Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине «экономический анализ законов»



страница1/16
Дата04.05.2016
Размер2.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЗПОТРЕБСОЮЗА


Кафедра экономики и менеджмента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОВ»

для специальности 050510 «Государственное и местное управление»

Составитель: Жанбекова З.Х.

Караганда - 2005 г.

Учебная программа курса дисциплины «Экономический анализ законов» разработана преподавателем кафедры экономики и менеджмента Жанбековой З.Х. в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


Цели и задачи курса

Изучение создания и формирования государственного устройства помогает лучше понять историческое экономическое предназначение того или иного принятого закона, его место в системе нормативно-правовых актов, применение в практической деятельности. Знание основных положений принятых законов с самого начала зарождения суверенного государства, назначение и необходимость требует поэтапного изучения законодательно-правовых документов.

Цель курса «Экономический анализ законов» заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными законами Республики Казахстан, их ролью в системе государственного управления. Дать студентам глубокие знания основных положений законов: Конституции Республики Казахстан, формирование конституционного устройства, законодательство по государственному управлению, в частности реформирование системы местного самоуправления, о государственной службе, изучение трудового законодательства и др. Изучение данного курса дисциплины позволяет решать широкий круг юридических вопросов возникающих в процессе хозяйственной и практической деятельности.

К задачам изучения курса относятся приобретение студентами специальности «Государственное и местное управление» определенных знаний по вопросам формирования государственного устройства, реформирования системы местного самоуправления, создание казахстанской модели государственной службы и др.

РАЗДЕЛ 1. Конституция Республики Казахстан
Тема 1. Основной Закон - Конституция Республики Казахстан

История Конституции РК. Необходимость принятия Конституционного закона «О государственной независимости РК».

Конституции РК 1993 года: преимущества и недостатки. Необходимость принятия новой Конституции 1995 года
Тема: 2 Формирование конституционного устройства РК

Унитарность государства. Правовое государство. Казахстан — социальное государство. Казахстан — светское государство. Основополагающие принципы деятельности Республики. Президентская форма правления.


Тема: 3 Конституция Республики Казахстан и ее развитие

Понятие, структура и особенности Конституции. Функции и механизм реализации Конституции. Юридические свойства и отличие Конституции от других законов. Этапы развития Конституции Казахстана




Тема 4 Основы конституционного строя Республики Казахстан

Понятие конституционного строя и его основ. Классификация основ конституционного строя. Понятие "гражданское общество", его структура. Народ как носитель государственной власти.




Тема 5. Правовой статус Президента Республики Казахстан

Статус Президента Республики Казахстан. Полномочия Президента Республики Казахстан. Акты Президента. Досрочное освобождение, отрешение от должности Президента Казахстана.




Тема 6. Парламент Республики Казахстан и статус его депутатов

Место Парламента в системе государственных органов Республики Казахстан и его функции Взаимоотношения Парламента с Президентом и Правительством Республики Казахстан. Двухпалатная структура Парламента. Законодательный процесс в Парламенте. Статус депутатов Парламента. Роспуск Парламента Республики Казахстан.




Тема 7. Организация и деятельность Правительства

Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан как высший орган исполнительной власти. Порядок образования, состав, функции Правительства Республики Казахстан. Нормотворческая деятельность Правительства Республики Казахстан. Особенности правового статуса центральных органов исполнительной власти.




Тема 8. Конституционный Совет Республики Казахстан


Полномочия Конституционного Совета - органа, обеспечивающего верховенство Конституции. Состав Конституционного Совета Республики Казахстан. Конституционное производство.

Тема 9. Конституционные основы судебной власти

Республики Казахстан

Место судебной власти в системе государственной власти. Система судов, статус судей в Казахстане. Принципы правосудия.




Тема 10 Местное государственное управление и местное самоуправление в Республике Казахстан

Понятие местного государственного управления и местного самоуправления. Местные представительные органы. Основные формы деятельности. Местные исполнительные органы. Основные формы деятельности. Местное самоуправление



РАЗДЕЛ II. Законодательство по государственному управлению
Тема: 11 Реформирование системы государственной службы

Основные цели реформирования государственной службы. Закон РК «О государственной службе». Региональные перемены построения государственной службы

Тема: 12 Становление, этапы и реформирование местного государственного управления в РК

Реформирование местного государственного управления. Этапы и сущность реформы местных органов управления


РАЗДЕЛ III. Трудовое законодательство
ТЕМА:13 Предмет, метод и система трудового права.

Понятие труда, его общественной организации. Метод трудового законодательства. Принципы трудового права.


ТЕМА: 14 Особенности трудового законодательства

Источники трудового законодательства. Классификационные особенности трудового законодательства


ТЕМА: 15 Трудовые правоотношения

Понятие трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения. Трудовые отношения в предпринимательстве. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений


ТЕМА 16. Занятость и трудоустройство.

Понятие и основные принципы государственной политики в области занятости населения. Общая характеристика законодательства о занятости. Права граждан на обеспечение занятости и трудоустройство. Организация занятости населения. Государственная защита от безработицы. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству
Тема 17. Индивидуальный трудовой договор

Понятие и содержание индивидуального трудового договора.

Порядок заключения трудового договора. Понятие, виды и условия перевода на другую работу. Основания прекращения и расторжения трудового договора.


Краткий курс лекций
Тема:1 Основные положения Конституции Республики Казахстан

Основные вопросы:

1. Конституции РК 1993 года: преимущества и недостатки

2. Необходимость принятия новой Конституции 1995 года

1. Принятие Конституции РК было необходимо для сохранения единства народа, обеспечения стабильности, дальнейшего продвижения по пути эволюционного развития без крутой ломки.

Проект в целом был разработан и одобрен в первом чтении на сессии Верховного Совета и был вынесен на всенародное обсуждение и принят Верховным Советом 28 января 1993 года.

Назарбаев отметил определенную положительную роль этой Конституции — то, что она оформила завершение становления Казахстана как суверенного государства и полноценного члена мирового сообщества, явилась итоговым документом, своеобразной чертой под первой волной конституционного правотворчества 1990-1992 годов и "...стала заметной вехой на пути казахстанского конституционного строительства".

Вместе с тем, Конституция 1993 года имела существенные недостатки, так и не сумев в важнейших принципиальных позициях вырваться из пут старой Конституции, освободиться от ряда старых постулатов советского государства. Назарбаев знал, что эти недостатки будут существенно тормозить общественное развитие. Впоследствии Назарбаев отметил, что ему не удалось добиться реализации взглядов прогрессивной части общества. Во многом это было обусловлено характером, прежде всего, политического момента — наша страна только что стала независимым суверенным государством.

В этих условиях Назарбаев не мог пойти на резкую конфронтацию с силами противоположной ориентации.

(Н. А. Назарбаев. Конституция служит народу. "Казахстанская правда", 1996, 30 августа., См.: Н.А. Назарбаев. На пороге XXI века. Алматы, "Онер", 1996.С. 188.)

Первостепенное значение имело сохранение политической стабильности, и эти соображения взяли вверх над некоторыми политическими противоречиями. Назарбаев, проводя последовательно линию укрепления суверенитета Республики, создания конституционно-правовых основ развития рыночных отношений, расширения прав и свобод человека, обеспечения реального народовластия, вместе с тем, в интересах недопущения раскола в этой высокой организации, обеспечения стабильности общества, шел на определенные компромиссы по тем или иным вопросам. В то время я полагал: идет простой спор между членами комиссии, честно говоря, не обратил внимания на то, что это было идейной борьбой двух противоположных сил.

В этой крайне сложной ситуации, убеждая оппонентов и уступая им в ряде вопросов, не допуская конфронтации он добился выработки проекта Конституции, что было и его большой личной заслугой. Нужно отметить деятельность рабочей комиссии, конституционной комиссии, экспертной группы и многих депутатов Верховного Совета.

Жизнь не стояла на месте и после принятия Конституции 1993 года. Назарбаев пишет, что сразу же обнажились ее недостатки, ее оторванность от многих реальных социально-экономических и политических процессов. Объективно стало необходимым внесение изменений и дополнений в Конституцию. В этих условиях он пришел к выводу о дальнейшем проведении конституционных реформ, если это будет поддержано народом. Обосновывая необходимость изменения и дополнения Конституции, или необходимость принятия новой Конституции он исходил из того, что Конституция, несмотря на такое свойство как устойчивость в течение длительного времени, какой бы она ни была качественной в данное время, все же подвержена динамичным изменениям, в переходный период. (См.: //.А Назарбаев. На пороге XXI века. Алматы, "Онер", 1996.С.188.).

Президент отмечал: "...жизнь общества, которое совершает переход в качественно новое состояние, настолько многогранна, что любые государственные решения и документы рано или поздно отстают от веления времени. То же самое происходит с Конституцией, которая должна адекватно отражать реальные процессы, происходящие в жизни общества и государства. Конституционный процесс в любой стране не останавливается с принятием Конституции, юридическое обрамление социально-экономических и политических процессов должно не только соответствовать динамике происходящего в обществе, но и опережать ее".

Назарбаев учитывал то, что в течение этого периода, хотя и короткого, в Республике произошли существенное продвижение вперед в развитии рыночных отношений, изменение соотношений сил в обществе и в общественном сознании людей, которые глубже стали понимать необходимость тех шагов, которые были предложены Назарбаевым в период разработки Конституции 1993 года, но не были отражены в ней. Стало очевидным: изменения, происходившие в обществе, позволяют убедить народ в необходимости отказа от ряда компромиссов, допущенных в Конституции 1993 года. Вопрос стоял таким образом: или сохранить в Конституции устаревшие положения, принятые в порядке компромисса и тем самым обеспечить "устойчивость" самой Конституции ценой сдерживания общественного развития, или же изменить саму Конституцию во имя создания благоприятных условий для уверенного движения вперед.

Конечно, новая конституционная реформа была необходима не только для пересмотра ряда положений действовавшей Конституции, но для решения на конституционном уровне ряда других вопросов фундаментального экономического, общественно-политического значения. В этом направлении Назарбаев предварительно разработал основные подходы возможной новой конституционной реформы. И хотя всем известно, что нежелательно часто изменять Конституцию, Назарбаев и реформаторы посчитали, что соответствующее изменение Конституции более отвечает коренным интересам народа, чем обеспечение устойчивости той Конституции, чьи нормы в ряде коренных вопросах общественной и государственной жизни не соответствовали перспективам общественного развития.


2. В конкретном плане можно отметить следующие причины принятия новой Конституции, которые были раскрыты Назарбаевым в докладе на второй сессии Ассамблеи Народов Казахстана.

Известно, что, закрепляя право исключительной государственной собственности на землю, в Конституции 1993 года, как это было и в Советских Конституциях, исходили из того, что народ к тому времени мог бы не поддержать какой-либо отход от этого принципа — слишком прочно в сознании людей утвердилась идея государственной собственности на землю. И вряд ли кто мог купить огромные массивы земель. Поэтому, хотя оставление без изменения исключительной государственной собственности на землю в целом могло стать существенным препятствием в развитии рыночных отношений, в условиях того времени было невозможно резко отказаться от этого.

По мере того, как происходили дальнейшие изменения в сознании народа, на основе дальнейшего развития рыночных отношений стала возможной иная, новая постановка вопроса о частичной частной собственности на землю ограниченной четкими конституционными условиями, если народ поддержит это.

Конституционная реформа стала необходимостью для изменения положения Конституции, определявшего статус русского языка. В Конституции Республики Казахстан 1993 года русский язык был признан языком межнационального общения. Такой статус принижал роль русского языка, который практически обладал высоким статусом, употреблялся официально во всех сферах общественной и государственной жизни. Статус, закрепленный в Конституции 1993 года, давал основание рассматривать русский язык, как язык, который якобы употребляется только в межличностных отношениях. Конституционное положение, таким образом противоречило и общепризнанному в мире принципу свободного выбора каждым человеком языка своего общения с другими.

По Конституции же выходило, что язык общения определяется государством и им якобы признается русский.

Поэтому необходимо было, как многократно подчеркивал Назарбаев, учитывая реальную значимость русского языка внести соответствующие изменения в конституционный статус русского языка. Следует еще раз отметить, что идея о повышении статуса русского языка, признании его в качестве свободно функционирующего наравне с казахским, была высказана им еще ранее, в частности в 1992 году.

Не менее остро стоял вопрос о гражданстве. Конституция 1993 года в целом устанавливала принцип одногражданства, но допускала исключение в отношении лиц, вынужденно покинувших Казахстан и казахов, проживающих в других государствах. Им предоставлялось право двойного гражданства, если оно законами соответствующих государств не запрещалось. Такое различие в отношении граждан, допускавшееся в Конституции 1993 года, нарушало принцип равенства граждан. Это могло породить сложности в межгосударственных отношениях и трудности в исполнении гражданами, имеющими двойное гражданство, своих обязанностей в отношении двух государств, гражданами которых одновременно они являлись бы. Вообще двугражданство, если бы оно имело массовый характер в условиях Казахстана, размывало бы главную основу суверенитета — единство народа. Нет опаснее положения для суверенного государства, чем неустойчивость этой изначальной его основы, вызванной раздвоенностью статуса граждан. Данный вопрос постоянно привлекал внимание Назарбаева. Он еще до изменения конституционного положения сделал соответствующие шаги по смягчению идеи этой ошибочной нормы и решительно выражал свое мнение о ее изменении. Исходя из необходимости обеспечить полное равенство граждан и упрочения суверенитета Республики, с учетом мирового опыта, он признал единственно правильным установление принципа одногражданства, без каких-либо оговорок и исключений, что также с согласия народа нужно было отразить в Конституции.

Конституция Республики Казахстан 1993 года по сравнению с Конституцией Казахской ССР 1937 и 1978 годов существенно расширила систему прав и свобод человека и гражданина. Однако, полного соответствия нормам Всеобщей декларации прав человека и международных Пактов 1966 года все еще не было. Исходя из настоятельной необходимости дальнейшего расширения прав и свобод человека, Президент обосновал необходимость подведения под всю систему прав и свобод прочной естественно-правовой концепции, чтобы обеспечить их изначальность, а не производность от государства, их неотчуждаемость. Он подчеркивал необходимость исключения любой возможности произвольного ограничения прав и свобод по усмотрению органов государства и его чиновников, как это было не только в истории Советского государства, но и многих других стран мира, в том числе и тех, о которых для утешения всего мирового сообщества их умелыми мифотворцами сложены "легенды" на темы безупречной эталонности демократических начал, их незыблемости и одинаковой доступности для всех граждан.

Назревшим виделся вопрос совершенствования структуры и четкого определения правомочий высшего представительного органа. Следует отметить, что и после существенного изменения его правомочий, их расплывчатость все же сохранялась. Поэтому в соответствии с основным свойством этого органа требовалось точнее определить, что его главная задача — сосредоточение на законодательной деятельности, хотя и ныне этой деятельностью функции Парламента и его депутатов не ограничиваются, и в процессе конституционного развития его компетенция еще будет дальше уточняться в направлении повышения его роли в рамках сфер, определенных разделением власти.

Уже в период разработки проекта Конституции 1993 года Назарбаевым и многими депутатами и общественностью поднимался вопрос о возможности создания двух палат в Верховном Совете, но в Конституции 1993 года этот вопрос не был решен. Он ждал своего решения в новой Конституции.

Необходимость конституционной реформы обусловил вопрос о статусе Правительства и его полномочиях. С учреждением поста Президента, в процессе создания и упрочения президентской формы правления Правительство перешло под руководство Президента и как главы государства, и как главы исполнительной власти. Между тем, жизнь настоятельно подтвердила необходимость предоставления Правительству самостоятельности.

Своего конституционного решения на совершенно новых началах требовала и проблема создания стройной вертикали исполнительной власти. Прежде всего необходимо было уточнение статуса местных исполнительных органов в структуре исполнительной власти, так как в Конституции 1993 года место местной исполнительной власти в общей системе исполнительной власти четко не определялось. Главы различных звеньев местных исполнительных органов соответственно назначались Президентом или главой вышестоящего местного исполнительного органа. Однако не получили ясного разрешения вопросы участия Правительства в этих назначениях и в руководстве их деятельностью. Рыхлость такой системы неизбежно и далеко не самым лучшим образом сказывалась в практической деятельности, напрямую вела к неполноценному руководству местными исполнительными органами со стороны Правительства. Это препятствовало и функционированию местной исполнительной власти как звена единой вертикальной системы во главе с Правительством.

Задача состояла в том, чтобы совершенствовать конституционные основы этой единой структуры исполнительной власти путем четкого закрепления статуса Правительства как органа, возглавляющего систему всех исполнительных органов, включая местные. Исключительно важным было реформирование судебной системы.

Были и другие причины принятия новой Конституции.

Президент обосновал важность построения Конституции в соответствии с идеей триады: человек — гражданское общество — государство.

По этой триаде человек выступает как обладатель широких прав и свобод, как высшая ценность в обществе и государстве и в таком качестве выступает как изначальный элемент во всей триаде. Второй элемент триады — основанное на частной собственности гражданское общество, которое объединяет граждан и их независимые от государства различные объединения. Третий элемент — само государство, которое должно служить народу.

Мысль о такой триаде была высказана Назарбаевым в докладе на Второй сессии Ассамблеи народов Казахстана 30 июня 1995 года: "Новая Конституция качественно отличается тем, что она задумана и представлена как целостный и четкий и реальный "договор народа с властью", ею устанавливаются понятные каждому фундаментальные, системообразующие, приоритетные элементы правового статуса человека и гражданина, организации общества (гражданского -Авт.), построения и функционирования государственной системы".

Его мысль о триаде, пронизывая всю Конституцию 1995 года, способствовала тому, что все ее основные нормы и вся Конституция в целом получила ясную направленность на человека и на гражданское общество, на нашу суверенную государственность. Говоря о реальном воплощении идеи о триаде в Конституции, не следует искать в Конституции четко разделенных трех разделов по этим трем элементам триады (нет раздела, специально посвященного гражданскому обществу), но именно эта идея и определяет всю внутреннюю логику Конституции, с охватом указанных элементов триады.

Веское слово сказал по проекту Конституции 1995 года народ Казахстана. Состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта с участием более трех миллионов граждан, где было выдвинуто более 30 тысяч предложений и замечаний, в 55 статей проекта Конституции внесены 1100 поправок и дополнений.

По идее Назарбаева и рекомендации Второй сессии Ассамблеи народов Казахстана Конституция была принята на референдуме. Именно эта акция народа вытекает из того, что главный документ Республики принимается самим народом, являющимся единственным источником государственной власти, что это именно всенародное голосование исключает всякую возможность влияния групповых и местнических интересов, которые могли быть при парламентском и ином пути принятия конституции.

Он подчеркнул еще раз в статье "Конституция — основа стабильности и процветания Казахстана", что автором Конституции является народ Казахстана по масштабности тех идей, которые он высказал по ее проекту, воплотившихся в Конституции через всенародное голосование. Это все верно. Но общепризнанно существует и понятие — Соавтор. Таким достойным Соавтором Конституции является Назарбаев Нурсултан Абишевич.

В соответствии с избранным курсом развития демократии выдвигается целый ряд насущных проблем расширения усиления защиты прав человека, развития гражданского общества, совершенствования государства, его механизма, в том числе представительных органов, в особенности роли Парламента и роли политических партий.

Вот этими-то причинами и обусловлена ценная инициатива Президента по осуществлению третьей по счету конституционной реформы. Им были конкретно сделаны предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию по совершенствованию избирательной системы, по повышению роли Сената и Мажилиса в обеспечении преемственности власти в случае досрочного прекращения полномочий Президента, по усилению роли политических партий и участии их представителей в Парламенте в качестве депутатов, избираемых по партийным спискам.

В соответствии с его предложениями принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" от 7 октября 1998 года.

Из анализа содержания проведенной конституционных реформ логично вытекает мысль о том, что президентская форма правления не только не таит опасности установления какой-то мифической диктатуры, а содержит потенциал дальнейшего развития демократии, когда правомочия Президента направляются не на укрепление административных начал, а на развитие и защиту прав и свобод человеческой личности и всестороннее развитие демократии во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Таким образом. Первый Президент Республики является инициатором всех Конституционных реформ, активным генератором их идей. В результате его широкомасштабной деятельности по разработке проектов Конституций, твердой политической воли и патриотического стремления обеспечить Казахстан Основным Законом, соответствующим современному этапу общественного развития и активной деятельности прогрессивных, патриотических, политических сил, научной общественности, депутатов Парламента и всего народа ныне наша страна обладает одной из передовых Конституций мира — Конституцией широких прав и свобод человека и гражданина, развивающегося гражданского общества, демократического, суверенного государства.

Конституция Республики Казахстан 1993 года не внесла каких-либо существенных новых изменений в права собственности, включая права собственности на землю.

Впоследствии стало обнаруживаться, что полное отсутствие права частной собственности на все виды земель существенно ограничивает возможность развития рыночных отношений. Учитывая это, в Конституции Республики Казахстан 1995 года было записано, что "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находится также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных Законом". Это было вторым этапом в реформировании собственности вообще, в частности права собственности на землю в процессе эволюции

Тема: 2 Формирование конституционного устройства РК

1.Унитарность государства

2. Правовое государство

3. Казахстан — социальное государство.

4. Казахстан — светское государство.

5. Основополагающие принципы деятельности Республики.

6. Президентская форма правления


1.Унитарность государства

В государственно-правовой концепции Назарбаева важное место занимают положения об унитарности Республики Казахстан. При конституционном закреплении унитарности Республики Казахстан исходили, прежде всего, из исторически сложившейся реальности в том смысле, что на территории Казахстана на протяжении многих веков не создавались какие-либо другие государства других народов, кроме как государственность казахов и их предков. Назарбаев подчеркивает, что история казахской государственности берет свое начало отнюдь не с XV века, с появления Казахского ханства — оно имеет свою предисторию.

Современные казахи — потомки древних саков, чьи конницы будоражили мир еще в седые времена, потомки древних гуннов и тюрков. На их земли постоянно совершались набеги. Борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи о далеких наших предках — скифах, гуннах, огузах, саках, усунях, канглах, кипчаках...

В результате самоотверженной и упорной борьбы предки казахов сумели сохранить не только свою целостность и единство, но и создать в XV веке сильное Казахское ханство.

Назарбаев отмечает, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и казахское ханство. В последней четверти XVII века казахи практически контролировали всю территорию современного Казахстана.

Впоследствии немало народов в различные периоды переселялись в Казахстан без согласия на то казахского народа, который, тем не менее, встречал вынужденных переселенцев с глубоким сочувствием и состраданием, гостеприимством.

И эти народы понимали и понимают, что территория Казахстана является неотделимым от казахского народа пространством жизнедеятельности и существования его как нации, понимали и понимают, что на этой земле не могут быть образованы какие-либо другие государственные образования переселившихся народов. С точки зрения естественного и международного права ни у одного из переселившихся народов нет права создавать свое отдельное государственное образование в Казахстане. Это было бы актом агрессии.

В Казахстане же государство, созданное исторически как казахское, ныне выражает интересы всех народов, в том числе, пришлых в Казахстан, стало их общим государством. Помимо этого общего государства в составе Казахстана не было и не может быть в будущем какой-либо другой государственности.

Исходя из этой неопровержимой реальности, Конституция провозглашает и закрепляет принцип унитарности Республики Казахстан. Провозглашение унитарности в Конституции кладет конец всяким попыткам разрушить ее, как это было в начале 90-ых годов на некоторых митингах, когда в ультимативной форме Верховному Совету и Правительству диктовалось чуть ли не федеративное устройство республики, при котором субъектами якобы должны быть области.

При Хрущеве, отмечает Назарбаев, предпринималась попытка создания Целинного края, а при Брежневе была попытка создания немецкой автономии. Хотя подобные опасности, на мой взгляд, больше не встретятся в Казахстане, закрепление принципа унитарности в Республике имеет принципиальное значение.

Принцип унитарности в виду его исключительной важности по инициативе Назарбаева дважды закреплен в Конституции 1995 года, в статьях 2-й и 91-й. В последней записано, что установленная Конституцией унитарная форма устройства не может быть изменена. В Конституционной комиссии этому вопросу придавалось большое значение. Я был свидетелем многих выступлений Назарбаева, Кекилбаева и других членов конституционной комиссии, в которых обосновывалась идея унитаризма.

Глубокое понимание принципа унитарности, его признание внутри страны и за ее пределами является важным фактором закрепления добрых взаимоотношений между народами Казахстана, его стабильности и добрых устойчивых отношений Казахстана с соседними государствами, другими странами мира.

Одна из особенностей унитарного государства, в том числе, Республики Казахстан, заключается в том, что существует единая система органов государства, так как внутри страны нет какой-либо другой национальной государственности. Эта единая система государственных органов обеспечивает представительство этносов и доступна для всех граждан в соответствии со статьей 33-й Конституции Республики. В политике государства, в деятельности этих единых органов учитываются запросы этносов. Ярким свидетельством этого являются языковая политика, забота о культуре всех национальных диаспор.
2.Правовое государство

Предпосылками, содействующими созданию правового государства, являются: с экономической точки зрения - утверждение рыночных отношений, социальной — формирование гражданского общества, с идеологической точки зрения — постоянное и всеобщее повышение право - сознания граждан, с политической — создание демократического государства с сильной направленностью на защиту человека, его прав и свобод, направленностью на борьбу против любых посягательств на эти права.

В ряде государств, в их Конституциях, прямо сказано, что они являются правовыми государствами, а в Конституциях ряда других стран этот термин не применяется, хотя в них также воплощаются идеи и принципы правового государства. Но при всем этом то, что по Конституции Республики Казахстан государство утверждается правовым, играет исключительную позитивную роль, так как конституционные положения по любому вопросу, тем более о характере государства, оказывают влияние на всю практическую деятельность государства и на сознание народа.

Рассматривая характер правового государства, следует отметить его двоякую роль в отношении права.

Оно, государство, в лице соответствующих органов создает правовые нормы и тут же подчиняется этим нормам, созданным им самим. Этот принцип подчиненности государства праву в рамках их взаимоотношений должен исключать беззакония государственных органов и должностных лиц и создает одно из важнейших условий святости законов. В "Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства" Президент отметил, что одной из задач, стоящей перед Казахстаном является устранение традиционного для нас положения, когда любая власть всегда значила больше, чем любой закон.

В докладе на Второй сессии Ассамблеи народов Казахстана он еще раз подчеркнул, что наше общество стоит на пороге новых, поистине демократических преобразований.

Но если мы всерьез хотим стать правовым государством, то должны неукоснительно придерживаться Конституции, ибо никакие обстоятельства не могут быть выше закона. Мысли о безусловном примате Закона над государством еще раз изложены им в Послании Президента народу (2000г.).

Посредством выдвижения теоретических положений и проведения практических мероприятий Президент проводит твердую линию, направленную на то, чтобы в нашем государстве никакой орган, никакое должностное лицо не могло нарушить Закон. Нам еще предстоит изучение вопроса о том, что больше влияет на обеспечение законности, на создание правового государства: последовательное соблюдение самим государством, его органами и должностными лицами законов, то есть положительные действия со стороны государства, или же применение мер государственно-правового принуждения к лицам, нарушающим закон.

В характере любого правового государства также важно соблюдение народом двоякой роли в отношении права. Народ является единственным источником государственной власти, непосредственно или опосредованно участвует в создании правовых норм. Для правового государства исключительно важно обеспечение соответствия права воле народа, памятуя о том, что даже самое совершенное представительство таит некоторую опасность отклонения от воли народа, когда им создаются законы. Для правового государства важна и другая сторона взаимоотношений народа с правом. Речь о том, что народ сам, создав правовые нормы, подчиняется им. Идея добровольного подчинения граждан, гражданского общества и всего народа законам должна быть осознана и повсеместно соблюдаема в правовом государстве всеми его гражданами без какого-либо исключения.

Только в этом случае оно сможет не на словах, а на деле стать таким правовым государством, о каком грезилось и мечталось лучшим умам человечества.

В Послании народу Казахстана (2000 г.) Назарбаев снова подчеркнул, что первая задача, которая должна быть решена на пути к полной демократии — это создание реально правового государства, что в этом государстве и государственные структуры, и все другие субъекты политического процесса, и все граждане должны работать и жить по законам.

В этой связи следует отметить, что государство, где народ не приемлет принцип добровольного подчинения законам, а соблюдение их обеспечивается лишь государственным принуждением, не может считаться и быть правовым.

Поэтому правовое государство характеризуется высоким правовым сознанием общества и народа. В работе "Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана" отмечается, что предстоит решить целый ряд ключевых проблем, в том числе, проблему построения правового общества. То, что в этом случае Назарбаев применяет термин "правовое общество", надо рассматривать под таким углом зрения, что не только государство, но и само общество должно стать правовым, живущим добровольно на правовых началах и обладающим соответствующим правосознанием. Назарбаев неоднократно подчеркивал необходимость повышения этого правосознания, прежде всего, таким общедоступным путем, как правовой всеобуч: "... правовое государство предполагает высокий уровень правосознания своих граждан, соответствующую юридическую и правовую культуру. Поэтому необходимо сделать так, чтобы наша молодежь уже со школьной и студенческой скамьи знала о своих конституционных правах и свободах, не забывая в то же время о своих обязанностях перед обществом и государством". / См.: Н.А.Назарбаев. Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана. Алма-Ата, Фонд политических исследований "Казахстан - XXI век", 1993. С.13.

Назарбаев отметил, что люди, должны обладать высоким правосознанием, должны придерживаться законопослушания, что без этого общество не может быть устойчивым и процветающим. В этой связи следует отметить то, что одним из пяти принципов национальной идеи, выдвинутой Назарбаевым на встрече с общественностью в январе 2001 года, является воспитание у казахстанцев законопослушания. Говоря о законопослушности, следует знать, что речь идет не о слепом подчинении авторитету закона из чувства страха и стремления избежать наказания, а о таком законопослушании, когда граждане, усвоив содержание законов, воспринимая справедливые их требования, думая о необходимости соблюдения законов, превращают эту необходимость в категорию свободы, подтверждая тем самым еще раз всю справедливость философского положения о том, что свобода есть осознанная необходимость.

Одна из характерных черт правового государства — обеспечение им верховенства законов. Выделяя мысль о том, что всегда и во всем надо сверяться с Конституцией, надо с уважением относиться к ней, Президент особо подчеркивает идею верховенства Конституции и законов: "В уважении к Конституции, верности к закону я вижу первое и важнейшее условие строительства правового государства".

В «Послании Народу «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» Президент подчеркнул, что построение Казахстана, базирующегося на фундаменте политической и социальной справедливости, экономической свободы, страны, в которой будет господствовать сила Закона — одна из важнейших задач, ждущих нас впереди. Для обеспечения этого будут недостаточными меры только по повышению правосознания людей, и в связи с этим он многократно ставил вопрос об усилении контроля за соблюдением законов.

Важное значение Президент придает обеспечению соблюдения законов путем создания собственного государственно-правового механизма в самих законах. Потому что у закона, не имеющего собственного механизма, содержащегося в самом законе, нет силы. Он писал: "Каждый законодательный акт должен иметь нормативно установленный механизм его реализации".

Для правового государства, важно и необходимо соблюдение иерархии правовых норм по степени значимости в соответствии с утвержденным порядком. Так, Конституция, как основной закон, занимает высшее место в иерархии законов, обладает высшей силой, а законы, включая Конституцию, обладают верховенством над всеми другими нормами права. Не может быть государство правовым, если в нем над Конституцией и законами находятся ведомственные инструкции и другие подзаконные акты, что сплошь и рядом было в советское время, когда подобными актами в массовом порядке подменялись нормы законов.

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, что необходимо для создания основ регулирования общественных отношений в целом. На этой основе совокупностью законов регулируются общественные отношения в целом. Следует иметь в виду, что большое неурегулированное законами пространство общественных отношений нередко заполняется произволом, что приводит к ущемлению прав и интересов граждан, к серьезному искажению самих общественных отношений. Поэтому в правовом государстве все важные общественные отношения должны регулироваться Конституцией и законами, конечно, без вторжения в сферу, которая регулируется нормами нравственности.
3.Казахстан — социальное государство.

Республика Казахстан является социальным государством. Многие государства в мире называются в Конституции и законодательстве, в правовой литературе этих стран социальными государствами. При создании Конституции изучалось не только это понятие, но и то свойство соответствующих государств, которое обозначается этим понятием.

Речь идет не о простом заимствовании этого понятия, а о глубоком изменении характера нашего государства. В прошлом под государством понимали классовую организацию, организацию господствующего класса. Ярким примером являлось государство диктатуры пролетариата. Принцип классовости, пролетарской классовости, считался высшим, основополагающим принципом в организации деятельности социалистического государства, особенно на его первом этапе.

В противоположность этому наше государство является в подлинном смысле слова государством всего народа, всех этносов, всех социальных слоев. В этом смысле классовая сущность заменяется широкомасштабным социальным содержанием и взамен классовости вводится понятие социальность государства. Эта черта государства проявляется во всем широком спектре, в том числе в составе органов государства, его деятельности в интересах всех слоев, казахской нации и диаспор. О.Байгелди, рассматривая суть, содержание деятельности этого государства правильно отметил:

"Конституция Казахстана отражает социальную функцию государства как главную. Это означает, что наше государство — не классовое и не этнократическое, оно проводит свои социальные программы в интересах всех граждан страны не зависимо от их национальной принадлежности. По мнению многих политологов, это смягчает межнациональные и социальные противоречия, способствует сохранению общественного согласия, политической стабильности и общей патриотической устремленности по построению суверенного государства". /См.:Омирбек Байгелди. Созидательная миссия Основного Закона. "Казахстанская правда", 1996, 29 августа.

Понятие "Социальное государство" также выражает социальную направленность деятельности государства, чтобы в ее центре находилась забота о материальном благополучии, об удовлетворении многих запросов, охране здоровья людей. Государство, создавая и регулируя рыночные отношения, призвано обеспечивать социальную направленность экономики, в том смысле, чтобы она в целом обеспечивала благосостояние народа. Суть социальной политики государства обоснована Назарбаевым в комплексной программе "Казахстан - 2030".

Понятие "социальное государство" выражается и в том, что в его механизме одно из центральных мест должна занимать структура, призванная заниматься социальной политикой. С этой позиции становится необходимым, чтобы эта структура обладала достаточными правомочиями, чтобы проявлять заботу о человеке, о его нуждах.

Простая логика такова, что характер государства, которое называется социальным, должен получить свое адекватное, мощное выражение в структуре и деятельности государства.

4. Казахстан — светское государство.

В своем докладе на Пятой сессии Ассамблеи народов Казахстана, характеризуя особенности светского государства — Республики Казахстан, Назарбаев отметил, что отношения государства и религии основываются на ряде общих позиций — на идее мира и гражданского согласия и общем стремлении развивать и возрождать национальную и религиозную культуру. Таким образом, государство и религия сотрудничают, взаимно содействуют, но эта общая деятельность в ряде важных сфер общественной жизни не придает религиозного характера сущности государства, его деятельности.

Республика Казахстан является светским государством. Это светское государство обеспечивает свободу совести.

В Республике существуют различные конфессии, и все они равноправны. Они принимают активное участие в общественной жизни страны. Но светское государство характеризуется тем, что религия не может быть признана государственной идеологией как в Пакистане, Иране. В соответствии со статьей 5-й Конституции в Республике Казахстан не допускается деятельность партий на религиозной основе. В соответствии с законом "О свободе вероисповедания и религиозных объединений" религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций.


5. Основополагающие принципы деятельности Республики.

Вместе со свойствами государства необходимо рассмотреть и принципы его деятельности. Принципы деятельности государства — это основные идеи, определяющие главные направления деятельности государства или основные способы осуществления этой деятельности. В Конституции Республики Казахстан 1995 года понятие "основополагающие принципы деятельности Республики" применяется в том и другом смысле.

Определение принципов имеет важное значение. Например, наличие принципов позволяет органам, организациям и гражданам наиболее эффективно достигать поставленных целей, а с другой стороны, упреждает их в том, чтобы они не выходили за их пределы.

Поэтому, например, во многих законодательных актах специально определяются главные принципы организации и деятельности соответствующих органов государства, причастных к реализации этих актов. Особо важны конституционные принципы, относящиеся к той или иной сфере важнейших общественных отношений, или к тем или иным органам, к их деятельности. Так, Конституцией Республики Казахстан определены, конкретно или в общих чертах общие принципы организации государственного механизма, его отдельных звеньев, принципы гражданства, правового статуса граждан, избирательного права, отправления правосудия и т. д.

Еще на одну ступень выше поднимается значение конституционных принципов деятельности всего государства, всей Республики. Они определяют приоритетные направления и формы деятельности всего государства.

Заметим: в Конституции Республики Казахстан 1993 года принципы деятельности Республики не были указаны. То, что ныне в Конституции Республики Казахстан 1995 года закреплены эти принципы, есть емкое новшество в развитии конституционных мыслей, связанное с именем Назарбаева. Идея об основных принципах деятельности Республики в качестве конституционных императивов высказана им в докладе на Второй сессии Ассамблеи народов Казахстана, посвященном анализу проекта Конституции. Они были одобрены ею и включены в проект Конституции 1995 года, в ее первую статью в качестве основополагающих принципов деятельности Республики. Таким образом, автором этих основополагающих начал Конституции является Назарбаев.

С установлением таких принципов деятельности государства укрепляется и конкретизируется идея подчиненности государства Конституции, поскольку она на уровне фундаментальных принципов выразила конституционное веление государству руководствоваться ими. Эта идея не существует больше в виде общих теоретических суждений, а воплощена в виде требования неуклонного их соблюдения. Исходя из этих принципов органы государства, их должностные лица, выполняя свои конституционные обязанности, осуществляя свою деятельность, должны соизмерять их с общими принципами деятельности государства, так как при всей важности решаемых ими конкретных вопросов, они составляют лишь часть общей государственной деятельности и поэтому во всех "частностях" должны последовательно отражаться идеи общего, чтобы никогда не было забыто то, что заключено в этих основополагающих принципах.

Принципы деятельности государства делятся на две группы: внутри- и внешнеполитической деятельности.

Принципы внутренней деятельности государства подразделяются в самом широком плане на экономические, социальные и политические. Экономический принцип вытекает из того, что экономика Казахстана стала, и все больше становится экономикой рыночного типа. В соответствии с характером и принципами рыночного общества, в соответствии с Конституцией, Гражданским Кодексом и другими законами государство предоставляет свободу предпринимателям во всех вопросах деятельности, вместе с тем, определяет такой принцип, согласно которому развитие экономики подчиняется не только задачам обогащения собственника, но и должно быть направлено на благо всего народа.

Сочетание интересов частных предпринимателей с задачей обеспечения блага всего народа — дело не совсем простое. Но поскольку в Конституции закреплен принцип "Экономического развития на благо всего народа", то необходимо всюду отражать эту идею и в законодательстве и в практической деятельности государства. Государство и предприниматели должны руководствоваться идеей справедливого распределения возможностей получения материальных благ, как предпринимателями, так и народом в целом.

Одним из важных направлений сочетания экономического развития с повышением благосостояния всего народа является увеличение числа мелких и средних собственников с тем, чтобы мелкие и средние собственники обеспечивали развитие экономики страны, и свое благополучие, а они как раз составляют значительную часть народа.

Среди принципов, сформулированных Назарбаевым, важное место отводится принципам обеспечения общественного согласия и политической стабильности.

Здесь отметим лишь, что у социальных слоев, казахской нации и диаспор, образующих казахстанский народ, есть как общие коренные интересы, так и своеобразные особенные интересы, в рамках этих общих интересов. Добиться их полного совпадения невозможно и нереально, это явление самой жизни. Особенности внутри общего, существующие в рамках общего, не угрожают общественному согласию и политической стабильности. Опасность может возникнуть, если она будет разрастаться по тем или иным причинам, и выходить за пределы этого общего. В этих условиях своевременное изучение сути и причин тех или иных противоречий, своевременное снятие их обеспечивают политическую стабильность и общественное согласие.

В нашем демократическом государстве все вопросы должны решаться на демократических началах. Особенно необходимо применение демократических методов при реализации важнейших вопросов общественной и государственной жизни, включая голосование на республиканском Референдуме или в Парламенте, и это также закреплено в статье первой Конституции в качестве одного из принципов деятельности Республики, предложенного Назарбаевым.

Идею о том, что казахский государственный патриотизм может стать главной опорой возрождения Республики, Назарбаев высказал на форуме народов Казахстана 13 декабря 1992 года. В докладе на Второй сессии Ассамблеи народов Казахстана он говорил о казахстанском патриотизме на основе всемерной заботы государства, в первую очередь, о гражданах Казахстана. Не ставя своей задачей подробный анализ этого понятия, отмечу лишь то, что речь идет о синтезе казахского, казахстанского патриотизма, а также патриотизма самой государственной деятельности, поскольку он включен в Конституцию в качестве принципа деятельности Республики. В отношении государства этот принцип проявляется в том, что государство должно укреплять суверенитет Республики, неприкосновенность, целостность ее территории, безопасность страны, последовательно проводить политику, направленную на подъем экономики, культуры, благосостояния народа, сделать законы совершенными, а управление разумным, выполняя исторические заветы предков, и оправдать чаяния народа, чтобы казахстанцам хорошо жилось в ближайшее время и перспективе, чтобы они могли гордиться своей Родиной. Государство призвано опираться на патриотизм граждан, и, вместе с тем, вся его структура, все его должностные лица должны строить свою деятельность на высоком патриотическом уровне, а не только в порядке выполнения служебных обязанностей.
6.Президентская форма правления

Президентская форма правления и должность Президента — понятия взаимосвязанные, но существенно различающиеся. Президент может быть и без президентской формы правления. Так, пост Президента учрежден 24 апреля 1990 года, но президентской формы правления Республики сразу не было, более того, на первом этапе после учреждения поста Президента превалировали признаки парламентарной Республики (избрание Президента Верховным Советом, подчинение Правительства Парламенту). Правда, этот период продолжался всего год и семь месяцев.

Но без Президента нет президентской Республики. Поэтому рассмотрение характерных черт Президентской Республики целесообразнее начать с рассмотрения предпосылок учреждения поста Президента и его статуса. Как известно, в Законе "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР" от 24 апреля 1990 года были указаны основные причины, обусловившие учреждение поста Президента: обеспечение дальнейшего развития осуществляемых в Республике глубоких политических, социально-экономических преобразований, укрепление конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшение взаимодействия высших органов власти и управления Казахской ССР. Эти причины в своей основе президентская форма в казахстанской модели не сразу утвердилась. Ее становление прошло целый ряд этапов. Как мы отметили, законом 24 апреля 1990 года были заложены начальные элементы образования президентской формы правления. В Декларации "О государственном суверенитете Казахской ССР" Президент Республики провозглашается главой государства, обладающей и высшей исполнительнораспорядительной властью. Примерно такой статус Президента был закреплен в конституционном Законе о государственной независимости. Это было важными шагами на пути установления президентской формы правления.

В соответствии с Законом Казахской ССР 20 ноября 1990 года "О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон Казахской ССР)" предусматривалось, что глава государства — Президент одновременно является главой высшей исполнительной и распорядительной власти Казахской ССР, и Кабинет Министров Казахской ССР (правительство) образовывался уже Президентом, с последующим утверждением на сессии Верховного Совета, тогда как по закону 24 апреля 1990 года правительство образовывалось Верховным Советом, а глава Правительства назначался Верховным Советом по представлению Президента. Таким образом, Закон 20 ноября 1990 года стал следующим важным шагом по переходу исполнительной власти из сферы руководства Верховного Совета в структуру президентского правления, то есть важным элементом становления президентской формы правления, скорректированной в последующее время.

1 декабря 1991 года были проведены всенародные выборы Президента. Избрание Президента народом является важным этапом в образовании президентской формы правления.

В Конституции 1993 года, хотя также не говорится об установлении президентской формы правления, все же были закреплены важные начала президентской Республики: была еще раз подтверждена выборность Президента Республики народом, четкое подчинение Правительства Президенту, являющемуся одновременно главой государства и лицом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Республики; определены широкие полномочия главы государства по охране государственного суверенитета, конституционного строя; предоставлены полномочия по вопросам проведения референдума после консультации с Верховным, Советом и другие важные права.

Президентская республика окончательно оформилась по Конституции Республики Казахстан 1995 года. Этот завершающий шаг на пути создания президентской формы осуществлен народом, принявшим эту Конституцию на республиканском референдуме. В статье 2-й Конституции Республики было записано: "Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления". В пункте 2-м статьи 91-й записано, что установленная Конституцией форма правления Республикой не может быть изменена.

Рассмотрим основные черты президентской формы правления в казахстанской модели.

Прежде всего, отметим, что между Президентом и народом в Конституции 1995 года установлены особые взаимоотношения.

Первый элемент особого взаимоотношения президента и народа — прямые выборы Президента народом.

В соответствии с Конституцией Президент обращается к народу с ежегодным посланием о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики (пункт 1-й статья 44-я). В соответствии с этой статьей Президент уже обратился к народу с Посланиями в 1996, 1997, 1998, 1999 и 2000, 2004 годах. Это является не только формой определения Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства, но и формой доведения до сведения народа содержания этих направлений и формой обмена мнениями с народом по вопросам, затронутым в Посланиях.

В соответствии с Конституцией Президент обладает правом принятия решения о проведении республиканского референдума, то есть обладает правом обращения к народу с предложением выразить свою волю по наиболее важным вопросам. Парламент же обладает правом обращения к Президенту с инициативой о назначении республиканского референдума, но не в праве назначать референдум.

Такой порядок назначения референдума, нам думается, обусловлен тем, что в решении такого важного вопроса нельзя допустить параллелизм. Это обусловлено и тем, что между Парламентом и народом существует еще одна, самая высшая инстанция- власти — Президент. В этих случаях, не исчерпав возможности решения вопросов на этой высшей государственной инстанции, обращаться к народу неоправданно. Что касается права Президента принимать решение о проведении республиканского референдума, то это обусловлено и тем, что нет другой какой-либо властной структуры, стоящей над ним, между Президентом и народом, которую Президент мог бы использовать до назначения референдума. В соответствии с Законом о внесении изменений в Конституцию 1998 года, если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее 4/5 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Президент же в таком случае или подписывает закон, принятый Парламентом, или выносит его на республиканский референдум.

Важным элементом особых взаимоотношений Президента и народа является то, что Президент выступает от имени народа и государства по всем вопросам. Надо ли много говорить о той непреложной и высокой истине, что выступление главы государства от имени народа означает взятие самой высокой ответственности перед самим народом. Для выражения его взглядов и воли, при такой миссии необходимо наличие, как соответствующих правомочий, так и точное знание воли и интересов народа. Не зная воли народа по тем или иным конкретным вопросам, недопустимо выступать от его имени, даже если по Конституции у того или иного органа или лица есть на то право. В связи с этим следует отметить, что изучение запросов, интересов, воли казахстанского народа по многочисленным каналам и прежде всего путем личного пребывания на местах, у Назарбаева носят постоянный характер, является фактической основой его правомочия выступать от имени народа.

Правомочие выступать от имени народа сложилось не сразу. Оно сформировалось на протяжении целого ряда этапов развития Республики. Даже в Декларации о государственном суверенитете, в которой уже провозглашалось разделение государственной власти на три ветви, а Верховный Совет был признан лишь законодательной ветвью власти, а Президент — главой государства и обладающим высшей исполнительной и распорядительной властью, право выступать от имени народа было предоставлено только Верховному Совету. Попытка не упускать высшую власть и тогда, когда Верховный совет стал лишь одной из ветвей власти, характеризовала действия значительной части депутатского корпуса Верховного Совета того периода. Хотя эта позиция несколько была смягчена в Конституционном законе о государственной независимости Республики Казахстан и Конституции 1993 года, все же в ней правом выступать от имени народа обладал, прежде всего. Верховный Совет, а затем Президент Республики. В Конституции Республики Казахстан 1995 года вопрос о праве Президента выступать от имени народа и государства по всем вопросам, как его исключительном праве, был решен окончательно. Парламенту предоставлено право выступать от имени народа в пределах его конституционных полномочий.

В статье 40-й Конституции Республики Казахстан закреплено, что Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом единства народа, государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Для раскрытия содержания президентской формы правления необходимо рассмотреть хотя бы кратко правомочия Президента Республики Казахстан и его взаимоотношения с Парламентом и другими органами Президент назначает выборы в Парламент. Хотя законодательная власть в основном принадлежит Парламенту Республики, значительным объемом полномочий по вопросам законодательства обладает так же и Президент Республики. Президент обладает правом издавать законы в соответствии со статьей 53-й, пунктом 4-м, то есть когда двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат Парламента по инициативе Президента Парламент делегирует ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года. Президент так же имеет право издания указов, имеющих, силу закона, в соответствии с пунктом 2-м статьи 61-й Конституции, в случае, когда Президент объявляет рассмотрение закона срочным, но Парламент в течение месяца не рассматривает этот вопрос. В этом случае Президент вправе издать Указ, имеющий силу Закона, который действует до принятия Парламентом Закона в установленном Конституцией порядке.

У него есть право издавать Указы и распоряжения, имеющие обязательную силу в Республике, право подписывать принятые Парламентом законы, вправе возвращать их в случае возникновения возражений по принятому закону в Парламент для повторного обсуждения и голосования, имеет право определять приоритетность рассмотрения законов, вправе поручить правительству внесение законопроекта в Мажилис (в прошлом Президент сам имел право законодательной инициативы).

Президент обладает широкими правами по вопросам создания органов государства: назначает семь сенаторов, определяет структуру правительства, с согласия Парламента назначает на должность и освобождает от должности премьер-Министра; назначает на должность и освобождает от должности Государственного Секретаря; назначает на должность и освобождает от должности членов правительства; с согласия парламента назначает на должность и освобождает от должности Председателя Национального банка; с согласия Сената назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора и Председателя Комитета Национальной безопасности; назначает Председателя и двух членов Конституционного Совета; Председателя и двух членов счетного комитета; вносит предложение о кандидатурах Председателя Верховного Суда, председателей действий всех исполнительных органов государства. Предполагаемые в будущем выборы акимов не упраздняют вертикаль исполнительной власти, она сохраняется.

Рассматривая взаимоотношения Президента с судебной властью, следует отметить, что Президент представляет кандидатуры для всего состава Верховного Суда в Сенат, лично назначает состав нижестоящих судов. И принцип назначения судей Президентом введен в общем русле судебно-правовой реформы для укрепления законности, охраняемой независимыми от кого-либо судьями. Жизнь показывает, что судьи, назначаемые Президентом, не зависимы ни от него, ни от других властей, тогда как судьи, избиравшиеся местными представительными органами, на местах, подвергались постоянному нажиму со стороны этих представительных органов.

Одна из самых важных черт казахстанской модели президентской формы республики — осуществление Президентом функций согласования действий ветвей власти. Осуществление этой функции свойственно правомочиям президентов многих стран мира. Без этой функции весьма проблематично согласованное функционирование ветвей власти, хотя оно обеспечивается, прежде всего, тем, что они представляют единый народ и решают общие коренные задачи, хотя все это и дополняется наличием механизма сдержек и противовесов. При всей важности этого механизма, задача заключается в том, чтобы сохранить единство и позитивное взаимодействие ветвей власти, не доводя их до конфронтации, когда в действие вступает механизм противовесов. И именно для обеспечения позитивных взаимоотношений требуется координирующая роль Президента. Для осуществления этой роли Президент возвышается над ветвями власти, так как эта надсистемность его статуса создает правовую основу для обеспечения согласованного функционирования ветвей власти. Следует отметить, что отделение Правительства от Президента на определенную дистанцию произведено не без учета необходимости обеспечения надсистемности статуса Президента, так как, если Президент находился бы в какой-либо системе, он не был бы в состоянии последовательно выполнять роль по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей власти. Таковы основные чертымодели президентской формы правления в Республике Казахстан.

Тема: 3 Конституция Республики Казахстан и ее развитие

Основные вопросы:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница