Учебно-методический комплекс дисциплины семантический синтаксис



Скачать 417.59 Kb.
страница1/3
Дата19.11.2016
Размер417.59 Kb.
  1   2   3
Инвентарный номер:
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

Направление подготовки – 032700 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 1

Москва 2012


Инвентарный номер:


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 032700 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 1

Москва 2012

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки 032700 – Филология и профилю подготовки -



«Русский язык»

Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В.

Рецензент:

Заведующий кафедрой

профессор, доктор филологических наук, профессор _______________

Киров Евгений Флорентович


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на

заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___»

______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института

гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.


ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины семантический синтаксис» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель дисциплины: изучение особенностей синтаксической организации русского языка.

Задачи дисциплины:

- понять принципы изучения структурной и семантической организации предложения;

- уметь анализировать предложение с точки зрения его структурной и семантической организации.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Семантический синтаксис» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 4 зачетных единицы (144 часа).

Количество аудиторных часов: 32 – из них 8 часов отводится на лекции, 24 часа – на практические занятия.



3.Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Семантический синтаксис», обязан освоить материал курса современного русского языка (синтаксис).

Процесс изучения дисциплины «Семантический синтаксис» направлен на формирование следующих компетенций: .

Общекультурные компетенции (ОК):

Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

в педагогической деятельности:

в педагогической деятельности:

в проектной деятельности:
В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать:


уметь:

владеть:


4.Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)


Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)

32

в том числе:




Лекции

8

Практические занятия

24

Самостоятельная работа

85

Подготовка к экзамену

27

Общая трудоемкость дисциплины

144 (4 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: Экзамен





5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (1 семестр 1 курса).

В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится устный экзамен (по билетам). Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД).


Предмет и задачи курса

Простое предложение современного русского языка. Особенности подходов Н.Ю.Шведовой, В.А.Белошапковой, Г.А.Золотовой к изучению формальной организации предложения. Семантическая организация предложения в работах В.А.Белошапковой, Н.Д.Арутюновой, Г.А.Золотовой.



Простое предложение.

Три стороны устройства простого предложения: формальная, смысловая и коммуникативная организация.



Формальная организация простого предложения.

Концепция Н.Ю.Шведовой: структурная схема предложения, парадигма предложения, регулярные реализации.

Концепция В.А.Белошапковой: структурная схема предложения, парадигма предложения, регулярные реализации, расширенная схема предложения.

Концепция Г.А.Золотовой: модель предложения.



Семантическая организация простого предложения.

Концепция Н.Ю.Шведовой: семантика структурной схемы.

Концепция В.А.Белошапковой: объективные и субъективные смыслы в значении предложения. Обязательные субъективные смыслы (модус). Способы их выражения.

Способы описания объективного содержания предложения (диктум). Понятие пропозиции. Типы пропозиций. Способы выражения пропозиции: первичный – выражение пропозиции предикативной конструкцией, вторичный - выражение пропозиции непредикативной конструкцией.

Семантический субъект и семантический предикат. Типы семантических предикатов.

Концепция Н.Д.Арутюновой о логико-семантических типах предложения.

Концепция Г.А.Золотовой: синтаксическое поле.

Концепция М.В.Всеволодовой: денотативная Типовая Ситуация


6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык. М., 1989.

  2. Белошапкова Т.В. Парадигматические отношения в синтаксисе простого предложения. М., 2010.

  3. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. М., 2000.

  4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.,2001.

  5. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

  6. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. СПб., 2009.

  7. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Текст лекций. Красноярск, 1994.

  8. Шмелева Т.В. Модус и средства его выражения в высказывании // Идеографические аспекты русской грамматики. – М., 1988. – с.168 – 202.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница