Учебно-методический комплекс дисциплины «Религиоведение» для всех специальностей учебно-методические материалы



страница1/12
Дата10.05.2016
Размер1.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г.СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.08

/03-2013


УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Религиоведение»

Редакция № 1 от 03.09.2013 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Религиоведение»

для всех специальностей


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей

2013


ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО

Составитель ____________ 03.09.2013 г.

Кенжебулатова А. М., старший преподаватель
2. ОБСУЖДЕНО

2.1. На заседании кафедры «философии»

Протокол от 03.09.2013 г., № 1
Заведующий кафедрой ____________ /А.М. Мукатаева/

2.2. На заседании учебно-методического бюро гуманитарно-юридического факультета

Протокол от 17.09.2013 г., № 1
Председатель ______________Ш.С. Кенесбаева

3. УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от 18.09.2013 года, № 1


Председатель УМС_____________ Г. Искакова


Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа и дипломный проект (работа)




5

Самостоятельная работа студента






1 ГЛОССАРИЙ
Агнец - ягненок, первенец в стаде, которого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистических верований, которые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется непорочным агнцем, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.

Адвентизм (лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в А. - адвентисты седьмого дня.

Аджорнаменто (итал. - обновление) - термин, употребляемый с начала 60-х гг. для обозначения курса на обновление католической церкви.

Азан (араб. - извещать, объявлять) - призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, предписанных исламом, возвещает муэдзин с минарета мечети.

Акафист (букв. - не сидящий) - особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений - последовательно чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилуйя», а все икосы - возгласом «Радуйся». Сборники А. называются акафистниками.

Аксиос (греч. - достоин) - слово, произносимое при рукоположении диакона, священника и епископа всеми участвующими в совершении данного обряда, начиная с архиерея.

Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама. Согласно представлениям мусульман, А. создал мир, землю, растения, животных и человека; в тот день, когда наступит конец света, А. воскресит всех мертвых.

Аллилуйя (др.-евр. - «хвалите господа») - в христианском богослужении припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям божественной Троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением «Слава тебе, Господи»; у старообрядцев - 2 раза, третье пение заменяется Фразой «Слава тебе, Боже».

Алтарь (лат, - высокий) - возвышенное место в храме, на котором при богослужение совершаются жертвоприношения. От средней части храма А. отделяется невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом. Внутренняя часть А, закрывается завесой. Посредине А. находится престол. В православных храмах А. ориентирован на восток.

Амвон (греч. - край горы) - возвышенное, как правило полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектенью, читает Евангелие, а священник произносит проповеди.

Аналой - в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих

Аят - наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Отдельными А., написанными или вырезанными на камне, дереве и т.д., украшают мечети и другие здания, их воспроизводят на надгробиях. Некоторым А. и их частям приписывается магическая сила. А. объединены в суры (главы).

Аятолла - высший титул среди шиитского духовенства. Духовный руководитель, пользующийся непререкаемым авторитетом среди верующих и духовенства. Предписания (фетвы) А. обязательны для шиитских общин и обсуждению не подлежат.

Баптизм (от греч. - окунаю, погружаю в воду) - одна из разновидностей протестантизма, возникшая в XVII в. и более последовательно, чем другие, придерживающаяся принципа спасения души лишь посредством личной веры, а не через посредничество церкви; придает большое значение божественному откровению, не признает иконы, святых.

Баптистерий (греч. - погружаю в воду, лат. - купальня, крещальня) - в древности у греков и римлян - отделение бани с бассейном, затем у древних христиан - крещальня. Первоначально Б. представляли собой отдельные здания с бассейном, строившиеся специально для совершения таинства крещения. Постепенно в церквах роль Б. для младенцев стала выполнять купель, находящаяся в особом притворе храма, иногда в отдельном здании. В тех же направлениях христианства, где обряд крещения совершается только над взрослыми людьми (протестантизм) наряду с использованием для этой цели открытых природных водоемов (рек, озер) часто строятся Б. как специальные помещения с бассейном или глубокой ванной для совершения обряда крещения.

Брахма, Брама - божественная субстанция, начало всех творений; «Мировая душа», верховное божество брахманистской и индуистской троицы - Брахмы, Вишну и Шивы.

Брахманизм - религия, возникшая в 1 тыс. до н.э., непосредственно предшествовавшая индуизму, в основе которой лежит вера в перевоплощение души, божественную верховную триаду (Тримурти), состоящую из Брахмы, Вишну и Шивы, а также сохранившиеся анимистические представления автохтонного населения Индостана; для Б. характерен сложный и строгий ритуал, совершаемый специальными жрецами - брахманами.

Будда (санскр. - просветленный) - в буддизме архат, достигший нирваны.

Вакф (араб.) - имущество, переданное владельцем на религиозные или благотворительные нужды общине, государству или частному лицу. В. могли быть школа, мечеть, земля, движимое имущество. Потомки дарителя В. могли получать пенсию из доходов с переданного имущества. В. освобождались от налогов и служили важным источником существования для мусульманского духовенства. В. сохраняются во многих мусульманских странах и поныне.

Ваххабиты - последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд альВаххаба; учение В. является государственной идеологией Саудовской Аравии.

Евангелизация - деятельность, направленная на обращение народов и отдельных людей в христианство.

Евангелия (греч. - благая весть) - книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни. Первоначально слово «евангелие» относилось к устной проповеди христианского учения (в таком смысле оно было употреблено в посланиях Павла). Затем, по-видимому, были записаны отдельные изречения, приписывавшиеся Иисусу.

Икона (греч. - изображение, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющееся объектом религиозного почитания. И. распространены в православии, католицизме, буддизме, ламаизме.

Иконостас (греч. - образ, икона плюс стояние) - в православном храме стена, отделяющая алтарь от церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая (царские врата) и 2 боковые (диаконские). Иконы на И. размещены в соответствии с канонической иерархией и содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах И. для вящего воздействия на чувства прихожан отличались богатством и пышностью, иногда переходившими в аляповатость. Некоторые из И., созданные талантливыми иконописцами, - выдающиеся памятники церковного искусства.

Имам (араб. - стоять впереди, предводительствовать) предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. У суннитов и шиитов так называют человека, руководящего молитвой в мечети. В отдельной мечети функции И. может выполнять один и тот же человек, однако И. (в указанном значении термина) не является ни саном, ни профессией. Для того чтобы быть И., достаточно иметь элементарное теологическое образование и пользоваться авторитетом в округе.

Иудаизм - монотеистическая религия с культом бога Яхве, возникшая в 1 тыс. до н.э. в Палестине (распространена среди евреев); официальная религия Израиля.

К

Кааба (араб. - куб) - главная святыня ислама, здание в центре двора мекканской аль-Масджид аль-Харам. В восточном углу здания в кладку вмурован «черный камень», якобы посланный Аллахом с неба. Мусульмане всего мира при молитве обращаются лицом в сторону К. К. является главным объектом хаджжа. Паломники семь раз обходят вокруг К. и целуют «черный камень». К. покрыта кисвой черным покрывалом, на котором золотом вышиты аяты из Корана.



Каббала (др.-евр. - предание) - мистическое учение в иудаистской религии, основанное на символическом толковании слов и чисел в «Ветхом Завете». Изложено в книгах «Цоциро» (Творение) во 2-ой половине IX в. и «Зогар» (Сияние) в XIII в. Древнейшее учение о тайнах Вселенной и Творения.

Купель - большая чаша на высокой подставке, используемая в таинстве крещения.

Курбан-байрам (тюрк.) - мусульманский праздник жертвоприношения, связанный с легендой об Ибрахиме (Аврааме); к нему приурочивается ежегодный хадж.

Лавра (греч. букв. - квартал, городская улица) - общежительный монастырь, отличающийся множеством зданий, большим числом братии и знаменитостью. В России в настоящее время действует одна Лавра - Троице-Сергиева (г. Сергиев Посад Московской обл.), готовится к возрождению и Александра-Невская Лавра (г. Санкт-Петербург). На Украине действует самая древняя Лавра Русской православной церкви - Киево-Печерская, а также Почаевская. Все перечисленные Лавры всегда были и остаются мужскими.

Ладан - ароматическая смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия, растущего в Восточной Африке и на юго-западе Аравийского полуострова. Л. при сжигании дает ароматный дым. Издревле использовался в различных культах как для выкуривания злых духов, так и для воскурения фимиама богам. В христианстве применяется для каждения во время богослужения.

Лама (тиб.) - монах-священник у буддистов-ламаистов.

Ламаизм - тибето-монгольская форма буддизма, распространенная с VII в. в Тибете и Внутренней Монголии

Молитва - обращение священника или верующею к Богу, к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. - непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений и церковных праздников.

Молитвенник - книга, сборник молитв.

Молокане - одна из сект духовного христианства, возникшая в XVIII в. в России; отвергает священников и церкви с их атрибутикой и совершает моления в обыкновенных домах под руководством выборных старцев - пресвитер» (во время поста льют молоко).

Монастырь (греч. - уединенное жилище)

Монах (греч. - одинокий, уединенно живущий) - инок (в женском монастыре - монахиня, инокиня) - член религиозной общины, живущий в монастыре в соответствии с требованиями устава и добровольно принятыми на себя «ради спасения души» обетами. Высшие иерархи церкви - епископы обязательно монахи.

Монотеизм (греч. - один, единый плюс бог) - религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие. Монотеистическими считаются иудаизм, христианство и ислам.

Мормоны (названы по имени легендарного пророка Мормона) - религиозная секта, возникшая в США в 1830 г., и вероучение, признающее власть духовных лиц и многоженство, представляет собой смесь элементов христианства, ислама, буддизма и древнегреческой религии; другое название - «Святые последнего дня».

Мощи - останки святых, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения.

Муджтахид (араб.) - наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих), имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.

Мулла - служитель культа в исламе, обычно выбираемый верующими из своей среды.

Муфтий - высшее духовное лицо у мусульмансуннитов, избираемое на съездах представителей духовенства и верующих.

Мухаммед (Мухаммад, Мохаммад, Мохаммед, а до середины XX в. особенно в дореволюционной литературе - Магомет) - основатель ислама, «посланник Аллаха», «печать пророков», т.е. главный и последний пророк истинной веры.

Муэдзин (араб. - приглашающий) - служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве, солидарности всех членов мусульманской общины независимо от их государственной, расовой, национальной или социально-классовой принадлежности, обусловленные «равенством» всех мусульман «перед лицом Аллаха», и о необходимости объединения всех мусульман в рамках единого теократического государства.

Пантеон (лат. - место, посвященное всем богам) - 1) усыпальница выдающихся людей страны (в Риме, Париже и др.); 2) древнегреческий и древнеримский храм всех богов; 3) совокупность богов какой-либо религии.

Паперть (греч.) - галерея или крыльцо перед входом в Русскую православную церковь

Паства - термин, традиционно применяемый в христианстве по отношению к рядовым верующим (мирянам), которые сравниваются с овцами, пасомыми пастырями (пастухами), т.е. священниками.

Пастор (лат. - пастух, пастырь) - священнослужитель, наставник верующих - паствы.

Патер (лат. - отец) - римско-католический священник

Протестантизм (лат. - провозглашение, торжественное заявление) - одно из трех основных направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), возникшее в XVI в. в ходе Реформации в виде различных направлений.

Протодиакон - старший дьякон в соборе.

Протоиерей - старший православный священник; то же, что протопресвитер, протопоп.

Пятидесятники - христиане евангельской веры, религиозная организация, основой вероучения которой является притча о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа (возникла в США в конце XIX в., в России - в начале XX в.); не признают официальных обрядов, икон, креста.

Синагога (греч. - собрание) - иудейская религиозная община, а также культовое здание, молитвенный дом в иудаизме.

Синод (греч. - собрание) - совещательный орган при главах католической и некоторых православных церквей, состоящий из высших церковных чинов, иерархов.

Синтоизм, синто (япон. - путь богов) - национальная религия японцев, возникшая на базе анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма.

Скит (греч. - аскет, подвижник) - жилище отшельника. Самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище. Монахи, живущие в С., принимают дополнительные обеты. С. обычно закрыт для посещения посторонних. В старообрядчестве С. называется любой монастырь и поселение монашеского типа.
2 ЛЕКЦИИ

Тема 1. Предмет и задачи курса. Религия как общественное явление.

Цель: раскрыть следующие вопросы: Предмет и задачи курса. Религия как общественное явление.

1. Определение религии.

2.Элементы и структура религии.

3. Место, функции и роль религии в обществе.

4. Типология религии.

Существует классификация религий по этническому основанию на религии национальные и религии мировые, или вселенские.Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д.

По этим же причинам, но имевшим направленность вовне, возникли интернациональные, или мировые, вселенские религии, получившие широкое распространение среди разных народов. Их всего три: буддизм, включающий два основных направления, - хинаяна и махаяна; христианство, включающее три основных направления, - католицизм, православие и протестантизм; ислам, имеющий два главных направления - суннизм и шиизм.

Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога. Единый Бог монотеизма как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Вне зависимости от личной религиозности следует признать, что религия – это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.


Возникновение религии обусловлено определенными отношениями, складывающимися в обществе. Человек является существом, ограниченным в своей материальной жизнедеятельности, поэтому общественные отношения также являются ограниченными в своих возможностях. Люди, верящие в существование Бога, считают, что он господин над природой и человеком, и поэтому может устанавливать правила и запреты для человека в его общественной жизни: не убий, не укради и т.д. Люди, считающие что никаких сверхъестественных сил, Бога не существует, полагают, что религия – это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни. В истории объекты такого отражения менялись. Сначала это были силы природы: древний человек верил в богов солнца, моря, дождя, грома и т.д. Впоследствии объектом поклонения становятся общественные силы, которые властвуют над человеком и поэтому обожествляются им. Например, древние евреи верили, что Бог-спаситель придет к ним как царь, который военно-политическим путем освободит их.
Таким образом, религия возникает как результат отчуждения человека в обществе от своей деятельности, от самого себя. Человек не чувствует себя во всем свободным и самодостаточным и поэтому уповает на высшую, потустороннюю силу.
В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, подлинный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании, в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, организационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.
Религиозное сознание основано на религиозной вере. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении событии, в предполагаемом поведении человека, истинности идеи при дефиците информации.
Слово «вера» в русском языке обозначает два совершенно разных явления (в других языках для этих явлений имеются разные обозначения; например, в английском – faith и belive). Первое значение слова «вера» – «доверие», «принятие чего-либо без доказательств», например: «…я верю в то, что Волга впадает в Каспийское море, хотя сам я это еще не видел». Это вера-доверие, belive. Вера же в религиозном смысле – это не просто признание факта, что Бог есть и Он прав, а, прежде всего, личностное самоопределение по отношению к знанию о Высшей реальности. Верить в этом смысле – значит согласовывать каждую свою мысль и каждое свое действие с тем фактом, что есть Бог, ад, рай, сверхъестественная реальность, оказывающая влияние на нашу судьбу. Это вера-faith, «горячая», заинтересованная вера.
Религиозная вера – это чувственное отношение человека к богу, уверенность в том, что он есть и мы зависим от него. Вера появляется в неопределенной ситуации, поэтому действие человека в соответствии с ней связано с риском, необходимостью проявления волевых качеств. Вера в обыденности быстро угасает. Религиозная же вера возникает по поводу про­цессов, имеющих для человека жизненно важный смысл и представляет сплав знаний и эмоций. Объектом религиозной веры может быть не только Бог, но и Родина, народ, будущее и т.д. Как сказал поэт: «В Россию можно только верить»…

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.



Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое религия?

2. Что является изначальным элементом всякой религии?

3. Каковы основные функции религии?

4. Какие науки изучают религию?

5. Как можно классифицировать религии, существующие в современном мире?

6. Какова роль религии в жизни человека и общества?

Литература:



Авдиев В. И. История Древнего Востока. М., 1953,

Бросс Ш. О фетишизме. М.,1973.

Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. М.,1959.

Керан К. Боги, гробницы, ученые, М.,1963.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции М., 1963

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1952.

Мифы народов мира, 2-е изд. М. 1987, т. 1-2

Мифологический словарь. (Под ред. Е.М. Мелетинского) М.,1991.

Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии, М.,1967.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.,1989.

Токарев С.А.. Ранние формы религии и их развитие М.,1964.

Токарев С.А. Религия в историй народов мира. М.,1986.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.,1983.

Шпажников Г.А. Религии стран Африки. Справочник М.,1981.

Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.,1987.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница