Учебно-методический комплекс дисциплины



страница1/8
Дата10.05.2016
Размер1.95 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.6 Морская культура
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050602 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

Утверждено на заседании кафедры

культурологии и межкультурной коммуникации,

теории языка и журналистики

факультета филологии и журналистики

(протокол № 5 от 19.12.2009 г.)

зав. кафедрой ______________ О.Н. Иванищева

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины

1.1. Автор программы: Терещенко Е.Ю., кандидат культурологии, доцент МГПУ

1.2. Рецензенты:

Кириллова А.В., кандидат педагогических наук, завуч по учебно-воспитательной работе гимназии № 10 (г. Мурманск).

Паламарчук М.Л., кандидат философских наук, доцент кафедры КиМКТЯиЖ

1.3 Пояснительная записка

Данная дисциплина акцентирует внимание на изучении региональной культуры, и направлена на углубленное постижение процессов культурного развития народов, которые долгое время проживали в одной и той же историко-культурной зоне (регионе) и вырабатывали самобытные формы

культуротворчества.

Морская культура представляет собой особый тип региональной культуры, охватывая материальную, духовную и художественную деятельность человека, связанную с морем и проявляется в образе жизни, традициях, мифологии, религии, художественном творчестве народов, населяющих прибрежные зоны.

Изучение морской культуры позволяет выявить специфику накопления и усвоения культурного опыта, форм коммуникации и символизации среды обитания.

Введение дисциплины «Морская культура» в систему подготовки учителей изобразительного искусства и культурологии обусловлено социокультурными потребностями государства. Децентрализация, возрастание ответственности регионов за пути развития страны и обретение ими новых социально-экономических, политических и геокультурных полномочий актуализирует необходимость подготовки научных и педагогических кадров с учетом специфики каждого региона.



Полноценное понимание и осознание исторических фактов формирования и развития морских регионов, умение наилучшим образом использовать культурный потенциал призвана обеспечить дисциплина «Морская культура». Введение дисциплин регионального профиля в учебные планы педагогических вузов будет стимулировать формирование новой культурной идентичности, и развивать гражданское самосознание будущих субъектов регионального творчества.
Цель дисциплины: рассмотреть методологические и историко-культурные особенности формирования и развития морской культуры.

Задачи дисциплины:

  • познание общего массива региональных типов мировой культуры;

  • освоение материалов, демонстрирующих специфику основных морских регионов (Средиземноморье, Балтика, Беломорье, Арктика);

  • формирование представлений о внутренней логике развития морской культуры;

  • формирование навыков культурологического анализа явлений региональной морской культуры;

  • раскрытие значимости морских региональных ресурсов в развитии общемировой культуры;

  • подготовка студентов к самостоятельной работе в контексте профессионального знания региона Кольского Заполярья и его культурных потребностей.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:

  1. Роль и значение региональной морской культуры как части мировой культуры.

  2. Семиотику, топонимику, символику, типологию, феноменологию морской культуры.

  3. Методологию изучения явлений, форм, процессов и закономерностей развития морской культуры регионов.

Студенты должны уметь:

  1. Использовать полученные знания в профессиональной и педагогической деятельности;
  2. Осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.




1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности:


Факультатив

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо

емкость

всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


СР

1

050602 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»



1

1

90

8

4

4

82

зачёт


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, тема

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.раб




1.

Методология изучения морской культуры.




2




8

2

Типология морской культуры.




2




8

3.

География морской культуры










8

4.

Морфология морской культуры.










10

5.

Антропология морской культуры.










8

6.

Семиотика морской культуры в древнейший период.







2

8

7.

Морская мифология древней культуры.







2

8

8.

Морская символика в средневековой религиозной культуре.










8

9.

Военно-морская символика Нового времени.










8

10.

Социология современной морской культуры.










8




Итого

8

4

4

82

1.6. 2. Содержание разделов дисциплины


Введение. Цель, задачи и содержание курса.
Тема 1. Методология изучения региональной культуры

Понятие «регион». Региональная идентичность. Культурное многообразие регионов России в начале XXI века. Уникальность исторического опыта населяющих ее народов. Природа и региональная культура. Понятие «регион» в отечественной и зарубежной науке. Современная государственная региональная политика. Основные факторы регионального развития. Основные понятия регионалистики. Структура региональной культуры. Основные подходы к изучению регионов и принципы районирования. Уровни изучения регионов. Деятельность международной Академии регионального развития и сотрудничества (Марс) в 90-е годы ХХ века. Декларация о регионализме в Европе (Ассамблея регионов Европы 1997 г.).


Тема 2. Типология морской культуры

Основные теоретические концепции изучения региональной культуры. Природный ландшафт и его значение в формировании культуры регионов. Понятие культурный ландшафт. Морская цивилизация и морская культура. Специфика береговых территорий. Теоретические концепции Гердера, Ратцеля, Гумилева, Макиндера, Милюкова, Мечникова, Данилевского. Научный центр по региональным исследованиям и деятельность В.И. Вернадского.
Тема 3. География морской культуры

Специфика основных морских регионов: Средиземноморье, Балтийский, Баренцев регионы, Беломорье. Общая характеристика мирового культурного пространства. География основных морских регионов. Политическое и административное сотрудничество. Специфика культурного пространства морских регионов. Региональные комитеты Баренцева, Балтийского, Средиземноморского регионов. Деятельность международных организаций регионального развития и сотрудничества. Новая концепция регионального устройства России. Специфика островной культуры. Соловецкие острова, Великобритания, Исландия, Ирландия.


Тема 4.Морфология морской культуры

Материальная, духовная и художественная морская культура. История судостроения. Развитие наук о море: история военно-морского флота, география, морская биология. Морская тематика в художественной культуре. Топонимика как наука о географических названиях. Основные этапы развития топонимики. Труды Н.И.Надеждина, В.Н.Татищева, Н.П.Басова, Я.К.Грота. Основные топонимические классификации. Топонимические системы, топонимический ландшафт. Топонимика морских регионов.

Культура социальной организации (промысловая, военно-морская, торговая). Культура познания мира, человека (наука о море, природно-географичесие философские концепции, религия, искусство). Культура социальной коммуникации (СМИ, образование, библиотеки, музеи, архивы). Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (морской туризм, медицина, питание).
Тема 5. Антропология морской культуры

«Люди моря»: водь, поморы, варяги. Морские субкультуры: викинги, морские пираты, военные моряки, рыбаки. Образ жизни, традиции и праздники жителей прибрежных территорий. Фольклор как памятник духовной и материальной культуры региона. Фольклорная традиция как преемственность художественного наследия. Становление и развитие фольклорных традиций. Русские фольклорные традиции и их значение.



Тема 6. Семиотика морской культуры в древнейший период

Понятие «семиотика культуры». Основные семиотические концепции. Труды Ч.Пирса, Соссюра, Ю.Лотмана. Знаки-индексы, знаки-копии и знаки-образы. Морские знаки и символы в культуре древнейшего периода. Петроглифы Беломорья, Карелии, Кан-озера, Норвегии и Швеции. Интерпретация морских символов.


Тема 7 Морская мифология древней культуры

Развитие древних морских цивилизаций Греции и Рима. Морские сюжеты в древнегреческой мифологии. Мифологические сюжеты в античном искусстве. Морские сюжеты в германо-скандинавской, кельтской, славянской мифологии.


Тема 8. Морская символика в средневековой религиозной культуре

Понятие религиозная культура. Специфика основных мировых религий. Роль морской стихии в формировании христианства. Первые апостолы. Изображения Иисуса Христа в виде рыбы. Якорный крест. Христианский храм как корабль. Святые-покровители моряков. Морские храмы.


Тема 9. Военно-морская символика Нового времени

Реформы Пера I. Основание Санкт-Петербурга как морской столицы России. Формирование военно-морской символики. Андреевский фаг. Развитие судостроения. Военно-морская символика в архитектуре Санкт-Петербурга: набережные, мосты, пристани.


Тема 10. Социология современной морской культуры

Культура современного морского города. Морские ритуалы и праздники в современной культуре. Классификация морских городов: город-порт, город-морская крепость, ЗАТО. Город-порт и его значение в развитии современной культуры. Специфика современной культуры С.-Петербурга, Мурманска, Архангельска. Военно-морские города: Выборг, Кронштадт. Закрытые территориальные образования: Североморск, Полярный. Специфика социокульурных проблем развити морских городов. Социокультурный статус морских офицеров, промысловиков, моряков. Проблемы сохранения и трансляции морской культуры. Деятельность морских музеев. Музей Арктики и Антарктики, музей «Ледокол Ленин», морской музей «Соловки», музеи военно-морского, тралового флота. Проблемы развития морской культуры: морские клубы, дома культуры моряков, офицеров флота. Проблемы распространения морской культуры (специализированные теле-радиопередачи, Интернет-сайты). Проблемы использования и интерпретации морских символов.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


п\п

Наименование раздела дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной

работы


Кол-во

час.


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Методология изучения морской культуры.

Составление глоссария

2

Тесты

2

Типология морской культуры.


Составление глоссария

2

Тесты

3.

География морской культуры


Рефераты

2

Защита реферата

4.

Морфология морской культуры.


Посещение музея тралового флота

2

Коллоквиум

5.

Антропология морской культуры.


Посещение ледокола «Ленин»

2

Коллоквиум

6.

Семиотика морской культуры в древнейший период.

Рефераты

2

Защита реферата

7.

Морская мифология древней культуры.

Презентации

2

Показ на практическом

занятии



8.

Морская символика в средневековой религиозной культуре.

Презентации

2

Показ на практическом

занятии


9.

Военно-морская символика Нового времени.

Посещение военно-морского музея

2

Коллоквиум

10.

Социология современной морской культуры.

Посещение музея Мурманского морского пароходства

2

Коллоквиум




Итого




20





1.7. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины

1.7.1.Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Практическое занятие 1

Тема. Типология морской культуры
План:

  1. Природный ландшафт и его значение в формировании культуры регионов.

  2. Понятие культурный ландшафт.

  3. Основные теоретические концепции.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Морская цивилизация и морская культура.

  2. Специфика кульуры береговых территорий.

  3. Теоретические концепции Гердера, Ратцеля, Гумилева, Макиндера, Милюкова, Мечникова, Данилевского, Вернадского


Задания для самостоятельной работы

Составить глоссарий основных терминов морской кульуры и подготовиться к тестированию


Литература

  1. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культуры русского Севера). – М., 1995.

  2. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. - Кн.1. - СПб.: Петрополис, 2000.

  3. Котылев А.Ю. Региональные особенности развития культуры северо-запада России в XX – XXI вв. / Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. (Отв.ред. Л.М. Мосолова). - СПб, 2002.


Дополнительная

  1. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко- культурной зоны. (Под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева) . - СПб., 1999.

  2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы регионоведения: Учебник.– М., 2000.

  3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право).– Ростов/на Дону, 1998.

  4. Истоки региональных культур России / Под ред. Л.М.Мосоловой.– Санкт-Петербург, 2000.


Практическое занятие 2. География морской культуры

План


  1. Общая характеристика мирового культурного пространства.

  2. Специфика культурного пространства морских регионов.


Вопросы для коллективного обсуждения

Специфика основных морских регионов



  1. Средиземноморье

  2. Балтийский регион

  3. Баренцев регион

  4. Беломорье

  5. Черноморский регион


Задания для самостоятельной работы

Написать реферат на обну из предложенных тем


Литература

Основная


  1. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.

  2. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 01.05.1996.

  3. Кривич Н.А. Понятие «регион» в современной науке // Культура Петербургского региона в науке и образовании.– Санкт-Петербург, 2000.

  4. Куклински Э. Региональное развитие – начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество, 1997, № 10.

Дополнительная



  1. Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики.– Новосибирск, 1996.

  2. Лебедев Г.С. Культурная стратиграфия Северо–Запада европейской части России // Археологические исследования новгородской земли.– Л., 1984.

  3. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. – М., 2000.

  4. Маркова Н. Региональная политика государства на современном этапе // Экономист, 1996, № 11.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная



  1. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культуры русского Севера). – М., 1995.

  2. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. - Кн.1. - СПб.: Петрополис, 2000.

  3. Коренные народы Севера. Археологические и этнографические исследования. Материалы конференции. - Мурманск, 2002.

  4. Котылев А.Ю. Региональные особенности развития культуры северо-запада России в XX – XXI вв. / Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. (Отв.ред. Л.М. Мосолова). - СПб, 2002.

  5. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. – СПб., 2007.

  6. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко- культурной зоны. (Под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева) . - СПб., 1999.

  7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы регионоведения: Учебник.– М., 2000.

  8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право).– Ростов/на Дону, 1998.

  9. Истоки региональных культур России / Под ред. Л.М.Мосоловой.– Санкт-Петербург, 2000.

  10. История государственного управления в России / Под ред. Проф. А,Н.Марковой.–М., 1997.

  11. Конституция Российской Федерации.– М., 1993.

  12. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 01.05.1996.

  13. Кривич Н.А. Понятие «регион» в современной науке // Культура Петербургского региона в науке и образовании.– Санкт-Петербург, 2000.

  14. Куклински Э. Региональное развитие – начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество, 1997, № 10.

  15. 15.Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики.– Новосибирск, 1996.

  16. Лебедев Г.С. Культурная стратиграфия Северо–Запада европейской части России // Археологические исследования новгородской земли.– Л., 1984.

  17. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. – М., 2000.

  18. Маркова Н. Региональная политика государства на современном этапе // Экономист, 1996, № 11.

Дополнительная



  1. Беляев В.М. Музыкальный фольклор Севера и Сибири. – М., 1966.

  2. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М.. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988.

  3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. М., 1995.

  4. Жарникова С. Золотая нить. - Вологда, 2003.

  5. Шашков В.Я. Репрессии в СССР против крестьян и судьбы спецпереселенцев Карело-Мурманского края. – Мурманск, 2000.

  6. 6.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики.– Санкт-Петербург, 1998.

  7. Медведев Н.П. Национальная политика России.– М., 1993.

  8. Микульский Ю. Формирование новой модели занятости // ж. Экономист, 1997, № 3.

  9. Мосолова Л.М. О системе образования Северо-Запада России в контексте региональной культуры и перспектив ее развития // Образование и культура Северо-Запада России, Вып.1. М., 1996.– С.14–26.

  10. Основы регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / Под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева.– Санкт-Петербург, 1999.

  11. Теоретические основания исследования истории культуры регионов России // Истоки региональных культур России. – Санкт-Петербург, 2000.

  12. Поздняков А.М., Дульщиков Ю.С. Государственная региональная политика: концепция и принципы развития // Регион: экономика и социология, 1994. № 3.

  13. Пыльнева Т. Г. Природопользование.– М., 1997.

  14. Развитие региона. Методологический подход.– Екатеринбург, 1995.

  15. Регионы России: художественные процессы нового и новейшего времени. – Санкт-Петербург, 2001.

  16. Региональная политика Российской Федерации и моделирование.– Саранск, 1993.

  17. Региональное управление. Методология и моделирование.– Харьков, 1991.

  18. Столяров М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации // Международная жизнь, 1997, № 9.

  19. Сухарев А.И. Основы регионологии.– Саранск, 1996.


1.9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств:



  1. персональный компьютер (или ноутбук);

  2. цифровой проектор;

  3. экран;

  4. аудиоколонки;

  5. интернет-доступ;

1.9.2 Перечень используемых пособий



  1. Регионоведение: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой.– М., 1998.

  2. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. – СПб., 2007.

  3. Лиходей О.А. Регионоведение: Учебное пособие.– Санкт-Петербург, 2000.

1.9.3. Перечень видео-и аудиоматериалов программного обеспечения:



Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения:

  • Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся в библиотеке МГПУ, чит. зал ул.Егорова, 15:

  • Русские народные праздники, обряды и обычаи - М.: Falcson-Technology : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Pentium 100 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; Windows 98SE/Me/2000/XP ; экран 800х600х16 ; IE 4 ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 250-00.

  • Монастыри и храмы Подмосковья : 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М. : ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; Pentium 100 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; экран 1024х768х16 ; программа проигрывания DVD-Video ; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6 : 450-00.

  • Орнамент: [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-026-Х : 350-00.

  • Мифы народов мира: [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  • Архитектура - М. : Равновесие : Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования : Pentium 233 ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 200-00.

  • От плуга до лазера : интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М. : Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/98/2000 ; Pentium 100 МГц ; ОЗУ 32 Мб ; 640х480х16 ; зв. карта ; CD (DVD) - ROM 4x ; мышь, Загл. с контейнера.. : зв., цв. ; 12 см : 112-00.

Интернет-ресурсы:

http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и пр.);

http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин);

http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники)

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию

http://www.museum.ru/ - сайт о музеях России

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве)

Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.



http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/ageev-semiotika-8l.pdf - учебник по семиотике

http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь

http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия

http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия.
1.10. Примерные зачетные тестовые задания

  1. Народы, традиционно живущие на территории Кольского полуострова: финны, эстонцы, саамы, коми, норвежцы, ханты, ненцы, русские.

  2. Основные уровни исследования региональных культур России: прикладной уровень, макроуровень, административный уровень, мезоуровень, областной уровень, микроуровень.

  3. Исследователи культуры Кольского Заполярья: А.П. Окладников, Н.Н. Гурина, А.Д. Столяр, В.Я. Шумкин, Т.В. Лукьянченко, В.К. Алымов, В.В. Чарнолуский, Н.Н. Харузин, М.П. Грязнов, А.В. Бакушинский, Ю.В. Бромлей, В.В. Дранишников, И.И. Докучаев, А.А. Киселев, Н.И. Костомаров, И.Ф. Ушаков, В.Я. Шашков.

  4. Музеи Мурманского региона: художественный музей, краеведческий музей, музей камней, музей Краснознаменного Северного флота, полярный музей, ботанический музей-заповедник, политехнический музей, театральный музей, музей книги, музей этнографический.

  5. Литературные праздники региона: Лихачевские чтения, Каверинские чтения, Дни Баренцева моря, Берег России, Рубцовские чтения, Храмы России, Балашовские чтения, Мурманск литературный, Молодые таланты, Пушкинский фестиваль, Толстовские чтения.

  6. Этнические праздники современного Мурмана: Праздник Полярной ночи, Медвежьи игрища, Праздник Севера, Праздник Ивана Купалы, Праздник поморской песни, Поморский хоровод, Саамский танец, Конкурс им. П.И. Чайковского.

  7. Основные явления промышленной культуры Мурманского края: текстильные фабрики, горнообогатительные комбинаты, лесотехническое хозяйство, металлургические предприятия, химическая промышленность, рудники, авиазаводы, судостроение, ГЭС).

  8. Города советского времени: Никель, Кола, Апатиты, Кандалакша, Мурманск, Полярный, Заполярный, Мончегорск, Александровск, Романов- на - Мурмане, Северодвинск.

  9. Комплекс памятников древней культуры «Оленеостровский могильник» находится: в южной Карелии, на Терском берегу, в Кольском заливе, в Белом море, в Баренцевом море.

  10. Культурный смысл лабиринта: для успешного рыболовства, географическая карта местности, сакральный смысл, религиозные представления.

  11. Субъекты Кольской культуры Нового времени: шведы, ненцы, коми-зыряне, коми-ижемцы, саами, ханты, русские, финны, норвежцы.

  12. Типы локальной художественной культуры Нового времени: ненецкая, поморская, лопарская, коми-ижемская, эстонская, шведская, профессиональная, традиционная, креативная.

  13. Культурные инновации Нового времени на Кольском полуострове: самолет, железная дорога, градостроительство, ферма, промышленность, судостроение, ледокол, фотография, клуб, дискотека.

  14. Какие локальные типы культуры были созданы в эпоху средневековья в Кольском ареале: мозаичный, модернистский, этнический саамский, интегративный тип, поморский тип).

  15. Какие топонимы Кольского полуострова встречаются в эпосе «Калевала»: Ахта, Похьела, Лоухи, Тарнео, Сориола, Лапу, Лахта, Куллерво.

  16. Что ходит в морфологию поморской художественной культуры (роман, дворец, дворцовая архитектура, фрески, храмовое искусство, былины, деревянное зодчество, игрушка, ткачество, вышивка, спектакль, народная песня).

  17. Ментальность – это:

а) сочетание способов и содержания мышления и восприятия, которые являются определяющими для данного типа культуры общества в данное время;

б) совокупность способов практической деятельности, преобладающих в конкретной национальной культуре;

в) система смысловых связей различных культурных явлений (религиозных, политических, художественных и т.д.).


  1. Крупные «наскальные художественные галереи древнейшего и древнего искусства находятся на следующих территориях России:

а) Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Курской, Тульской областей;

б) на Кольском полуострове, в Карелии, на берегах Онежского озера, Белого моря, Амура, Лены, Ангары, в горах Дагестана, на Алтае, в Саянах, на Чукотке;



в) в Ставропольском крае, в бассейне Волги, Днепра и Дона, полуострове Ямал, Прикаспийской низменности.


    1. Примерный перечень вопросов к зачету




  1. Методология изучения морской культуры.

  2. Культурная, национальная и региональная идентичность.

  3. Основные теоретичекие концепции изучения морской культуры

  4. Типология морской культуры.

  5. География морской культуры

  6. Культурный ландшафт приморских регионов

  7. Морфология морской культуры.

  8. Морская топонимика

  9. Островная культура

  10. Антропология морской культуры.

  11. Морские субкультуры

  12. Семиотика морской культуры в древнейший период.

  13. Морская мифология древней культуры.

  14. Морская символика в средневековой религиозной культуре.

  15. Военно-морская символика Нового времени.

  16. Морские сюжеты в искусстве Нового времени

  17. Социология современной морской культуры.

  18. Культура морского города


1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав кафедрой до начала сессии) Не предусмотрен
1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Историко-культурные особенности Средиземноморского региона.

  2. Историко-культурные особенности Балтийского региона.

  3. Историко-культурные особенности Беломорья

  4. Историко-культурные особенности Баренцева региона.

  5. Историко-культурные особенности Арктического региона.

  6. Историко-культурные особенности Черноморского региона

  7. История судостроения

  8. Морская тематика в художественной культуре любого периода.

  9. Топонимика морских регионов.

  10. Развитие промысловой культуры любого региона.

  11. Развитие военно-морской культуры любого региона

  12. Значение водных кммуникаций в развитии культуры (Путь из варяг в греки, Северный морской путь и т.д.).

  13. Культура поморов

  14. Особенности культуры народов приморских регионов (поморы, водь, варяги)

  15. Викинги в истории мировой культуры.

  16. Особенности субкультуры морских пиратов.

  17. Петроглифы Беломорья, Карелии, Кан-озера, Норвегии и Швеции.

  18. Мифологические сюжеты в античном искусстве.

  19. Морские сюжеты в германо-скандинавской, кельтской, славянской мифологии (на выбор).

  20. Морские храмы.

  21. Военно-морская символика в архитектуре Санкт-Петербурга.

  22. Культура военно-морского города (Выборг, Кронштадт на выбор).

  23. Морские ритуалы и праздники в современной культуре.

  24. Город-порт и его значение в развитии современной культуры.

  25. Социокультурные проблемы развития морских городов.

  26. Современный образ социокультурный статус морских офицеров, промысловиков, моряков.

  27. Проблемы сохранения и трансляции морской культуры (деятельность морских музеев).

  28. Проблемы развития морской культуры (морские клубы, собрания, дома культуры моряков, офицеров флота).

  29. Проблемы распространения морской культуры (специализированные теле-радио передачи).

  30. Проблемы использования и интерпретации морских символов в современной культуре.


1.14. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрена.

1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ - не предусмотрена
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница