-2006 гг. с грубыми искажениями истории тюркских народов, их политическая вредность. Начало разработки многотомного издания татарского народа «История народа» (I том, Казань, 2002) на такой ненаучной концептуальной основе – факт, вызывающий всеобщее сожаление и осуждение.

Центры исторической тюркологии в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Махачкале, Новосибирске, Алма-Ате, Баку, Нальчике, Ташкенте и других городах. Известные тюркологи Башкортостана XX в., их труды.

Накопление, таким образом, обширной принципиально новой информации (археологические, антропологические, лингвистические, фольклорные, этнографические, исторические данные) и необходимость разработки нового концептуального взгляда на эту проблему. Возможности дедуктивно-логического, интерполяционного и ретроспективного методов при реконструкции исторической картины далекого прошлого, постановке и решении тех или иных слабо изученных проблем.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница